ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

двадцать лет жизни он не менее шести раз

назначался на одну из четырех самых высоких

судебных должностей в Каире, причем пять раз

отстранялся. Но умер он победителем, в очередной

раз вернув себе пост, на этот раз за десять дней

до кончины.

Задуманная им "Всеобщая история" так и не

была доведена до конца. И можно быть уверенным,

что даже первые шесть томов не увидели бы свет,

если бы не те замечательные годы уединения. Можно

добавить также, что ценность отдельных частей

его труда не может быть измерена какими-либо

количественными мерками; и если бы когда-нибудь

потомки встали перед жестоким выбором, какой том

сохранить ценой потери всех остальных, я думаю,

они выбрали бы "Мукаддаму", тот единственный

том, Что был создан Ибн Хальдуном в условиях

истинного ухода. Фактически труд Ибн Хальдуна -

это труд четырех лет ухода, лет, отданных

творчеству, тогда как на суету общественной

жизни потрачено им более чем полвека.

Конфуций. Тот же мотив Ухода-и-Возврата можно

заметить в судьбе древнего китайского философа

Конфуция (551-479 гг. до н.э.), перипетии которой

чем-то напоминают жизнь Ибн Хальдуна.

Он родился в Древнем Китае в период надлома

китайской цивилизации (если этот надлом

датировать каким-либо внешним событием, условной

датой можно считать начало войны 634 г. до н.э.

между окраинными государствами Цинь и Чу за

господство над множеством мелких государств в

центре древнекитайского мира) - в то время, когда

братоубийственная междоусобная война быстро

набирала темпы. Молодой Конфуций стремился

заняться политикой. Он надеялся остановить

распад древнекитайского общества

дипломатическими мерами и строгим соблюдением

традиционных церемоний, обычаев и порядков. В

отличие от Ибн Хальдуна, для которого политика

оказалась легкой, выгодной и приятной формой

деятельности, Конфуций вложил в нее практически

все свое состояние. Утешение же он мог найти лишь

в восторгах своих учеников, славивших мудрость

государственных предписаний учителя. Жизнь

Конфуция представляла собой сплошное

разочарование, ибо местные правители

противоборствующих государств в своей циничной

и опасной борьбе за существование отнюдь

исследовали рекомендациям ученого педанта. Были

трудности у Конфуция и при поступлении на


государственную службу. В конце концов он

получил незначительный административный пост в

своем родном государстве Лу (маленькое

государство в центре Китая), но не смог удержать

его. За отставкой последовал уход из родной

страны, а потом четырнадцать лет скитаний на

чужбине в поисках правителя, способного

прислушаться к голосу пророка, которым

пренебрегли в его отечестве. Но надежде не

суждено было сбыться. Странствия Конфуция

завершились приглашением его в родное Лу, что,

безусловно, явилось актом признательности, но не

сопровождалось приглашением занять прежний

государственный пост. Конфуцию было уже

шестьдесят восемь лет. и через пять лет. к моменту

его кончины, он так и оставался частным лицом.

Энергия, не получившая выхода па

государственной службе и в практических делах,

нашла выход в литературной и просветительской

деятельности.

Находясь в изгнании, Конфуций собрал, обработал

и издал литературные памятники традиционного

фольклора. Конфуций-политик хотел положить

традицию в основу практической жизни и

дипломатии. Ученики, постоянно сопровождавшие

философа в его странствиях, записывали и

издавали речи своего учителя. И через три с

половиной столетия после смерти Конфуция. когда

закончилась эскалация братоубийственных войн и

горький опыт научил китайский мир ценить

стабилизирующую силу педантичного

конфуцианского этоса. учение Конфуция было

принято китайским универсальным государством в

качестве официального канона. Окончательно

конфуцианство утвердилось в 125 г. до н.э., когда

обязательным условием приема на императорскую

государственную службу стали публичные экзамены

по классическому конфуцианству. Если эту дату

считать началом официального торжества

Конфуция, то можно сказать, что оно продолжалось

вплоть до ликвидации экзаменационной системы в

1905 г.

Двухтысячелетняя посмертная власть Конфуция

выдержала междуцарствие (прибл. 175-475 н.э.,).

последовавшее за падением империи Хань.

вторжение варваров, победоносное шествие

махаяны по новому дальневосточному миру и

варварские вторжения более поздних времен.

Единственной силой, которая может серьезно

соперничать с конфуцианством за власть над

китайскими умами, оказалась цивилизация Запада,

насильственно вторгающаяся в традиционную жизнь


Китая в нынешнем поколении. Возможно, на

некоторое время западное влияние действительно

лишило Конфуция его трона, но. даже официально

отстраненный. непобедимый мудрец продолжает

властвовать инкогнито. Ибо сущность

конфуцианской социальной системы, учрежденной

две тысячи лег назад, - это правление под эгидой

учителя, авторитет которого с веками только

возрастал и давно уже стал непререкаемым. Следы

этой системы обнаруживаются и в жизни

революционного Китая, хотя они и скрыты под

поверхностью. На двадцать восьмом году после

ликвидации конфуцианских экзаменов, Китай все

еще управляется последователями умершего

мудреца. Благоговение, ранее адресованное

Конфуцию. теперь перенесено на Сунь Ятсена.

Политические последователи д-ра Суня получили

образование на Западе, где изучали физические и

социальные науки, вместо того чтобы изучать

конфуцианскую классику, как делали их

предшественники в течение шестидесяти

поколений. Моральное и политическое банкротство

этих получивших западное образование политиков

Гомильдана легко может возвратить Конфуция на

трон [+23]. Таким

образом, даже сейчас мы не можем утверждать, что

настал конец его многовекового царства, без

всяких ухищрений завоеванного древнекитайским

мудрецом, после того как он потерял свой

официальный пост в маленьком княжестве Лу.

