Файл: конспект лекций ЭСС.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 502

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3

Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51

Введение

Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта

1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение

Эластичность спроса и предложения

1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика

1.3. Формы организаций

1.4. Теория капитала

1. 5. Основной капитал

1.6. Оборотный капитал

1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы

-Валовой доход или выручка от реализации (tr), который равен цене продукта (р), умноженной на количество проданных единиц:

1.8. Себестоимость

1.9. Прибыль

1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия

1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.

1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями

1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования

2. Финансовые:

1.14. Система организации труда

1.15. Производительность труда

1.16. Заработная плата

1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы

1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы

1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.

1. 20. Жизненный цикл товара.

1.21. Создание и продвижение товара.

1.22. Менеджмент рекламной деятельности

Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии

Глава 2. Финансовая система и политика государства

2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства

2.2. Безработица: сущность, виды, последствия

2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.

2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика

2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы

2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика

2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.

2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы

2.11. Внебюджетные фонды

2.12. Теория и практика налогообложения

2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения

2.14. Классификация налогов и сборов.

2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе

2.16. Налоговая политика.

2.17. Особенности экономических отношений в сфере образования и формы финансирования образовательной деятельности

2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности

1. Культурные блага являются общественным благом;

2.19. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Список литературы

Сокращение денежной массы приводит к снижению инфляции, но банки в новых условиях сокращают кредитование предпринимателей и населения, а значит, уменьшают деловую активность.

Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Денежная масса растет, увеличивается деловая активность, но и инфляция увеличивается.

В 1991 году норматив перечислений составлял 2% от объема привлеченных коммерческими банками средств. Постепенно резервная норма повысилась до 15%, что было обусловлено политикой сдерживания высокой инфляции. До 1998 года определенная политика установления нормативов обязательных резервов отсутствовала. Нормативы и снижались, и росли. Но в августе, сентябре и декабре 1998 года резервная норма снижалась. Данная кредитно-денежная политика в условиях роста спроса со стороны коммерческих банков на валюту, на наш взгляд, являлась непрофессиональной и способствовала резкому падению курса рубля.

В период финансового кризиса для повышения деловой активности норматив резервов был резко снижен в 2008 году до 0,5%. В настоящее время он равен 2,5%.

Операции на открытом рынке– это операции центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских облигаций и прочих ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки.

Если ЦБ продает ценные бумаги, то в обмен получает деньги и денежная масса у коммерческих банков и населения начинает уменьшаться. Банки меньше кредитуют население и предпринимателей, деловая активность и инфляция снижаются. В случае выкупа ценных бумаг у коммерческих банков ликвидные ресурсы банков увеличиваются, деловая активность растет.

Операции на открытом рынке также следует отнести к старейшему методу кредитного регулирования (применялись в Англии уже в 30-е годы XIX века), но их активное использование началось лишь после Второй мировой войны, главным образом в США, Великобритании, Канаде там, где имелся развитый рынок государственных ценных бумаг.

Для практики проведения Центральным Банком операций на открытом рынке первичным является определение списка ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленной цели. Можно выделить три основных критерия, соответствие которым является необходимым условием для попадания в такой список: низкий кредитный риск; высокая ликвидность, которая подразумевает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг владельцев ценных бумаг; обращение на организованном рынке. При соблюдении названных критериев ценные бумаги могут быть использованы Центральным банком для операций на открытом рынке. Классическим видом ценных бумаг, используемых для операций на открытом рынке, являются государственные ценные бумаги.


Три наиболее распространенных инструмента воздействия на денежно-кредитную систему в зависимости от экономической конъюнктуры и степени разлаженности финансовой системы могут дополняться рядом других.

Важным инструментом центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования. Центральный банк является проводником государственной валютной политики в большинстве стран. Официальные валютные резервы находятся в ведении государственных ведомств – министерства финансов (или казначейства) и центрального банка. При этом их собственником в любом случае остается государство.

К селективным методам денежно – кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление кредитных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д.

