ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1026

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

Ликургова система, стали заменяться другими

общественными условиями. Этот феномен, вероятно,

характерен и для других общественных систем.

Какая бы форма специализации ни

культивировалась в данном обществе, женщины

всегда специализируются менее глубоко, чем

мужчины; и когда общество переживает надлом,

катастрофу, поворот, именно женщины

демонстрируют большую эластичность,

приспособляемость к новой возникающей ситуации.

"Власть над свободными людьми более

прекрасна и более соответствует добродетели,

нежели господство над рабами... Не следует

признавать государство счастливым и восхвалять

законодателя, если он заставил граждан

упражняться в том, что нужно для подчинения

соседей, ведь в этом заключается большой вред...

Ведь большинство государств, обращающих

внимание лишь на военную подготовку, держатся,

пока они ведут войны, и гибнут, лишь только

достигают господства. Подобно стали, они теряют

свой закал во время мира. Виноват в этом

законодатель, который не воспитал в гражданах

умения пользоваться досугом" (Аристотель.

Политика 1333 в-1334 а).

Таким образом, Ликургова система неизбежно

обречена была на саморазрушение, и самоубийство

это было мучительным. Созданная с определенной

целью - дать возможность Спарте сохранить свою

власть над Мессенией, - она сохранялась и

поддерживалась консервативной Спартой еще почти

два века, после того как Мессения была

безвозвратно потеряна.

Наиболее примечательной победой спартанского

упрямства была попытка царей-мучеников Агиса и

Клеомена [+31]

обновить старую Ликургову систему, вдохнуть в

нее новую жизнь, предпринятая через полтора

столетия после того, как великая победа над

Афинами приговорила эту систему к смерти. В этом

последнем рывке изношенное колесо спартанской

жизни под напором консерватизма откатилось так

далеко назад, что не восстановило, а, напротив,

окончательно разрушило старый механизм.

Процедуры Клеомена, призванные оживить

социальное тело, в конце концов способствовали

его гибели. Слишком резкое дуновение погасило

едва тлеющий костер, вместо того чтобы

поддержать огонь.

Спарте оставалось жить мечтами о прошлом,

ревностно предаваясь академической игре в

архаизм, что было в моде в первые века Римской


империи. Но все это было карикатурой на традицию.

В Спарте архаические ритуалы выполнялись с

мрачным упорством. Так, примитивный ритуал

плодородия, когда мальчиков пороли на алтаре

Артемиды Ортии, превращенный Ликурговой

системой в состязания на болевую выносливость, в

дни Плутарха был доведен до крайнего садизма.

Мальчиков доводили до исступления, и в таком

состоянии они запарывали друг друга до смерти.

"Это свойственно спартанскому юноше и сегодня,

- пишет Плутарх в "Жизни Ликурга", вспоминая

знаменитый рассказ о спартанском мальчике,

который украл лисенка, - ибо я своими глазами

видел десятки их, умирающих под кнутом на

алтаре". Эта схема, в которой

сверхчеловеческое отношение к боли, а в сущности,

бесчеловеческое отношение к человеку,

выраженное демонстрацией бессмысленного

терпения, характеризует спартанский этос и

спартанскую судьбу.

По свидетельству Тацита, спартанцы в I в. н.э. все

еще продолжали территориальные споры с соседями

(правда, совершенно безуспешно), ссылаясь на

завоевания предков.

Вряд ли требует доказательств, что спартанцы

оказались народом, лишенным своей истории, и,

если читатель предпримет путешествие из Спарты в

Каламату [+32],

он будет просто поражен, что такое потрясающее

напряжение, как Ликургова система, потребовалось

для захвата и удержания этого ничтожного клочка

горной местности с голыми склонами, покрытыми

редкими соснами и скудной растительностью. И в

своем утомительном пути в Мессению

путешественник будет повторять слова Акселя

Оксеншерна [+33]:

"Если бы ты знал, в руках какого дурака

находится весь мир!"

Поворот к анимализму [+34]. Социальная система Спарты

является последней из "задержанных"

цивилизаций, которые мы здесь рассматриваем.

Заканчивая этот обзор, хотелось бы выделить

некоторые характерные черты представителей

обществ этого вида. Наиболее яркие особенности,

которые сразу бросаются в глаза и обнаруживаются

в каждой из задержанных цивилизаций, - это

наличие каст и специализация. Оба эти явления

укладываются в следующую формулу: общество не

однородно. Оно разделено на определенные

категории по функциям или признакам.

Для задержанных цивилизаций характерна

многосложность и полиморфность. Жизненный уклад


общества эскимосов, например, обеспечивался не

только охотниками, но и собаками, необходимыми

для охоты и транспорта. В субарктической ветви

кочевого пастушества на территории евразийской

тундры уклад обеспечивался тремя составными:

люди-охотники, ездовые олени и олени

мясомолочные. Номадическое общество в

Афразийской степи подразделялось на другие

"касты". Это, прежде всего, пастухи;

во-вторых, пастушеские собаки, лошади и верблюды;

в-третьих, сам скот - коровы, овцы и козы. В

оттоманской социальной системе можно обнаружить

эквиваленты трех "каст" номадического

общества, где животные заменены людьми.

Полиморфная система номадизма образована

разнокачественным сочетанием людей и животных в

едином обществе, ибо в условиях степи люди и

животные не могут вести самостоятельный и

независимый друг от друга образ жизни.

