ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 574
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3
Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51
Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта
1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение
Эластичность спроса и предложения
1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика
1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
1.14. Система организации труда
1.15. Производительность труда
1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы
1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.
1.21. Создание и продвижение товара.
1.22. Менеджмент рекламной деятельности
Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии
Глава 2. Финансовая система и политика государства
2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства
2.2. Безработица: сущность, виды, последствия
2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике
2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.
2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.
2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы
2.12. Теория и практика налогообложения
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
2.14. Классификация налогов и сборов.
2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
1. Культурные блага являются общественным благом;
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
Понятие рентабельности как показателя оценки эффективности деятельности предприятия. Показатели рентабельности
В роли показателя эффективности работы предприятия выступает рентабельность. Рентабельность – это показатель экономической эффективности производства и реализации продукции или оказание услуг; или относительный показатель для оценки эффективности работы предприятия (т.е. производственные средства, которыми обеспечивается прибыль). В общем виде рентабельность показывает отношение результата к затратам:
Р = Рез/Зат • 100% (%),
где: Рез – результат, в качестве которого могут выступать прибыль, объем производства, изменение себестоимости;
Зат– затраты, в качестве которых могут выступать текущие и единовременные затраты, производственные фонды, капиталовложения.
Для оценки эффективности работы предприятия принято рассматривать четыре вида рентабельности:
рентабельность выпуска(Рт), т.е. сколько мы имеем прибыли на 1 руб. текущих затрат:
Рт = Прт/Sпрт • 100% (%),
где: Прт – текущая прибыль,
Sпрт – текущие затраты.
рентабельность реализованной продукции(Рт):
Рт = ПрРП /SпрРП • 100% (%),
где: ПрРП– прибыль от реализованной продукции,
SпрРП– затраты на выпуск реализованной продукции.
рентабельность единицы продукции(Ред):
Ред= (Цед – Sпред) / Sпред • 100% (%),
где: Цед – цена за единицу продукции,
Sпред– затраты на выпуск единицы продукции.
общая рентабельность(Р∑):
Р∑ = Пр∑ / (Кср.г + ОбСрнорм) • 100% (%),
где: Пр∑– общая прибыль предприятия,
Кср.г– среднегодовая стоимость основных фондов,
ОбСрнорм– нормированная стоимость оборотных средств.
Литература: 17, 23
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
Понятие и характеристика основных статей сметы для бюджетных учреждений и методы их расчета. Характеристика сметы по внебюджетной деятельности
Смета -это утвержденный в установленном порядке финансовый акт, определяющий объем, целевое направление бюджетный ассигнований и их поквартальное распределение бюджетным учреждением.
Смета является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение и определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов (контроль за целевым использованием бюджетных средств). Согласно законодательным актам средства бюджета должны расходоваться эффективно и результативно. Соответствие реальной потребности и объема выделенных бюджетных ассигнований достигается путем внесения соответствующих корректировок. Так получатель бюджетных средств направляет ( в соответствии с возникшей потребностью ) своему главному распорядителю мотивированную просьбу о перераспределении бюджетных ассигнований между статьями бюджетной классификации или о выделении дополнительных ресурсов по ее определенной статье.
В случае если главный распорядитель бюджетных средств удовлетворит просьбу, в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся соответствующие изменения.
В ходе составления проекта сметы бюджетное учреждение тщательно проверяет основные показатели его работы, целесообразность включаемых в смету расходов, установленные нормы и режим экономии бюджетных средств.
Необходимость в финансовых ресурсах по каждой статье обосновывается расчетным путем.
Для подтверждения расчетов берутся:
- данные штатного расписания, утвержденного вышестоящей организацией на основании действующих приказов министерства по штатным нормативам отрасли либо исходя из фактического объема работы и расчетного норматива нагрузки на одну должность в соответствии с законодательством РФ;
-ставки налогов и сборов, утвержденные исходя из налогового законодательства РФ;
-сведения о среднемесячной потребности в энергетических ресурсов (электро -, теплоэнергии, газе, воде);
-данные о тарифах на коммунальные услуги, услуги связи в соответствии с законодательными актами;
-заключенные договоры о пожарной и охранной безопасности;
-нормы расхода ГСМ, а также моющих, чистящих средств и т.д..
Обоснованность расходов оформляют в виде приложения к проекту сметы расходов.
