ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

В истории техники, например, паровая машина,

локомотив, аэроплан и танк были изобретены почти

одновременно несколькими людьми [+2]. Весьма характерен

затянувшийся и получивший большой резонанс спор

между несколькими претендентами на премию,

которую назначило правительство Его Величества

за изобретение танка. Спор возник несмотря на то,

что изобретение, о котором идет речь, было совсем

недавним, а общество к тому времени уже привыкло

строго фиксировать и документировать все

происходящее в нем. Здесь не важен результат

этого внутрибританского спора, однако сейчас

широко распространено мнение, зафиксированное в

"Энциклопедии Британика", что "идеи,

рожденные британскими учеными в 1914 г., были

самостоятельно и независимо повторены

французскими инженерами в 1915 г.".

В истории современной науки длительное время

считался открытым вопрос относительно авторства

понятия Эволюции в его классической

формулировке - "борьба за существование" или

"естественный отбор". Приоритет делился

между Чарлзом Дарвином и Альфредом Расселом

Уоллесом [+3]

Расчеты, благодаря которым была открыта планета

Нептун, проводились независимо и одновременно

двумя учеными Адамсом и Леверье [+4].

Феномен, который проясняют приведенные выше

исторические примеры, нашел свое отражение в

афоризме: "Идеи носятся в воздухе". И в этом

нет ничего удивительного. Люди, объединенные

определенной системой общественных отношений,

являются, как правило, наследниками одной и той

же культуры, и поэтому было бы странно, если бы на

общий вызов не последовало схожих ответов.

По-настоящему удивительным в реальной динамике

социальной жизни оказывается как раз то, что

"идея, что носится в воздухе", не завладевает

умами сразу всех представителей данного

общества. Но это, тем не менее, факт. И если

истинно то, что новая творческая идея или проект

не могут покорить все общество одновременно, то

истинно и то, что они никогда не появляются за

границами социального меньшинства.

Значение творческого меньшинства в

человеческой истории поразило воображение Г. Дж.

Уэллса. "Все мои надежды на будущее связаны с

верой в то серьезное меньшинство, что так

существенно отличается от равнодушной и

безликой массы нашего общества. Я не могу понять


смысла любой большой религии, я не могу объяснить

конструктивного хода истории, пока я не

обращаюсь к этому вдумчивому меньшинству. Они

Соль Земли [+5],

эти люди способны посвящать свои жизни

отдаленным и величественным целям" [*10].

Внутренняя неповторимость и индивидуальность

любого творческого акта лишь в незначительной

мере противоречит его тенденции к однородности,

которая базируется на том, что каждый член

общества является потенциальным творцом, и члены

одного общества живут в одинаковой социальной

атмосфере. Однако творец, заявив о себе, всегда

оказывается выброшенным за пределы инертной,

нетворческой массы. Иногда у него есть удачная

возможность наслаждаться общением с узким

кругом родственных душ. Акты социального

творчества - прерогативы либо творцов-одиночек,

либо творческого меньшинства.

Западная наука и западная техника,

существующие для того, чтобы превращать знание в

силу и богатство, чем мы имеем все основания

гордиться, обладают тем не менее опасной

эзотеричностью. Великие общественные силы

современности - Демократия и Индустриализм, -

приведенные к жизни западной цивилизацией,

возникли из глубин творческого меньшинства, и

это меньшинство стоит сейчас под вопросом,

способно ли оно руководить и управлять

гигантской энергией высвобожденных сил. Главная

причина, по которой Соль Земли не может ощущать

себя в безопасности, заключается в том, что

большинство, увы, по-прежнему "пресно".

В настоящее время огромные массы людей все еще

остаются на том интеллектуальном и нравственном

уровне, на котором они пребывали и его пятьдесят

лет назад, когда новые гигантские социальные

силы только начали появляться. Мера

нравственного убожества и деградации

современного человечества в полной мере видна на

страницах "желтой прессы". В извращенности

западной прессы также ощущается властная сила

современного западного индустриализма и

демократии, стремящаяся удержать основную массу

людей, и без того ущербную в культурном

отношении, на как можно более низком уровне

духовности. Та же сила вдохнула жизнь в порочные

институты Войны, Трайбализма, Рабства и

Собственности. Творческое меньшинство в

современном западном мире находится перед

опасностью регресса, а земля, преображенная


творческим актом, оказалась в руках новых сил и

нового аппарата власти. Совершается

преступление, и нельзя утверждать, что впереди

нас не ждут еще большие несчастья. Использование

изобретений меньшинства не приводило бы к столь

катастрофическим последствиям, если бы в то

время, когда меньшинство совершает гигантский

нравственный и интеллектуальный шаг вперед,

большинство не пребывало в косности. Стагнация

масс является фундаментальной причиной кризиса,

с которым столкнулась западная цивилизация в

наши дни. Явление это обнаруживается в жизни всех

ныне здравствующих цивилизаций и является

чертой, характеризующей процесс роста.

Сам факт, что рост цивилизаций - дело рук

творческих личностей или творческих меньшинств,

предполагает, что нетворческое большинство

будет находиться позади, пока первооткрыватели

не подтянут арьергарды до своего собственного

уровня. Последнее соображение требует внести

уточнение в определение цивилизации и

примитивного общества. Ранее в настоящем

исследовании мы установили, что примитивные

общества находятся в статическом состоянии,

тогда как цивилизации или но крайней мере

растущие цивилизации - в динамике. Отметим

теперь, что растущие цивилизации отличаются от

примитивных обществ поступательным движением за

счет творческого меньшинства. Следует добавить,

что творческие личности при любых условиях

составляют в обществе меньшинство, но именно это

меньшинство и вдыхает в социальную систему новую

жизнь. В каждой растущей цивилизации, даже в

периоды наиболее оживленного роста ее, огромные

массы народа так и не выходят из состояния

стагнации, подобно примитивному обществу,

пребывающему в постоянном застое, так как

подавляющее большинство представителей любой

цивилизации ничем не отличается от человека

примитивного общества.

