ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1198

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

часть Палестины (в 1187 отвоевал у крестоносцев

Иерусалим). Династия Айюбидов прекратила свое

существование в 1250 г., Месопотамия и часть Сирии

отпали ранее, но остальная часть государства,

созданного им, просуществовала до захвата

турками в нач. XVI в.

[+78] Гиксосы -

данное египтянами название скотоводческих

племен, вторгшихся в Египет из Палестины ок. 1688 г.

до н.э. Захватив Египет, они сделали столицей

город Аварис в низовьях Нила, их цари приняли

титулатуру фараонов. Местные правители

сирийских и палестинских княжеств и государств,

на которые распался Египет, сохранили

относительную независимость под верховенством

гиксосских царей. Фиванские государи изгнали

гиксосов (летописная дата - 1585 до н.э.) из долины

Нила, а их владычество в Сирии и Палестине пало

тогда же под ударами Египта и Митанни. По всем

данным, гиксосы не индоевропейские, а

западносемитские народы, заимствовавшие у

митаннийцев боевые колесницы. Культ иноземных

богов и отдельные индоевропейские слова,

зафиксированные в Сирии (гиксосы не владели ею в

XVIII-нач. XVII в. до н.э.; в древнеегипетских

источниках нет свидетельств об их исходе из

Приаралья, ибо египтяне не имели даже

представлений об этих землях), свидетельствуют

лишь о влиянии (довольно слабом) Митанни.

[+79] Мултан -

город в Пенджабе, в нынешнем Пакистане.

[+80] Басра

стоит на Шатт-эль-Арабе, реке, образованной

слиянием Тигра и Евфрата; Ур, самый южный из

шумерских городов, стоял на Горькой реке,

отростке Персидского залива, простиравшегося в

древности значительно севернее, чем ныне.

Расцвет этого города относится к XXV в. до н.э., но

по отношению к этому времени невозможно говорить

о шумерской "империи". Столицей царства

Шумера и Аккада он стал лишь при III династии Ура,

много позднее создания единого месопотамского

государства.

[+81]

Проводившиеся в 20-30-е годы XX в. на территории

нынешнего Пакистана раскопки открыли совершенно

новую цивилизацию, существовавшую в III-1-й пол. II

тыс. до н.э., с центрами, насколько известно, в

городах Хараппе в Пенджабе и Мохенджо-Даро на р.

Инд. Это была развитая городская культура эпохи

бронзы, знавшая иероглифическую письменность, не

расшифрованную доныне. Культура эта. пришедшая в

упадок по неизвестным причинам, была уничтожена


в XV в. до н. э. кочевниками-арьями, вторгшимися в

Индию. Твердо установлено, что эта

цивилизация-автохтонного происхождения.

Найденные при раскопках предметы шумерского

происхождения подтверждают сведения о том, что

между шумерскими городами и Индией (шумер.

Мелахха, или Мелухха) в III-сер. II тыс. до н.э. (более

древние даты неверны, более конкретные

ненадежны) существовали торговые контакты.

[+82] Царство

Аккада пало под ударами Элама и племен гутеев

(гутиев, кутиев), народа неизвестного

происхождения, обитавшего на западе Иранского

нагорья. В борьбе между победителями верх

одержали гутеи, установившие ок. 2200 г. до н. э.

верховную власть над мелкими государствами

Месопотамии. Вожди гутеев, носившие аккадские

титулы - "цари четырех сторон света", -

правили с помощью местных государей из шумеров и

аккадцев; язык последних был официальным в

гутейских владениях. Ур-Намму в 2109 г. до н.э. сверг

власть гутеев.