Целевое использование бюджетных средств контролируются в рамках экономической классификации расхода бюджета, определенной Приказом Минфина РФ от 21.12.2005 № 152 « Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ». Все расходы подразделяются на четыре основные категории:
- 200 – расходы;
- 300 – поступления не финансовых активов;
- 500 – поступление финансовых активов;
- 600 – выбытие финансовых активов.
Основные виды расходов: 211 - Заработная плата; 212 - Прочие выплаты; 213 - Начисления на оплату труда; 221 – услуги связи; 222 - Транспортные услуги; 223 - Коммунальные услуги; 224 - Арендная плата за пользование имуществом; 225 - Услуги по содержанию имущества; 226- Прочие услуги; 290 - Прочие расходы; 310 - Увеличение стоимости основных средств; 320 - Увеличение стоимости нематериальных активов; 340- Увеличение стоимости нематериальных активов
Существуют следующие методы расчета сметы:
- нормативный метод, который основан на нормативах расходов на одного условного носителя расходного обязательства;
-метод индексации, предусматривающий увеличение объемов расходов за прошедший период на коэффициент увеличения;
-плановый метод, предусматривает использование в расчетах объемных (натуральных) показателей, пошаговое планирование, основанное на детальной проработке всех сторон деятельности учреждения
Смета по внебюджетной деятельности. Средства, полученные от приносящей доход деятельности – это средства из внебюджетных источников. Их получение и расходование определено законодательными актами РФ, решениями правительства РФ, в отдельных случаях нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами. (уставами ) учреждений.
Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам – документ, составляемый учреждением на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителям средств федерального бюджета и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников их образования и направлений использования в структуре показателей ведомственной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ
При составлении сметы по внебюджетным средствам отсутствует жесткая привязка подстатей экономической классификации расходов к конкретным кодам экономической классификации доходов как источника образования этих средств. Иначе, в расходной части сметы учреждение указывает те подстатьи ЭКР, по которым планируется приобретение товаров, работ, услуг.
Порядок составления сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности бюджетными учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности:
1.смета доходов и расходов по внебюджетным средствам составляется на текущий финансовый год в строгом соответствии с разрешением главного распорядителя, распорядителя на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности
2. в доходную часть сметы включаются ожидаемые в планируемом году поступления денежных средств по всем источникам образования внебюджетных средств с учетом остатка средств на начало года общей суммой
Основным кодом для бюджетных учреждений по доходам от предпринимательской деятельности является «Доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящий доход деятельности». Далее они делятся на подкоды, которые дают представление, о каких доходах идет речь:
- «Доходы от размещения денежных средств». К ним относятся доходы по акциям и облигациям;
- «Доходы от продажи услуг». Сюда входят доходы от предоставления платных услуг: образовательных, научных, консалтинговых. По ксерокопированию, переплету, хозяйственных, домов культуры, выставочных, по предоставлению жилья в общежитиях и гостиницах, издательских, полиграфических, по предоставлению путевок в санатории – профилактории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря и др;
- «Безвозмездное поступления от бюджетов бюджетной системы» Здесь аккумулируются поступления в виде дотаций и помощи от субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Пример целевые средства для выплаты стипендии студентам за счет мэрии, целевые средства субъектов РФ для развития материальной базы;
- «Прочие безвозмездные поступления». К ним относятся добровольные пожертвования, благотворительные взносы, внереализационные доходы, доходы от возмещения убытков за утерянные книги и журналы (библиотеки), доход от возмещения ущерба за утерянные пропуска, доходы, возникающие в результате курсовой разницы, поступающие в виде возврата излишне уплаченных налогов, доходы в виде целевых средств для выплаты стипендий студентам, обучающимся на военных кафедрах, в виде целевых средств от организаций, предприятий и частных лиц для выплаты стипендий студентам, аспирантам;
3. В расходной части сметы указываются направления расходования внебюджетных средств. Если бюджетное учреждение расходует внебюджетные средства в размере превышающем сметные назначения по определенному коду, то необходимо привести в соответствие смету и предоставить ее по месту открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств.;
4. Годовые сметные назначения в доходной и расходной частях должны быть равны.
При необходимости в течение финансового года учреждение может вносить уточнения в смету доходов и расходов. Порядок их внесения устанавливает главный распорядитель средств федерального бюджета. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем учреждения.
Литература: 10, 19, 23