ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

светофоров.

А теперь посмотрим на путь-дорогу наших дней, по

которой мчится, рыча, механизированный

транспорт. Здесь решена проблема скорости и

сохранности груза, если судить по огромным

грузовикам с прицепами и спортивным автомашинам,

летящим, словно выпущенная пуля. Но в то же время

проблема столкновений стала проблемой номер

один. Конечно, если шофер трезв и вполне

профессионален, то он не опасен для себя и других,

но глупец или безответственный человек за рулем

опаснее, чем дурак на стогу сена. Таким образом,

современная магистраль предъявляет человеку

вызов уже не технологического характера, а

психологического. Старый вызов физического

расстояния превратился, таким образом, в новый

вызов человеческих отношений - между водителями,

которые, научившись "уничтожать

расстояния", столкнулись с опасностью

уничтожить друг друга.

Все это, думается, имеет символический смысл.

Ситуация на дороге дает типичную картину

перемен, имевших место в западной общественной

жизни с момента появления двух господствующих

социальных сил эпохи: экономической силы

индустриализма и политической силы демократии.

Благодаря необычайному прогрессу в деле

покорения сил природы к организации

координированного действия миллионов людей, все

свершенное, служит ли оно Злу или Добру,

приобретает титанический размах. Материальные

последствия индивидуальных актов возрастают до

глобальных масштабов, а моральная

ответственность за содеянное несоизмерима с той,

что была при старом социальном порядке. Вполне

возможно, что на каждой стадии развития каждого

общества неким моральным результатом всегда

является вызов, фатальный для будущего этого

общества, но нет сомнения, что нашему обществу в

настоящее время брошен моральный, а не

технический вызов.

"Рог изобилия Инженера потряс Землю, щедро

рассыпая дары доселе невиданных и немыслимых

возможностей. Нет сомнения, что многие из этих

даров несут Человеку благо, делают его жизнь

полнее, шире, здоровее, богаче, комфортнее,

интереснее и счастливее в той мере, и какой это

можно ожидать от мира вещей. Но мы прекрасно

сознаем, что дары индустрии являются также

источником серьезных бед. В некоторых случаях

они несут в себе будущую трагедию, а

современниками воспринимаются как тяжкое бремя.


Человек оказался неподготовленным этически для

столь щедрого подарка. Медленное развитие

нравственных начал привело к тому, что власть над

Природой оказалась в его руках до того, как он

овладел искусством владеть собой".

Эти слова были произнесены президентом

Британской ассоциации развития паук сэром

Альфредом Эвингом на открытки сто первой

ежегодной встречи секции историков. Будет ли

новая социальная мощь индустриализма и

демократии использована в великом созидательном

деле превращения вестернизнрованного мира в

экуменическое общество или же эти новые силы

будут играть разрушительную роль, обслуживая

такие древние и бесчеловечные институты, как

Война, Трайбализм, Рабство, Собственность? В этом

состоит нынешняя проблема западной цивилизации

в ее глубинной духовной сути.

В свете вышеизложенного можно, вероятно,

утверждать, что серия успешных ответов на

последовательные вызовы должна истолковываться

как проявление роста, если по мере развертывания

процесса наблюдается тенденция к смещению

действия из области внешнего окружения -

физического или человеческого - в область

внутреннюю. По мере роста все меньше и меньше

возникает вызовов, идущих из внешней среды, и все

больше и больше появляется вызовов, рожденных

внутри действующей системы или личности. Рост

означает, что растущая личность или цивилизация

стремится создать свое собственное окружение,

породить своего собственного возмутителя

спокойствия и создать свое собственное поле

действия. Иными словами, критерий роста - это

прогрессивное движение в направлении

самоопределения, а движение в сторону

самоопределения - это прозаическая формула чуда

самовыражения Жизни.

Комментарии

[*1] Eliot Ch. Hinduism

and Buddhism, vol. 1. London, 1921, pp. XII- XIII.