[+83]

Собственно шумерская письменность была не

силлабической, т.е. слоговой, где каждый знак

обозначается сочетанием "согласный +

гласный", а иероглифической, в которой каждая

идеограмма (изображение некоего предмета)

является силлабограммой (звуковым значением

названия этого предмета). Подобное написание

называется также ребусным. Первоначально

шумерское письмо было рисуночным, но при

использовании в качестве материала для письма

глиняных табличек удобнее стало писать

черточками, похожими на клинья (отсюда -

клинопись), и связь с образом-знаком постепенно

утерялась. Перевод аккадского языка на шумерскую

клинопись вызывал трудности не тем, что

шумерский язык агглюнативный (грамматические

формы образуются путем присоединения к основе

слова различных частиц, причем и основа, и

частицы остаются неизменными и граница между

ними четко видна,-в этом случае важно точное

знание каждого гласного и согласного), а

аккадский - консонантный (основную роль играют

согласные, а гласные слабо артикулированы и

могут занимать более или менее произвольное

положение), но тем, что в шумерском языке омонимов

больше, чем в аккадском, а значит,

силлабографических знаков меньше.

[+84] Неясно,

происходили ли в действительности упоминаемые

события. Из сильно поврежденной вавилонской

поэмы XIV в. до н.э. мы узнаем, что Саргон Древний,


правивший на рубеже XXV и XXIV вв. до н.э., предпринял

поход в Малую Азию, на г. Пурушханду, по просьбе

купцов, принадлежавших к какому-то

восточносемитскому (ассирийскому?) племени, для

защиты их от местного царя Нур-Даггаля. Текст

сильно поврежден, и вышеприведенное сообщение

есть реконструкция. Большинство современных

исследователей считает, что в поэме произошла

контаминация с событиями, бывшими на

полтысячелетия позже, при царе города Ашшура

Саргоне I Ассирийском (прав. после 1885 до н.э.), ибо

археологические данные не подтверждают

проникновения шумеров или аккадцев в II тыс. до

н.э. в глубь Малоазийского полуострова.

[+85] Самым

северным из поселений шумеро-аккадского

культурного круга была, насколько известно,

Ниневия, первые сведения о которой имеются еще от

нач. III тыс. до н.э., но мы знаем о ней очень мало до

VIII в. до н.э., когда она стала столицей

Ассирийского царства.

[+86] Это

событие произошло в 1595 г. до н.э. с возможной

ошибкой + 64 года.

[+87] В 1742-1741 гг.

до н.э. на Вавилонское царство обрушились касситы

- народ неясного этнического происхождения.

Отбитые вавилонским войском, они заняли

небольшую область в среднем течении Евфрата с

центром в г. Хана. Ок. 1595 до н.э. касситский царь

Ханы Агум II (1595-1576 до н.э., даты не очень надежные)

воцарился в Вавилоне. Его потомки правили там до

захвата города эламитами в 1158 (или 1155) г. до н.э.

Нам известны далеко не все касситские владыки, но

это относится к периоду 1742-1595 гг. до н.э., то есть к

ханойским, а не вавилонским царям. Хронология

событий (и даже сами события), относящихся к

истории Хеттского царства до XIX в. до н.э. (и даже

само существование царства до сер. XVII в. до н.э.),

известны очень плохо. Единственное, что мы точно

знаем, - имена хеттских царей этого периода.

[+88] Фараон

Тутмос III (1525-1476 до н.э., возможны и иные даты) с 1503

г. до н.э. (дата не очень надежна) начал серию войн

за овладение Сирией и Палестиной (первую попытку

такого рода предпринял еще дед его - Тутмос I,

правивший с 1538 по 1529 г. до н.э., но это был скорее

набег, чем попытка завоевания). Они длились около

20 лет, и фараону удалось в конце концов оттеснить

главного соперника - царство Митанни - и занять

Сирию, Финикию и Палестину.

[+89] Население

Малой Азии хеттской эпохи говорило, насколько


известно, на пяти языках, не считая аккадского

(языка дипломатии и государственного управления)

и шумерского (языка культуры, уже вытесняемого

аккадским): неиндоевропейских хаттском и

хурритском и индоевропейских несийском

(собственно хеттском), палайском и лувийском. Все

вышеперечисленные языки использовали клинопись

(разные ее варианты, менявшиеся со временем).

Иероглифическое письмо, известное с XIX-XVIII вв. до

н. э., принадлежит не хеттам, а лувийцам. Наиболее

древние памятники не расшифрованы, но тексты

XIII-VIII вв. до н.э. поддаются прочтению. На этом

"лувийском иероглифическом" существует

богатая литература, но вся она относится ко

временам после падения Хеттского царства.

