ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1048

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

государством стала Северная Вэй (386-535), созданная

кочевниками сяньби, ведомыми племенем (или родом)

тоба. Все кочевники очень быстро

китаизировались, и основанные ими государства

были, по сути, тоже китайскими по языку, культуре

и структуре управления.

[+47] Конфуций

(Кун Фуцзы, Кун Цзы; ок. 551-479 до н.э.), справедливо

считающийся основателем конфуцианства -

философско-религиозного (в Китае это не

разделялось) учения, - сам всегда утверждал, что

не сочиняет ничего нового, а лишь излагает идеи

древних "совершенномудрых". Учение Конфуция

скорее социоцентрично, нежели теоцентрично.

Основная идея его в том, что идеальное

государственное (оно же общественное)

устройство, идеальные законы (они же моральные

принципы) уже даны предками и дело людей -

воплощать эти идеалы в жизнь, не допуская

изменений идеала и противодействуя его

нарушениям. Принципиальная неразделенность

общественного и государственного, личного и

публичного, юридического и нравственного

выражается в том, что государственная жизнь

строится по образцу семейной. Младшие обязаны

подчиняться старшим - от родителей до монарха, но

и старшие обязаны заботиться о младших, и

верховный надзор за этим осуществляет

Божественное Небо - довольно неопределенное

высшее божество, по мандату которого правит

император. В случае невыполнения своих

обязанностей Небо может отобрать мандат у

недостойного и передать его достойному. Поэтому

перевороты и восстания в конфуцианстве не

осуждаются, но лишь тогда, когда они ведут не к

нарушению, а к восстановлению исконного порядка.

Все же иные новшества недопустимы. Конфуцианство

подвергалось преследованиям - вплоть до казни

конфуцианских ученых - в эпоху Цинь, но уже при

династии Хань стало официальной государственной

доктриной.

[+48] Попытка

примирить враждующие государства в эпоху Лего

была предпринята в 546 г. до н.э. царством Сун.

Собрание представителей царств не было

международной конференцией в нашем понимании,

ибо все они формально считались частями империи

Чжоу. Попытка эта успеха не имела.

[+49] Лаоцзы

(прозвище, означающее "старый ребенок":

настоящее имя - Ли Эр; годы жизни неизвестны,

традиционно считается старшим современником

Конфуция) может быть назван квиетистом (квиетизм


- от лат. quietus - "безмятежный, спокойный" -

в собственном смысле слова - возникшее в XVIII в. в

католицизме, но популярное и среди протестантов

учение об абсолютном подчинении своей воли Богу,

вплоть до безразличия к собственному спасению; в

переносном - созерцательное бездействие)

достаточно условно. Его учение, изложенное в

книге "Даодэцзин", - даосизм (от "Дао",

труднопереводимого термина, означающего

буквально "путь" и имеющего смыслы:

"первопричина мира", "суть Вселенной",

"основной закон Природы") - выдвигает

главным принципом "увэй"-"недеяние",

-  но это никак не просто созерцательный покой,

а подчинение Природе, ненарушение естественной

гармонии. достижение единства человека с

Природой. К культуре, к государству Лаоцзы

относится с недоверием. С его точки зрения,

правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и

войну, возвратить народ к простоте и неведению,

существовавшим до возникновения культуры и

морали. Подобное учение заставляло его адептов

стремиться к аскетизму, а это привело к

превращению даосов в секту отшельников и к

созданию в I-III вв. даосской религии, где от учения

Лаоцзы мало что осталось (хотя оно продолжало

почитаться и вошло в общекультурный фонд

китайцев), а основой стала магия, и в первую

очередь попытки достижения бессмертия с помощью

аскезы и различных алхимических действий.

[+50] Махаяна

зародилась в Северо-Восточной Индии, но не в

Синьцзяне, где протекает река Тарим, видимо, в I в.

до н.э. В Китай она проникла при императоре Минди

(58-75) еще до завоевания Китаем восточных

провинций Кушанского царства в 90 г. Религией

Китая был не махаянистский буддизм, а

причудливый сплав конфуцианства, буддизма,

даосизма и традиционных верований. Любой китаец,

кроме членов буддийского и даосского

духовенства, в быту молился духам предков и

благодетельным богам, в официальной жизни был

конфуцианцем, в минуты размышлений о жизни и

смерти обращался к буддийским и даосским учениям

- и все это безо всяких религиозных кризисов.