[*2] Мires J. L. The

Cambridge Ancient History, vol. I. Cambridge. 1924, pp. 1-2.

[*3] Carr-Saunders A.M.

The Population Problem. Oxford, 1922,рр. 116- 117.

[*4] Bergson Н. Ор.

cit., р. 189.

[*5] Spengler О.

Untergang des Abendlandes. Bd. Berlin. 1920, S. 318 - 320.

[*6] Demolins Е.

Comment la Route Cree le Type Social, vol. II, Paris, 1918.

[*7] См.: Wells H. G.

The Outline of History. London, Cassel, 1920.

[*8] Siegfried A.

England's Crisis. London. 1931, pp. 125 - 126.

[*9] До

бесконечности (лат.).


Примечания

[+1] Кхароштхи

было распространено в Северо-Западной Индии в III

в. до н.э. - III в. н.э., но позднее вытеснено

возникшим после 800 г. до н.э. письмом брахми, к

которому восходят нынешние индийские алфавиты.

[+2] Homo Occidentalis

- лат. "человек западный".

[+3] В VII - V вв. до

н.э. на Японские острова начали проникать, видимо

с Корейского полуострова, предки нынешних

японцев. В междоусобной борьбе и в сражениях с

аборигенами-айнами и переселившимися с юга морем

еще во II тыс. до н.э. народами, близкими к

полинезийцам, в VIII в. н.э. сложилось единое

государство, охватывающее весь архипелаг

(реально о. Хоккайдо, где жили айны, был заселен

японцами в XII - XV вв.). Эпохой расцвета

классической японской культуры считается

хэйянская эпоха, названная по тогдашней японской

столице Хэйян (нынешний Киото), - 795 - 1192 гг. У

власти стояла придворная аристократия, с Х в.

фактически оттеснившая императора от

управления. Рост земельных владений этой

аристократии, соперничество между знатными

родами привели к возникновению сословия

дружинников, живших при князьях на их хлебах, -

самураев. Усиление военного сословия произошло

из-за междоусобиц, а не внешней экспансии. В 1192 г.

власть захватил опиравшийся на самураев Ёритомо

из рода Минамото - началось правление сегунов.

Культура послехэйянского времени отличалась от

предшествующей придворной культуры, утонченной

и изысканной, но вряд ли можно считать XII в.

временем окончательной гибели японской

культуры, если вспомнить ее позднейшие

достижения - поэзию танок и хокку, театр Но и

Кабуки, живопись Хокусая и Утамаро.

[+4] В состав

государства инков входило лишь Северное Чили.

[+5] Имеется в

виду распространенная в долине Миссисипи вплоть

до Великих озер в XIII-XV вв. т.н. культура строителей

маундов (маунды - искусственные насыпные

сооружения сложной формы то ли оборонительного,

то ли ритуального назначения). Связь ее с

ацтекской культурой проблематична; большинство

исследователей настаивает на автохтонном ее

происхождении.

[+6] Большая

Берта - название сверхдальнобойного немецкого

орудия, обстреливавшего Париж во время первой

мировой войны.

[+7] В 375 г.

жившие в Причерноморье готы переселились в


пределы Империи, спасаясь от гуннов.

Притесняемые римскими чиновниками, готы

восстали и в битве при Адрианополе 378 г.

разгромили римское войско, причем командовавший

им император Валент погиб. Это сражение, по

мнению ряда историков, показало превосходство

конницы над пехотой.

[+8] Военный

строй фаланги известен со времен Троянской

войны.

[+9] Поражение

союзных войск греческих полисов, в первую

очередь Афин и Фив, от македонского войска в 338 г.

до н.э. в битве при небольшом городе в Средней

Греции Херонее привело к утверждению гегемонии

Македонии над Элладой.

