ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2024
Просмотров: 696
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX в.
1. Историческое знание, его формы и функции.
2. Понятие и классификация исторических источников.
3. Методы, теория и методология исторической науки.
1. Богословский (теологический) подход.
4. Постпозитивизм и постмодернизм.
4. Основные направления и школы отечественной историографии.
5. Место России во всемирной истории. Российский исторический опыт в контексте мировой истории.
Лекция № 2. Истоки славян и Руси. Древняя Русь.
2. Становление древнерусского государства, его социальная сущность. Культура Древней Руси.
1. Ордынское нашествие XIII в., крестоносный натиск и их последствия. «Дюденева рать» 1293 г.
2. Основные модели социального развития русских земель в XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв.
3. Сословия на Руси к началу XVI в. Эволюция сословий в XVI-XVII вв.
1. Русь в XVI в. Реформы 1550-х гг. И опричнина Ивана IV.
2. Русь в XVII в., культура страны в XVI-XVII вв. И церковный Раскол.
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
1. Роль природного фактора в экономике и истории России до XIX в.
3. Модернизация России в XVII –XVIII вв.
1. Внутреннее развитие России в дореформенное время.
2. Внешняя политика России в XIX в.
4. Общественная мысль и особенности общественных движений России XIX века. Русская культура XIX в.
Раздел II. Россия в 1900-1985 гг.
1. Реформы начала XX в. В России. Политические партии России начала XX в.
2. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв. Первая Мировая война.
2. Сталинизм и его социальная сущность.
3. Внешняя политика ссср в 1929-1941 гг. Ссср в 1941-1943 гг.
1. Частичная десталинизация и противоречия хрущевского периода отечественной истории.
3. «Холодная война» в середине 40-х – середине 80-х гг. XX в. И ее роль в истории России и мира.
Раздел III. Россия со времени начала перестройки до наших дней.
1. Ход перестройки в 1985-1990 гг.
3. Внешняя политика ссср и России в 1985-1993 гг. Капитуляция перед Западом.
4. Культура ссср и России в 1985-1993 гг. Возрождение роли религии в обществе.
1. Реформы б.Н. Ельцина и их социальный смысл. Вопрос об общественном строе тогдашней России.
2. Внешняя политика России в 1993-1999 гг. Внешняя политика в.В. Путина.
3. «Чеченские войны» и их значение в истории современной России.
4. Внутренняя политика в.В. Путина.
В 1996-1999 гг. Чечня вновь существовала как независимое военно-мафиозное государство. По признанию самих вайнахов, эти годы были самыми страшными, даже страшнее периода войны как таковой. Славян в республике уже почти не оставалось, о промышленности же на территории лежащей в руинах Чечни говорить уже не приходилось. К тому же, прекрасно вооружённые боевики, разумеется, и не стремились к мирной жизни. Поэтому начинаются кровавые межтейповые столкновения и обращение в рабов уже не славян, а самих вайнахов.На территории Чечни существовало несколько крупных рабских рынков. Наиболее крупный из них был расположен на площади имени Дружбы народов в самом Грозном.В таких условиях даже некоторые ярые противники России стали понимать, что чеченское общество идёт к гибели, и даже обращались по этим вопросам к своему старому боевому соратнику - президенту. Однако, А. Масхадов так и не решился урезонить бандитов и торговцев людьми.
К тому же положение дел здесь значительно осложнялось и межконфессиональной враждой. Большинство населения Чечни, как и всего Северного Кавказа, исповедует ислам суннитского толка. В 90-х же годах в регионе очень быстро распространяется ваххабизм – еретическая секта, не признающая традиционных мусульманских святынь, Священного Предания суннитов – Сунны, и Каабы в Мекке.Ваххабиты были очень агрессивны по отношению как к иноверцам, так и к суннитам.Распространение здесь этой секты связано с беспрецедентными финансовыми вливаниями из Саудовской Аравии, где ваххабизм исповедует королевская семья.Ваххабиты стремились ввести в правовую систему Чечни нормы исламского религиозного права –шариата, часто не соответствующего горским традициям.К примеру, за многие преступления по шариату полагается порка, иногда даже публичная. Для мужчины же данное наказание считается у горцев очень позорным. Все эти обстоятельства вызвали вражду сторонников данной секты с чеченскими суннитами и с суннитским духовенством.
