ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
3Основанием для написания итоговой письменной работы является отчет
7Слова, образовывать вариант содержания. Варианты могут отличаться особен-
8 Инструментализм – подход к определению этноса и этничности, не ин-
9Бургском листке», конца девятнадцатого века, в работах собирателей фолькло-
10 Национальные традиции – национальные формы социального наследова-
11Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отра-
12 Сказка – от «сказывать»; специфическое, свойственное традиционности
13Частушки – термин народного происхождения, введенный в литератур-
14 Этническое меньшинство – часть этноса, проживающая отдельно от его
16 Одиночных посетителей является пространственная структура экспозиции: при
17Экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-
18 Торические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, техни-
19Наиболее ценные материалы музейного собрания, является основной базой мас-
22 Глядно демонстрирует нам эти варианты во всем возможном разнообразии с
23Упоминаются запорожские казаки (хотя в более поздних исследованиях по за-
24 Если за основу исследования принять Илекский район, то там основу
26 Ной русской культуре», может взять за основу материал монографии т.А.
29Рамках данной темы. Если ведется запись на аудио или видео кассету, то такая
4.2.4 Отчет о фольклорно – этнографической экспедиции
30 5 Работа с аудио- и видеокассетами
6 Систематизация материала в графиках и таблицах
36 Крестный ход. По каким дням бывают обычно Крестные ходы (на Пре-
37Ние; образование; служил ли в храмах; сроки воцерковления; знание службы;
8.5 Отпевание. Погребение. Поминание
40 Кладбище. Где находится, общее состояние. Есть ли церковь (дейст-
41И пр.). Кропят ли в доме крещенской водой, как часто (только на Крещение, ре-
42 Варят коливо (кутью) — кашу из цельных зерен пшеницы с добавлением меда и
45В день приготовления ветхозаветного пасхального агнца — в четверг; следую-
46 Преображенские храмы, приделы, села, улицы. Престольный праздник
8.10 Поездки по святым местам. Хождения на богомолья. Подвижни-
51В условиях для лиц разного возраста и пола. Отдельная трапезная для бого-
52 Ражению о. Иоанна Кронштадского), пришли к этому добровольно и относятся
р-н в июле 1996года (авторы записи - Савельева Н.М., Скопинцева Т.Ю., Позд-
неев В.А.)
Выезд 8 июля 1996г., в с. Архиповка, кассета №1 (в случае строгой реги-
страции, называется регистрационный номер, фонд хранения, ящик, т.п. Так
как расшифровываются аудиозаписи частного фонда, небольшого по объему,
данная строгость регистрации отсутствует)
Информаторы.:
1. Великанова Анастасия Григорьевна, 1911г. (уроженка села)
2. Санкова Мария Ивановна,1927г. (уроженка села)
3. Анисимова Евдокия Константиновна, 1940г. (уроженка села)
Плачи:
«А, разродимая моя дочинка, а уходишь ты от минА буду привыкать я к чужой тетыньки, да к дядюшки…
А труднехынько мне будит, а трудно привыкать к чужой семии…»
8 Программа полевого исследования по теме «Православие и
народная культура»
8.1 Храм. Прихожанин в храме. Обычаи, связанные с храмом
Храм этого селения и ближайшие, посещаемые жителями. Посвящение
храмов и приделов. Причины посвящения. Дополнительные приделы в связи с
закрытием соседних церквей. Сохранение приделов при замене храма за ветхо-
стью. История храма в рассказах жителей. Предания. Изменения названия хра-
ма. Бытование названия придела в качестве названия храма в целом. Непрерыв-
ность или перерыв в служении в храме в советское время. Если есть недейст-
33вующий храм, то как относятся к возможности его открытия. Если вместо хра-
ма есть часовня, то все данные о ней. Новомученики: рассказы о репрессиро-
ванных священниках и мирянах, пострадавших за веру. Судьбы лиц, разру-
шавших собственноручно храмы, и их потомков.
Соотношение типов храмов с типами селений. Объединение нескольких селений в одном приходе (соотношение с дореволюционными приходами). Два
храма в одном селе. История культовых зданий в полиэтнических селах (на-
пример, в Краснохолме Илекского района один храм на конце, где живут рус-
ские, другой – там, где живут украинцы). Православные храмы и мечеть. По-
гост в прошлом (по рассказам жителей). Часовни на угодьях.
