Файл: ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ОРЕНБУРГА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет

7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-

8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-

9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-

10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-

3.Заговоры.

11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-

12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности

13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-

14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его

16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при

17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-

18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-

19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-

22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с

23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-

24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу

26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.

29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая

4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции

30 5 Работа с аудио- и видеокассетами

6 Систематизация материала в графиках и таблицах

31Украинцы

36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-

8.2 Причт и приходская община

37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;

398.4 Венчание и свадьба

8.5 Отпевание. Погребение. Поминание

40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-

8.6 Святыни и молитвы в доме

41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-

8.7 Пост

42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и

45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-

46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник

8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-

51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-

52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся

36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-

стольные праздники, Пасху, Двунадесятые и Великие праздники, на дни чудот-

ворных икон храма, на дни некоторых икон Богородицы). Кто несет крест, хо-

ругви, иконы. Отношение к этому. Как держат иконы. Постоянный и меняю-

щийся состав святынь. Состав участников (причт, певчие, «богоносцы», прихо-

жане). Порядок движения участников. Все ли молящиеся в этот день в храмучаствуют. Выход и движение Крестного хода. Колокольный звон. В каком по-

рядке проводились звоны на колокольнях, какие ритмы принадлежали данному

звону, окрестным колоколам. Поведение детей и подростков во время звонов.

Кому разрешалось звонить.

В каких местах Крестный ход останавливается (если движение вокруг

храма, то у стены алтаря, у наружных икон храма; у могил особо чтимых ду-

ховных лиц, захороненных на территории церкви, и пр.); чтение и пение мо-

литв, чтение Евангелия, каждение, кропление. Порядок возвращения в храм.

Отличия конкретных Крестных ходов (см. также II, 14; VIII, 35, 37; X, 51).

8.2 Причт и приходская община

История священнослужителей храма села. Мученичество священнослу-

жителей в период закрытия церквей. Священник современного храма. Возраст;

из какой семьи; воспитание (крещен и воцерковлен с детства, взрослым и пр.);

образование светское и духовное; этническая принадлежность, из каких мест

родом; когда рукоположен; когда направлен в этот приход; где служил до это-

го; отношение к Данному месту службы; взаимоотношения с приходской об-

щиной,, в частности советом общины. Где живет. Состав семьи. Участие семьи

в делах причта и общины (пение на клиросе, чтение псалтири, благотворитель-

ность, воскресная школа и др.). Иконы и другие святыни в доме священника.

Личная библиотека. Если иеромонах, то где пострижен, из какого монастыряКонтакт с паствой. Стремятся ли прихожане беседовать по своим делам,

советоваться по духовным вопросам (очередь к священнику на беседу после

службы; редкие обращения; говорят только на исповеди). Отзывы прихожан о

священнике. Налагает ли епитимий (запрет причащаться на определенный срок;


поклоны и многократное чтение определенных молитв и пр.). Есть ли духовные

дети; отношения с ними. Встречи и беседы вне храма. Духовно-

просветительская деятельность (преподавание закона Божьего в общеобразова-

тельной школе; воскресная школа; беседы в определенные дни в храме; лекции

по приглашению; статьи в местной газете и пр.).

Частота служб в храме (установка епархии и собственная инициатива).

Дни заказных треб (без службы). Помощь в службах священников, дьяконов и

причетников из других приходов.

Другие постоянные члены клира. Дьякон. О нем те же вопросы, что и о

священнике. Псаломщик (чтец) или псаломщица: местные ли; давно ли в церк-

ви; как обучились чтению по-церковнославянски и пр. Сочетание обязанностей

псаломщика и алтарника. Алтарник (служка): возраст; из какой семьи; воспита-

37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;

умение читать Псалтырь, паримии и пр. Служит в храме временно или собира-

ется стать диаконом, священником (учится заочно; собирается учиться; готовит

священник). Как относятся к его службе ровесники. Монахиня или монах в ка-честве служки (послушник). Звонарь: как научился и пр. Просвирня. Служи-

тельницы храма (на окладе): торговля свечами, иконами, литературой на «ящи-

ке»; прием записок; уборка; приготовление пищи и дежурства в храме. Сторож.

О каждом члене причта подробные сведения (они же и информаторы по

многим другим вопросам).

Певчие и церковное пение. Регент: местный или приезжает на службы;

специальное образование; возраст; давно ли в церкви и пр. Состав певчих. По-

стоянные и участвующие эпизодически. Правый и левый клирос. Как научи-

лись церковному пению. Какими располагают нотами, текстами. Знание цер-

ковнославянского языка, знание службы. Переписывание нот. Характеристика

наиболее значимых исполнителей.

Известен ли здесь демественный напев; есть ли демественники (певчие

для старинного напева). Предпочитают ли священник и регент современный

«концертный» стиль пения строгому старинному. Местные распевы (например,

почаевское «Верую» и другие особенности, заимствованные из чужих местных


вариантов и собственные).

