ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1002

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

для того, чтобы Польша как антирусский форпост

западного общества стала излишней.

Австрийская контратака против османов,

предпринятая в последние два десятилетия XVII в.,

положила начало вестернизации православного

христианства на Балканском полуострове и тем

самым лишила Дунайскую монархию Габсбургов

статуса антиоттоманского форпоста западного

общества.

Эта параллель сохраняется и в деталях.

Например, когда по инициативе Петра Великого

началась вестернизация России, российские

государственные изменения вдохновлялись не

отсталой и враждебной Польшей, которая для

России была самым близким западным соседом. Петр

обращался преимущественно к Германии, Голландии

и Англии - странам, находившимся в авангарде

прогресса западной цивилизации и, кроме того, не

обремененным грузом враждебности по отношению к

России. Аналогичным образом, когда процесс

вестернизации начался в основной области

православного христианства - на Балканском

полуострове (правда, там он шел менее

последовательно и углубленно, чем в России), -

османы и их подданные, стимулированные

австрийской контратакой, также черпали свое

вдохновение не у Габсбургов. Османы обращались к

Франции, которая была их естественным западным

союзником, являясь постоянным конкурентом

австрийского двора.

Что касается православно-христианских народов

Оттоманской империи, то они сначала

приветствовали австрийцев как

братьев-освободителей, но затем поняли, что

формальная католическая терпимость к

"еретикам"-вещь куда более жесткая, чем

четко очерченный регламент для "неверных"

при мусульманском правлении. Прошедшие через все

испытания, лишенные иллюзий за недолгий период

австрийского и венецианского правления в начале

XVIII в., сербы и греки быстро повернулись к своим

русским единоверцам, когда те

продемонстрировали преимущества вестернизации,

победив османов во время русско-турецкой войны

1768-1774 гг. [+28]

Однако православные христиане на Балканском

полуострове не пошли окольным путем в поисках

вдохновения для "обновления". Они научились

добывать живую воду из главного источника,

обратившись к идеям Американской и Французской

революций. Христиане Балканского полуострова

вступили в непосредственный контакт с


лидирующими нациями Запада во время египетской

кампании Наполеона. До окончания наполеоновских

войн основная область православного

христианства получила закваску романтического

национализма, присущего духу Запада того времени

[+29], и это стало

началом конца габсбургской монархии.

Тщетно монархия под воздействием стимула

повторяющихся ударов Наполеона брала на себя

главную роль в свержении Наполеона; не помогло и

то, что она учредила потом Венский конгресс. В то

время как на внешней арене Меттерних искусно

пропагандировал преимущества реставрации

дореволюционного режима в Западной Европе, чтобы

обеспечить Дунайской монархии европейскую

гегемонию, ранее ей не принадлежавшую,

конкретная политическая реальность никак не

вписывалась в эту схему. В действительности

Дунайская монархия начиная с 1815 г. оказалась

между двух огней. Одна голова австрийского орла [+30] с тревогой

взирала на восток в сторону Оттоманской империи,

другая настороженно смотрела в направлении

западного мира. Поворот Дунайской монархии от

ближневосточных дел к западным совпал с

процессом ослабления давления со стороны

Оттоманской империи. Эта тенденция проявилась в

Тридцатидневной войне [+31]. Новый противник таился в

самом духе времени, в которое вступало западное

общество, и подстерегал монархию со всех сторон.

Таким образом, ситуация действительно

изменилась в ходе века, и прежде всего с ущербом

для монархии. В канун войны 1672-1713 гг. [+32]. Дунайская

монархия все еще чувствовала себя в

безопасности. С одной стороны - нейтральное

православное христианство, а с другой - западное

общество, к которому монархия не только

принадлежала, но и служила ему щитом от

оттоманских сабель. Однако век спустя, к 1815 г.,

хотя Дунайская монархия и вышла из войны с еще

большим триумфом, чем в 1714 г., охранительная

функция, а вместе с ней и безопасность были

утрачены. Турецкая сабля выпала из дряхлой руки,

и окостенелость Дунайской монархии стала

препятствовать внутреннему росту того общества,

жизнь которого она когда-то уберегла от нападок

смертельно опасного внешнего врага. Под

воздействием Нидерландской, Английской.

Американской и Французской революций в жизни

западного общества утверждался новый

политический порядок - взаимное признание


законов и обычаев других стран,  - в условиях

которого династическое государство типа

габсбургской монархии стало анахронизмом и

аномалией. В попытках возродить дореволюционный

режим в Европе на основе принципа

династического наследования и принципа

национальности Меттерних превратил монархию

из пассивного призрака былого в активного врага

западного прогресса, - врага, по-своему более

опасного, чем одряхлевший оттоманский враг.

Монархия провела последнее столетие своего

существования в попытках - все они были

изначально обречены на провал - помешать

неизбежным переменам на политической карте

Европы. В этом бесполезном устремлении есть два

пункта, представляющие интерес для нашего

исследования. Первый касается того, что начиная с

1815 г. забродили западные дрожжи национализма,

причем процесс этот охватил как

православно-христианские народы, так и западное

общество. Второй пункт заключается в том, что

монархия, подчиняясь необходимости следовать

духу времени, сумела приспособиться к новым

реальностям. Отказавшись от гегемонии над

Германией и уступив территории в Италии в 1866 г. [+33],

габсбургская монархия сделала возможным

сосуществование с новой Германской империей и

новым королевством Италия. Приняв

австро-венгерское соглашение 1867 г. и его

австрийское дополнение в Галиции, габсбургская

династия преуспела в отождествлении своих

интересов с интересами польского, мадьярского и

немецкого элемента в своих владениях [+34]. Проблема,

которую габсбургская монархия так и не сумела

решить, подстерегала ее на Балканах.