[+51]

Проникновение китайцев на Юг началось еще в VIII в.

до н.э. с укреплением царства Чу (XI в.-223 до н.э.),

которое включало в себя и области с аборигенным

населением. В циньскую эпоху границы Китая

простирались до территории нынешнего Вьетнама.

Особо активным заселение Юга стало в IV-VI вв.,


когда тысячи людей, спасаясь от кочевников,

хлынули на земли к югу от Янцзы. Считается, что

мигрировало до 1/8 населения Севера. Китайское

влияние на Корейском полуострове стало

распространяться во II в. до н.э. В корейских

государствах с IV-VI вв. официальным языком был

китайский, языком культуры - ханмун,

китаизированный корейский, письменностью -

китайская иероглифика. Первые контакты Китая и

Японии относятся к I в. до н.э., но активное

воздействие китайской культуры, распространение

языка, принятие письменности и широкое влияние

буддизма - к VI-VIII вв.

[+52] Буддизм

начал проникать в Тибет еще в VII в. сначала в

хинаянистском, а потом махаянистском варианте. В

XI в. усиливается основанный еще в VII в.

Падмасамбхавой тантризм - то ли ответвление

махаяны. то ли особое буддийское учение (не

смешивать с индуистским тантризмом, где особую

роль играет поклонение обожествленной мужской и

женской силе) - мнения специалистов расходятся, -

в центре которого находятся магия (санскр.

"тантра" - "хитросплетение";

"сокровенный текст", "магия"),

медитация, йогическая практика для достижения не

просто нирваны, а состояния будды, т.е. полного

духовного совершенства еще при жизни. Центрами

магической практики стали монастыри (монах -

по-тибетски "лама" - отсюда название учения).

Реформатор ламаизма Цзонкаба (1357-1419) придал ему

современный вид, с его пышными культовыми и

строгими организационными формами. Высшие ламы

являются хубилганами - перерожденцами - будд.

бодхисатв, почитаемых святых (несмотря на то что,

по ортодоксальному буддизму, они достигли

нирваны и цепь перерождений прекратилась).

Венчают пирамиду панчен-лама, перерождение

владыки Рая будды Амитабхи, и далай-лама,

перерождение бодхисатвы Авалокитешвары. Первый

выше по духовному сану, но святость его столь

велика, что он не может заниматься земными

делами. С 1639-1640 гг. далай-ламы стали не только

духовными, но и светскими владыками Тибета. В XVI в.

ламаизм утвердился в Монголии, в XVII в. - в Бурятии,

в XVIII в. - в Калмыкии.

[+53]

"Талассократия" буквально значит

"моревладычество". Этот термин утвердился

не просто за островом Крит, а за периодом его

истории - 1750-1450 гг. до н.э., - когда цари критского

города Кносса властвовали не только над самим

островом, но и, благодаря мощному флоту, над


архипелагами и побережьем Эгейского моря. Это

отразилось в легендах о мудром царе Миносе,

ставшем после смерти судьей загробного царства,

о чудовище Минотавре, обитавшем в кносском

дворце Лабиринте, и пр. Современные

исследователи полагают, что в указанное время

мог существовать реальный царь Минос.

[+54] От поэм

троянского цикла до нас дошли две: "Илиада" и

"Одиссея", созданные, видимо, в сер. VIII-нач. VII

в. до н.э. Долгое время творения эти бытовали

устно или в случайных записях, и лишь в сер. VI в. до

н.э. назначенная афинским тираном Писистратом

(560-527 до н.э. с перерывами) комиссия установила

канонический текст. Окончательная редакция поэм

была проведена в сер. III в. до н.э. учеными

Александрийской библиотеки. Поэмы фиванского

цикла не дошли до нас, но известно, что они

существовали.

[+55] Археологи

делят историю древнего Крита на три периода:

раннеминойский (от имени Миноса) - 3000-2200 гг. до н.э.,

- среднеминойский - 2200-1600 гг. до н.э. - и

позднеминойский - 1600-1100 до н.э. Каждый из периодов

расчленяется на три подпериода. Поздний Миной III -

приблизительно 1550-1350 гг. до н.э.

