ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1171
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
разрушение дворцов в городах Кноссе и Фесте, а
также обезлюдение ряда поселений (именно это
имеется здесь в виду). Некоторые исследователи
полагают, что причиной этого было землетрясение,
другие - что истоки находятся либо в
междоусобице, либо в социальных конфликтах. Ок.
1600 (скорее всего в 1560) г. до н. э. опять произошло
землетрясение, ок. 1500 г. до н.э.-еще одно. Самым
разрушительным был катаклизм ок. 1450 г. до н.э.,
вызванный извержением вулкана на о. Фера
(Санторин) в 110 км от Крита. Помимо землетрясения,
на Крит обрушилось цунами. Большинство городов
превратилось в развалины, под которыми погибло
множество людей. Кносс был вскоре восстановлен,
но остальные города остались лежать в руинах.
Некоторые историки считают, что было не две
катастрофы 1500 и 1450 гг. до н.э., а одна и разрушение
Кносса и гибель Санторина надо относить к первой
из дат.
[+62] Киклады -
архипелаг на юге Эгейского моря. B III-II тыс. до н.э.
там существовала достаточно развитая культура
эпохи бронзы. Во II тыс. до н.э. Киклады вошли в
сферу влияния Критской монархии или даже в
состав этого государства.
[+63] Культуру
материковой Греции периода от последней трети III
тыс. до н.э. до XI в. до н.э. именуют микенской, по
Микенам - одному из крупнейших
городов-государств той эпохи. Сегодняшние
историки предпочитают называть ее
"ахейской", а период 1600-1025 гг. до н.э. -
микенским. Расцвет ахейских городов приходится
на XV-XIII вв. до н.э. Влияние критской культуры на
материковую Грецию (особенно Пелопоннес)
неоспоримо, поэтому некоторые исследователи
говорили о крито-микенской цивилизации.
Архелогические раскопки 30-50-х годов XX в. показали
достаточное культурное своеобразие
пелопоннесских царств.
[+64] В Древней
Греции, не обладавшей политическим единством,
существовало единство культовое. В Дельфах,
городе у подножия Парнаса, находилось святилище
Аполлона с его оракулом, прорицания которого
считались подлежащими неукоснительному
исполнению. Дельфы были общенациональной
святыней, и их неприкосновенность
обеспечивалась договорами между полисами.
Элевсие - город близ Афин - был местом культа
Деметры. Дважды в год там проводились тайные
обряды-мистерии. Посвящаемый в них обеспечивал
себе блаженство в загробном мире. Ввиду
эзотеричности этих мистерий о них мало что
известно, но установлено, что, кроме молений и
жертвоприношений Деметре, Дионису и другим
богам, там поклонялись безымянным Богу и Богине,
покровителям плодородия. Первоначально культ
этот был местным афинским, но с VI-V вв. до н.э.
приобрел общенациональное значение. Храм
Аполлона на о. Делос был религиозным центром не
всей Эллады, а малоазийских греков; они
образовали религиозно-политический Делосский
союз.
[+65] Первое
поколение богов, порожденное Ураном и Геей,
именуют в греческой мифологии титанами-в т.ч.
Кроноса, свергшего своего отца и в свою очередь
свергнутого сыном Зевсом. Иногда к титанам
причисляют и потомство этого первого поколения.
Просто Титаном, как именем собственным, называли
Гелиоса-бога Солнца (чаще) - или Прометея (реже).
[+66] "Кольцо
Нестора"-золотой перстень, найденный при
раскопках древнего Пилоса. Название это дал ему
известный археолог А. Эванс в память об
упоминаемом Гомером мудром Несторе, царе Пилоса
(возможно, историческом лице), которому могло
принадлежать это кольцо.
[+67]
Отраженные в поэмах Гомера представления о
загробном мире являют собой напластование
разновременных верований. С одной стороны, Аид
(он же Гадес) - место, где души умерших влачат
жалкое существование, утратив память о земной
жизни; с другой - в царстве мертвых есть место, где
блаженствуют праведники, - Елисейские поля
(Элизиум, Элисий). Современные исследователи
полагают, что представления о последних - поздние
и вряд ли восходят к микенской религии.
