ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1173
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
в процессе возникновения цивилизации и поисками
которого занимаемся в данном исследовании.
Примечания
[*2] См.: De Gobineau,
le cointe J.A.Essai sur l'InigalitedeRacesHumaines. Paris. 1853 - 1855, 4 vols.
[*3] См.: Chanberlain
H.S. The Foundations of the Nineteenth Century. London, 1911.
[*4] Эта глава
была написана до того, как культ нордического
человека стал частью официальной идеологии
германскою рейха.
Комментарии
[+4] В
результате поражения Франции в Семилетней войне
(1756-1763), в которой она в союзе с Австрией, Испанией,
Саксонией, Швецией и Россией (до 1762) боролась с
Великобританией, Пруссией и Португалией, она
лишилась своих колоний: Канады (юго-восточная
часть этой страны) и Луизианы (территории к
западу от Аппалачских гор до Тихого океана, тогда
еще не достигнутого по суше), причем Канада и
Восточная Луизиана (до Миссисипи) отошли к
Англии, а Западная Луизиана - к Испании. К концу
войны французских переселенцев в Северной
Америке было 60 тыс., британских - около 2 млн. Еще
до провозглашения независимости США (а особенно -
после) толпы мигрантов ринулись на вновь
приобретенные территории, в т. ч. те, что отошли к
Испании (с 1821 принадлежали Мексике). К сер. XIX в.
США простирались от Атлантического до Тихого
океана, а на юго-западе - до р. Рио-Гранде и Нижней
Калифорнии. Население страны составило 23,2 млн.,
увеличившись менее чем за 100 лет в 12 раз - половина
прироста обеспечивалась за счет иммигрантов. В
Канаде к тому же времени стало 2450 тыс. жителей, то
есть в 40 раз больше, чем до Семилетней войны.
Иммиграция в обе страны продолжалась и далее (пик
ее пришелся на рубеж XIX и XX вв.), но, хотя новые
мигранты принадлежали в большинстве к выходцам
из стран Южной и Центральной Европы, культурный
облик обоих государств (исключение составляет
франкоязычное население Канады, блюдущее
традиции и увеличивающееся почти исключительно
за счет естественного прироста) сложился именно
к середине прошлого века.
[+5] См. Иер. 13, 23.
[+6] В указанной
книге граф Ж. А. де Гобино (1816-1882) пытался сочетать
представления о культурной относительности, то
есть независимости и несравнимости каждой
культуры (культурообразующим элементом он
считал расу), с превосходством белой расы.
Антропологические познания, впрочем, в науке его
времени были небезупречны. На деле белые
(европеоиды) включают в себя не только
индоевропейцев, а последние принадлежат к целому
ряду т. н. малых рас. За основу и высший тип
"индоевропейской расы" принята малая
скандинавская (североевропейская,
атланто-балтийская, до 30-х годов -
"нордическая") раса: высокорослый,
длинноголовый (долихокефальный) тип
светловолосых прямоносых людей. В
действительности древнейшие представители
народов, говоривших на. указанных языках,
принадлежали к южным европеоидам - темноволосым,
смуглокожим, с выпуклой спинкой носа. Впрочем,
цвет волос, форму носа и (особенно) длину черепа в
основу определения чистоты расы
("индогерманской", "арийской",
"нордической") положил младший современник
и последователь Гобино Ж. В. де Лапуж (1854-1936).
[+7] Социолог и
культуролог британского происхождения X. С.
Чемберлен (1855-1927), переселившийся в кон. XIX в. в
Германию, принявший германское подданство и
писавший по-немецки, посвятил свои труды в
основном творчеству Р. Вагнера и немецкой
культуре XIX в. С его точки зрения, уровень
культуры определяется количеством
"арийского" элемента в населении страны; тем
самым немцы оказываются высшим в культурном
отношении народом. Введенный им термин
"белокурая бестия" на европейский слух
звучит иначе, чем на русский. Латинское слово bestia
- "зверь" - в отечественном школярском
обиходе XVIII-XIX вв. приобрело смысл "жулик",
"прохвост". Для европейца же это слово
символизирует некую первобытную, близкую к
природе силу..
[+8] Европеоиды
делятся в антропологическом отношении на три
группы: северную (светловолосые, ксантохрои),
южную (темноволосые, меланохрои) и промежуточную.
В науке XIX-нач. XX в. эти типы именовались
соответственно "нордическим",
"средиземноморским" (или
"индо-средиземноморским") и
"альпийским". Ко вторым тогда относили
выходцев из Южной Европы, к последним - из
Ирландии; и тех и других было много среди
иммигрантов в США. Ныне к средиземноморской
малой расе (долихокефальной) относят жителей
Италии, Испании и Южной Франции; к альпийской -
короткоголовых (брахикефалов) шатенов среднего
роста с прямой или вогнутой спинкой носа, живущих
в Швейцарии и прилегающих регионах ФРГ, Австрии и
Италии.
[+9] Основатели
британской антропологической школы (Э. Тайлор, Э.
Ланг, Дж. Фрэзер) были далеки от расизма и
объясняли культурное сходство традиционных
обществ особенностями первобытного мышления, В
нач. XX в. в Англии стали популярными пришедшие из
Австрии и Германии диффузионистиские идеи, по
которым любое явление, социальное или
технологическое, возникает однажды в конкретном
месте и затем распространяется по всему миру
путем заимствования. В 10 - 20-е годы диффузионизм
приобрел характер поиска прародины всех
цивилизаций, "расы первоначальной
працивилизации". На роль последней
выдвигались египтяне, шумеры и даже атланты.