[+90] Войны

между Египтом и Хатти тянулись с нач. XIV в. до н.э.

Пик их пришелся на правления Рамсеса II (1317-1251 до

н.э.). В 1298 (?) г. до н.э. Рамсес и хеттский царь

Хаттусилис III заключили договор, по которому

Южная Сирия и Палестина оставались за Египтом, а

Северная Сирия отходила к Хеттской державе.

После этого хетты направили основные силы на

оборону от Ассирии и на отвоевание захваченных у

них земель в Малой Азии.

[+91] Этрусские

надписи доныне не расшифрованы, и потому неясно

происхождение этого народа. Гипотеза о том, что

этруски - троянцы хеттского происхождения,

прибывшие в Италию морем, довольно убедительна,

но существуют и иные более или менее

основательные предположения.

[+92] Энлиль -

шумерский верховный бог, бог производительных

сил природы, первоначально бог-покровитель г.

Ниппура (совр. Ниффур в Ираке), древнейшего

религиозного (может быть, и политического) центра

шумерского племенного союза. Не позднее XXVI в. до

н.э. Энлиль стал общешумерским богом, а святыня

его была закреплена за Ниппуром. В аккадской

среде Энлиль получил прозвание Бел (Балу,

Баал-"господин, повелитель"), которым

награждали главных богов. Постепенно имя Энлиль

стало пониматься как титул, и даже появилось

выражение, которое можно перевести как

"энлильство", то есть "господство над

богами". Такое энлильство (с обязательным

титулом "Бел") в старовавилонский период

получил Мардук - небесный патрон Вавилона, в

ассирийский - Ашшур, бог-покровитель

одноименного города и всей державы.

[+93] Эламский

язык пользовался иероглифической письменностью


еще с нач. III тыс. до н.э. (иероглифы не

расшифрованы); с XXI в. до н.э. зытесняется в

государственной и культурной сферах аккадским; с

сер. II тыс. до н.э. происходит возрождение

эламского языка, пользующегося уже аккадской

клинописью.

[+94] Имеется в

виду период между 728 г. до н.э., когда ассирийский

царь Тиглатпаласар III стал одновременно царем

Вавилона под именем Пулу, и 626 г. до н.э., когда

ассирийский наместник Набупаласар объявил себя

независимым владыкой с царским титулом. Период

этот наполнен борьбой Вавилона за свержение

ассирийского владычества.

[+95] История

доколумбовых государств Южной Америки изучена

недостаточно, поэтому многие предположения А.

Тойнби гипотетичны, т.н. империя инков (инки -

сначала племенная группа народа кечуа, потом -

правящая группа в созданном кечуа государстве

Тауантинсуйу, т. е. "стране четырех сторон

света") была только последним этапом в истории

континента до прихода европейцев. В горных

районах нынешней Колумбии существовала еще одна

городская цивилизация - чибчамуисков, которые не

создали единого государства, и неизвестно, знали

ли они и инки о существовании друг друга.

Древнейшей из известных южноамериканских

культур была культура Чавин, существовавшая на

западных склонах Анд в среднем Перу с кон. II тыс.

до сер. I тыс. до н.э. Она погибла под ударами

варваров. Самой развитой из последующих была

культура Тиауанако, возникшая в первые века н.э. и

расцветшая в VI-VII вв. на Андском нагорье, на

берегах оз. Титикака. Созданная, по-видимому,

народом аймара, она пришла в упадок ок. Х в., но

именно эта культура, по мнению большинства

исследователей (или ее преемница, культура

созданного аймара в XII в. государства Кольа),

легла в основу культуры Тауантинсуйу, а не

расположенные на побережье Перу культуры Наска

(II в. дон. э.- IX в. н.э.?), Мочика (I-VII вв.; находилась не

на самом побережье, а в 50 км от него в долине реки)

и Чиму (IX-XV вв.). Датой основания государства инков

считается 1438 г. Это государство, разрушенное

испанскими конкистадорами в 1536 г., славилось

четкой организацией и единообразной структурой

(что достигалось насильственным переселением

племен), единым языком (кечуа), обязательным

трудом, государственной собственностью на землю

и, может быть, плоды ее, широким социальным