Характерным типом индивида, действия которого

превращают примитивное общество в цивилизацию и

обусловливают причину роста растущей

цивилизации, является "сильная личность",

"медиум", "гений", "сверхчеловек":

но в растущем обществе в любой данный момент

представители этого типа всегда находятся в

меньшинстве. Они лишь дрожжи в общем котле

человечества.

Таким образом, духовное размежевание между

Личностью и Толпой не совпадает с демаркационной


линией, пролегающей между цивилизациями и

примитивными обществами. В наиболее развитых и

цивилизованных обществах подавляющее

большинство представляет собой инертную массу.

И все же мы не уяснили до конца, каким путем

динамические личности, сумевшие разбить

"кристалл обычая", пробиваются сквозь

бездну косности к победе, каким образом им

удается избежать социального поражения и

сплотить вокруг себя других людей. По

утверждению Бергсона, "требуется двойное

усилие. Прежде всего, со стороны отдельных

личностей, нацеленных на новаторский путь, и

наряду с этим - всех остальных, готовых

воспринять эту новацию и приспособиться к ней.

Цивилизованным можно назвать лишь то общество, в

котором эти встречные усилия слились воедино. В

сущности, второе условие более трудно для

исполнения. Наличие в обществе сильной личности -

фактор необходимый и достаточный для зарождения

процесса (нет оснований предполагать, что

Природа лишила какое-либо человеческое общество

сильной личности). Однако для ответного движения

нужны определенные условия, при которых

творческая личность может увлечь за собой

остальных" [*11].

Подтягивание нетворческого большинства

растущего общества до уровня творческих

пионеров, без чего невозможно поступательное

движение вперед, на практике решается благодаря

свободному мимесису - возвышенному свойству

человеческой природы, которое скорее есть

результат коллективного опыта, нежели

вдохновения.

Чтобы включить механизм мимесиса, необходимо

активизировать внутренние потенции человека,

ибо мимесис - это черта, присущая человеку

испокон веков. "Первоначальные уроки,

преподанные Человеку Природой, сводились к

принятию обычаев группы. Мимесис как подражание

вырабатывался вполне естественно и свободно, ибо

Человек становился Человеком в коллективе" [*12].

Творческая эволюция, таким образом, использует

ранее выработанное свойство для выполнения

новой функции. Историческая переориентация

внутренне неизменного феномена мимесиса уже

привлекала наше внимание при анализе

специфических различий между примитивным

обществом и цивилизацией. Мы отмечали, что

мимесис - это общая черта социальной жизни и что

его действие можно наблюдать в обществах обоих


видов. Однако если в примитивном обществе

мимесис сориентирован на старшее поколение

живущих и на образы предков, ушедших в мир иной,

как на воплощение "кристалла обычая", то в

обществах растущих образцом для подражания,

эталоном становится творческая личность, лидер,

прокладывающий новый путь.

Для того чтобы побудить инертное большинство

следовать за активным меньшинством,

недостаточно лишь силы духа творческой личности.

Освоение высоких духовно-нравственных ценностей

предполагает способность к восприятию

"культурной радиации", свободный мимесис

как подражание духовно-нравственному порыву

избранных носителей нового.

Примечания

[*1] Smuts J. Op. cit.,

pp. 253-254.

[*2] Bergson Н. Ор.

cit . р. 22.

[*3] см.: Smuts J.

Ор. cit., р. 335.

[*4] Bergson Н. Ор.

cit., р. 333.

[*5] Smuts J. Ор.

cit., р. 306.

[*6] Ibid., р. 305.

[*7] Smuts J. Ор.

cit., р. 336.

[*8] Bcrgson Н. Ор.

cit., р. 96.

[*9] Bergson Н. Ор.

cit., pp. 74. 181.

[*10] Wells H.G.

Democracy and Revision. London. 1927. p. 42.

[*11] Bergson

H.Op.cit., р. 181.

[*12] Ibid., р. 99.

Комментарии

[+1] У

Аристотеля говорится только о том, что мысль сама

по себе не может приводить что-либо в движение.

[+2] Идея

использования пара известна со времен Герона

Александрийского (I в. н.э.). Первый

пароатмосферный двигатель был создан в 1705 г.

англичанином Т. Ньюкоменом (1663-1723). Паровой

универсальный двигатель непрерывного действия

изобрел и успешно внедрил Дж. Уатт (1736-1819), взявший

патент в 1784 г. Первый паровоз в 1803 г. изобрел

Ричард Тревитик (1771-1833), но пригодные для движения

паровозы начал строить в 1814 г. Дж. Стефенсон

(1781-1848). Первый полет, продолжительностью 59

секунд, на созданном ими самолете с двигателем

внутреннего сгорания совершили американцы

братья Уилбур (1867-1912) и Орвилл (1871-1948) Райт в 1903 г.

Француз Луи Блерио (1872-1936) перелетел в 1906 г.

Ла-Манш на самолете собственной конструкции.

История создания танка неясна доныне, но первые

танки, появившиеся в 1916 г. на Западном фронте

первой мировой войны, были английского

производства.

[+3] Основы

эволюционной теории Ч. Дарвин начал

разрабатывать в кон. 30-х годов XIX в.. но