В системе денежно-кредитной политики государства имеются и такие меры, как государственная регистрация коммерческих банков, определение размера уставного капитала и ряд других. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно – кредитной политики Центральный банк использует одновременно совокупность инструментов. Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно – кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно – кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно – кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Литература: 2, 11, 21, 22,25


2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике

Сущность финансов. Функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике

Финансы-это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения социально-экономического развития страны.

Понятие финансов неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. Финансы часто отождествляют с понятием деньги, однако, это разные, хотя и взаимосвязанные понятия.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров и представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей.

Финансы- это экономический инструмент распределения ВВП и НД. Финансы это не сами денежные средства, а отношения по поводу образования и использования централизованных (созданных на общегосударственном уровне) и децентрализованных (на уровне хозяйствующих субъектов) фондов денежных средств. Основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов является национальный доход (НД). Централизованные финансовые ресурсы это результат перераспределения НД через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. На основе распределения и перераспределения НД создаются централизованные государственные фонды денежных накоплений (госбюджет) и внебюджетные (социальные) фонды. Другая часть НД остается в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций) и образует децентрализованные фонды.

Государство для осуществления своих функций должно располагать соответствующими ресурсами в виде денежных фондов.

Таким образом, финансы - объективно необходимая экономическая категория, которой присущи следующие основныепринципы:

1)единство законодательной и нормативной базы;

2)открытость и прозрачность;

3) разграничение полномочий и предметов ведения;

4)целевая ориентированность;

5)экономичность и рациональность;

6)управляемость финансовыми потоками.

Особенности финансов в отличие от других распределительных денежных отношений:

- финансовые отношения порождены общественными потребностями в социально-экономическом развитии; финансовые отношения обязательно организуются государством; финансы реализуются в денежных фондах целевого назначения;


- финансы всегда носят безвозмездный и строго целевой характер.

Все финансовые отношения можно поделить на группы:

- отношения между государством и отдельными хозяйствующими субъектами по распределению созданной в сфере материально производства стоимости;

- отношения между предприятиями материального производства и учреждениями нематериального производства, возникающие при перераспределении чистого дохода предприятий; отношения по перераспределению централизованного чистого дохода;

- перераспределительные отношения, направленные на создание резервов и страховых запасов и их использование.

Функции финансов:

Распределительная функция - связана с распределением стоимости произведенного ВВП, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение НД заключается в создании так называемых основных, первичных доходов среди участников материального производства, которые не образуют общественных денежных средств, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, содержания органов государственной власти, обеспечения обороноспособности страны, содержания нетрудоспособных членов общества( инвалидов, пенсионеров).

Контрольная функция - порождена распределительной функцией и проявляется прежде всего в контроле за распределением ВВП и НД по денежным фондам и их целевым использованием. Контроль осуществляется финансовыми органами путем проверки законности денежных распределения средств, полноты уплаты налогов.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью финансового механизма.

Литература: 7,8,11, 12


2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.

Понятие госбюджета. Бюджетная система. Функции госбюджета

Государственный бюджет - это финансовые отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения НД в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей. Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы страны. Основной источник формирования бюджета- НД, но может пополнятся за счет национального богатства Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, который имеет правовую форму, является юридической категорией и имеет силу закона.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система России состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,

2) бюджеты субъектов РФ ( территориальных бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3)местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны. Обособленным понятием является консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов на данной территории и являются статистическим сводом бюджета.

Бюджет выполняет следующие функции:

-Перераспределения полученных средств НД и ВВП;

-Регулирования и стимулирования различных сфер экономики государства;

-Формирование централизованного фонда денежных средств с помощью налогов и займов;

-Расходование средств централизованного фонда;

-Контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств;

-Распределение процессов в народном хозяйстве;

-Регулирование отраслей хозяйства и учреждений непроизводственной сферы.

Принципы бюджета:

Единство бюджетной системы – используется единая правовая база и единая документация на всех уровнях системы. При этом существует единый порядок финансирования расходов, а также принципов бюджетного процесса на территории РФ;

Самостоятельность бюджетов разных уровней- основывается на праве законодательных органов власти самостоятельно осуществлять бюджет, на наличие собственных источников доходов бюджета, регулирующих доходов., на праве самостоятельно определять источники финансирования дефицита, на недопустимости компенсации потерь за счет других уровней бюджета.