ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1003

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

разрушение дворцов в городах Кноссе и Фесте, а

также обезлюдение ряда поселений (именно это

имеется здесь в виду). Некоторые исследователи

полагают, что причиной этого было землетрясение,

другие - что истоки находятся либо в

междоусобице, либо в социальных конфликтах. Ок.

1600 (скорее всего в 1560) г. до н. э. опять произошло

землетрясение, ок. 1500 г. до н.э.-еще одно. Самым

разрушительным был катаклизм ок. 1450 г. до н.э.,

вызванный извержением вулкана на о. Фера

(Санторин) в 110 км от Крита. Помимо землетрясения,

на Крит обрушилось цунами. Большинство городов

превратилось в развалины, под которыми погибло

множество людей. Кносс был вскоре восстановлен,

но остальные города остались лежать в руинах.

Некоторые историки считают, что было не две

катастрофы 1500 и 1450 гг. до н.э., а одна и разрушение

Кносса и гибель Санторина надо относить к первой

из дат.

[+62] Киклады -

архипелаг на юге Эгейского моря. B III-II тыс. до н.э.

там существовала достаточно развитая культура

эпохи бронзы. Во II тыс. до н.э. Киклады вошли в

сферу влияния Критской монархии или даже в

состав этого государства.

[+63] Культуру

материковой Греции периода от последней трети III

тыс. до н.э. до XI в. до н.э. именуют микенской, по

Микенам - одному из крупнейших

городов-государств той эпохи. Сегодняшние

историки предпочитают называть ее

"ахейской", а период 1600-1025 гг. до н.э. -

микенским. Расцвет ахейских городов приходится

на XV-XIII вв. до н.э. Влияние критской культуры на

материковую Грецию (особенно Пелопоннес)

неоспоримо, поэтому некоторые исследователи

говорили о крито-микенской цивилизации.

Архелогические раскопки 30-50-х годов XX в. показали

достаточное культурное своеобразие

пелопоннесских царств.

[+64] В Древней

Греции, не обладавшей политическим единством,

существовало единство культовое. В Дельфах,

городе у подножия Парнаса, находилось святилище

Аполлона с его оракулом, прорицания которого

считались подлежащими неукоснительному

исполнению. Дельфы были общенациональной

святыней, и их неприкосновенность

обеспечивалась договорами между полисами.

Элевсие - город близ Афин - был местом культа

Деметры. Дважды в год там проводились тайные

обряды-мистерии. Посвящаемый в них обеспечивал

себе блаженство в загробном мире. Ввиду

эзотеричности этих мистерий о них мало что


известно, но установлено, что, кроме молений и

жертвоприношений Деметре, Дионису и другим

богам, там поклонялись безымянным Богу и Богине,

покровителям плодородия. Первоначально культ

этот был местным афинским, но с VI-V вв. до н.э.

приобрел общенациональное значение. Храм

Аполлона на о. Делос был религиозным центром не

всей Эллады, а малоазийских греков; они

образовали религиозно-политический Делосский

союз.

[+65] Первое

поколение богов, порожденное Ураном и Геей,

именуют в греческой мифологии титанами-в т.ч.

Кроноса, свергшего своего отца и в свою очередь

свергнутого сыном Зевсом. Иногда к титанам

причисляют и потомство этого первого поколения.

Просто Титаном, как именем собственным, называли

Гелиоса-бога Солнца (чаще) - или Прометея (реже).

[+66] "Кольцо

Нестора"-золотой перстень, найденный при

раскопках древнего Пилоса. Название это дал ему

известный археолог А. Эванс в память об

упоминаемом Гомером мудром Несторе, царе Пилоса

(возможно, историческом лице), которому могло

принадлежать это кольцо.

[+67]

Отраженные в поэмах Гомера представления о

загробном мире являют собой напластование

разновременных верований. С одной стороны, Аид

(он же Гадес) - место, где души умерших влачат

жалкое существование, утратив память о земной

жизни; с другой - в царстве мертвых есть место, где

блаженствуют праведники, - Елисейские поля

(Элизиум, Элисий). Современные исследователи

полагают, что представления о последних - поздние

и вряд ли восходят к микенской религии.

