ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 580
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3
Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51
Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта
1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение
Эластичность спроса и предложения
1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика
1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
1.14. Система организации труда
1.15. Производительность труда
1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы
1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.
1.21. Создание и продвижение товара.
1.22. Менеджмент рекламной деятельности
Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии
Глава 2. Финансовая система и политика государства
2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства
2.2. Безработица: сущность, виды, последствия
2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике
2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.
2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.
2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы
2.12. Теория и практика налогообложения
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
2.14. Классификация налогов и сборов.
2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
1. Культурные блага являются общественным благом;
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 Кодекса, в соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях гл. 25 Кодекса иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Доходы в целях налогообложения, согласно ст. 248 Кодекса, определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Расходами, как это установлено ст. 252 Кодекса, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. Понесенные расходы в целях налогообложения подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 321.1 Кодекса предусмотрено также, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Таким образом, расходы бюджетного учреждения, соответствующие критериям, установленным ст. 252 Кодекса, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если их покрытие не предусмотрено за счет средств бюджетного финансирования.
В случае если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением бюджетным учреждением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления такой деятельности, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности.
Имущество бюджетных учреждений, приобретенное за счет средств целевого бюджетного финансирования, как это предусмотрено п. 2 ст. 256 Кодекса, не подлежит амортизации.
Литература: 1, 10, 19, 20, 24
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
Сущность бюджетирования. Виды бюджетов. Достоинства метода бюджетирования
Бюджетирование - это тот инструмент финансового планирования, который не только позволяет предвидеть развитие предприятия в будущем, но и контролирует исполнение (добросовестное и качественное) поставленных целей.
Идея бюджета заключается в создании структуры доходов и расходов, планировании их в рамках этой структуры, сопоставлении планируемых данных с фактическими.
Одним из достоинств бюджета является его наглядность, облегчающая понимание его любым пользователем, даже не искушенным в вопросах финансового планирования.
Стоит отметить, что понятие «бюджет» для различных предприятий различно. Теоретически определение остается одинаковым, но практически, если рассматривать крупное и среднее или мелкое предприятие, то видна разница в понимании процесса бюджетирования. В крупных компаниях бюджет имеет контрольную функцию, так как механизм деятельности громоздкий и требует особого внимания. Руководству крупного предприятия бюджет необходим для понимания финансово – хозяйственной ситуации, для достижения целей, поставленных акционерами. С помощью него и осуществляется непосредственно сам контроль. В средних и мелких компаниях, в связи с облегченной структурой бюджет отождествляется с самим процессом бюджетирования, решения принимаются оперативно. Иногда достаточно интуитивного предвидения, которое оказывается близким к действительности, т.е. возможно даже отсутствие такого документа, как бюджет, но это не значит, что Бюджетирование здесь не применяется, просто оно выражается в управленческой функции контроля и планирования.
С позиций количественных оценок планирование деятельности предприятия представляет собой так называемый генеральный бюджет, который состоит из взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Операционные бюджеты имеют значение для планирования текущей деятельности, а также контроля исполнения, часто используется руководителями высшего звена, а также для руководителей финансовых служб. Непосредственно сам процесс в среднесрочной и краткосрочной перспективах и называется процессом бюджетирования.
Формирование бюджета осуществляется финансовой службой предприятия, выполняющей контрольную функцию наряду с руководством, однако необходимо заметить, что в подготовке бюджета задействуются и другие структурные подразделения, которые впоследствии отвечают за его исполнение.
Теория выделяет следующие виды бюджетов.
Операционные:
1) бюджет продаж;
2) бюджет производства;
3) бюджет прямых затрат сырья и материалов;
4) бюджет прямых затрат труда;
5) бюджет переменных накладных расходов;
6) бюджет запасов сырья, готовой продукции;
7) бюджет управленческих и коммерческих расходов;
8) бюджет себестоимости реализованной продукции;
2. Финансовые:
1) бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс);
2) бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках);
3) бюджет денежных средств (прогноз движения денежных средств).
Оба блока бюджетов взаимосвязаны, данные каждого должны соответствовать друг другу. Более того, данные финансовых бюджетов вытекают из блока операционных, которые выступают в общей системе бюджетирования как исходная информация для финансового планирования.
Кроме вышеуказанных, выделяют также инвестиционные бюджеты. Очень часто руководители компаний сталкиваются с проблемами выделения инвестиционной программы, а именно – строительство новых зданий, сооружений, приобретение нового оборудования, техники. В этом случае правомерно использование инвестиционного бюджета. Цель его заключается в детализации инвестиционной программы, т.е. выделении той информации, которую можно не увидеть в бюджете движения денежных средств. Инвестиционный бюджет отражает: конкретные объекты инвестиций с указанием точных параметров, источники финансирования. Иными словами, по результатам анализа бюджета инвестиций руководителю или любому уполномоченному им лицу должно стать понятно, во что, когда и за счет каких источников предприятие планирует совершать инвестиции в рассматриваемом периоде.
Достоинствами бюджетирования являются:
осуществляет мотивацию коллектива предприятия, поднимает рабочий настрой (определение плановых показателей позволяет настроить коллектив на оптимистический лад, поскольку в случае хорошей работы сотрудников будет достигнут высокий уровень эффективности и максимальный финансовый результат, что и определяет рабочий настрой);
позволяет координировать работу в компании в целом (постановка определенных целей, а также контроль выполнения позволяют направлять работу компании на один результат, в одном направлении, что в некоторой степени облегчает управление);
имеет возможность внесения корректировок посредством анализа;
позволяет учиться на опыте составления прошлых бюджетов (при анализе прошлых бюджетов - как в случае их результативности, так и в обратном смысле возможно выявление недостатков планирования и их исключение в будущем);
позволяет открыть новые возможности использования ресурсов;
способствует развитию процессов взаимосвязей;
носит объяснительный характер для сотрудников низших звеньев об их месте и роли на предприятии;
помогает сотрудникам, поступившим на работу недавно, понять ситуацию на предприятии, тем самым, помогая адаптации их в коллективе;
является инструментом сравнения желаемых и фактических результатов.
Недостатки бюджетирования:
различное восприятие бюджетов разными людьми (бюджеты не всегда могут решить повседневные вопросы, так как не всегда охватывают весь круг проблем и не всегда учитывают факторы, имеющие влияние на деятельность компании);
сложность, которая заключается в необходимости найма отдельного специализированного кадрового состава либо обучения старых сотрудников, приобретения дорогостоящих программ и т.д.;
в случае отсутствия информации у сотрудников низших звеньев об утвержденном бюджете складывается ситуация, когда функция бюджета по мотивации персонала не выполняется. Кроме того, бюджет начинает восприниматься как средство оценки действий и работы сотрудников и выявления ошибок и недочетов в их работе;
бюджет представляет собой детальное отражение целей предприятий, поставленных руководством либо собеседниками компании;
противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: вследствие несложного выполнения задач, установленных бюджетом, мотивирующая функция его утрачивает свое значение, в том же случае, когда возникают трудности в достижении запланированных целей, утрачивается вера, а следовательно, падает эффективность туда.
Литература: 11, 20, 23