[+68] Культ
Диониса, божества малоазийского происхождения,
распространился в Греции в VII-VI вв. до н.э. По
основному мифу он-сын Зевса и Семелы, погибшей в
пламени из-за козней ревнивой Геры. Зевс
выхватывает из огня недоношенный плод и зашивают
его в свое бедро, откуда Дионис и рождается.
Дионисии - праздник в память гибели и нового
рождения этого бога - справлялись в атмосфере
экстаза. По мнению ряда ученых, дионисийство -
народный культ в противовес аристократическому
почитанию Аполлона. Ипостасями Диониса являются
Загрей, сын Зевса и Персефоны, убитый титанами, но
возродившийся в Дионисе; Иакх, древнее божество,
призывавшееся во время элевсинских мистерий
(связь его с безымянным Богом этих мистерий
неясна), и даже сам Зевс (в чертах образа
последнего, безусловно, прослеживаются
представления о критском божестве, символом
которого был двусторонний топор). Выводить
дионисийскую религию из минойской вряд ли есть
основания.
[+69] Орфики -
представители религиозно-философского течения,
возводившие его к античному мифологическому
герою Орфею, певцу и музыканту, который не
почитал Диониса и был растерзан вакханками.
Самым существенным в орфизме было учение о душе
как частице божества и теле как темнице души.
Орфики поклонялись Дионису-Загрею. Минойские
мистерии рождения, смерти и воскресения
Божественного дитяти не зафиксированы.
[+70] Вторжение
в Среднюю и Южную Элладу северогреческих
дорийских племен привело к переменам в
этнической карте Греции. Дорийцы заняли большую
часть Пелопоннеса, Крита, юго-запад Малой Азии и
прилегающие острова. Другие греческие племена -
эолийцы - под давлением дорийцев переселились из
Северо-Восточной Греции (Фессалии) в Среднюю
Грецию (Беотию), на северо-запад Малоазийского
полуострова и близлежащие острова, в частности
Лесбос. На полуостров Аттику хлынули спасающиеся
с Пелопоннеса ахейцы, что вызвало необходимость
переселения местного населения, не затронутого
нашествиям. Эти переселенцы, по легенде, под
водительством афинского царя Иона направились
на запад Малой Азии, и область их расселения
получила название Ионии. Земли эолийцев, в
особенности о. Лесбос, были, по мнению ряда
ученых, местом зарождения героического эпоса,
дошедшего до нас, правда, на ионическом диалекте.
[+71]
Филистимляне, насколько известно, заняли
Палестину на рубеже XIII и XII вв. до н.э. Еврейские
племена вторглись в эти земли из-за Иордана в сер.
XIII в. до н.э. Место сложения племенного союза
Израиль неизвестно. Традиция настаивает на
исходе из Египта, ряд ученых осторожно говорит о
Синайском полуострове, но археологические
данные пока отсутствуют.
[+72] Нет
никаких оснований считать, что финикийцы
унаследовали искусство мореплавания от
минойцев. Морская торговля финикийских городов
известна с III тыс. до н.э. Причины определенного
спада ее на рубеже III и II тыс. до н.э. не до конца
ясны, а новый подъем морской активности в сер. II
тыс. до н.э. объясняется уничтожением конкуренции
со стороны "моревладыки Миноса".
[+73] Эхнатон
(Аменхотеп IV. 1419-ок. 1400 до н.э.; называются и другие
даты)- египетский фараон, религиозный реформатор;
выступил с попыткой упразднения всего пантеона
богов и учреждения культа единого бога-Атона,
бога солнечного диска. Сменил имя, значащее
"Амон (первоначально бог-покровитель г. Фив.
столицы Египта в эпоху Среднего и Нового царств,
затем - верховный бог) доволен", на Эхнатон
("угодный Атону"). В нач. XX в. возникла
гипотеза о связи культа Атона с иудейским
монотеизмом, что хронологически ненадежно, ибо
основатель монотеизма Моисей (если считать его
исторической личностью) жил в XIII в. до н.э., а
многобожие было восстановлено и вся
деятельность фараона-реформатора была предана
проклятию и действительному забвению сразу
после смерти его и его ближайшего преемника.