[+68] Культ

Диониса, божества малоазийского происхождения,

распространился в Греции в VII-VI вв. до н.э. По

основному мифу он-сын Зевса и Семелы, погибшей в

пламени из-за козней ревнивой Геры. Зевс

выхватывает из огня недоношенный плод и зашивают

его в свое бедро, откуда Дионис и рождается.

Дионисии - праздник в память гибели и нового

рождения этого бога - справлялись в атмосфере

экстаза. По мнению ряда ученых, дионисийство -

народный культ в противовес аристократическому

почитанию Аполлона. Ипостасями Диониса являются

Загрей, сын Зевса и Персефоны, убитый титанами, но

возродившийся в Дионисе; Иакх, древнее божество,

призывавшееся во время элевсинских мистерий

(связь его с безымянным Богом этих мистерий

неясна), и даже сам Зевс (в чертах образа


последнего, безусловно, прослеживаются

представления о критском божестве, символом

которого был двусторонний топор). Выводить

дионисийскую религию из минойской вряд ли есть

основания.

[+69] Орфики -

представители религиозно-философского течения,

возводившие его к античному мифологическому

герою Орфею, певцу и музыканту, который не

почитал Диониса и был растерзан вакханками.

Самым существенным в орфизме было учение о душе

как частице божества и теле как темнице души.

Орфики поклонялись Дионису-Загрею. Минойские

мистерии рождения, смерти и воскресения

Божественного дитяти не зафиксированы.

[+70] Вторжение

в Среднюю и Южную Элладу северогреческих

дорийских племен привело к переменам в

этнической карте Греции. Дорийцы заняли большую

часть Пелопоннеса, Крита, юго-запад Малой Азии и

прилегающие острова. Другие греческие племена -

эолийцы - под давлением дорийцев переселились из

Северо-Восточной Греции (Фессалии) в Среднюю

Грецию (Беотию), на северо-запад Малоазийского

полуострова и близлежащие острова, в частности

Лесбос. На полуостров Аттику хлынули спасающиеся

с Пелопоннеса ахейцы, что вызвало необходимость

переселения местного населения, не затронутого

нашествиям. Эти переселенцы, по легенде, под

водительством афинского царя Иона направились

на запад Малой Азии, и область их расселения

получила название Ионии. Земли эолийцев, в

особенности о. Лесбос, были, по мнению ряда

ученых, местом зарождения героического эпоса,

дошедшего до нас, правда, на ионическом диалекте.

[+71]

Филистимляне, насколько известно, заняли

Палестину на рубеже XIII и XII вв. до н.э. Еврейские

племена вторглись в эти земли из-за Иордана в сер.

XIII в. до н.э. Место сложения племенного союза

Израиль неизвестно. Традиция настаивает на

исходе из Египта, ряд ученых осторожно говорит о

Синайском полуострове, но археологические

данные пока отсутствуют.

[+72] Нет

никаких оснований считать, что финикийцы

унаследовали искусство мореплавания от

минойцев. Морская торговля финикийских городов

известна с III тыс. до н.э. Причины определенного

спада ее на рубеже III и II тыс. до н.э. не до конца

ясны, а новый подъем морской активности в сер. II

тыс. до н.э. объясняется уничтожением конкуренции

со стороны "моревладыки Миноса".


[+73] Эхнатон

(Аменхотеп IV. 1419-ок. 1400 до н.э.; называются и другие

даты)- египетский фараон, религиозный реформатор;

выступил с попыткой упразднения всего пантеона

богов и учреждения культа единого бога-Атона,

бога солнечного диска. Сменил имя, значащее

"Амон (первоначально бог-покровитель г. Фив.

столицы Египта в эпоху Среднего и Нового царств,

затем - верховный бог) доволен", на Эхнатон

("угодный Атону"). В нач. XX в. возникла

гипотеза о связи культа Атона с иудейским

монотеизмом, что хронологически ненадежно, ибо

основатель монотеизма Моисей (если считать его

исторической личностью) жил в XIII в. до н.э., а

многобожие было восстановлено и вся

деятельность фараона-реформатора была предана

проклятию и действительному забвению сразу

после смерти его и его ближайшего преемника.

