ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1198
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
часть Палестины (в 1187 отвоевал у крестоносцев
Иерусалим). Династия Айюбидов прекратила свое
существование в 1250 г., Месопотамия и часть Сирии
отпали ранее, но остальная часть государства,
созданного им, просуществовала до захвата
турками в нач. XVI в.
[+78] Гиксосы -
данное египтянами название скотоводческих
племен, вторгшихся в Египет из Палестины ок. 1688 г.
до н.э. Захватив Египет, они сделали столицей
город Аварис в низовьях Нила, их цари приняли
титулатуру фараонов. Местные правители
сирийских и палестинских княжеств и государств,
на которые распался Египет, сохранили
относительную независимость под верховенством
гиксосских царей. Фиванские государи изгнали
гиксосов (летописная дата - 1585 до н.э.) из долины
Нила, а их владычество в Сирии и Палестине пало
тогда же под ударами Египта и Митанни. По всем
данным, гиксосы не индоевропейские, а
западносемитские народы, заимствовавшие у
митаннийцев боевые колесницы. Культ иноземных
богов и отдельные индоевропейские слова,
зафиксированные в Сирии (гиксосы не владели ею в
XVIII-нач. XVII в. до н.э.; в древнеегипетских
источниках нет свидетельств об их исходе из
Приаралья, ибо египтяне не имели даже
представлений об этих землях), свидетельствуют
лишь о влиянии (довольно слабом) Митанни.
[+79] Мултан -
город в Пенджабе, в нынешнем Пакистане.
[+80] Басра
стоит на Шатт-эль-Арабе, реке, образованной
слиянием Тигра и Евфрата; Ур, самый южный из
шумерских городов, стоял на Горькой реке,
отростке Персидского залива, простиравшегося в
древности значительно севернее, чем ныне.
Расцвет этого города относится к XXV в. до н.э., но
по отношению к этому времени невозможно говорить
о шумерской "империи". Столицей царства
Шумера и Аккада он стал лишь при III династии Ура,
много позднее создания единого месопотамского
государства.
[+81]
Проводившиеся в 20-30-е годы XX в. на территории
нынешнего Пакистана раскопки открыли совершенно
новую цивилизацию, существовавшую в III-1-й пол. II
тыс. до н.э., с центрами, насколько известно, в
городах Хараппе в Пенджабе и Мохенджо-Даро на р.
Инд. Это была развитая городская культура эпохи
бронзы, знавшая иероглифическую письменность, не
расшифрованную доныне. Культура эта. пришедшая в
упадок по неизвестным причинам, была уничтожена
в XV в. до н. э. кочевниками-арьями, вторгшимися в
Индию. Твердо установлено, что эта
цивилизация-автохтонного происхождения.
Найденные при раскопках предметы шумерского
происхождения подтверждают сведения о том, что
между шумерскими городами и Индией (шумер.
Мелахха, или Мелухха) в III-сер. II тыс. до н.э. (более
древние даты неверны, более конкретные
ненадежны) существовали торговые контакты.
[+82] Царство
Аккада пало под ударами Элама и племен гутеев
(гутиев, кутиев), народа неизвестного
происхождения, обитавшего на западе Иранского
нагорья. В борьбе между победителями верх
одержали гутеи, установившие ок. 2200 г. до н. э.
верховную власть над мелкими государствами
Месопотамии. Вожди гутеев, носившие аккадские
титулы - "цари четырех сторон света", -
правили с помощью местных государей из шумеров и
аккадцев; язык последних был официальным в
гутейских владениях. Ур-Намму в 2109 г. до н.э. сверг
власть гутеев.
