ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1056

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

до н.э. (финикийский оплот в Западном

Средиземноморье и ворота в Атлантику - Карфаген -

был основан в 825 г. до н.э.). Походы в Индийский

океан известны еще менее. Они, без сомнения, имели

место, но первооткрывателями здесь были не

финикийцы. Морские контакты между шумерами

Нижней Месопотамии и Индией существовали по

меньшей мере с XXV в. до н.э. Сведения о первых

плаваниях египтян в Красном море относятся к XXVI

в. до н.э. (правда, абсолютно надежные - к 1516 до н.э.,

времени правления женщины-фараона Хатшеспут -

1525-1503 до н.э., - когда египетские корабли достигли

Пунта, находившеюся где-то в районе Африканского

Рога, хотя, возможно, в Пунт плавали и ранее), но не

ясно, выходили ли они в Индийский океан.

Абсолютно достоверно плавание ок. 600 г. до н.э.

финикийцев вокруг Африки, предпринятое по

инициативе египетского фараона Нехо (610-595 до н.э.).

Ранняя история алфавита изучена недостаточно.

Самым древним письмом, близким к алфавитному (но

все же это было упрощенное слоговое), считается

угаритское (Угарит - город-государство во II тыс.

до н.э. в Финикии). возникшее не позднее нач. XIV в.

до н.э. Другим ранним письмом было т.н.

протобиблское (Библ - город в Финикии, известный с

IV тыс. до н.э., ныне - Джубейль в Ливане) письмо,

также слоговое упрощенное. Существует множество

гипотез о происхождении его: одни специалисты

считают, что на него повлияла египетская

иероглифика. другие ищут корни в крито-микенском

линейном письме, третьи - в угаритском (датировка

протобиблских надписей весьма затруднена,

поэтому иные ученые считают, что, наоборот,

протобиблское письмо повлияло на угаритское,

третьи полагают, что угаритский протоалфавит

вообще не имел продолжения). Наиболее

аргументированным является предположение о том,

что протобиблское письмо было специально

изобретено и создатель его имел представление о

других видах письма. Всего в протобиблском

письме было 30 знаков, но в XIII в. в Финикии это

число было сокращено до 22. Финикийский алфавит,

предок всех алфавитов мира. был, в сущности,

квазиалфавитом, ибо в нем не было гласных букв. В

нач. I тыс. до н.э. финикийцы и ряд других народов

стали прибегать к подстановке некоторых

согласных вместо гласных, но адекватная передача

фонем стала возможной лишь в собственно

алфавитах, созданных на основе финикийского, у

греков и мало-азийского народа фригийцев.


[+33]

Сирийскими (сиро-яковитскими) именуются обычно

монофизитские церкви. Основным центром

несторианства, хотя и формально возникшего в

Константинополе, исследователи считают

Антиохию-на-Оронте. А. Тойнби сопоставляет эту

ветвь христианской религии с иудаизмом и исламом

и полагает сущностной характеристикой сирийских

религий предельный монотеизм, не допускающий

соединения божественного и человеческого, в

противовес человекобожию греческой религии с ее

мистериями, т.е. обрядами, в которых человек

сливается с божеством, с культом

героев-полубогов и т. п.

[+34] Хорасан

историческая область, включающая

северо-восточную часть современного Ирана,

Мервский и другие оазисы в Туркмении, северные и

северозападные регионы Афганистана.

[+35] Гупты

династия царей Магадхи (область в

Северо-Восточной Индии в долине Ганга с центром в

Палалипутре-совр. Патна) того же государства, где

правила династия Маурьев. Основатель -

Чандрагупта I (ок. 320-335). В правление его и его

преемников Магадха подчинила своей власти всю

Северную Индию и некоторые части Делана. Гупты

возрождали государственные традиции эпохи

Маурьев (не исключено сознательное принятие

основателем этой династии имени Чандрагупты -

знаменитого царя Маурьев), но государство Гуптов

было индуистским, а не буддийским, как царство их

предшественников. Царство Гуптов распалось в V в.

под ударами кочевников и от внутренних раздоров.

[+36]

Гунны-тюркский (или монгольский) народ,

кочевавший в I-IV вв. в Центральной Азии. Из-за

иссушения степей начали передвижение в более

подходящие области. Первые нападения на Китай

происходили еще в I в. Наиболее известны т.н.