Уход-и-Возврат в истории цивилизаций.

Завершив наш обзор уходов и возвратов творческих

личностей, попытаемся определить общие черты

этого явления, когда оно касается не отдельных

личностей, а охватывает творческие меньшинства.

Первым шагом в любом групповом движении

Ухода-и-Возврата становится удаление

творческого меньшинства из повседневной жизни

общества. Однако шаг этот может быть совершен

весьма своеобразно. Меньшинство может лишиться

привилегий против своей воли, как утратили их

англичане на Европейском континенте в период

между 1429 и 1558 гг. Меньшинство может искать путь к

освобождению в борьбе, как это делали голландцы.

стремясь освободиться от власти испанских

Габсбургов с 1572 до 1609 г. [+24] или афиняне - от спартанской

власти в 508-507 г.г. до н.э. Или, подвергнутое

дискриминации, оно может осознать. что уход

является скрытой формой благословения, и.

осознав это, начать страстно бороться за свое


спасение, уклоняясь от обязанностей, прежде

казавшихся ему желательными. Так было в истории

англичан, сопротивлявшихся последовательным

попыткам со стороны Филиппа II Испанского.

Людовика XIV Французского и Наполеона втянуть

Англию в строительство

континентально-европейской империи столь же

неистово, как раньше они отстаивали свое право на

владения, доставшиеся Англии в первый период

Столетней войны. Уход может выразиться в упорном

нежелании меньшинства выполнять обязанности,

введенные большинством. Так. Афины в VIII, VII и VI вв.

до н.э. уклонялись от участия в территориальной

экспансии. Формы ухода различны, но результат

одинаков. В каждом случае меньшинство,

охваченное этим движением, высвобождает свою

энергию, для того чтобы сконцентрировать ее на

творческой работе.

Вторая стадия в этом движении - эго стадия

относительной изоляции и творчества. Она в свою

очередь распадается на две фазы, одну из которых

можно назвать начальной, а другую -

конструктивной. Первая фаза - это время поэзии,

романтики. эмоциональных взрывов,

интеллектуальных находок; вторая фаза

относительно спокойна и прозаична. Это время

здравомыслия и систематики. Психологический

переход от одной фазы к другой иногда бывает

довольно резким.

Третья стадия в движении Ухода-и-Возврата - эго

возвращение творческого меньшинства в обычную

жизнь общества, от которой был совершен уход ради

акта творения. Путь к возврату от вынужденной или

добровольной изоляции готовится переходом от

стадии начальной к стадии конструктивной, ибо в

конструктивной фазе творец предвосхищает свое

возвращение тем, что придает своему труду форму,

приемлемую и понятную нетворческому

большинству.

Конфликт между большинством и меньшинством на

практике принимает форму обоюдного вызова.

Возвращающееся меньшинство ставит нетворческое

большинство перед выбором: или принять его

решение общей проблемы, или же довольствоваться

беспомощным ожиданием последствий нерешенных

проблем. В свою очередь большинство взывает к

меньшинству в предвкушении новой жизни; в

противном случае опыт, полученный в изоляции, так

и не поможет решить стоящие перед обществом

проблемы. Если меньшинство, вернувшись, не в

состоянии обратить в свою веру большинство, то


все движение Ухода-и-Возврата оказывается

бесполезным. С другой стороны, если

возвращающееся меньшинство действует

эффективно и большинство принимает его идеи,

конверсия через мимесис может стать столь

сильной, что выльется в революцию. В любом случае

обоюдный вызов производит трение, конфликт, бурю

и волнения. Большинство наиболее ярких побед

творческих меньшинств и творческих индивидуумов

сопровождала нота трагической иронии.

Иногда творец завоевывает сердца своих

собратьев только посмертно, после того как он

засвидетельствовал ценность своего откровения,

принеся на жертвенный алтарь свою жизнь. "Горе

вам. что строите гробницы пророкам, которых

избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах

отцов ваших и соглашаетесь с ними; ибо они избили

пророков, а вы строите им гробницы" (Лука. 11,

47-48).

В других случаях творец побеждает большинство

не прямым путем, а через посредника. Моисей вывел

сынов Израилевых из земли Египетской, из дома

рабства и провел их через пустыню, но не он, а

Иисус Навин должен был привести их в Обетованную

землю. Давид победил царства Израиля и Иуды,

завоевал Иерусалим и сделал все, чтобы

подготовить строительство храма, но не ему, а

Соломону выпало счастье этого строительства [+25]. Поэзия

Гомера доходит до слушателей благодаря рапсоду,

музыка сочинителя симфонии - благодаря

мастерству исполнителя. Евангелие Иисуса

Назарянина совершает свое великое завоевание

эллинистического мира благодаря толкованию

Павла Тарсийского. А новации итальянского и

английского творческого меньшинства стали

пружиной роста западной цивилизации только

через французского посредника. Именно во

французской версии новая культура итальянского

Ренессанса совершила свое триумфальное шествие

по трансальпийской Европе, а затем и по всему

западному миру; и именно во французской версии

английское изобретение представительного

парламентарного правительства распространилось

в XIX и XX вв. по всему Старому и Новому Свету.

Разве нет иронии в том, что пророк возвышается

детьми своих убийц и что творец должен зависеть

от проповедника? Но ирония лишь отраженный свет,

озаряющий опыт творческой личности. Это

субъективная и весьма неточная оценка акта

творения. Как только мы задумаемся об этом опыте