ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1228
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
государством стала Северная Вэй (386-535), созданная
кочевниками сяньби, ведомыми племенем (или родом)
тоба. Все кочевники очень быстро
китаизировались, и основанные ими государства
были, по сути, тоже китайскими по языку, культуре
и структуре управления.
[+47] Конфуций
(Кун Фуцзы, Кун Цзы; ок. 551-479 до н.э.), справедливо
считающийся основателем конфуцианства -
философско-религиозного (в Китае это не
разделялось) учения, - сам всегда утверждал, что
не сочиняет ничего нового, а лишь излагает идеи
древних "совершенномудрых". Учение Конфуция
скорее социоцентрично, нежели теоцентрично.
Основная идея его в том, что идеальное
государственное (оно же общественное)
устройство, идеальные законы (они же моральные
принципы) уже даны предками и дело людей -
воплощать эти идеалы в жизнь, не допуская
изменений идеала и противодействуя его
нарушениям. Принципиальная неразделенность
общественного и государственного, личного и
публичного, юридического и нравственного
выражается в том, что государственная жизнь
строится по образцу семейной. Младшие обязаны
подчиняться старшим - от родителей до монарха, но
и старшие обязаны заботиться о младших, и
верховный надзор за этим осуществляет
Божественное Небо - довольно неопределенное
высшее божество, по мандату которого правит
император. В случае невыполнения своих
обязанностей Небо может отобрать мандат у
недостойного и передать его достойному. Поэтому
перевороты и восстания в конфуцианстве не
осуждаются, но лишь тогда, когда они ведут не к
нарушению, а к восстановлению исконного порядка.
Все же иные новшества недопустимы. Конфуцианство
подвергалось преследованиям - вплоть до казни
конфуцианских ученых - в эпоху Цинь, но уже при
династии Хань стало официальной государственной
доктриной.
[+48] Попытка
примирить враждующие государства в эпоху Лего
была предпринята в 546 г. до н.э. царством Сун.
Собрание представителей царств не было
международной конференцией в нашем понимании,
ибо все они формально считались частями империи
Чжоу. Попытка эта успеха не имела.
[+49] Лаоцзы
(прозвище, означающее "старый ребенок":
настоящее имя - Ли Эр; годы жизни неизвестны,
традиционно считается старшим современником
Конфуция) может быть назван квиетистом (квиетизм
- от лат. quietus - "безмятежный, спокойный" -
в собственном смысле слова - возникшее в XVIII в. в
католицизме, но популярное и среди протестантов
учение об абсолютном подчинении своей воли Богу,
вплоть до безразличия к собственному спасению; в
переносном - созерцательное бездействие)
достаточно условно. Его учение, изложенное в
книге "Даодэцзин", - даосизм (от "Дао",
труднопереводимого термина, означающего
буквально "путь" и имеющего смыслы:
"первопричина мира", "суть Вселенной",
"основной закон Природы") - выдвигает
главным принципом "увэй"-"недеяние",
- но это никак не просто созерцательный покой,
а подчинение Природе, ненарушение естественной
гармонии. достижение единства человека с
Природой. К культуре, к государству Лаоцзы
относится с недоверием. С его точки зрения,
правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и
войну, возвратить народ к простоте и неведению,
существовавшим до возникновения культуры и
морали. Подобное учение заставляло его адептов
стремиться к аскетизму, а это привело к
превращению даосов в секту отшельников и к
созданию в I-III вв. даосской религии, где от учения
Лаоцзы мало что осталось (хотя оно продолжало
почитаться и вошло в общекультурный фонд
китайцев), а основой стала магия, и в первую
очередь попытки достижения бессмертия с помощью
аскезы и различных алхимических действий.
[+50] Махаяна
зародилась в Северо-Восточной Индии, но не в
Синьцзяне, где протекает река Тарим, видимо, в I в.
до н.э. В Китай она проникла при императоре Минди
(58-75) еще до завоевания Китаем восточных
провинций Кушанского царства в 90 г. Религией
Китая был не махаянистский буддизм, а
причудливый сплав конфуцианства, буддизма,
даосизма и традиционных верований. Любой китаец,
кроме членов буддийского и даосского
духовенства, в быту молился духам предков и
благодетельным богам, в официальной жизни был
конфуцианцем, в минуты размышлений о жизни и
смерти обращался к буддийским и даосским учениям
- и все это безо всяких религиозных кризисов.
