Файл: 1. История отечественной педиатрии организации охраны материнства и детства в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в России.

2. Первичный осмотр: определения, показания, основные элементы.

3. Периоды детского возраста. Определение понятия, законы роста детей, факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

4.Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологические признаки, характеризующие разные периоды рахита. Принципы диагностики, лечения и профилактики. Рахит – это группа заболеваний детского организма, связанная с недостаточным поступлением витамина D или нарушением процессов его метаболизма, приводящая к нарушению многих видов обмена веществ и в первую очередь фосфорно- кальциевого(КФО), что обусловливает поражение многих органов и систем, но главным образом, костного скелета.Собирательный термин «остеопения» используют для обозначения низкой массы костной ткани без учета причин, вызывающих данный симптомокомплекс, и без детализации характера структурных изменений.В клинической практике наиболее часто встречаются три типа остеопений: остеопороз, остеомаляция и фиброзно-кистозный остит.Остеопороз - это системное заболевание скелета, характеризующееся снижением массы костей и микронарушениями в архитектонике костной ткани, которые приводят к значительному увеличению хрупкости костей и возможности их переломов.Остеомаляция - уменьшение минерального компонента в единице обьема костной ткани, накопление неминерализованного органического матрикса (остеоида). Кость при этом теряет прочность, жесткость, появляется склонность к деформациям.Фиброзно-кистозный остит - состояние, характеризующееся усиленной резорбцией костного вещества с последующим замещением фиброзно-ретикулярной тканью. Это сравнительно редкий вариант патологии, характерный для гиперпаратиреоза.Классификация рахита.- по периоду болезни - начальный, разгар, репарации, остаточные явления;

5. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Закономерности развития психики и моторики у детей в возрастном аспекте. Методы оценки нервно-психического развития.

7. Грудное вскармливание. Преимущества грудного вскармливания. Физиология лактации. Правила кормления грудью. Время и методика введение прикормов.

8. Базовая сердечно-легочная реанимация у младенцев: основные элементы, алгоритм.

9. Показания и принципы проведения смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика и классификация молочных смесей, применяющихся для докорма и искусственного вскармливания.

10. Эпидемиология, этиопатогенез, классификация, клиника различных форм менингококковой инфекции у детей.

11. Базовая сердечно-легочная реанимация у детей в возрасте старше 1 года.

13. Алгоритм первичного осмотра у детей.

Причины

Симптомы ЖДА у детей

Диагностика

Лечение железодефицитной анемии у детей

Причины

Классификация

Симптомы пневмонии у детей

Диагностика

Лечение пневмонии у детей

16. Бронхиальная астма у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, течения. Классификация. Современные подходы к лечению. Неотложная терапия при приступе БА.

Патогенез бронхиальной астмы. В основе развития аллергической бронхиальной астмы лежат аллергические реакции 1 типа (немедленные), реже – 3 типа (иммунокомплексные).

18. Основные элементы базовой сердечно-легочной реанимации у детей.

19. Особенности иммунологической защиты у детей. Атопический дерматит. Этиопатогенез, классификация, критерии диагностики, лечение.

20. Судорожный синдром. Интенсивная терапия и оказание неотложной помощи.

22. Сахарный диабет у детей. Особенности патогенеза, клинической картины, диагностики, лечения. Неотложная помощь при кетоацидотических состояниях.

Симптомы сахарного диабета у детей

Патогенез сахарного диабета у детей

Классификация и стадии развития сахарного диабета у детей

Осложнения сахарного диабета у детей

Диагностика сахарного диабета у детей

Лечение сахарного диабета у детей



• мысленно проведите линию, соединяющую соски младенца,

расположите большие пальцы своих рук вдоль срединной линии грудины в месте, расположенном ниже меж сосковой линии прибли-зительно на толщину вашего пальца в направлении к голове мла-денца, остальными пальцами обеих кистей охватите циркулярно ребра младенца в нижней части грудной клетки;



  • кончиками больших пальцев производите компрессии грудной клетки на глубину, приблизи-тельно составляющую одну треть передне-заднего расстояния грудной клетки лежащего ребенка;

  • второй спасатель, находясь головы младенца, должен удерживать ее слегка запрокинутой, подбородок приподнятым, выполняя без дополнительных пауз через каждые 15 компрессий два искусственных вдоха, чередуя вдохи и компрессии в соотношении 2:15.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ

  • максимально быстрое распознание остановки кро-вообращения и раннее начало базовой реанимации, вызов помощи;

  • правильное расположение рук при компрессиях грудной клетки;

  • достаточная глубина компрессий - не менее одной трети переднезаднего расстояния грудной клетки лежа-щего ребенка:

  • у младенца - примерно 4 см,

  • у детей дошкольного возраста - 4-5 см,

  • у детей школьного возраста - 5-6 см;

    • частота компрессий 100-120 в минуту;

    • полное расправление грудной клетки в момент

декомпрессии;

    • соотношение фазы компрессии и декомпрессии грудной клетки должно составлять 1:1 (избегать толчков на грудную клетку вместо плавных компрессий);

    • минимизация времени перерывов в компрессиях;

    • максимально раннее применение автоматического наружного дефибриллятора.