Оттоманская же социальная система построена на

целенаправленном разделении однородных

социальных элементов на касты, причем границы

между ними были столь же резкими, как между

людьми или между животными разных видов. Для

нашего исследования достаточно принять во

внимание наличие каст и соотнести это с

аналогичным явлением в номадическом обществе.

Сам оттоманский падишах - пастырь; его обученные

рабы соответствуют пастушеским собакам и другим

помощникам кочевников; а все остальные подданные

падишаха в оттоманской социальной системе не

более чем стадо [+35].

В Ликурговой системе Спарты также

прослеживаются три касты (хотя спартанское

общество не номадического происхождения): илоты -

стадо, спартиаты - помощники пастыря, а пастырь -

Закон.

Эта кастовая система обладает свойством

подвергать определенной трансформации

включенные в нее компоненты. Эскимосская собака,

лошадь и верблюд кочевника частично очеловечены

партнерством с Человеком, который не только

использует их, но и ухаживает за своими

помощниками. С другой стороны, оттоманский раб и

спартанский илот частично обесчеловечены,

поскольку к ним относятся как к домашнему скоту.

Остальные партнеры вовсе утрачивают в этих

связях человечность и превращаются в

сверхчеловеческих и нечеловеческих существ.

Совершенным спартанцем является уэллсовский

марсианин, совершенным янычаром - монах,

совершенным номадом - кентавр, совершенным


эскимосом - тритон.

Плутарх рассказывает, как однажды в ответ на

упрек в малочисленности спартанцев Агесилай [+36] устроил

смотр, в котором спартанцы были выстроены

отдельно от союзников. Затем он стал вызывать по

очереди представителей различных ремесел.

Сначала попросил выйти из строя всех гончаров,

затем всех кузнецов, затем плотников и

строителей. Короче говоря, войска союзников

сильно поредели, а из спартанских рядов не вышел

никто, потому что в Спарте запрещалось

заниматься простонародными ремеслами. Агесилай

рассмеялся и сказал: "Ну что, видите теперь,

сколько Спарта посылает солдат и как мало их у

вас?"

Этот исторический анекдот на первый взгляд

свидетельствует в пользу спартиатов, но при

более близком рассмотрении обнаруживается, что

преимущество Спарты мнимое. История сыграла злую

шутку, и военное превосходство спартиатов

обернулось для них поражением в других,

невоенных сферах, где профессионалами показали

себя неспартиаты, а спартиаты оказались

беспомощными дилетантами. Тем более

примечательно, что союзники спартанцев, будучи

ремесленниками и считаясь профанами в военном

деле, воевали достаточно хорошо, несмотря на

более слабую воинскую подготовку и меньшую

тренированность. Это нашло отражение в речи

Перикла, посвященной памяти афинян, павших в

Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э., дошедшей до

нас в изложении Фукидида. "Мы отличаемся от

наших соперников тем, что не изнуряем себя

постоянными военными упражнениями, предпочитаем

в нашей привольной жизни заниматься каждый своим

делом, оставаясь готовыми бесстрашно встретить

любую опасность, если таковая возникнет. Тот

факт, что мы сохраняем нашу боеготовность не

перенапряжением, а живя свободно и раскованно,

дает нам двойное преимущество. Нас не понуждают

готовиться к ужасам войны, но мы встречаем их

столь же мужественно, как и те, кто постоянно

поддерживают в себе эту готовность. Кроме того,

мы наслаждаемся искусствами и развиваем свой

разум, не поощряя изнеженности. Наши политики не

чураются домашних радостей, а те, кто посвятил

себя делу, не утрачивают интереса к политике.

Одним словом, я считаю Афинскую республику

школой Эллады" (Фукидид. История).

Человеческий разум отличает редкостная

многогранность. Неисчерпаемы его возможности


анализа, синтеза, отражения, способности хранить

информацию, перерабатывать и воплощать

посредством воли и рук человека в дела.

Насильственно сковывая человеческий разум,

низводя функции человека к искусственно

выработанной сумме навыков и умений, эскимосы,

кочевники, османы и спартанцы предали свою

человеческую сущность. Они встали на порочный

путь, ведущий от гуманизма к анимализму, - путь,

обратный тому, что проделало Человечество,

стимулируемое величайшими творческими актами

живой истории Вселенной. Подобно жене Лота, они

совершили непростительный грех и этим навлекли

на себя библейское наказание. Соляными столпами

стоят они, заколдованные, задержанные в своем

развитии навсегда, остановленные на самой заре

своего странствия по жизни, как страшное

предупреждение другим цивилизациям.

Необходимость наращивать усилия в борьбе за

существование век от века возрастала, поднимаясь

выше среднего уровня индивидуальных

возможностей человека. Несмотря на общий подъем,

никогда не прекращался и процесс выпадания,

деградации некоторых видов. Процесс проявлялся

не только как структурный распад, но и как

противоположность распада - жесткая структурная

специализация. В основе этих явлений лежит общая

причина - необходимость приспособления к узким,

ограниченным условиям.

"Самоочевидно, что все организмы должны

более или менее адаптироваться к своему

окружению; другими словами, они должны более или

менее зависеть от среды. Неумение существовать в

любой замкнутой, ограниченной среде, очевидно,

является слабостью, недостатком независимости и

представляется фактом, согласно которому

приспособление к определенной замкнутой среде

делает невозможным или очень трудным для

животного существование в любом другом

окружении. Сам успех адаптации уменьшает

адаптационные возможности организма" [*8].