ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 979

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

"политической арифметике" или

"социальной геометрии" евклидова аксиома,

согласно которой "две величины, равные

третьей, равны между собой", очевидно, не

является истинной.

Проведенный нами анализ выявил существенный

момент, имеющий важное значение для дальнейшего

исследования. Анализ "полей действия" и

"носителей действия" предполагает не только

то, что "вещество или материал Вселенной"

есть "деятельность, а не материя" [*3], но также и то,

что эта деятельность организована и строго

направлена. Микрокосм вносит целенаправленное

действие в макрокосм; а действие, будучи главной

темой человеческой истории, представляет собой

давление отдельных людей на общую основу

соответствующих полей действия, основу, которую

мы и называем обществом.

Поле действия - и к тому же пересечение

некоторого множества полей - не может само быть

источником действия. Источником социального

действия не может быть общество, но им может быть

отдельный индивид или группа индивидов, поля

действий которых и составляют общество.

"Поле" или "отношение" самой своей

природой обречено на бессилие, что Аристотель

считал свойством абстрактного разума, ибо

абстрактный разум не повелевает движением [+1]. Поле - это

просто место для действия того, кто, собственно,

это поле и создает, сам им не являясь. Общее

основание, возникнув как результат

взаимодействия двух или более лиц, является

одновременно и полем их действия. Как

пространство, само не совершая действий,

является сферой действия электронов, атомов,

частиц, так и общество не может играть активную,

созидательную роль в человеческих делах.

Общество не является и не может быть ничем иным,

кроме как посредником, с помощью которого

отдельные люди взаимодействуют между собой.

Личности, а не общества создают человеческую

историю.

Эта истина настойчиво и последовательно

проводится А. Бергсоном, к чьим работам мы уже не

раз обращались.

"Мы не верим в "бессознательный" фактор

Истории, так называемые "великие подземные

течения мысли", на которые так часто ссылаются,

возможно, лишь потому, что большие массы людей

оказались увлеченными кем-то одним, личностью,

выдвинутой из общего числа. Нет надобности

повторять, что социальный прогресс

обусловливается прежде всего духовной средой


общества. Скачок совершается тогда, когда

общество решается на эксперимент; это означает,

что общество или поддалось убеждению, или было

потрясено кем-то, но именно кем-то. Нет

надобности говорить, что скачок предполагает,

что этот кто-то не тормозит намеренно

развитие и не заинтересован в том, чтобы общество

отставало, как нет нужды доказывать, что здесь

нет акта творчества, сравнимого с творчеством

художественным. Широко известно, что большинство

великих реформ воспринималось сначала как

неосуществимые, что фактически соответствовало

действительности; они могли воплотиться в жизнь

лишь в обществе, создавшем для этого надлежащие

духовные условия. Но здесь возникает порочный

круг, из которого нет выхода, если какая-нибудь

избранная душа не разобьет его" [*4].

Теперь о том, что имеется в виду, когда мы

говорим о чуде художественного творчества. Люди,

создающие это чудо, обеспечивают рост общества,

которому они принадлежат. Это больше, чем просто

люди, ибо им дано делать то, что воспринимается

другими как чудо. Они в определенном смысле

сверхчеловеки, и здесь нет метафоры.

В чем же специфика характера этих редких

сверхлюдей, способных разрушить порочный круг

примитивной общественной жизни и свершить акт

творения? Охарактеризовать такого человека

можно одним словом: Личность.

"Личность - это растущий фактор Вселенной,

пребывающий пока в стадии младенчества. Возраст

его - всего какие-то тысячи лет, тогда как

органическая природа существует миллионы.

Личность - это сравнительно недавно зародившееся

свойство целого, но характер ее, тем не менее, уже

отчетлив и хорошо очерчен, а будущее ее

представляется самым ярким лучом надежды в жизни

людей, если не всей Земли... Сила и активность ее

постепенно возрастают, и часто даже в самых

неблагоприятных обстоятельствах она одерживает

нравственные победы, которые становятся

великими вехами прогресса" [*5].

Благодаря внутреннему развитию Личности

Человек обретает возможность совершать

творческие акты, что и обусловливает рост

общества. Таким образом, распространение

индивидуального творческого мастерства на

макрокосм является следствием творческих

преобразований в области микрокосма, а этот

процесс есть поступательное движение во


внутреннем самоопределении. Внешнее и

внутреннее совершенствование организации и

усиление зависимости настолько переплетены, что

эти процессы трудно отделить один от другого.

"Становление личности с самого начала

отличается от процессов в области органической

природы и приближается к формам действия,

которые характеризуют Общество. Как в хорошо

организованном обществе существует центральная

законодательная и исполнительная власть,

которая в чем-то стоит над обществом или

государством, контролируя их деятельность, так и

человеческой личности присущ еще более строгий

внутренний контроль за целесообразностью своих

действий... Идеальная личность - это та, в которой

внутренний контроль достаточно силен и

осуществляется сознательно, имея своей целью

гармонизацию противоречивых порывов и желаний и

упорядочение случайных поступков и действий,

грозящих конфликтом с самим собой" [*6].

