ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1245
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
Римской империи, пиктам уже принадлежал крайний
север Британии. Во время движения племен скотты
переправились через море из Ирландии и осели в
Аргайле как сила, враждебная пиктам. Однако
враждебность двух племен не помешала
политическому союзу между ними, который и был
заключен в 843 г. Что же так настойчиво толкнуло их
друг к другу? Дата говорит сама за себя. Союз был
заключен через год после первого рейда викингов
на Лондон и за два года перед первым их походом на
Париж, а надо сказать, что скандинавские
мореплаватели в своих экспедициях зачастую
огибали Британию и Ирландию с северо-запада.
Вывод напрашивается сам собой: пикты и скотты,
первоначально враждовавшие за обладание
северной частью Британии, вынуждены были
объединиться перед лицом смертельного вызова,
брошенного им со стороны викингов.
Если эта догадка верна, то можно представить
процесс образования королевства Шотландия как
следствие ответов на два последовательных
вызова: во-первых, ответ пиктов и скоттов на
скандинавский вызов и, во-вторых, ответ форпоста
Лотиан на вызов со стороны пиктов и скоттов.
В истории королевства Англия также
прослеживается действие ответов на эти же два
вызова, причем хронологически вызовы в Англии и в
Шотландии совпадают. Так, давление скандинавов
на пиктов и скоттов соответствует давлению
кельтов на английские княжества Гептархии, а
воздействие пиктов и скоттов на Лотиан совпадает
с действием скандинавов на английские княжества,
которые первоначально соперничали за гегемонию
в Южной Британии.
Схожи судьбы и главных административных и
политических центров этих регионов. Благодаря
своему географическому положению Кент, как и
Йорк, был оплотом римской церкви в Британии.
Однако географический фактор, который
свидетельствовал в пользу того, чтобы Кентербери
и Йорк стали центрами епархиальных
архиепископатов, с другой стороны, препятствовал
тому, чтобы сделать их столицами королевств. В
политическом плане Кентербери никогда не
добился большего, чем стать столицей Кента.
Политическая власть в Южной Британии тяготела не
к Кенту или Эссексу, которые занимали внутренние
земли, а к Мерсии и Уэссексу, двум английским
княжествам, стоявшим лицом к лицу с "кельтским
краем" на главном острове Британского
архипелага. Давление, оказываемое Уэльсом на
Мерсию, было сильнее, чем давление на Уэссекс.
В то время когда Мерсия стимулировалась
постоянным давлением со стороны Уэльса, Уэссекс
выпестовал идею, подсказанную западными
валлийцами, пограничный стимул со стороны
которых был значительно слабее, - включить Кент и
Эссекс в сферу своего политического влияния.
Таким образом, в VIII в. создалась ситуация, когда
казалось, что Мерсия скорее, чем Уэссекс, даст
достойный ответ на давление со стороны
кельтского края. Однако в IX в., когда вызов со
стороны кельтского края померк перед вызовом,
исходящим из Скандинавии, наметившиеся
тенденции не получили развития. Мерсия утратила
перспективы величия, оказавшись не в состоянии
достойно ответить на новый вызов (в конце VIII в.
Мерсия истощила свои силы, заболев милитаризмом),
тогда как Уэссекс, возглавленный и вдохновленный
Альфредом, ответил на вызов победой и, как
следствие, стал ядром исторического королевства
Англия [+44].
Скандинавский вызов, пришедший из-за моря,
породил ответ, в результате которого на смену
Гептархии пришло королевство Англия, а из мелких
континентальных образований западного
христианства сформировалось королевство
Франция.
В Х в. Священная Римская империя перешла из рук
Каролингов в руки Оттонидов. А теперь обратим
внимание на тот знаменательный факт, что, когда
Оттониды сменили Каролиигов. они не стали
наследниками всей каролингской территории. Из
трех частей, на которые были разделены
каролингские владения в 843 г., только восточная и
центральная части были вновь воссоединены в 936 г.,
во время правления Оттона I, но за двадцать шесть
лет до того, как он принял императорский титул [+45]. Ни Оттон. ни
его последователи никогда не заявляли претензий
на все наследие Карла, что внутренне
предполагалось титулом императора. Западные
земли наследовали Капетинги (в 987 г. состоялась
коронация в Реймсе Гуго Капета). Перемена
династии соответствовала глубинному
психологическому сдвигу, а все это вместе
знаменовало начало генезиса Франции. Корона
западных франков стала французской коренной в
Реймсе в 987 г. Из недифференцированной субстанции
империи Каролингов на Западе появилось новое
королевство, независимое от Священной Римской
империи не только де-факто, но и де-юре.
Немаловажно и то, что общественное сознание
также воспринимало его как самостоятельное
политическое образование. Фактически рождение
Франции явилось первым актом длительного
процесса, последовательно разворачивающегося в
истории западного общества и получившего
крайнее свое выражение в наши дни в понятии
"принцип национальности" [+46].
Как объяснить то, что Оттониды. предотвратив
распад Священной Римской империи, не смогли
воссоединить западную часть империи Каролиигов
с ее центральной и восточной частями? Выше мы
отмечали, что защита континентальных границ
западного христианства была первоначальной
функцией Священной Римской империи. Эта функция
в полной мере была присуща и Франции. Поэтому
отделение Франции следует рассматривать не как
результат поражения со стороны империи, а как
наделение ее особыми функциями и полномочиями.