[+51]
Проникновение китайцев на Юг началось еще в VIII в.
до н.э. с укреплением царства Чу (XI в.-223 до н.э.),
которое включало в себя и области с аборигенным
населением. В циньскую эпоху границы Китая
простирались до территории нынешнего Вьетнама.
Особо активным заселение Юга стало в IV-VI вв.,
когда тысячи людей, спасаясь от кочевников,
хлынули на земли к югу от Янцзы. Считается, что
мигрировало до 1/8 населения Севера. Китайское
влияние на Корейском полуострове стало
распространяться во II в. до н.э. В корейских
государствах с IV-VI вв. официальным языком был
китайский, языком культуры - ханмун,
китаизированный корейский, письменностью -
китайская иероглифика. Первые контакты Китая и
Японии относятся к I в. до н.э., но активное
воздействие китайской культуры, распространение
языка, принятие письменности и широкое влияние
буддизма - к VI-VIII вв.
[+52] Буддизм
начал проникать в Тибет еще в VII в. сначала в
хинаянистском, а потом махаянистском варианте. В
XI в. усиливается основанный еще в VII в.
Падмасамбхавой тантризм - то ли ответвление
махаяны. то ли особое буддийское учение (не
смешивать с индуистским тантризмом, где особую
роль играет поклонение обожествленной мужской и
женской силе) - мнения специалистов расходятся, -
в центре которого находятся магия (санскр.
"тантра" - "хитросплетение";
"сокровенный текст", "магия"),
медитация, йогическая практика для достижения не
просто нирваны, а состояния будды, т.е. полного
духовного совершенства еще при жизни. Центрами
магической практики стали монастыри (монах -
по-тибетски "лама" - отсюда название учения).
Реформатор ламаизма Цзонкаба (1357-1419) придал ему
современный вид, с его пышными культовыми и
строгими организационными формами. Высшие ламы
являются хубилганами - перерожденцами - будд.
бодхисатв, почитаемых святых (несмотря на то что,
по ортодоксальному буддизму, они достигли
нирваны и цепь перерождений прекратилась).
Венчают пирамиду панчен-лама, перерождение
владыки Рая будды Амитабхи, и далай-лама,
перерождение бодхисатвы Авалокитешвары. Первый
выше по духовному сану, но святость его столь
велика, что он не может заниматься земными
делами. С 1639-1640 гг. далай-ламы стали не только
духовными, но и светскими владыками Тибета. В XVI в.
ламаизм утвердился в Монголии, в XVII в. - в Бурятии,
в XVIII в. - в Калмыкии.
[+53]
"Талассократия" буквально значит
"моревладычество". Этот термин утвердился
не просто за островом Крит, а за периодом его
истории - 1750-1450 гг. до н.э., - когда цари критского
города Кносса властвовали не только над самим
островом, но и, благодаря мощному флоту, над
архипелагами и побережьем Эгейского моря. Это
отразилось в легендах о мудром царе Миносе,
ставшем после смерти судьей загробного царства,
о чудовище Минотавре, обитавшем в кносском
дворце Лабиринте, и пр. Современные
исследователи полагают, что в указанное время
мог существовать реальный царь Минос.
[+54] От поэм
троянского цикла до нас дошли две: "Илиада" и
"Одиссея", созданные, видимо, в сер. VIII-нач. VII
в. до н.э. Долгое время творения эти бытовали
устно или в случайных записях, и лишь в сер. VI в. до
н.э. назначенная афинским тираном Писистратом
(560-527 до н.э. с перерывами) комиссия установила
канонический текст. Окончательная редакция поэм
была проведена в сер. III в. до н.э. учеными
Александрийской библиотеки. Поэмы фиванского
цикла не дошли до нас, но известно, что они
существовали.
[+55] Археологи
делят историю древнего Крита на три периода:
раннеминойский (от имени Миноса) - 3000-2200 гг. до н.э.,
- среднеминойский - 2200-1600 гг. до н.э. - и
позднеминойский - 1600-1100 до н.э. Каждый из периодов
расчленяется на три подпериода. Поздний Миной III -
приблизительно 1550-1350 гг. до н.э.