Итак, общество - это совокупность отношений

между индивидами, и отношения эти, как мы

установили, предполагают совпадение

индивидуальных полей действия, а это совпадение

говорит о наличии общей основы. Общая основа и

есть то, что мы называем обществом. Коль скоро

индивидуальное поле действия представляет собой

часть или аспект самого индивида, каждый

отдельный индивид в некотором смысле

действительно тождествен всей целостности

общества.

Духовно озаренная Личность, очевидно,

находится в таком же отношении к обычной

человеческой природе, в каком цивилизация

находится к примитивному человеческому

обществу. В обоих случаях новый вид развивается

из старого благодаря последовательному переходу

из временного состояния равновесия в состояние

динамической активности, ибо, как отмечает в

цитируемой выше работе Смэттс, "всем вещам

присуще самопроизвольное нарушение своих

собственных структурных рамок, а значит,

существует тенденция к преодолению ими своих

границы [*7]. У

цивилизаций, только что зародившихся, существует

тенденция не только к росту, но и к давлению на

другие общества. Аналогичным образом Личность,

самоопределившись, осознает неизбежно истину,

что "никто из нас не живет для себя и никто не

умирает для себя" (Рим. 14, 7); что нет покоя, когда

один вознесен, а другие не привлечены (Иоанн 12. 32);


ибо для того и свершается их пришествие в мир

(Иоанн 16, 28).

Необходимость, в силу которой творческая

личность стремится преобразить других, имеет как

внутренний, так и внешний характер. Внутренняя

необходимость лежит в тождестве Жизни и

Действия. Никто не может считаться самим собой,

не выразив свою сущность в действии. Однако поле

действия человека накладывается на поля

множества других людей, взаимодействуя с ними, и

именно тут под воздействием внешнего давления

один человек поднимается к вершинам

гениальности, являя собой "новый вид,

представленный одним-единственным индивидом" [*8]. Творческая

мутация в микрокосме требует адаптивного

видоизменения в макрокосме. Однако усилия

преображенной личности повлиять на собратьев

неизбежно столкнутся с сопротивлением их

инерции, которая стремится сохранить макрокосм в

гармонии со своим устоявшимся внутренним миром,

то есть оставить все без изменений.

Эта социальная ситуация выдвигает дилемму.

Если творческий гений не может произвести в

своем окружении мутации, которой он достиг

внутри самого себя, его творческий порыв

становится роковым для него. Он должен выйти из

своего поля действия; но, утратив силу действия,

он утратит и волю к жизни, даже если общество не

приговорит его к смерти, как выбраковываются

ненормальные члены улья, стада, косяка и т.п. Это

плата, которую должен платить гений за

преждевременную попытку видоизменить

социальное окружение. С другой стороны, если

гению удается преодолеть инертность или

открытую враждебность социального окружения, и

он успешно воздействует на общество,

устанавливая новый порядок, вполне

гармонирующий с его преображенным внутренним

миром, это не значит, что жизнь сразу становится

приемлемой для его собратьев. Каждому приходится

проходить болезненный процесс приспособления к

новым социальным условиям и меняющемуся

социальному окружению, навязанному им волей

победоносного гения.

В этом и состоит смысл слов Иисуса: "Не

думайте, что Я пришел принести мир на землю; не

мир пришел Я принести, но меч: ибо Я пришел

разделить человека с отцом его, и дочь с матерью

ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку -

домашние его" (Матф. 10, 34 - 36).

Появление сверхчеловека - великого мистика,


гения или выдающейся личности - неизбежно

вызывает социальный конфликт, Масштаб конфликта

будет зависеть от того, насколько возвышается

творческая личность над общим уровнем. Даже при

незначительном разрыве некоторый конфликт

неизбежен, поскольку социальное равновесие,

нарушаемое самим фактом появления творческого

гения, восстанавливается либо его победой над

обществом, либо его социальным поражением.

"Произведение гения, которое не встречает

должного признания в момент своего появления,

самим фактом своего существования создает

постепенно новое понимание искусства и этим

готовит почву для принятия себя. Впоследствии

оно, как правило, признается гениальным. Однако

случается, что этого не происходит и

произведение так и остается непризнанным. Но

Природа художественного творчества такова, что

произведения искусства, даже просто шокировав

публику, имеют своим последствием

преобразование общественного вкуса. С этой точки

зрения продукт художественного творчества

обладает как силой, так и целью. Он передает

внутренний порыв художника... Только сила гения

способна победить инерцию человечества" [*9].

Как восстанавливает общество социальное

равновесие, нарушенное порывом гения?

Простейшее решение заключается в том, что все

члены общества воспринимают порыв и

одновременно включаются в процесс

преобразований. В этом случае никакого

напряжения или дисбаланса на общей основе

соответственных индивидуальных полей действия

не будет ощущаться, ибо каждый будет пытаться

приспособить свое собственное поле к

происшедшей мутации. Адаптация в данном случае

будет вполне безболезненной и естественной.

Однако столь простое решение представляется

фантастикой, так как творческая мутация

человеческой природы является актом

индивидуальной души, действующей независимо, а

поэтому единообразная и единовременная мутация

в каждом отдельном человеке была бы настоящим

чудом.

Разумеется, реальных примеров такого чуда в

человеческой истории не наблюдалось. Самое

большее, что можно обнаружить, - это примеры того,

что одни и те же или подобные творческие замыслы

и идеи появлялись приблизительно в одно время и в

одном месте и принадлежали сразу нескольким

индивидам.