Появление в Х в. королевства Франции, подобно
появлению королевства Англии, было ответом на
новое внешнее давление, на этот раз со стороны
скандинавов. Островное положение спасало
Британию от вызовов со стороны континента:
Галлию же выручало то обстоятельство, что Карл
Великий удачно проложил границу западного
христианства - от Рейна до Эльбы. Однако морские
границы Галлии и Британии оказались весьма
уязвимы, чем и воспользовались викинги. Вызов
пришел с моря, и отвечать на него пришлось и
Галлии и Британии. Первоначальная граница между
Францией и империей в IX-Х вв. может быть
определена как линия примерного равновесия
между двумя противоположными внешними
давлениями. С востока ощущалось давление со
стороны славян и кочевников, но и оно, и
континентальное давление с запада было
превзойдено морским давлением со стороны
викингов, что усугублялось тем обстоятельством,
что, будучи прекрасными корабелами и мореходами,
викинги легко проникали на своих ладьях по
судоходным рекам в глубь материка.
Локальные ответы на вызов со стороны
Скандинавии не только вызвали к жизни два
королевства, но определили местоположение их
столиц. Королевство Англия объединилось вокруг
Уэссекса, окрепшего в сложившейся ситуации и
способного ответить на вызов. Старая столица
Уэссекса, однако, не стала столицей нового.
королевства, ибо Уинчестер, хоть и находился в
пределах Уэссекса, оказался вне зоны опасности
во время борьбы с датчанами. В ходе датского
испытания Уинчестер пребывал в относительной
безопасности, за что, впрочем, поплатился потерей
престижа и власти. Когда Уэссекс, покорив датчан,
вырос в Англию, столица нового королевства была
перенесена из Уинчестера, ничем себя не
прославившего, в Лондон, еще полный жара и
героических воспоминаний того дня 895 г., когда он
принял на себя удар датской армады, пытавшейся
войти в Темзу. Аналогичным образом королевство
Франция сочло своим центром не Прованс или
Лангедок, средиземноморские берега которых
редко посещались викингами, а область, на которую
обрушилась вся тяжесть удара скандинавов.
Столицей нового французского королевства стал
Париж, город, который остановил викингов, когда
те поднимались вверх по Сене; подобно Лондону,
преградившему захватчикам путь по Темзе [+47].
Таким образом, ответ западного христианства
скандинавскому морскому вызову вылился в
создание нового королевства Франция со столицей
в Париже и нового королевства Англия со столицей
в Лондоне. Однако эти два случая проявления
творческой энергии, несмотря на всю их
действенность, не исчерпывали всей силы ответа.
Следует отметить, что в процессе противодействия
вызову французский и английский народы выковали
мощный военный и социальный аппарат феодальной
системы, а новый этический и эмоциональный
опыт нашел свое выражение в эпосе.
Западный мир против сирийского мира на
Иберийском полуострове. А теперь обратим наши
взоры на границу западного христианства на
Иберийском полуострове, где западный мир
соседствовал с сирийским обществом. История
этого региона весьма примечательна. Во-первых,
именно здесь западное христианство впервые
подверглось давлению со стороны чужой
цивилизации. Во-вторых, державы, появившиеся в
ответ на это давление, стали со временем играть
лидирующую роль как носители западной
цивилизации.
Что касается первого из этих двух пунктов, то мы
видели, что на северной континентальной
сухопутной границе западное христианство
противостояло только варварам. Давлению со
стороны православного христианства Балканского
полуострова западный мир не подвергался, пока
Оттоманская империя не нанесла удара по Венгрии,
что случилось в XV в. А русское православное
христианство стало оказывать сильное давление
за Запад лишь в XVI в., когда оно напало на Литву.
Однако на иберийской сухопутной границе
западное христианство оказалось под ощутимым
давлением сирийской цивилизации буквально с
момента своего зарождения. Ответом на этот вызов
стал первый проблеск самосознания западного
общества, вынужденного вступить в неравную
поначалу борьбу.
Арабское нападение на младенческую
цивилизацию Запада было последним всплеском
сирийского ответа на эллинистическое вторжение
в сирийские владения, ибо, выполнив задачу,
оказавшуюся непосильной для зороастрийцев,
евреев, несториан и монофизитов, арабы не
успокоились, пока не возродили сирийское
общество во всем его могуществе. Не
удовлетворившись достижениями в масштабах
империи сирийского универсального государства,
арабы завоевали древние финикийские
колониальные владения в Западном
Средиземноморье, которые в эпоху Ахеменидов были
объединены в единый союз-заморский аналог
Персидской империи-под гегемонией Карфагена.
Последний из Омейядов правитель Дамаска, был, по
крайней мере номинально, хозяином всего
сирийского мира - от самых дальних границ империи
Ахеменидов на востоке до самых крайних пределов
империи Карфагена на западе. Арабы пересекли не
только Гибралтарский пролив, но и Пиренеи, а в 732
г. предприняли поход в землю франков, переправив
армии через Луару. В битве при Пуатье арабы
попытались задушить западное христианство в его
колыбели [+48].
Поражение арабов в битве при Пуатье,
безусловно, было одним из решающих исторических
событий. Ответ Запада на сирийский вызов, данный
франками на бранном поле в 732 г., предопределил
дальнейшее развитие событий. Творческий импульс
франков нарастал в течение восьми веков, пока не
был подхвачен португальским авангардом
западного христианства. Португальцы, обогнув
Африку, стали осваивать новые земли, а
кастильский авангард пересек Атлантику, чтобы
открыть Новый Свет. Эти пионеры западного
христианства сослужили неоценимую службу своей
цивилизации, распространив ее практически на
весь мир. Благодаря этому энергичному
предприятию иберийцев западное христианство
выросло, подобно горчичному зерну (Матф. 13, 31-32;