[+56] Возникшая
еще в III в. до н.э. периодизация истории Древнего
Египта по царствам и династиям имеет в настоящее
время следующий вид (даты более или менее
приблизительны): Раннее царство (I-II династии) - ок.
3000-ок. 2778 гг. до н. э.; Древнее царство (III-VI или III-VIII
династии) 2778-2263 (или 2220) гг. до н.э.; I переходный
период (VII-Х или IX-часть XI династии) - 2263 (или 2220)-2160
(или 2050) гг. до н.э.; Среднее царство (XI-XII династии) -
2160 (или 2050)-1785 гг. до н.э.: II переходный период (XIII-XVII
династии)-1785-1580 гг. до н.э.; Новое царство (XVIII-XX
династии) - 1580-1085 гг. до н.э.; III переходный период
(XXI династия)-1085-950 гг. до н.э.; Позднее царство
(ХХII-ХХVI династии) - 950-525гг. до н.э.; эпоха
персидского владычества (XXVII династией считаются
Ахемениды, кроме этого, с 404 по 343 г. до н.э.
существовали эфемерные XXVIII-XXX династии, иногда
персидский период не включается в историю
Древнего Египта) - 525-31 гг. до н.э.; времена
Александра Македонского, Птолемеев, римского
владычества к Древнему Египту историки не
относят.
[+57] Имеется в
виду Хеттское царство, государство,
существовавшее в Малой Азии в XVIII (или XVII)- XIII вв.
до н.э. В период наибольшего могущества в XV-XVI вв.
до н.э. - распространяло власть и на Сирию. Термин
же "хатти" чрезвычайно многозначен. Здесь он
употреблен в качестве названия хеттской державы,
но первоначально это было наименование города и
народа, родственного, видимо, северокавказским
этносам и называемого в науке хаттами или
протохеттами. В кон. III-нач. II тыс. до н.э. на
Малоазийский полуостров проникли
индоевропейские племена, одно из которых
основало в сер. II тыс. до н.э. княжество с центром в
г. Несе - ядро будущего Хеттского царства,
столицей которого с XVI в. до н.э. становится г.
Лхатти (Хаттусас). Индоевропейские племена
именовали себя, насколько известно, несийцами (по
г. Несе). Таким образом, слово "хатти"
обозначает: 1) Хеттское царство и всех его
жителей; 2) дохеттский народ; 3) жителей г. Хатти
независимо от этнической принадлежности; 4)
несийцев, которых в современной исторической
литературе называют хеттами (но не хаттами).
[+58]
Описывается т. н. вторжение народов моря. Причины
и характер этого движения, его этнический состав
и хронология не вполне ясны. Видимо, основным
этническим элементом были греческие материковые
племена ахейцев, а также ликийцы и филистимляне
(индоевропейские народы малоазийского
происхождения; последние, поселившись в
Палестине, дали ей свое название), этруски, сарды
и сикулы (коренное население Сардинии и Сицилии
неясной этнической принадлежности). Название
"морские народы" было дано им еще древними
египтянами, ибо на Палестину и Египет они
нападали с моря, но имеются свидетельства и о
массовом сухопутном переселении, причины коего
неясны.
[+59] Известно
три разновидности критского письма:
иероглифическое (число памятников его весьма
незначительно), возникшее на рубеже III и II тыс. до
н.э.; слоговые - "линейное письмо А",
использовавшееся с XVII в. до н.э., и "линейное
письмо Б", известное с XV в. до н.э. Первые два
вида письменности остаются загадочными, в т. ч.
потому, что неизвестен язык этого письма.
"Линейное письмо Б" дешифровано в 1952-1953 гг. М.
Вентрисом (1922-1956) и Дж. Чедвиком (р. 1920). Тексты
оказались написанными на архаическом греческом
языке.
[+60]
Арголида-область на востоке Пелопоннеса.
[+61] История
Крита XIX-XV вв. до н.э. знает несколько страшных
катастроф. Первая из известных нам произошла
между 1800 и 1750 гг. до н.э., и результатом ее было