западные гунны, вторгшиеся в IV в. в Восточную

Европу, а в V в. - в Западную, где под

предводительством Аттилы (ум. 453) создали

эфемерное государство от Волги до Рейна.

распавшееся сразу после смерти основателя. Кроме

этой ветви, существовали южные гунны, в 318 г.

начавшие наступление на Китай. От западных

гуннов во время их движения в Европу отделилась

группа, занявшая Трансоксанию, т.е. область между

Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей. Эту группу именуют

белыми гуннами, или эфталитами. Именно они в 427 г.

напали на Индию. Царь Самудрагупта (ок. 455-465) отбил

нападение, но напор их продолжался. Эфталиты


создали в V в. недолговечное государство, в

которое вошли Северо-Западная Индия, часть

Средней Азии. Восточного Ирана и Афганистана.

[+37]

Завоеватель Северо-Западной Индии,

греко-бактрийский царь Деметрий I, правил, по

современным данным, в 189 -167 гг. до н.э. (называются

и другие даты, например 200-185 гг. до н.э.). Во время

одного из его походов престол в Бактрии захватил

Евкратид, бывший до того наместником одной из

восточных провинций государства Селевкидов. В

индийских владениях Деметрия воцарился один из

его полководцев. Менандр, создавший весьма

недолговечное Греко-Индийское царство, обломки

которого, впрочем, существовали до 50-х голов I в.

до н.э.

[+38] Между 140 и

130 гг. до н.э. в Бактрию и Северную Индию вторглись

кочевые племена - ираноязычные саки (шаки),

родственные, видимо, скифам, и тохары (народ,

несомненно, индоевропейский, но более точная

классификация его языка пока не установлена).

Парфяне проникли в Индию в процессе борьбы с

саками и тохарами. В I в. до н.э. в Бактрии

образовалось небольшое княжество, возглавляемое

племенем (или родом) кушан. В I в. н.э. кушаны напали

на Северо-Западную Индию. В период наибольшего

могущества в нач. II в. их государство со столицей

в Пурушапуре (совр. Пешавар) охватывало Бактрию,

большую часть современного Афганистана, крайний

запад Китая. западные и центральные районы

Северной Индии и часть Бенгалии. Культура

Кушанского царства представляла собой сплав

иранских, индийских и греческих элементов.

[+39]

Чандрагупта Маурья (ум. 293 до н.э.), захватив

престол в Магадхе между 323 и 317 гг. до н.э., начал

борьбу с македонскими завоевателями и расширил

свое царство до пределов нынешнего Белуджистана.

Его внук Апюка, правление которого (268-231 до н.э.)

называют "золотым веком Индии", соединил под

своим владычеством почти весь субконтинент,

кроме крайнего юга. Со времен Ашоки

государственной религией стал буддизм.

Ослабление империи Маурьев началось после

смерти Ашоки, а окончательный распад великой

державы и возврат ее в пределы прежней Магадхи

произошел уже при династии Шунга, пришедшей в

лице Пушьямитры на смену Маурьев между 187 и 180 гг.

до н.э.

[+40] Веды (от

санскр. "веда"-"знание") - древнейший

памятник индийской письменности. сборник

религиозных гимнов, молитв и заклинаний.


Сложился в Индостане в кон. II -сер. I тыс. до н.э.

Ведические тексты содержат как пережитки

представлений, существовавших у племен арьев до

их приходи в Индию, так и элементы верований

аборигенов субконтинента. A. Тойнби видимо,

полагал их текстами, отражающими исключительно

воззрения арийцев на весьма ранней стадии. Веды и

связанные с ними писания именуют индийской

литературой, период сложения Вед - ведийской

эпохой, религию, отраженную в этом памятнике

ведийской религией. Последняя была в сер I тыс. до

н.э. оттеснена буддизмом, но к кон. I тыс. н.э.

традиционная религия победила окончательно, но

уже в иных формах. Эту обновленную религию

называют индуизмом.