Наиболее чтимые святыни храма. Случаи исцелений и различные виды
помощи. Войсковые святыни. Состав икон, происхождение их (дарения; привоз
из мест, посещаемых богомольцами; местного письма и пр.). Библиотека. Под-
собные строения храма: дом причта (трапезная, просвирная, кладовые), дом
священника и др.
Источники приобретения сакральных принадлежностей, одежды, утвари
(профессиональной работы из мастерских епархии; местные; заказные; безвоз-
мездная работа прихожан; дарения приезжих богомольцев). История утвари и
предметов культа. Современное состояние и отношение к атрибутам культа.
Кто шьет ризы, стихари и пр.; откуда выкройки. Красный угол в казачьей избе и
в крестьянском доме. Наиболее употребимые узоры в вышивках полотенец для
икон, украшение икон в доме и храме. Разница и общие мотивы. Шитье, вы-
шивка и пр. в украшениях храма (полотенца на иконах, постилки на аналоях и
пр.). Украшения храма, выполненные по обету. Типы рукоделия и хронологи-
ческая глубина традиции. Вышивка плащаниц, хоругвей и др. Резьба по дереву
(аналои, столики, отделка алтарной преграды и пр.). Резьба по камню, литье и
др. (если местного современного производства). Колокола. История колоколен,
судьба колоколов.
Посещение храма. Постоянный и меняющийПостоянный и меняющийся состав. Этническая при-
надлежность и возраст. Наиболее усердные и осведомленные лица: их возраст,
религиозное воспитание, занятие, когда стали ходить в церковь, передают ли
кому-то традицию (в семье, родственникам, соседям, в церковной общине, при
случайных встречах и разговорах). Представление об обязательности посеще-
ния всех воскресных и праздничных служб (всенощная и обедня, только обед-
ня); дней особо чтимых святых, своего святого (именины) и пр., «по возможно-
сти»; ходят только для треб; только поставить свечи; подать записки по чьей-
либо просьбе; только на Пасху и пр.; крещеные, но никогда не ходят в храм.
Посещение некрещеными и лицами других конфессий. Дети в храме: с кем
приходят; самостоятельно; благоговейное и нейтральное поведение.
Отзывы прихожан о поведении в храме: возрастные различия; по степе-
ни воцерковленности; половые различия. Подача милостыни нищим перед вхо-
дом в храм. Поклоны на четыре стороны перед входом в храм. Поклоны при
входе в храм (не только в сторону алтаря, но и всем присутствующим). Читают-
ся ли особые молитвы при входе в храм. Благоговейное отношение к иконам
(прикладывание, поклоны: прикладываются к иконе праздника данного дня; ко всем последовательно — обходя храм перед началом службы и пр.). Поклоне-
ние мощам. Каким иконам Божьей Матери и каким святым ставят свечи в каких
случаях. Значение свечи, поставленной на канун (поминальный стол). Принад-
лежности кануна (распятие, иконки, подсвечник). Обычай приносить пищу на
канун: ритуальную (кутья, блины) и обычную. Передача свечей во время служ-
бы; порядок передачи. Представление о значении прикладывания ко кресту в
конце службы («к кресту не приложиться, как на службе не бывать»).
Обычное размещение в храме (есть ли деление: мужчины — справа,
женщины — слева; постоянные места у часто посещающих и пр.). Сознатель-
ная перемена места в ходе службы (за литургией оглашенных, перед причасти-
ем, после причастия). Отношение постоянных прихожан к новым лицам. Объ-
яснения неосведомленным. Длительность пребывания на службах. Внимание к
службе. Крестное знамение. Как надо креститься; предания, с этим связанные.
Поклоны земные и поясные (какие и когда делаются по ходу литургии). Пере-
мещения во время службы (поставить свечу и др.) и отношение к ним. Знание
службы (последовательности частей, отдельных молитв и песнопений, их зна-
чения). Приносят цветы садовые и полевые к иконам в храм (к конкретному об-
разу, на усмотрение служителей). Порядок выхода из храма (время, через какой
выход, крестное знамение, поклоны и молитвы).
