ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 586
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономика хозяйствующего субъекта………………………………………………..3
Глава 2. Финансовая система и политика государства……………………………………..51
Глава 1. Экономика хозяйствующего субъекта
1.1. Характеристика экономических категорий: рынок, спрос, предложение
Эластичность спроса и предложения
1.2. Типы рыночных структур. Конкурентная политика
1.7. Теория издержек производства: бухгалтерский и экономический подходы
1.10. Оценка эффективности деятельности предприятия
1. 11. Сущность и содержание сметы бюджетных учреждений.
1. 12. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
1.13. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
1.14. Система организации труда
1.15. Производительность труда
1.17. Управление и организация деятельности маркетинговой службы
1.18. Внешняя и внутренняя среда организации, основные элементы
1.19. Позиционирование организации: понятие, стратегии.
1.21. Создание и продвижение товара.
1.22. Менеджмент рекламной деятельности
Сегментация рынка: понятие, признаки, критерии
Глава 2. Финансовая система и политика государства
2.1. Доходы населения и их измерение. Социальная политика государства
2.2. Безработица: сущность, виды, последствия
2.3. Деньги: сущность и основные этапы возникновения.
2.4. Инфляция: сущность, причины, виды, последствия, антиинфляционная политика
2.5. Характеристика и особенности современной банковской системы
2.6. Денежно-кредитная (монетарная) политика
2.7. Сущность и функции финансов, их место и роль в рыночной экономике
2.8. Бюджетная система Российской Федерации: сущность, структура, функции, принципы построения.
2.9. Финансовая политика государства ее составляющие.
2.10. Государственный бюджет: доходы и расходы
2.12. Теория и практика налогообложения
2.13. Налоговая система, ее задачи, структура и принципы построения
2.14. Классификация налогов и сборов.
2.15. Характеристика налога на доходы физических лиц, его место в налоговой системе
2.18. Особенности экономических отношений в сфере культуры и система финансирования ее деятельности
1. Культурные блага являются общественным благом;
2. Нормативный методкалькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях (в организациях), где четко организован учет изменений фактических затрат каждого вида ресурсов на единицу конкретного вида продукции массового производства. Он основан на нормах и нормативах использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. При этом нормы и нормативы использования ресурсов должны быть прогрессивными и научно обоснованными. Их величины необходимо систематически пересматривать;
3. расчетно – аналитический является наиболее точным (применяется в СКС). При этом методе осуществляется всесторонний анализ состояния производства и возможных изменений в нем. Изучается, какие факторы и как влияют на себестоимость продукции. В основу нормативов и норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в проектируемом периоде;
4. параметрический методиспользуется при калькулировании однотипных, но разных по качеству изделий. Он заключается в установлении закономерностей изменения издержек производства в зависимости от качественных характеристик продукции.
Важнейшими путями снижения затратявляется экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве:трудовых и материальных. Поэтому актуальназадача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
При управлении деятельностью по снижению себестоимостиследует различатьпроизводственные и текущие резервы.
Производственные резервыпредусматривают создание в производственном плане оптимального уровня резервов, обеспечивающих надёжное функционирование системы при возможных сбоях.
Текущие резервывыявляются на основе сопоставления результатов деятельности с планом и итогами предыдущего периода.
Одним из важнейших рычагов повышения эффективности деятельности предприятия является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Цена– это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.
От рынка, на котором реализуется продукция, зависит политика цен товаропроизводителя, поэтому при ее формировании следует учитывать:
тип рынка, устанавливаемый исходя из конкурентоспособности товара, так как стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена позицией товара на рынке (рынок совершенной конкуренции, рынок монопольной конкуренции, рынок олигополии, рынок чистой монополии);
обратно пропорциональную зависимость цены от спроса. На основе цены товаропроизводитель сможет определить величину выручки;
конечный результат хозяйственной деятельности предприятия – прибыль. В связи с тем, что прибыль зависит от текущих издержек, издержки должны быть рассчитаны с незначительной долей погрешности, так как чем меньше текущие издержки производства, тем больше прибыль и, наоборот, при росте издержек прибыль сокращается;
конкурентоспособность экономического блага. При сопоставлении технико-экономических показателей, характеризующих уровень конкурентоспособность, можно установить интервалы цен.
Литература: 6, 11, 19, 23
1.9. Прибыль
Сущность и функции прибыли. Источники формирования прибыли. Пути увеличения прибыли
Прибыль является основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход предприятия.
Основными функциями прибыли являются:
прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетовразных уровней.
Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей — валовая прибыль предприятия.
Основными составными элементами валовой прибыли являются: прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль предприятия зависит от двух показателей, цены экономического блага и затрат связанные с производством данного экономического блага.
В роли основных источников формирования прибыли выступают:
1. Источник, образующийся за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;
2. Источник, связанный с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре.
Величина прибыли зависит от правильности выбора профиля предприятия по выпуску экономического блага (выбор экономических благ, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, и т. д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли), от структуры снижения издержек производства;
3. Источник, проистекающий из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемого экономического блага, обеспечение конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Объектом распределения прибыли являетсябалансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление части прибыли в бюджет.
Законодательно распределение прибыли регулируется в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Прибыль распределяется по следующим принципам:
прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом,
часть прибыли, забираемая государством, поступает в бюджеты b виде налогов и сборов. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после налогов, не должна снижать его заинтересованность в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, сначала направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.
Порядок распределения и использования прибыли на предприятии закреплен в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия.
Размер прибыли зависит от внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам относятся: внедрение современной техники и технологии на предприятии, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда.
К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения.
Основные пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем виде это могут быть следующие мероприятия:
увеличение выпуска (объема) продукции или оказания услуг и улучшение качества;
продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
снижение себестоимости за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
диверсификация производства и/или расширение рынка продаж
Взаимосвязь основных экономических показателей представим следующим образом:
Общая прибыль = валовой доход – валовые издержки производства |
Экономическая прибыль = валовой доход - экономические издержки |
Бухгалтерская прибыль = валовой доход - явные издержки |
Чистая экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль - неявные издержки |
Чистая прибыль=общая прибыль - налоги |
Нормальная прибыль=нормативная отдача на капитал + норма предпринимательского дохода |
Хоз. Прибыль= нормальная прибыль + экономическая прибыль |
Предельная прибыль= предельный доход - предельные издержки |
Рис. 8. Взаимосвязь издержек, валового дохода, прибыли.
Литература: 4, 11, 23