[+41]

Увеличение числа религиозных изображений в

послеведийские эпохи (А. Тойнби несколько

преувеличивает "чистоту" ведийской и

реннебуддийской религий, отсутствие в них

"идолопоклонства") - буддийскую и

индуистскую происходило под влиянием местных

верований, на которые наслаивались официальные

религии. Весьма важное для дальнейших

рассуждений А. Тойнби положение о влиянии

греческой культуры на махаянистский буддизм (или

даже формирование этого направления под

эллинским воздействием) вряд ли можно считать

сколько-нибудь доказанным.

[+42] Аскетизм

не был полностью чужд и ведийской религии. Кроме

того, в буддизме аскет - живущий в общине монах, в

индуизме - однокий отшельник, и как раз

монастырей и монашества эта религия не знает.

[+43] Индуизм

начал распространяться в Индокитае в I-II вв. н.э.

Уже во II в. н.э. в этот регион стал проникать

буддизм, ставший, однако, основной религией

населения лишь к Х в. В Индонезию, в первую

очередь на Яву и Суматру, индуизм был завезен

миссионерами из Индии ок. II в. В IV-V вв. там

возникли более или менее крупные буддийские

общины. Обе религии сосуществовали до Х-XII вв.,

пока буддизм был не столько вытеснен, сколько

поглощен своим соперником, и возникла некая

синкретическая религия с перевесом в сторону

индуизма. Но уже в XIII в. на Малайском архипелаге

появился ислам, ставший в XVI в. религией

подавляющего большинства населения.

[+44] В

китайской историографии принята периодизация по

правящим династиям. Первой династией считается

Инь (другое название - Шан) - с XVIII по XII в. до н.э.


Затем власть перешла к династии Чжоу, чья история

делится на два периода - Западное Чжоу (1122-771 до

н.э.) и Восточное (770-249 до н.э.). Во втором периоде

происходили распад государства и создание

отдельных царств, хотя и при признании (далеко не

всеми государями) формального верховенства

императоров Чжоу. Китайские историки выделяют

две эпохи междоусобиц. Первая, именуемая Лего

("отдельные государства"), или Чуньцю

("Весна и осень", название приписываемой

Конфуцию хроники этой эпохи), охватывает 722-481 гг.

до н.э.; страна распалась на два десятка

государств, самыми крупными, поочередно

захватывавшими гегемонию над остальными, были

пять ("Уба"-"Пять тиранов"): Цинь, Цзинь,

Ци, Чу и Сун. Во втором периоде (403-221 до н.э.),

именуемом Чжаньго ("Борющиеся царства"),

борьбу вели семь царств: Цинь, Чу, Ци, Чжао, Янь,

Вэй и Хань. Циньский царь Ин Чжен (246-210 до н. э.)

объединил Китай под своим владычеством и в 221 г.

до н.э. принял титул Цинь Шихуанди (Первый

император Цинь). Но перенапряжение экономики и

режим террора привели к тому, что сын его, Второй

император (Эр Шихуанди), оказался и последним.

Народное восстание, которое возглавил

деревенский староста Лю Бан из бывшего царства

Хань (247-195 до н.э.), привело к свержению династии

Цинь в 207 г. до н.э. Удачливый вождь повстанцев

стал в следующем году императором, основав

династию Хань. Время ее правления подразделяется

на два периода: Старшая (Первая, Западная) Хань (206

до н.э.-25 н.э.) и Младшая (Вторая, Восточная) Хань

(25-220). Разрыв объясняется тем, что в 9-25 гг. правил

узурпатор Ван Ман, свергнутый восстанием

"красных бровей"; на престол воссел дальний

родственник ханьских императоров. Восстание

"желтых повязок", длившееся около двадцати

лет начиная с 185 (187) г., хотя и подавленное, сильно

поколебало империю, и она распалась.

[+45] Давление

кочевников на Китай, во всяком случае на северные

и западные его районы, отмечено уже в Х в. до н.э.,

если не ранее.

[+46] Период

после падения династии Хань именуется в

китайской историографии

"Саньго"-"Троецарствие", так как

империя распалась на три государства: Вэй, У и Шу.

Этот период длился с 220 по 265 (или 280) г., когда новая

династия Цзинь (или Западная Цзинь) объединила

Китай. Набеги кочевников в IV-V вв. привели к гибели

Западной Цзинь в 420 г. На севере самым мощным