[+56] Возникшая

еще в III в. до н.э. периодизация истории Древнего

Египта по царствам и династиям имеет в настоящее

время следующий вид (даты более или менее

приблизительны): Раннее царство (I-II династии) - ок.

3000-ок. 2778 гг. до н. э.; Древнее царство (III-VI или III-VIII

династии) 2778-2263 (или 2220) гг. до н.э.; I переходный

период (VII-Х или IX-часть XI династии) - 2263 (или 2220)-2160

(или 2050) гг. до н.э.; Среднее царство (XI-XII династии) -

2160 (или 2050)-1785 гг. до н.э.: II переходный период (XIII-XVII

династии)-1785-1580 гг. до н.э.; Новое царство (XVIII-XX

династии) - 1580-1085 гг. до н.э.; III переходный период

(XXI династия)-1085-950 гг. до н.э.; Позднее царство

(ХХII-ХХVI династии) - 950-525гг. до н.э.; эпоха

персидского владычества (XXVII династией считаются

Ахемениды, кроме этого, с 404 по 343 г. до н.э.

существовали эфемерные XXVIII-XXX династии, иногда

персидский период не включается в историю

Древнего Египта) - 525-31 гг. до н.э.; времена

Александра Македонского, Птолемеев, римского

владычества к Древнему Египту историки не

относят.

[+57] Имеется в

виду Хеттское царство, государство,

существовавшее в Малой Азии в XVIII (или XVII)- XIII вв.

до н.э. В период наибольшего могущества в XV-XVI вв.

до н.э. - распространяло власть и на Сирию. Термин


же "хатти" чрезвычайно многозначен. Здесь он

употреблен в качестве названия хеттской державы,

но первоначально это было наименование города и

народа, родственного, видимо, северокавказским

этносам и называемого в науке хаттами или

протохеттами. В кон. III-нач. II тыс. до н.э. на

Малоазийский полуостров проникли

индоевропейские племена, одно из которых

основало в сер. II тыс. до н.э. княжество с центром в

г. Несе - ядро будущего Хеттского царства,

столицей которого с XVI в. до н.э. становится г.

Лхатти (Хаттусас). Индоевропейские племена

именовали себя, насколько известно, несийцами (по

г. Несе). Таким образом, слово "хатти"

обозначает: 1) Хеттское царство и всех его

жителей; 2) дохеттский народ; 3) жителей г. Хатти

независимо от этнической принадлежности; 4)

несийцев, которых в современной исторической

литературе называют хеттами (но не хаттами).

[+58]

Описывается т. н. вторжение народов моря. Причины

и характер этого движения, его этнический состав

и хронология не вполне ясны. Видимо, основным

этническим элементом были греческие материковые

племена ахейцев, а также ликийцы и филистимляне

(индоевропейские народы малоазийского

происхождения; последние, поселившись в

Палестине, дали ей свое название), этруски, сарды

и сикулы (коренное население Сардинии и Сицилии

неясной этнической принадлежности). Название

"морские народы" было дано им еще древними

египтянами, ибо на Палестину и Египет они

нападали с моря, но имеются свидетельства и о

массовом сухопутном переселении, причины коего

неясны.

[+59] Известно

три разновидности критского письма:

иероглифическое (число памятников его весьма

незначительно), возникшее на рубеже III и II тыс. до

н.э.; слоговые - "линейное письмо А",

использовавшееся с XVII в. до н.э., и "линейное

письмо Б", известное с XV в. до н.э. Первые два

вида письменности остаются загадочными, в т. ч.

потому, что неизвестен язык этого письма.

"Линейное письмо Б" дешифровано в 1952-1953 гг. М.

Вентрисом (1922-1956) и Дж. Чедвиком (р. 1920). Тексты

оказались написанными на архаическом греческом

языке.

[+60]

Арголида-область на востоке Пелопоннеса.

[+61] История

Крита XIX-XV вв. до н.э. знает несколько страшных

катастроф. Первая из известных нам произошла

между 1800 и 1750 гг. до н.э., и результатом ее было