Кроме того, следует специально подчеркнуть, что в рассматриваемые годы чеченская экономика явно агонизировала. Ситуацию могла бы выправить незаконная торговля нефтью и нефтепродуктами, но дело здесь осложнялось борьбой в верхах самопровозглашённой Ичкерии. Сам А. Масхадов ориентировался на союз с нефтяными магнатами Великобритании, а Ш. Басаев – США. По приказу А. Масхадова, в основном, руками русских рабов, в горах был проложен туннель для нефтепровода, который должен был соединить Чечню и порты Грузии – места для подхода танкеров магнатов «цивилизованной» Великобритании. Тогда Арби Бараев, один из самых жестоких полевых командиров ликвидированный ФСБ только в конце июня 2001 г., по приказу Шамиля Басаева убил нескольких граждан этой страны и других членов Британского Содружества – Австралии и Новой Зеландии. Всем им отрезали головы. Это было сделано специально для того, чтобы данное преступление приобрело серьёзный международный резонанс,и сделка сорвалась.
После данных событий верхушке оставался лишь один путь для решения проблем, стоящих перед независимой военно-мафиозной Ичкерией – внешняя экспансия. Идти на север было невозможно, поскольку там уже начиналась степная полоса, где боевики довольно быстро были бы разбиты федеральными силами. На западе начиналась Ингушетия с дружественно настроенным к боевикам президентом Русланом Аушевым, где легализовывались деньги организованных преступных группировок, а участники незаконных военных формирований отдыхали и лечились после боёв с федеральными силами. Следовательно, вести войну здесь было явно нецелесообразно. Не решились боевики идти и на грузинскую территорию. Насколько можно понять, с местными чиновниками у них сложились отношения, аналогичные связям с тогдашними лидерами Ингушетии.
Таким образом, открывался только один путь – на восток, в Дагестан. Учитывая традиционные противоречия между Чечнёй и народами этой северокавказской республики, а также тем фактом, что войну здесь было довольно сложно провозгласить малым джихадом с канонической точки зрения, ни один из ваххабитских лидеров Северного Кавказа не решился дать Ш. Басаеву фетву (благословение) на проведение здесь «священной войны». Это благословение ему дали экстремистские лидеры Саудовской Аравии и Пакистана.Итак, в августе 1999 г. отряды Шамиля Басаева вторглись на территорию этой северокавказской республики. Плацдармом для начала операции стала так называемая «Кадарская зона», т.е. земли около двух пограничных аулов Дагестана – Карамахи и Чабанмахи, захваченные ещё раньше и заблаговременно превращённые в мощный узел обороны. Однако, тогда им противостояло уже не предыдущее мягкотелое или же откровенно коррумпированное руководство. Так, буквально за месяц-полтора до басаевского вторжения тогдашний Председатель Правительства С. Степашин совершил «визит мира» в «Кадарскую зону» и даже назвал окопавшихся здесь боевиков«мирными и работящими парнями».
Новое Правительство - Правительство В.В. Путина - начинает уже настоящее, а не мнимое противодействие бандитам, опираясь на глубоко продуманное взаимодействие силовых структур. В таких условиях не удивительно, что боевики вскоре были разгромлены. В.В. Путин начинает использовать и многочисленные слабые места «шариатской республики», обнажившиеся в эти месяцы. Так, с началом вторжения отряда Басаева Дагестан сплачивается вокруг российских силовых структур. Например, в решающий момент дагестанский ОМОН отказался бросить на произвол судьбы русских милиционеров, хотя Басаев предлагал им спокойно уйти. Отряды самообороны создают даже живущие здесь чеченцы-аккинцы, приветствовавшие его в июне 1995 г. после захвата Будённовска, не говоря уже о даргинцах, аварцах, лакцах и др. О «свободе от России» нигде на Кавказе тогда уже не вспоминали, настолько романтическая риторика начала 90-х отличалась от жуткой действительности зинданов и площади Дружбы народов.Оскорбления традиционных исламских святынь ваххабитами Басаева также открыли глаза очень и очень многим.Уровень воодушевления в Дагестане в рассматриваемое время достиг уровня воодушевления свободолюбивых горцев в годы Великой Отечественной войны. Дагестанские женщины, к примеру, молились за православных русских солдат и приносили им продукты.
