ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 584
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3
Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51
Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта
1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение
Эластичность спроса и предложения
1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика
1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
1.14. Система организации труда
1.15. Производительность труда
1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы
1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.
1.21. Создание и продвижение товара.
1.22. Менеджмент рекламной деятельности
Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии
Глава 2. Финансовая система и политика государства
2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства
2.2. Безработица: сущность, виды, последствия
2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике
2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.
2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.
2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы
2.12. Теория и практика налогообложения
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
2.14. Классификация налогов и сборов.
2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
1. Культурные блага являются общественным благом;
Факторинг– разновидность торгово-комиссионных операций. Его основной целью является немедленное получение средств продавцом независимо от платежеспособности покупателя. Между продавцом и банком заключается договор, согласно которому банк приобретает у хозяйствующего субъекта-продавца право на взыскание дебиторской задолженности у покупателя и в течение 2-3 дней перечисляет продавцу 70-9-% суммы задолженности. После получения платежа по счетам от покупателя банк перечисляет продавцу остаток суммы долга за вычетом процентов за кредит и комиссионных вознаграждений.
Банковская прибыльскладывается за счет следующих источников:
1) Разница между ссудным процентом (от активных операций) и процентом по депозитам (от пассивных операций) называется маржей.
2) Проценты и дивиденды от вложений в ценные бумаги.
3) Комиссионные за банковские услуги.
4) Прибыль от учредительства, биржевых сделок.
5) Доходы по доверительным операциям.
6) Доходы от внешних операций (валютные сделки).
После вычета из валовой прибыли расходов по осуществлению операций, зарплаты сотрудников банка, других расходов образуется чистая прибыль, из которой выплачиваются налоги, дивиденды акционерам, отчисляются средства в резервный фонд. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка составляет норму банковской прибыли.
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
Сущность и цель денежно-кредитной политики. Методы денежно-кредитной политики центрального банка
Экономическая политикаставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Роль экономической политики резко выросла в годы Великой депрессии.На протяжении 1930-60 гг. макроэкономическая теория находилась под влиянием идей Кейнса и его последователей. Кейнсианство игнорировало сколь либо существенную роль денег в экономике, и это отражалось на государственной политике. Главной задачей правительства считалось достижение полной занятости через изменения в бюджетно-налоговой политике.
Денежная теория не находила в этот период своего практического применения. В 1900 году в мире существовало всего восемнадцать центральных банков. Помимо стран Европы они действовали лишь в Японии и Индонезии. Их денежно-кредитный инструментарий был крайне примитивен и прост. Единственное, чем занимались денежные власти, так это поддержанием фиксированного валютного курса к золоту. Ошибки центральных банков в области регулирования в период мировой депрессии 1930-х гг. породили в обществе мнение, что денежно-кредитная политика мало на что способна.
Лишь небольшое число специалистов интересовало изучение взаимосвязи денег, номинального дохода и инфляции. В частности, Кларк Варбуртон в 1945-53 гг. опубликовал ряд статей, посвященных оценке взаимосвязи перечисленных переменных. Варбуртон обнаружил, что увеличение денежного предложения ведет к росту инфляции и влияет на реальный ВВП. К несчастью, работы ученого не привлекли должного внимания, и появление на свет нового направления в экономической политике (монетаризма) было отложено. А в 1950 году Милтон Фридмен (США) возглавил проект изучения роли денег в деловом цикле. Интенсивные эмпирические исследования М.Фридмена и группы студентов Чикагского Университета под его руководством воплотились в серию трудов по истории и теории денежного обращения. Первым из них стал сборник статей «Исследования по количественной теории денег», вышедший в 1956 году. Затем последовала «Монетарная история Соединенных Штатов за 1867-1960 гг.» в соавторстве со специалистом по экономической истории Анной Шварц.
Монетаристы показали, что центральный банк, манипулируя предложением денег, может добиться необходимого эффекта на экономику.
Под денежно-кредитной политикойпонимается политика регулирования денежной массы и денежного обращения, поэтому её называют так же монетарной политикой. Монетарная политика может проводиться правительством и центральным банком.