[+83]
Собственно шумерская письменность была не
силлабической, т.е. слоговой, где каждый знак
обозначается сочетанием "согласный +
гласный", а иероглифической, в которой каждая
идеограмма (изображение некоего предмета)
является силлабограммой (звуковым значением
названия этого предмета). Подобное написание
называется также ребусным. Первоначально
шумерское письмо было рисуночным, но при
использовании в качестве материала для письма
глиняных табличек удобнее стало писать
черточками, похожими на клинья (отсюда -
клинопись), и связь с образом-знаком постепенно
утерялась. Перевод аккадского языка на шумерскую
клинопись вызывал трудности не тем, что
шумерский язык агглюнативный (грамматические
формы образуются путем присоединения к основе
слова различных частиц, причем и основа, и
частицы остаются неизменными и граница между
ними четко видна,-в этом случае важно точное
знание каждого гласного и согласного), а
аккадский - консонантный (основную роль играют
согласные, а гласные слабо артикулированы и
могут занимать более или менее произвольное
положение), но тем, что в шумерском языке омонимов
больше, чем в аккадском, а значит,
силлабографических знаков меньше.
[+84] Неясно,
происходили ли в действительности упоминаемые
события. Из сильно поврежденной вавилонской
поэмы XIV в. до н.э. мы узнаем, что Саргон Древний,
правивший на рубеже XXV и XXIV вв. до н.э., предпринял
поход в Малую Азию, на г. Пурушханду, по просьбе
купцов, принадлежавших к какому-то
восточносемитскому (ассирийскому?) племени, для
защиты их от местного царя Нур-Даггаля. Текст
сильно поврежден, и вышеприведенное сообщение
есть реконструкция. Большинство современных
исследователей считает, что в поэме произошла
контаминация с событиями, бывшими на
полтысячелетия позже, при царе города Ашшура
Саргоне I Ассирийском (прав. после 1885 до н.э.), ибо
археологические данные не подтверждают
проникновения шумеров или аккадцев в II тыс. до
н.э. в глубь Малоазийского полуострова.
[+85] Самым
северным из поселений шумеро-аккадского
культурного круга была, насколько известно,
Ниневия, первые сведения о которой имеются еще от
нач. III тыс. до н.э., но мы знаем о ней очень мало до
VIII в. до н.э., когда она стала столицей
Ассирийского царства.
[+86] Это
событие произошло в 1595 г. до н.э. с возможной
ошибкой + 64 года.
[+87] В 1742-1741 гг.
до н.э. на Вавилонское царство обрушились касситы
- народ неясного этнического происхождения.
Отбитые вавилонским войском, они заняли
небольшую область в среднем течении Евфрата с
центром в г. Хана. Ок. 1595 до н.э. касситский царь
Ханы Агум II (1595-1576 до н.э., даты не очень надежные)
воцарился в Вавилоне. Его потомки правили там до
захвата города эламитами в 1158 (или 1155) г. до н.э.
Нам известны далеко не все касситские владыки, но
это относится к периоду 1742-1595 гг. до н.э., то есть к
ханойским, а не вавилонским царям. Хронология
событий (и даже сами события), относящихся к
истории Хеттского царства до XIX в. до н.э. (и даже
само существование царства до сер. XVII в. до н.э.),
известны очень плохо. Единственное, что мы точно
знаем, - имена хеттских царей этого периода.
[+88] Фараон
Тутмос III (1525-1476 до н.э., возможны и иные даты) с 1503
г. до н.э. (дата не очень надежна) начал серию войн
за овладение Сирией и Палестиной (первую попытку
такого рода предпринял еще дед его - Тутмос I,
правивший с 1538 по 1529 г. до н.э., но это был скорее
набег, чем попытка завоевания). Они длились около
20 лет, и фараону удалось в конце концов оттеснить
главного соперника - царство Митанни - и занять
Сирию, Финикию и Палестину.
[+89] Население
Малой Азии хеттской эпохи говорило, насколько
известно, на пяти языках, не считая аккадского
(языка дипломатии и государственного управления)
и шумерского (языка культуры, уже вытесняемого
аккадским): неиндоевропейских хаттском и
хурритском и индоевропейских несийском
(собственно хеттском), палайском и лувийском. Все
вышеперечисленные языки использовали клинопись
(разные ее варианты, менявшиеся со временем).
Иероглифическое письмо, известное с XIX-XVIII вв. до
н. э., принадлежит не хеттам, а лувийцам. Наиболее
древние памятники не расшифрованы, но тексты
XIII-VIII вв. до н.э. поддаются прочтению. На этом
"лувийском иероглифическом" существует
богатая литература, но вся она относится ко
временам после падения Хеттского царства.