Подача записок о здравии и упокоении. Представления о значении их
чтения. Широта охвата лиц, поминаемых в записках. Подача записок по пору-
чению (в том числе, сбор таких поручений перед поездкой в дальний храм). Долгосрочные поминания (полгода, год, пять лет, вечные). Подача постоянных
поминальных книжечек (помянников); постоянное место в храме для них; чи-
тают сами во время литургии, когда священник читает записки. Благоговейное
отношение к просфорам; поделиться просфорой (с просьбой о поминании тако-
го-то); передача просфор лицам, по просьбе которых поданы записки. Длитель-
ное хранение просфор дома. Типы просфор: обычные, богородичные, святого
данного храма и других отдельных святых. Есть ли ограничения для лиц, до-
пускаемых к выпечке просфор. Пекут ли просфоры в храме или привозят. Ан-
тидор; артос; благословленный хлеб. Хранение их в доме (на божнице, за ико-
ной, в любом месте).
Благословленный (освященный) елей (масло). Помазание. Соборование.
Какое масло применяется при соборовании. Использование освященного елея
дома (берут у священника после помазания на всенощной; просят в своем хра-
ме или привозят от лампад, горящих у мощей или чудотворных икон). Исполь-
зование для лечения.
Исповедь и причастие. Представления о значении этих таинств, об обя-
зательности их. Как часто исповедуются и причащаются (не причащались нико-
гда или с детства; один-два раза в год; время от времени; на постах; по двунаде-
сятым праздникам и на именины; примерно раз в месяц; каждую неделю и ча-
ще. Резкий рост числа исповедующихся и причастников за последнее время, в
том числе пожилые люди, причащающиеся впервые. Бывают ли на исповеди
без причастия. Общая и индивидуальная исповедь. Слово священника на общей
исповеди. Понятие «хороший исповедник» (о священнике). Снисходительность или суровая отповедь. Подача священнику письменного перечня грехов на ис-
поведи. Становятся ли на колени на индивидуальной исповеди. Мнение свя-
щенника о характерных ошибках исповедующихся («грешен во всем», «нет
грехов» и пр.). Когда бывает исповедь (при одном священнике: перед службой,
непосредственно перед причастием, накануне вечером; при двух и более).
Подготовка к исповеди и причастию (говеют; читают больше молитв,
чем обычно; читают «Последование ко святому причащению» и др.). Помыться,
одеть чистое. Примириться с теми, с кем ссорились; не иметь «зла на сердце»,
непрощенных обид. Если человек исповедовался вечером, дома с ним старают-
ся не разговаривать. Обычай просить прощения у всех близких дома и у окру-
жающих в храме перед исповедью или перед причастием. Как принято отвечать
на эту просьбу о прощении. Общее пение «Тело Христово примите...» во время
причащения. Поведение после причастия: запреты и другие обычаи. Дети на
исповеди и причастии. Причащение младенцев. Причащение больных и преста-
релых на дому. .
Проповедь. Как часто бывают проповеди: любят ли их прихожане, вни-
мательно ли слушают. Темы и характер проповедей: на прочитанный на службе
текст Евангелия; Жития святых, объяснения значения праздников; обличение
греховности, маловерия, малого усердия к храму; призыв к любви и смирению
во взаимоотношениях с близкими и пр. В какой части службы произносится
проповедь (после чтения Евангелия; после заамвонной молитвы, после литии).
По оценке прихожан помогают ли им проповеди: пересказывают ли их содер-
жание другим; сравнение с проповедями, слышанными ими в других местах.
По оценке священника: какие темы и степень сложности лучше воспринимают-
ся; учитывает ли состав слушающих (например, видя пришедшую в связи с
венчанием молодежь, не ходившую обычно в церковь, обращает к ним увеще-Молебны на поле (на посевах), на источниках. Духовные стихи для этих
случаев. Как обходятся жители, если молебен необходимо провести, а священ-
ник отсутствует? (В каких случаях , как они проводят молебны сами, кто и что
делает в этом случае? Что поют?)
Частота заказов панихид (после каждой литургии или реже; реже по от-
сутствию заказов или священник не всегда может). Присутствие и участие в
пении молящихся, не заказывавших молебен или панихиду. Заказная панихида
на кладбище. Обряд похорон в доме. Особенности похорон молодых людей, де-
тей, повитух? Что делали, если на покойницу указывали как на «знающую»
(колдунью).