[+74]

Шумеры-один из древнейших (хотя, возможно, и не

автохтонный) народов Двуречья; генетические

связи его не установлены. Название дано по

области Шумер, охватывавшей не всю страну с

шумерским населением, а первоначально. видимо,

область вокруг г. Ниппура. В конце IV тыс. до н.э.

уже существовали шумерская письменность и

небольшие города-государства (Киш, Ур, Урук).

Аккадцы-восточносемитский народ, проникший в

Месопотамию в III тыс. до н.э. В конце этого

тысячелетия один из приближенных правителя г.

Киша захватил власть и принял имя Саргон

(Шаррумкен. т. е. "царь истины", настоящее имя

неизвестно, в исторической литературе именуется

Саргон Древний) и титул "царь страны" (2316-2261

до н.э.); создал государство, охватывающее всю

Месопотамию и часть Сирии (хронология его

царствования ненадежна, поэтому приводимая ниже

А. Тойнби дата сложения "империи" - 2298 г. до

н.э. - довольно сомнительна). Столицей своего

государства Саргон сделал небольшой город

Аккаде на севере Нижнего Междуречья: область по

нему стала называться Аккадом. Внук Саргона

Нарамсин (Нарам-Суэн, 2236-2220 до н.э.) принял титул

"царь четырех сторон света". Аккадская

монархия пала вскоре после 2176 г. до н.э. под

ударами кочевников и соседнего Элама. Позднее

царь г. Ура Ур-Намму (Ур-Енгур-устаревшее чтение;

2112?-2038 до н.э. и его сын Шульги (2093 -2046 до н.э.),

создатели т. н. III династии Ура, объединили все

Междуречье и приняли титул "царь Шумера и

Аккада". Царство это распалось между 2021 и 2017 гг.

до н.э. под ударами западносемитского народа


амореев (аморитов). Много позднее Хаммурапи снова

назвал себя царем Шумера и Аккада. Следует

заметить, что и Шумер и Аккад - географические, а

не этнические понятия: южная и северная части

Южной Месопотамии соответственно. Сами шумеры и

аккадцы, видимо, не разделяли своих этносов,

несмотря на очевидные языковые различия, и

именовали себя "черноголовыми". Этнические

названия даны современными учеными.

[+75] Lingua franca-язык

межэтнического общения. Термин произведен от т.н.

франкского языка, упрощенного французского с

примесью греческих и арабских слов,

употреблявшегося крестоносцами на Ближнем

Востоке при контактах с местным населением.

Первоначально на Ближнем Востоке таким языком

был шумерский, вытесненный в XIX в. до н.э.

аккадским, но сохранявшийся в качестве языка

культуры, уже мертвого, до XVII в. до н.э. (тексты на

шумерском переписывались до III в. до н.э.).

Аккадский и его поздние варианты

(старовавилонский, староассирийский)

существовали до VII в. до н.э., клинопись - до V в. до

н.э., когда ее вытеснил арамейский алфавит.

[+76] Проблема

прародины индоевропейцев не решена и поныне.

Наиболее убедительной является гипотеза о том,

что индоевропейские народы сформировались в

области, охватывающей Южный Кавказ, Верхнее

Междуречье и Восточную Анатолию. В IV тыс. до н.э.

часть этих народов (в т. ч. хетты) продвинулась в

Малую Азию. а другие переместились через Кавказ в

степи от Поволжья до Северного Причерноморья.

Оттуда эти племена двинулись на Иранское нагорье

и (собственно арьи) далее в Индию. Небольшая

группа могла отделиться в западном направлении

и, по-видимому, дать царству Митанни правящую

династию и технику боевых колесниц. Современные

ученые рассматривают миграцию индоевропейцев не

как тотальную экспансию (кроме, возможно,

завоевания Индии), а как передвижение языков,

носители которых оказывали влияние на местное

население.

[+77] Юсуф ибн

Айюб (1138-1193), знаметитый военачальник, курд по

национальности, в 1171 г., после смерти последнего

фатимидского халифа, объявил себя султаном

Египта, приняв тронное имя аль-Малик ан-Насир

Салах ад-Дин (то есть "победоносный царь",

"благо религии") - европейцы называли его

Саладином. Создал крупное государство,

включавшее, кроме Египта, Сирию, Месопотамию и