[+10]

Братоубийственными вряд ли можно считать

Пунические войны (1-я - 264-241 2-я - 218-201, 3-я - 149-146 до

н.э.) с иноэтническим Карфагеном. Македонские

войны (1-я - 215-205, 2-я - 200-197, 3-я - 171-168 до н.э.),

закончившиеся уничтожением Македонского

царства, римляне вели в союзе с греческими

противниками Македонии и под лозунгом (вполне

фальшивым) освобождения Эллады от македонского

ига.

[+11] До реформ

Гая Мария римское войско формировалось по

принципу ополчения на определенную кампанию.

Марий, сохранив последнее условие, перевел

войско на полупрофессиональную основу:

вводилось жалованье, единообразное вооружение, в

армию брались и неимущие (которые не могли

служить при сохранении прежнего принципа, когда

каждый вооружался на свой счет). Он же ввел новую

структуру легиона, состоявшего из 30 манипул,

делившихся на две центурии по 100 человек; Марий

ввел когорты по три манипула. Август (Цезарь не

проводил военных реформ) превратил войско в

полностью профессиональное с двадцатилетней

службой в провинциях и пятнадцатилетней в

преторианской гвардии (преторий - палатка

полководца в лагере: раз император был верховным

главнокомандующим, ему полагалась особая

постоянная охрана) в Италии, преторианцы не

составляли легиона и делились на когорты.

[+12] Историки

обычно включают в эпоху гражданских войн период

от убийства Гая Гракха в 133 г. до н.э. до

установления единодержавного правления

Августом после сражения при мысе Акций в 31 г. до

н.э. между флотами его и Антония и Клеопатры,

закончившегося поражением последнего соперника

Августа.

[+13] Имеется в

виду закон, проведенный Соленом (между 640 и 635 - ок.


559 до н.э.), по которому запрещался вывоз из Аттики

хлеба и поощрялся экспорт оливкового масла; ряд

иных его законов регулировал разведение оливы и

винограда.

[+14] В основе

реформ Гракхов лежало стремление наделить

землей безземельных за счет тех, кто имел слишком

большие земельные угодья. Падение рождаемости

заставило римское правительство учредить

систему государственной помощи детям,

малоимущим родителям и сиротам - алиментацию (от

лат. alimentum - "содержание", "пища").

Алиментарный фонд, существовавший с I по III в.,

создавался за счет процентов по ссудам,

выдававшимся казной землевладельцам.

[+15] Имеется в

виду Война Севера и Юга, или Война за

освобождение негров в США в 1861-1865 гг.

[+16] Проблема

соотношения между неандертальцами, жившими 200-35

тыс. лет назад, и первыми представителями

человека современного вида, появившимися 50-40 тыс.

лет назад, однозначно не решена. До сер. XX в.

считалось твердо установленным, что

неандерталец - предок современного человека:

позднее было выдвинуто предположение, нашедшее

широкую поддержку антропологов, что

неандерталец - особый вид семейства Homo,

тупиковый путь эволюции.

[+17] Под

"недостающим звеном", ископаемым существом,

соединяющим в себе признаки обезьяны и человека,

здесь подразумеваются все предки современного

человека, относящиеся к семейству Homo.

[+18]

Общепринятое значение слова "этерификация"-

получение эфиров из спиртов и кислот. В

терминологии А. Тойнби  -  

общецивилизационный процесс развеществления:

замена мускульной энергии энергией пара в

технике, замена пиктографического знака

алфавитным и т.п., т.е. он употребляет этот термин

не в химическом, а в натурфилософском и

физическом смыслах. В первом - это особо тонкий

элемент материи в ряду: земля, вода, воздух, огонь,

эфир. Во втором - всепроникающая среда, лишенная

всех свойств, кроме способности передавать

электромагнитные волны. Ошибочность гипотезы

мирового эфира была доказана еще в нач. XX в.,

поэтому высказывание А. Тойнби о передаче

информации без проводов через эфир - скорее всего

метафора.

[+19] Китайское

письмо иероглифическое, а не пиктографическое.

[+20] Флексия -

часть слова, выражающая грамматическое значение