Далее федеральные силы захватывают контроль над районами Чечни, расположенными к северу от Терека. В ответ на успех российских войск осенью 1999 г. происходят чудовищные теракты – взрывы домов в Москве, Санкт-Петербурге и Волгодонске.После этого, по словам В.В. Путина, российское руководство принимает решение о необходимости ликвидировать военно-мафиозную «шариатскую республику».Так начинается вторая чеченская компания.На сторону России переходят многие прозревшие простые чеченцы и даже полевые командиры. Учитывая тот факт, что на Северном Кавказе по-прежнему сохраняется кровная месть, а в 90-х гг. очень многие вайнахи потеряли своих родственников, убитых или похищенных боевиками, ясно, что Россия поневоле приобрела здесь многочисленных и искренних союзников. Одним из них стал бывший сподвижник Аслана Масхадова - верховный муфтий Чечни Ахмад-хаджи Кадыров, позднее ставший Президентом Чеченской республики. Вместе с ним на сторону России перешёл и тейп, который он возглавлял – тейп Центорой. Больше всего российских военнослужащих погибло тогда, когда боевики во главе с Басаевым и саудовским экстремистом Эмиром аль-Хаттабом решили прорваться с территории республики, и путь им преградили псковские десантники. В том бою они полегли почти все. Довольно быстро правительственные военные силы вторично подчиняют себе территорию Чечни. 29 февраля 2000 года ими был освобождён последний районный центр Чечни – Шарой.
После этого активные боевые действия закончились, но периодически совершаются теракты, становящиеся всё более и более жестокими. Погиб Президент Чечни Ахмад-хаджи Кадыров, в результате теракта получил тяжёлое ранение Президент Ингушетии Мурат Зязиков, сменивший более чем лояльно относившегося к боевикам Руслана Аушева. Погибли, однако, и такие одиозные фигуры, как Эмир аль-Хаттаб и А. Масхадов, был захвачен и умер в тюрьме С. Радуев. В ходе спецоперации ФСБ в конце июня 2001 г. был уничтожен один из самых жестоких полевых командиров Арби Бараев. Наиболее известные из терактов произошли в Каспийске, в Москве при захвате театра на Дубровке и, особенно, в г. Беслане в Северной Осетии 1-3 сентября 2004 года. Бесланская трагедия превзошла даже будённовскую. Основными жертвами здесь стали дети, пришедшие в школу 1 сентября. Бандиты проявили в Беслане исключительную, поражающую воображение жестокость.
Тем не менее, происходит постепенное восстановление Чечни, переход её к мирной жизни, восстановление промышленности, школ и больниц. При всём несходстве исторической и правовой ситуаций можно сказать, что В.В. Путин не повторил стратегическую ошибку правительственных кругов Израиля,которые бросили в начале 90-х умеренное крыло палестинской элиты во главе с Я. Арафатом на произвол судьбы в стране с разрушенной экономикой. Тем самым израильские верхи сами спровоцировали здесь настоящий всплеск терроризма. В России тоже находились общественные деятели, например, С. Говорухин, которые призывали отделить территорию Чечнии оставить её народ один на один с разрушенной экономикой и с боевиками.Что бы в таком случае произошло, догадаться несложно.
Заканчивая чеченскую тему в новейшей российской истории, невозможно обойтись без анализа ещё двух сложных и достаточно деликатных тем – степени вины самого чеченского общества в вышерассмотренных кровавых событиях и международного фона исследуемых событий. Прекрасно отдавая себе отчёт в малой изученности данной проблематики вообще, постараемся, по возможности объективно, осветить их. Чеченская трагедия – это крайнее выражение процесса кризиса и распада многонациональной государственности, объединяющей народы, относящиеся к разным цивилизациям, с различной культурой и системой ценностей.Кровь и грязь этих войн – это своего рода «горькое похмелье» после романтической риторики «всеобщей свободы», будь то «свобода» от государственности вообще, «от русского империализма» или «русских поработителей». По нашему глубокому убеждению, кровавые конфликты при распаде СССР или Российской империи -это не индикаторы некоей изначальной ущербности изучаемых государств.Межцивилизационные, а порой и межэтнические конфликты – это всегда конфликты, имеющие ценностную составляющую.Подобные конфликты можно только притушить, ослабить, сделать «тлеющими», но их нельзя уничтожить раз и навсегда, исключив, самое главное,возможность рецидива.