[+10] Китайская
провинция Гуандун с главным городом Гуанчжоу
(европейское наименование - Кантон) до IV-VI вв. была
заселена племенами юэ индонезийского
(австранезийского) происхождения,
принадлежащими к южномонголоидному расовому
типу, промежуточному между монголоидами и
австралоидами; китайцы относятся к
тихоокеанскому монголоидному типу.
[+11] Шотландцы
- кельты делятся на две этнические группы:
низинных (лоулендеров) и горных (хайлендеров,
гэлов). Лоулендеры сильно ассимилированы
англичанами. Хайлендеры, совершавшие набеги на
созданное еще в IX в. Шотландское королевство,
сохраняли родо-племенную организацию до XVIII в.,
когда началось активное включение Горной
Шотландии в британскую экономическую,
социальную и культурную структуры. В настоящее
время гэлов не более 90 тыс.
[+12]
Соотношение рас и цивилизаций в табл. 3, а также
описание рас не соответствуют современному
состоянию науки. Под белой расой здесь
понимаются европеоиды (полинезийцы, правда,
относятся к южномонголоидной переходной расе):
под желтой - азиатские монголоиды; под черной - и
негроиды, и австралоиды; под красной - индейцы,
относящиеся к американоидному типу монголоидной
расы; к числу "коричневых" отнесены
представители и индо-памирской малой расы
большой европеоидной расы, и южноиндийской, или
дравидийской, переходной между европеоидной и
австралоидной.
[+13] Деление
на греков и варваров, из коих первые по природе
свободные, а вторые - рабы, было достаточно
укоренено в эллинском мировосприятии.
[+14]
Древнейшее из известных поселений городского
типа - Иерихон - находится как раз в долине
Иордана. Там же в кон. III-нач. II тыс. до н.э. возник
целый ряд городов-государств, не объединившихся,
правда, в единую монархию, как это произошло в
Египте и Месопотамии.
[+15] В
бассейне Рио-Гранде и, возможно, Колорадо в XIII-XV
вв., по всей видимости независимо от иных
цивилизаций, возникла т.н. культура пуэбло (от
исп. pueblo - "селение") индейских оседлых
земледельческих племен, у части которых в долине
Рио-Гранде была распространена ирригация;
самостоятельное развитие этой протогородской
культуры было прервано европейским завоеванием.
[+16]
Существование в Западном Средиземноморье
цивилизации "дочерней" по отношению к
минойской весьма гипотетично. Достоверно
нахождение на Сицилии и расположенных к северу
от нее Липарских островах критской керамики сер.
II тыс. до н.э., но это может быть результатом
торговых связей. Среди "народов моря",
скорее всего, находились сикулы (сикелы), будущие
обитатели Сицилии, но их принадлежность, не то
что к грекам (сикулы считались близкими к
латинам), но и вообще к индоевропейцам стала
последнее время подвергаться сомнению.
[+17] Ряд
исследователей подвергает сомнению саму
возможность зарождения (но не существования
возникшей в другом месте) цивилизации в
тропических лесах. Можно считать доказанным, что
прародина Древнего царства майя лежит не в
тропической сельве Северной Гватемалы и
близлежащих районов Мексики и Белиза. Культуру
этого царства либо связывают с загадочным
народом ольмеков, живших на берегу Мексиканского
залива, либо полагают основными ее носителями
выходцев из Горной Гватемалы, подвергшихся
ольмекскому влиянию.
Вызов-и-ответ
Действие вызова-и-ответа. В
исследовании положительного фактора мы
использовали методологию классической физики.
Мы строили рассуждение в абстрактных терминах и
проводили эксперимент с природными феноменами -
силой инерции, расой, средой. Теперь, по
завершении анализа, мы видим, что ошибок больше,
чем достижений. Пора остановиться и задуматься,
нет ли в самом нашем методе какой-то существенной
ошибки. Может быть, под влиянием духа нашего
времени мы незаметно для себя оказались жертвами
"неодушевленных вещей", против чего сами же
и предостерегали в начале исследования?
Действительно, разве мы не применили к
исследованию истории метод, выработанный
специально для исследования неодушевленной
природы? Предпринимая последнюю попытку решить
стоящую перед нами задачу, двинемся по пути,
указанному Платоном. Отрешимся от формул Науки и
вслушаемся в язык Мифологии.
Исчерпав все возможности, мы пришли пока к
одному выводу: причина генезиса цивилизаций
кроется не в единственном факторе, а в комбинации
нескольких: это не единая сущность, а отношение.
Перед нами выбор: либо принять это отношение как
взаимодействие неодушевленных сил (вроде
бензина и воздуха, вступающих во взаимодействие
в моторе автомобиля), либо как столкновение между
двумя сверхчеловеческими личностями. Рассмотрим
вторую из этих двух концепций. Возможно, она
приведет нас к ответу.
Столкновение двух сверхличностей - излюбленный
сюжет великих мифов и драм, созданных
человеческим воображением. Столкновение между
Яхве и Змием - история грехопадения человека,
рассказанная в Книге Бытия. Другой сюжет из
противоборства тех же антагонистов отыщем в
Новом завете. Здесь дана история Искупления.
Столкновение между Господом и Сатаной - сюжет
Книги Иова. Столкновение между Господом и
Мефистофелем - сюжет "Фауста" Гете.
Столкновение между Артемидой и Афродитой - сюжет
"Ипполита" Еврипида [+1].
Другую версию того же сюжета можно найти в
повсеместно распространенном и вечно
повторяющемся мифе о столкновении между Девой и
Отцом ее Чада. Образы этого мифа под бесконечным
многообразием имен разыгрывались на тысячах
подмостков: Даная и Золотой Дождь; Европа и Бык: