ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1225
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
творца и порождает социальные надломы двумя
различными путями. Во-первых, она резко уменьшает
число кандидатов на творческую роль, стремясь
исключить из числа претендентов тех, кто успешно
ответил на предыдущий вызов. Логично
предположить, что именно они остаются
потенциальными творцами, но, как мы уже показали,
прошлый успех зачастую оказывается причиной
стерилизации их творческого начала. Во-вторых,
подобная стерилизация бывших творческих
личностей приводит к нарушению пропорции.
Горстка утративших активность вождей
противостоит довольно обширной группе творчески
настроенных личностей, жаждущих перемен.
Правящая элита, оказавшаяся неспособной к
творческим решениям, но продолжающая удерживать
в своих руках власть, лишь отягощает создавшуюся
ситуацию.
Можно ли избежать суда Немезиды? Можно, в
противном случае цивилизации погибали бы сразу
после рождения. Однако известно, что большинство
цивилизаций избежало этой судьбы и благополучно
прошло все стадии роста. Но путь спасения узок
и трудно его отыскать. Вопрос в том, "может ли
человек родиться, когда он стар? Может ли он вновь
войти в утробу матери и родиться?" (Иоанн 3, 4). А
ответ заключается в том, что, "если не
обратитесь и не будете как дети, не войдете в
Царство небесное" (Матф. 18, 3).
Как часто творческое меньшинство, дав успешный
ответ на вызов, вновь духовно обновлялось, как бы
рождаясь заново, чтобы творчески ответить на
следующие один за другим вызовы? И как часто они
предпочитали почивать на лаврах, растеряв свои
творческие потенции, или впадали в пресыщение и
необузданность, которые вели их к гибели? Лучше
всего попытаться ответить на эти вопросы, вновь
прибегнув к испытанному методу эмпирического
анализа.
Афины и Венеция: поклонение эфемерной личности.
Неразумное и предосудительное равнодушие к
настоящему проистекает зачастую из повышенного
увлечения прошлым. Увлечение это есть грех
идолопоклонства, который, но древнейшей
еврейской религиозной схеме, более всего
способен вызвать гнев "Бога-ревнителя".
Идолопоклонство можно определить как
интеллектуальное и морально ущербное и слепое
обожествление части вместо целого, твари вместо
Творца и времени вместо вечности. Это - одно из
заблуждений человеческого духа, имеющее
следствием превращение "высоких божественных
трудов" в "мерзость запустения" (Дан. 9, 27, и
12, II, Марк 8, 14; Матф. 24, 15). В практической жизни эта
моральная аберрация может принять форму
всеобщего поклонения отдельной личности либо
обществу. Иногда предметом безудержного
поклонения становится определенный институт или
техническое средство, сослужившее в свое время
добрую службу общественному развитию.
Рассмотрим каждый из этих видов идолопоклонства.
Яркий пример идолизации эфемерной личности
можно встретить в истории Афин, которые постигла
кара Немезиды за их чрезмерное увлечение былой
ролью "школы Эллады".
Мы уже видели, как Афины завоевали себе столь
великолепный титул своим редкостно удачным
ответом на природный и социальный вызовы,
брошенные им на раннем историческом этапе.
Благодаря этому они создали изумительную
творческую культуру и успешно развивали ее.
Афинский вклад в общее дело Эллады действительно
чрезвычайно велик, но сама ситуация, в которой
Афины были названы школой Эллады, могла бы
напомнить афинянам, что достижения их все-таки не
предел совершенства. Следовало бы помнить, что
роковая война разразилась, потому что Афины
оказались неспособными ответить на очередной
вызов, опираясь только на свои внутренние
резервы. Поэтому, когда в 431-430 гг. до н.э. Перикл
громогласно провозгласил Афины "школой
Эллады", эта фраза вряд ли вызвала у
присутствующих восторг самообожания, скорее она
могла побудить ненавидеть себя и каяться "в
прахе и пепле" (Иов 42, 6). Военное поражение Афин
в 404 г. до н.э. и смертный приговор Сократу дали
повод гениальному Платону публично усомниться в
афинских доблестях. Но этот жест, увы, не принес
добра философу и не произвел должного
впечатления на его сограждан. А эпигоны афинских
героев, принесших Афинам титул "школы
Эллады", изощрялись, чтобы придать этому
титулу еще больший вес, но доказали в конце
концов лишь свою полную неспособность к
обучению. Они курили фимиам уже мертвым Афинам.
В политическом плане аттический эгоизм навлек
много несчастий на Афины как результат
повторения уже пройденных ошибок. В 404 г. до н.э.
Афины утратили политическое лидерство в Элладе и
привели эллинскую цивилизацию к надлому. Их
неисправимый эгоизм не дал возможности в IV в. до
н.э. противостоять македонской военной силе. И
только появление на границах эллинского мира
действительно великих держав заставило Афины
отказаться от претензий на статус лидера
эллинизма. Но даже когда настал роковой час,
Афины предпочли изоляцию и в гордыне своей
равнодушно наблюдали, как Рим разоряет отчаянно
сопротивляющихся соседей. Афины не пришли им на
помощь, хотя те делали попытку создать в целях
обороны федерацию. И только когда Рим стал
угрожать непосредственно Афинам, афиняне заняли
наконец антиримскую позицию. Однако к тому
времени все потенциальные союзники были уже
подавлены Римом. За свою недальновидность Афины
жестоко поплатились. В 86 г. до н.э. римский
завоеватель Сулла взял Афины штурмом. И хотя
Сулла пощадил Афины и город не был полностью
разграблен и уничтожен, этот последний и
бесславный выход на арену международной
политики стал позорным финалом афинской
политической истории [+13].
Афиняне были убеждены, что все их неудачи
произошли из-за чрезмерного увлечения своим
прошлым. Именно здесь и нам следует поискать
психологическую причину их упорного
самоубийственного эгоизма. Обратимся для
сравнения к истории других эллинских обществ,
бывших, пожалуй, не ниже Афин по
интеллектуальному уровню, но свободных от груза
славы Перикла.
Взять, к примеру, презрительное описание
афинянином Ксенофонтом своих ахейских и
аркадийских товарищей, искавших славы и денег в
пестром отряде наемников, служивших в 401 г. до н.э.
Киру, Обозревая эту Элладу в миниатюре, Ксенофонт
с легким раздражением - а скорее снисходительно -
описывает ахейцев и аркадийцев своевольными,
импульсивными, недальновидными,
недисциплинированными и, конечно, куда как более
грубыми и дикими, чем афиняне, спартанцы или
беотийцы - представители утонченного и
прогрессивного эллинского общества. Часто
наблюдения Ксенофонта весьма точны. Однако роли
переменились так быстро, что аркадийский историк
Полибий (202-120 до н.э.) не только сурово осуждал
афинского политика IV в. до н.э. Демосфена за
местничество, но и мог позволить себе
противопоставить неудачной деятельности
Демосфена политическую мудрость его аркадийских
современников, предшественников Полибия.
В III в. до н.э. ахейцы и аркадийцы, возглавлявшие
движение за освобождение Эллады от македонских
оков, создали политическую систему добровольной
федерации, что было единственным средством
сохранить независимость маленьких
городов-государств, не жертвуя их местной
автономией [+14].
Даже верные традиции спартанцы нашли новую
систему гибкой и смелой, и это на время пробудило
их от вековой летаргии. И только Афины в столь
критический момент, когда решалась участь
Эллады, оставались холодными, отстраненными и
убийственно равнодушными.
Эта бесчувственность Афин в их последние дни
оказывается еще более поразительной, если
обратиться к сфере культуры. Активность Афин на
этом поприще в лучшие времена ее истории была
удивительной и весьма плодотворной. IV в. до н.э.
стал политической осенью афинской истории, но в
то же время это был зенит ее культурного лета.
Закат был медленным, однако ко времени Полибия
Афины уже не могли претендовать на культурную
монополию в Элладе. Даже в области философии они
утратили свой непререкаемый некогда авторитет.
Выступление Ап. Павла против афинян напоминает
выступление Христа против фарисеев. Хотя Ап.
Павел по афинскому обычаю проповедовал на
площади, его рассказ о Воскресении встретил
сильное недоумение у афинян, которые находились
под влиянием стоического и эпикурейского
прошлого. Павел возмущался духом этого
"города, полного идолов" (Деян. 17, 16-34), что
вполне соответствовало действительности. Афины
к тому времени отказались от своей духовной
миссии. И функция поля, взрастившего семена
эллинской философии и сирийской религии, была
принята не Аттикой, а Малой Азией.
Через три века после миссии Павла, когда
каппадокийские отцы церкви закладывали духовный
фундамент нового социального порядка, Афины
вдохновляли императора Юлиана, лелеявшего
безнадежно далекую от реальности мечту облечь
язычество в христианские образы и создать свою
искусственную церковь [+15]. Через сто лет остатки
афинской культурной традиции легли в основу
противоестественного союза схоластического
интеллектуализма с архаизированным
возрождением примитивных суеверий, от которых
гений эллинской философии освободился еще
тысячу лет назад, в период своего ионического
детства. Это было время, когда Афины уже
уединились в своей аттической цитадели, и эта
изоляция привела к слиянию того самого высокого
и самого низкого, что сохранилось от античной
культуры. Деятельность этих поздних носителей
дряхлой аттической учености была прекращена
правительственным указом против язычества,
когда в 529 г. закрыли Афинский университет [+16]. Опальные
афинские ученые искали убежища в Азии среди
сасанидских врагов Восточного Рима; но, удаляясь
на восток, в зороастрийские центры, они
фактически двигались в глубь агрессивной
сирийской культуры, которая уже преуспела в
разрушении эллинизма на его родине. Однако
афинские беженцы, попав в столь негостеприимный
мир, вскоре почувствовали непереносимую
ностальгию. К счастью, у этой трагикомедии был
благополучный конец. Хосров I, заключив мир с
Византией в 533 г. н.э., внес в договор специальный
пункт, гарантировавший лояльность византийцев к
его языческим протеже, желающим поселиться в
"римских" землях. Однако аттическая
приверженность к идолопоклонству не исчерпалась
судьбой его последних профессиональных адептов.
Первое успешное введение иконопочитания в
православное христианство было осуществлено
императрицей Ириной, афинянкой по происхождению
(780-802) [+17].
Даже беглый взгляд на политическую и
культурную роль Афин в процессе разложения
эллинского общества отмечает парадоксальный
факт. Определенный период в эллинской истории
справедливо называется аттическим веком. Но и в
последующую эпоху, которая несла еще явную
печать аттических достижений прошлого, Афины
сумели выделиться среди других эллинских
обществ, однако на сей раз прямо противоположным
образом - полным отсутствием творческого вклада
в решение текущих проблем.
Аттический парадокс, объяснение которому можно
найти в идолизации мертвого прошлого Афин, имеет
четкую параллель в западном мире, где также
обнаруживается контрастность социальных ролей
Италии, которые она играла на разных этапах
западной истории.
Возьмем новый период западной истории,
обозначив его начало второй половиной XV в., а
конец - второй половиной XIX в. Легко
прослеживаются итальянские корни современной
экономической и политической систем,
эстетических и интеллектуальных воззрений.
Непревзойденный творческий дух Италии XIV-XV вв.
явился могучим импульсом для развития. Четыре