Разучиваются ли певчими специальные песнопения к праздникам, дням

наиболее почитаемых святых. Что из псалмов обычно исполняется на клиросе.

Поют ли все прихожане вместе «Верую», «Отче Наш», «Царю небесный», «Ца-

рица моя преблагая» и другие молитвы.

Староста (председатель приходского совета): максимальная информация

о нем. По мнению других: выбран старостой за выдающиеся благочестие или

организационно-хозяйственные способности. Состав приходского совета (ка-значей и др.). Состав двадцатки. Реальный актив общины: постоянное безвоз-

мездное участие в работах по призыву священника (в связи с ремонтом; рабо-

тами во дворе, на церковном кладбище, в саду, огороде; расчистка дорожек зи-

мой и пр.); безвозмездная помощь перед службой и во время службы (чистка

подсвечников; наблюдение за свечами у кануна; выдача «запивки» («теплота»)

и пр.; помощь больным и престарелым на дому; посещение с целью оказания

помощи больниц, интернатов, домов для престарелых. Контакты между члена-

ми общины вне храма; взаимная помощь.

Когда возникла община. Если храм не закрывался, то попытаться опре-

делить, сохранялось ли реально ядро общины с преемственностью поколений.

Входят ли в постоянный и активный состав прихожан жители соседних дере-

вень. Если храм открыт недавно, то по чьей инициативе возникла община; пер-

вые шаги ее; как добывались средства (сбор с ящиком в ближайшем городе,

дальних монастырях и пр.). Первые службы около не освобожденного еще (от

учреждения, склада и пр.) храма: молебен на крыльце; Крестный ход вокруг

храма; панихида на кладбище. Продажа общиной свечей, крестиков, иконок,

духовной литературы до вхождения в храм. Молебны в храме до освящения ан-

тиминса. Освящение вновь открытого храма (приезжал ли владыка; много лиучаствовало верующих и любопытствующих; в каком состоянии был храм к

этому моменту; отношение местного населения, не ходящего в церковь; и пр.).

Дарения общине и крупные поминальные вклады по завещанию умер-

шего (в связи со смертью близкого человека; в связи с болезнью; по обету; от

богачей нового типа и др.). Благотворительность общины (в том числе раздача


«гуманитарной помощи», получаемой из-за рубежа; выявляют нуждающихся).

Каков спрос на свечи, духовную литературу (желательно диффе-

ренцирование: Евангелие, Библия; Жития святых, молитвенники; сочинения

Отцов церкви; катехизаторские книжки о храме, таинствах, службе и пр.), ико-

ны, сакральные предметы, продаваемые в храме.

Воскресная школа. Кто преподает. Состав учащихся. Деление на возрас-

тные группы. Объединение малышей и старших. Посещение родителями и дру-

гими взрослыми. Раздельные воскресные школы для детей и взрослых. Состав

предметов, частота занятий. Где проходят занятия. Отзывы о значении воскрес-

ной школы (священника, преподавателей, детей, родителей и др.). Совместные

поездки учащихся воскресной школы (в ближайшие монастыри или к храмо-

вым святыням, в Дивеево, на Валаам и пр.).

Взаимоотношение православной общины со старообрядцами. Своеобра-

зие форм, связанных с длительным отсутствием храмов. Выход из старообряд-

чества. Старообрядческое влияние в письменной традиции и духовных стихах.

Взаимоотношения с инославными общинами. Старообрядческие тексты, напе8.3 Крещение

Соотношение крещеных и некрещеных (по оценке местных жителей и

выборке). Крещеные в младенчестве и крещеные взрослыми; крещеные веру-

ющие и неверующие; ходящие в церковь и не ходящие. Отношение к креще-

нию. Крещение взрослых группами. Крещение перед уходом в армию, перед

свадьбой, в связи с болезнью и пр. Большие группы молодежи, приезжающие

вместе (на машинах) для крещения младенцев (несколько молодых пар с их

друзьями-крестными). Увеличивается ли количество крещений в храме; сколь-

ко человек крестят обычно одновременно; как крестят большие группы (напри-

мер, движение по кругу вслед за священником детей и крестных и др.). Беседу-

ет ли священник с крещаемыми. Крещение с полным погружением; частичным;

кроплением. Особенности крещения в период гонения.

Крестные родители. Считают ли (священник, миряне) обязательным:

крестных отца и мать; достаточно отца для мальчика, матери — для девочки; с

сознательного возраста детей крестные необязательны. Кого приглашают в кре-


стные. Роль крестных в церкви; дома на крестинах; в последующей жизни. Ку-

мовство. Порядок кумления, время, когда в селе полагалось кумиться (Троица,

Пасха). Отношение к духовному родству. Крестины. Обряд, связанный с Кре-

стинами вне храма. Порядок действия в доме, обрядовая пища, одаривание ро-

женицы и ребенка.