[+90] Войны
между Египтом и Хатти тянулись с нач. XIV в. до н.э.
Пик их пришелся на правления Рамсеса II (1317-1251 до
н.э.). В 1298 (?) г. до н.э. Рамсес и хеттский царь
Хаттусилис III заключили договор, по которому
Южная Сирия и Палестина оставались за Египтом, а
Северная Сирия отходила к Хеттской державе.
После этого хетты направили основные силы на
оборону от Ассирии и на отвоевание захваченных у
них земель в Малой Азии.
[+91] Этрусские
надписи доныне не расшифрованы, и потому неясно
происхождение этого народа. Гипотеза о том, что
этруски - троянцы хеттского происхождения,
прибывшие в Италию морем, довольно убедительна,
но существуют и иные более или менее
основательные предположения.
[+92] Энлиль -
шумерский верховный бог, бог производительных
сил природы, первоначально бог-покровитель г.
Ниппура (совр. Ниффур в Ираке), древнейшего
религиозного (может быть, и политического) центра
шумерского племенного союза. Не позднее XXVI в. до
н.э. Энлиль стал общешумерским богом, а святыня
его была закреплена за Ниппуром. В аккадской
среде Энлиль получил прозвание Бел (Балу,
Баал-"господин, повелитель"), которым
награждали главных богов. Постепенно имя Энлиль
стало пониматься как титул, и даже появилось
выражение, которое можно перевести как
"энлильство", то есть "господство над
богами". Такое энлильство (с обязательным
титулом "Бел") в старовавилонский период
получил Мардук - небесный патрон Вавилона, в
ассирийский - Ашшур, бог-покровитель
одноименного города и всей державы.
[+93] Эламский
язык пользовался иероглифической письменностью
еще с нач. III тыс. до н.э. (иероглифы не
расшифрованы); с XXI в. до н.э. зытесняется в
государственной и культурной сферах аккадским; с
сер. II тыс. до н.э. происходит возрождение
эламского языка, пользующегося уже аккадской
клинописью.
[+94] Имеется в
виду период между 728 г. до н.э., когда ассирийский
царь Тиглатпаласар III стал одновременно царем
Вавилона под именем Пулу, и 626 г. до н.э., когда
ассирийский наместник Набупаласар объявил себя
независимым владыкой с царским титулом. Период
этот наполнен борьбой Вавилона за свержение
ассирийского владычества.
[+95] История
доколумбовых государств Южной Америки изучена
недостаточно, поэтому многие предположения А.
Тойнби гипотетичны, т.н. империя инков (инки -
сначала племенная группа народа кечуа, потом -
правящая группа в созданном кечуа государстве
Тауантинсуйу, т. е. "стране четырех сторон
света") была только последним этапом в истории
континента до прихода европейцев. В горных
районах нынешней Колумбии существовала еще одна
городская цивилизация - чибчамуисков, которые не
создали единого государства, и неизвестно, знали
ли они и инки о существовании друг друга.
Древнейшей из известных южноамериканских
культур была культура Чавин, существовавшая на
западных склонах Анд в среднем Перу с кон. II тыс.
до сер. I тыс. до н.э. Она погибла под ударами
варваров. Самой развитой из последующих была
культура Тиауанако, возникшая в первые века н.э. и
расцветшая в VI-VII вв. на Андском нагорье, на
берегах оз. Титикака. Созданная, по-видимому,
народом аймара, она пришла в упадок ок. Х в., но
именно эта культура, по мнению большинства
исследователей (или ее преемница, культура
созданного аймара в XII в. государства Кольа),
легла в основу культуры Тауантинсуйу, а не
расположенные на побережье Перу культуры Наска
(II в. дон. э.- IX в. н.э.?), Мочика (I-VII вв.; находилась не
на самом побережье, а в 50 км от него в долине реки)
и Чиму (IX-XV вв.). Датой основания государства инков
считается 1438 г. Это государство, разрушенное
испанскими конкистадорами в 1536 г., славилось
четкой организацией и единообразной структурой
(что достигалось насильственным переселением
племен), единым языком (кечуа), обязательным
трудом, государственной собственностью на землю
и, может быть, плоды ее, широким социальным