Неспособность справиться с национальным

движением в этой чисти своих владений привела в

конце концов монархию к полному развалу. Старый

дунайский щит западного общества, выдержавший

столько сабельных ударов, был в конце концов

разбит сербскими штыками.

В 1918 г. юго-восточная граница Дунайской

монархии Габсбургов - граница, просуществовавшая

сто восемьдесят лет, была стерта с политической

карты Европы. Родились два новых национальных

государства - Югославия и Большая Румыния [+35], - что было

символом триумфа нового порядка. Каждое из этих

государств есть государство-преемник как

габсбургской монархии, так и Оттоманской

империи: и каждое из этих образований


представляет собой не только территории,

унаследованные от двух разных династических

государств, но также народы, объединенные по

принципу национальности и хранящие следы

культуры двух разных цивилизаций. Этот смелый

политический эксперимент может иметь успех,

может и провалиться; эти синтетические

национальные образования могут стать

органическими соединениями или же распасться на

составляющие; но тот очевидный факт, что

эксперимент имел место, является последним

свидетельством, что габсбургская монархия и

Оттоманская империя умерли и виновник их смерти -

одна и та же враждебная сила.

Когда в наши дни пересекаешь Саву, подъезжая

поездом к Белграду, любопытно перечитать

"Эофен" Кинглейка [+36]. Когда английский

путешественник менее чем столетие назад

преодолевал пограничную реку, чтобы попасть на

оттоманский берег, он чувствовал себя так, словно

отправлялся в мир иной. Австрийский гусар,

провожавший его до парома, прощался с ним столь

торжественно, будто усаживал его в ладью Харона.

Непосвященному английскому наблюдателю и

простодушному австрийскому солдату граница

между Западом и Востоком могла казаться вратами

в мир иной. Однако совершенно другой точки зрения

придерживался государственный деятель, который

из своего кабинета в Вене натягивал струны

европейской дипломатии. Меттерних прекрасно

понимал, что древние барьеры рушатся,

подточенные временем, и дрожжи западного

национализма уже распространились на Восток

через старую демаркационную линию. Он знал, что

политическая реакция в православно-христианском

мире будет бурной и неугасимой.

Меттерниха встревожило греческое восстание

против османов в 1821 г. [+37] Наделенный незаурядным

политическим чутьем. Меттерних сразу же понял,

что выступление горстки людей против власти

падишаха представляет собой угрозу власти

кайзера. Меттерних настойчиво, хотя и безуспешно,

внушал Священному союзу, что принцип

наследования должен оставаться нетронутым. Это

позволяло бойкотировать греческих повстанцев

как нарушителей закона и поддерживать султана

Махмуда как помазанника Божьего. С точки зрения

сторонников принципа наследования власти,

предостережения Меттерниха были вполне

своевременны. Ибо триумфальный успех греческих


повстанцев - успех, которым они обязаны

вмешательству Франции, Великобритании и России,

равно как и собственным усилиям, - был событием

отнюдь не местного значения. Установление

самостоятельного независимого национального

греческого государства в 1829-1831 гг. сделало

очевидным тот факт, что каждый народ

Юго-Восточной Европы рано или поздно придет к

осознанию необходимости отстаивать свою

независимость и национальное единство. Таким

образом, греческое восстание 1821 г. в значительной

мере предопределило образование Югославии и

Румынии в 1918-1920 гг. Действительно, предчувствия

не обманули Меттерниха, когда он в лязганье

оружия на Пелопоннесе услышал похоронный звон по

Дунайской монархии.

Любопытно также на современном уровне знаний

сравнить австрийский этос с турецким этосом, с

одной стороны, и с баварским - с другой.

Из обломков Дунайской монархии и Оттоманской

империи, разрушенных мировой войной 1914-1918 гг.,

появились Австрия и Турция. Эти две республики

странно похожи одна на другую, так как они

следовали тому конвенциальному типу

современного парламентарного национального

государства, который был глубоко чужд и

габсбургской, и Оттоманской империи. Однако это

формальное сходство Австрии с Турцией не имеет

существенного значения в свете их

принципиального различия в этосе. Австрийцы,

травмированные результатами войны 1914-1918 гг.,

приняли новый порядок пассивно, со смирением и

горечью. Турки в отличие от них после капитуляции

снова подняли оружие против победивших держав и

добились равноправных переговоров с

победителями. Более того, турки усмотрели в

катастрофе Оттоманской империи возможность

возвратить свою юность и изменить свою судьбу.

Таким образом, они встретили новый порядок не

пассивно, а с открытыми объятиями и стали

ревностно ему следовать. Они с радостью ступили

на путь вестернизации вслед за своими бывшими

подданными - греками, сербами, болгарами и

румынами.

Как можно объяснить эти два противоположных

психологических явления? Нельзя не признать, что

современный турецкий этос представляет собой

нечто совершенно новое. Ибо с XV в., то есть с конца

динамической эпохи, и до 1919 г. турки, невзирая на

все превратности своей истории, были

последовательно консервативны. Во дни своего