Под денежно-кредитной политикой правительствапонимается политика в части: финансирования дефицита госбюджета за счет займов; использования профицита бюджета для стерилизации денежного предложения; эмиссии и погашения государственных ценных бумаг; предоставления бюджетных кредитов и кредитов институтов развития предприятиям; субсидирования бюджетом процентных ставок; помощи банкам. Но основными рычагами воздействия на денежную массу обладает центральный банк.
Цель монетарной политики центрального банка – достижение стабильности экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.
Данная цель достигается при помощи определенных методов.Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно - кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентирование отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д.Основными общими инструментами денежно – кредитной политики являются изменения учетной ставки (ставки рефинансирования), норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.
Изменение учетной ставки– старейший метод денежно – кредитного регулирования. В его основе лежит право Центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставляемые средства Центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой (ставкой рефинансирования). Таким образом, учетная ставка – это «цена» дополнительных резервов, которые Центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.
При снижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Снижается и процент, по которому коммерческие банки предоставляют ссуды предпринимателям, населению. Предприниматели берут кредиты для развития бизнеса, население, увеличивая покупки в кредит, стимулирует спрос на товары. В итоге – деловая активность растет, но при этом могут увеличиваться цены.
При повышении ставки рефинансирования происходит обратный процесс. Спрос на ссуды Центрального банка сокращается. Это замедляет темпы роста предложения денег и повышает ставку ссудного процента в коммерческих банках. «Дорогой» кредит предприниматели берут реже, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства. Деловая активность сокращается, а население, при высоком банковском проценте, охотнее несет деньги в банк, а не на рынок, следовательно, цены снижаются, инфляция сокращается.
Изменение центральным банком учётной ставки, её увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешёвых» денег.
Политика «дорогих» денег (учётная ставка повышается) проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Политика «дешевых» денег (учётная ставка уменьшается) проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия.
С 1999 по 2007 год Банк России постепенно понижал учетную ставку с 80% в июле 1998 года до 10% в феврале 2008 года. Стимулирование деловой активности привело к сокращению безработицы с 12,2% в 1999 году до 7,4% в 2007 году.
В первой половине 2008 года инфляция рассматривалась как более серьезная опасность, чем мировой кризис. Инфляция за первый квартал 2008 года составила 4,8% против 3,4% за аналогичный период 2007 года. Поэтому Банк России начал повышение ставки рефинансирования. К тому же новые ставки рефинансирования способствовали повышению привлекательности депозитов. В 2008 году учетная ставка в течение года последовательно повышалась шесть раз и с 1 декабря 2008 года по апрель 2009 года составила 13%. Требования времени по борьбе с кризисом, стимулированию деловой активности, сокращению безработицы привели к снижению ставки, и в марте 2010 года она составляет 8,5%.
Таким образом, анализируя движение учетной ставки центрального банка, мы можем сделать вывод о том, какие цели центральный банк на данный момент считает приоритетными: стимулирование деловой активности, сокращение безработицы или снижение темпов роста цен.
Регулирование нормы обязательных резервовкоммерческих банков также является важнейшим инструментом денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ. Обязательные резервы – установленная часть ресурсов коммерческих банков, внесённых по требованию властей на беспроцентный счёт в Центральном банке.
Этот инструмент денежно-кредитной политики является прямым методом воздействия на величину банковских ресурсов, поскольку увеличение норм обязательных резервов ограничивает возможности кредитования и депозитной эмиссии. Впервые метод был введен в 1863 году в США, в настоящее время входит в число инструментов денежно-кредитной политики в подавляющем большинстве стран.
В России формирование резервов банковской системы происходит сравнительно недавно, с 1991 года, чем можно объяснить многие сложности в механизме правового регулирования.
Законом «О Центральном Банке (Банке России)» [2] предусмотрены следующие условия применения обязательных резервов:
1. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров.
2. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
3. Нормативы обязательных резервов не могут быть изменены единовременно более чем на пять пунктов.
4. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесённых средств, а также штраф в установленном им размере не более двойной ставки рефинансирования.
5. При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в банке денежные средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.
Предположим, Центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно изменить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы, чтобы выполнить требование Центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдадут другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению денег на текущих счетах, и следовательно, к снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов, банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.