Разумеется, многие представители чеченского общества, прямо или, чаще, косвенно, оказались втянутыми в рассматриваемые негативные процессы, как правило, на волне эйфории «всех и всяческих» свобод или будучи вынужденными, согласно древним обычаям, поддерживать земляков из своего тейпа. Но следует признать, что если бы в подобную эйфорию не был бы втянут русский народ как государствообразующий, СССР, изменив, разумеется, свою социальную сущность, существовал бы и поныне. Да, среди ныне живущих вайнахов есть немало рабовладельцев и даже работорговцев. Однако, не следует забывать и о другом. За годы правления здесь Дудаева и Масхадова из республики бежало больше вайнахов, чем славян,и далеко не все из них просто бежали от войны. Честным труженикам, рабочему классу и интеллигенциив такойЧечне делать было явно нечего. Не следует забывать, как многие чеченцы, рискуя жизнью, спасали своих соседей-славян от боевиков. Если же таковые попадались – пощады не было. Им, в лучшем случае, рубили головы. От очевидцев нам довелось услышать и немало рассказов о том, как местные жители выводили из-под огня российских солдат-срочников во время самых страшных боёв в Грозном в первую компанию.
Что же касается международного фона данных событий, то можно сказать, что эту войну российская многонациональная армия вела не только с Д. Дудаевым или Б.А. Березовским, но и со всем «террористическим интернационалом», в том числе и с его авангардом – организацией «Основа» («Аль-Каида»).Замешаны здесь и многие государства Ближнего и Среднего Востока, в первую очередь, Саудовская Аравия. Каждую неделю, к примеру, вице-президент «шариатской республики» Зелимхан Яндарбиев собирал в данном регионесотни тысяч долларов «на джихад в России».На деньги ваххабитов, в частности, в Урус-Мартане был создан тренировочный лагерь для боевиков«Кавказ».В 1996 г. его лично инспектировалУсама бен Ладен.Чеченские компании явно имеютнекоторые черты очередной русско-турецкой войны, поскольку бандитам немало помогали и граждане Турции – члена «цивилизованного сообщества», страны, входящей в НАТО. Следует также признать, что весьма благожелательно относился и относится к боевикам и сам Запад. Во всех крупных городах этих стран в исламских экстремистских организациях до недавнего времени можно былолегально сдать деньги для чеченских боевиков.Только с 2004 г. (!) США стали относить Шамиля Басаева к террористам. Некоторые британские организации, как недавно доказала ФСБ, помогали боевикам, например, обучали их. Как говорится, комментарии в данном случае излишни.
Выводы.
В августе-декабре 1991 года, в результате непродуманных действий тогдашнего российского руководства созданная на территории Чечни шовинистическая организация – Объединённый конгресс чеченского народа – получает огромное количество оружия и добивается избрания своего лидера Президентом республики. В 1991-1994 гг. здесь создаётся независимое военно-мафиозное государство, основой экономики которого стала незаконная торговля нефтью и нефтепродуктами, а также торговля наркотиками, оружием и людьми. В 1994-1996 гг. в ходе первой чеченской компании оно было разгромлено, но ряд олигархов, которым независимая Ичкерия была необходима как база для грандиозных мошеннических операций и для ослабления государства вообще, не допустили его уничтожения. В 1996-1999 гг. она вновь существовала как независимое государство. В эти годы в республике шли кровавые столкновения, теперь уже, в основном, между чеченцами, поскольку славян здесь уже почти не оставалось. В августе 1999 г. началось вторжение боевиков в Дагестан, которое было разгромлено. Федеральные силы к началу 2001 г. вновь освободили Чечню от бандитов, но с тех пор периодически происходят террористические акты, становясь всё более и более жестокими.Чеченская трагедия – это крайнее выражение процесса кризиса и распада многонациональной государственности, объединяющей народы, относящиеся к разным цивилизациям, с различной культурой и системой ценностей.Что же касается международного фона данных событий, то можно сказать, что эту войну российская многонациональная армия вела не только с Д. Дудаевым или Б.А. Березовским, но и со всем «террористическим интернационалом», в том числе и с его авангардом – организацией «Основа» («Аль-Каида»).