[+74]
Шумеры-один из древнейших (хотя, возможно, и не
автохтонный) народов Двуречья; генетические
связи его не установлены. Название дано по
области Шумер, охватывавшей не всю страну с
шумерским населением, а первоначально. видимо,
область вокруг г. Ниппура. В конце IV тыс. до н.э.
уже существовали шумерская письменность и
небольшие города-государства (Киш, Ур, Урук).
Аккадцы-восточносемитский народ, проникший в
Месопотамию в III тыс. до н.э. В конце этого
тысячелетия один из приближенных правителя г.
Киша захватил власть и принял имя Саргон
(Шаррумкен. т. е. "царь истины", настоящее имя
неизвестно, в исторической литературе именуется
Саргон Древний) и титул "царь страны" (2316-2261
до н.э.); создал государство, охватывающее всю
Месопотамию и часть Сирии (хронология его
царствования ненадежна, поэтому приводимая ниже
А. Тойнби дата сложения "империи" - 2298 г. до
н.э. - довольно сомнительна). Столицей своего
государства Саргон сделал небольшой город
Аккаде на севере Нижнего Междуречья: область по
нему стала называться Аккадом. Внук Саргона
Нарамсин (Нарам-Суэн, 2236-2220 до н.э.) принял титул
"царь четырех сторон света". Аккадская
монархия пала вскоре после 2176 г. до н.э. под
ударами кочевников и соседнего Элама. Позднее
царь г. Ура Ур-Намму (Ур-Енгур-устаревшее чтение;
2112?-2038 до н.э. и его сын Шульги (2093 -2046 до н.э.),
создатели т. н. III династии Ура, объединили все
Междуречье и приняли титул "царь Шумера и
Аккада". Царство это распалось между 2021 и 2017 гг.
до н.э. под ударами западносемитского народа
амореев (аморитов). Много позднее Хаммурапи снова
назвал себя царем Шумера и Аккада. Следует
заметить, что и Шумер и Аккад - географические, а
не этнические понятия: южная и северная части
Южной Месопотамии соответственно. Сами шумеры и
аккадцы, видимо, не разделяли своих этносов,
несмотря на очевидные языковые различия, и
именовали себя "черноголовыми". Этнические
названия даны современными учеными.
[+75] Lingua franca-язык
межэтнического общения. Термин произведен от т.н.
франкского языка, упрощенного французского с
примесью греческих и арабских слов,
употреблявшегося крестоносцами на Ближнем
Востоке при контактах с местным населением.
Первоначально на Ближнем Востоке таким языком
был шумерский, вытесненный в XIX в. до н.э.
аккадским, но сохранявшийся в качестве языка
культуры, уже мертвого, до XVII в. до н.э. (тексты на
шумерском переписывались до III в. до н.э.).
Аккадский и его поздние варианты
(старовавилонский, староассирийский)
существовали до VII в. до н.э., клинопись - до V в. до
н.э., когда ее вытеснил арамейский алфавит.
[+76] Проблема
прародины индоевропейцев не решена и поныне.
Наиболее убедительной является гипотеза о том,
что индоевропейские народы сформировались в
области, охватывающей Южный Кавказ, Верхнее
Междуречье и Восточную Анатолию. В IV тыс. до н.э.
часть этих народов (в т. ч. хетты) продвинулась в
Малую Азию. а другие переместились через Кавказ в
степи от Поволжья до Северного Причерноморья.
Оттуда эти племена двинулись на Иранское нагорье
и (собственно арьи) далее в Индию. Небольшая
группа могла отделиться в западном направлении
и, по-видимому, дать царству Митанни правящую
династию и технику боевых колесниц. Современные
ученые рассматривают миграцию индоевропейцев не
как тотальную экспансию (кроме, возможно,
завоевания Индии), а как передвижение языков,
носители которых оказывали влияние на местное
население.
[+77] Юсуф ибн
Айюб (1138-1193), знаметитый военачальник, курд по
национальности, в 1171 г., после смерти последнего
фатимидского халифа, объявил себя султаном
Египта, приняв тронное имя аль-Малик ан-Насир
Салах ад-Дин (то есть "победоносный царь",
"благо религии") - европейцы называли его
Саладином. Создал крупное государство,
включавшее, кроме Египта, Сирию, Месопотамию и