5. Сердечно-легочная реанимация должна продол-

жаться до момента, когда:

    • у ребенка восстановится спонтанное дыхание, появятся самостоятельные движения (при проведении базовой сердечно-легочной реанимации прерывание компрессий грудной клетки для определения пульса не предполага-ется);

    • в условиях медицинского стационара прибудет специально подготовленный медицинский персонал для продолжения расширенных реанимационных мероприятий или бригада СМП в случае отсутствия такового;

    • ваши физические силы, которых требует реанимация,

будут полностью исчерпаны.


Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни:

1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

+

  • — 0,1% р-р адреналина гидротартрата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг);

  • — 0,1% р-р атропина сульфата 0,01-0,02 мл/кг (0,01-0,02 мг/кг). Атропин при реанимации у детей применяется в разведении: 1 мл 0,1% раствора на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (получается в 1 мл раствора 0,1 мг препарата). Адреналин также применяется в разведении 1: 10000 на 9 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата). Возможно применение увеличенных в 2 раза доз адреналина.

При необходимости повторное в/в введение вышеуказанных препаратов через 5 мин.

  • — 4% раствор натрия бикарбоната 2 мл/кг (1 ммоль/кг). Введение бикарбоната натрия показано только в условиях затяжной сердечно-легочной реанимации (более 15 мин.) или если известно, что остановка кровообращения произошла на фоне метаболического ацидоза; введение 10 % раствора кальция глюконата в дозе 0,2 мл/кг (20 мг/кг) показано только при наличии гиперкалиемии, гипокальциемии и при передозировке антагонистов кальция.

2. Оксигенотерапия 100% кислородом через лицевую маску или носовой катетер.

3. При фибрилляции желудочков показана дефибрилляция (электрическая и медикаментозная).

Если признаки восстановления кровообращения есть, но отсутствует самостоятельная сердечная деятельность, непрямой массаж сердца проводят до восстановления эффективного кровотока или до стойкого исчезновения признаков жизни с развитием симптомов мозговой смерти.

Отсутствие признаков восстановления сердечной деятельности на фоне проводимых мероприятий в течение 30 - 40 мин. является показанием к прекращению реанимации.

9. Показания и принципы проведения смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика и классификация молочных смесей, применяющихся для докорма и искусственного вскармливания.


Показания к искусственному вскармливанию

1) Противопоказания к грудному вскармливанию
2) Недостаточная продукция грудного молока даже после проведения всех медицинских мероприятий по усилению лактации
3) Тяжелая болезнь матери и необходимость приема медикаментов
4) Невозможность кормления ребенка
5) Собственное желание.

Показания к смешанному вскармливанию
1) Недостаток молока у матери;
2) Некоторые заболевания матери, когда нет нужды отнимать ребёнка от груди, но желательно уменьшить число кормлений;
3) Социальные факторы, когда мать в связи с работой или другими причинами должна отлучаться из дома, а количество сцеженного молока не позволяет полностью удовлетворить потребности ребёнка;
4) Значительно реже- при некоторых патологических состояниях, которые требуют ограничения объёма получаемого ребёнком грудного молока(эритродермия, тяжёлые и упорные проявления экссудативного диатеза и т.п.).

Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма в виде коровьего молока (молока животных и растений) или его разведений (смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной потребностей.

Принципы смешанного вскармливания:

1) Введение докорма не ранее 4- 7 дня борьбы с гипогалактией.

2) Выбор докорма с учетом возраста, аппетита.

3) Докорм назначается после кормления грудью.

4) Число кормлений сохраняется тоже, что и при естественном вскармливании, но если дефицит молока составляет более 50%, то число кормлений урежают на 1.


5) Докорм можно вводить не во все кормления, если дефицит молока составляет 50% и менее.

6) Докорм не менять.

7) Проводить еженедельные контрольные кормления (2-3 раза в сутки 2-3 дня в неделю в разные часы суток).

8) Изменение потребности в пищевых ингредиентах при использовании неадаптированных смесей до 3,5-4,0 г/кг в сутки белка.

9) Докорм вводится в ложечке или через маленькую дырочку в соске.

10)С учётом современных взглядов (Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, 2010) сроки введения прикорма при смешанном и искусственном вскармливании не изменяются.

Искусственное вскармливание – это вскармливание ребёнка первых месяцев жизни молоком животных или растений (соевое, миндальное) при дефиците грудного молока, составляющем 4/5 и более от суточного рациона.

Принципы искусственного вскармливания:

1) Частота кормлений при назначении адаптированных смесей может быть такая же, как при естественном вскармливании, при назначении неадаптированных – количество кормлений уменьшается на 1 и можно с 3-4-х месяцев перейти на 5-ти разовое кормление.

2) Объемы питания при искусственном вскармливании рассчитываются также, как при естественном (объемы зависят не от вида вскармливания, а от возможностей желудочно-кишечного тракта).

3) Прикорм вводится в те же сроки, что и при естественном вскармливании.

4) Повышается потребность в белке при питании неадаптированными смесями до 4-4,5 г/кг, при получении адаптированных смесей количество белка – как при естественном.

5) Калораж повышается на 10% при использовании неадаптированных смесей.

6) Поощряется любая попытка перехода к смешанному и естественному вскармливанию.

Классификация смесей, используемых для смешанного и искусственного вскармливания:

А. По степени адаптации :

1) неадаптированные ( кефир, коровье молоко )

2) частично адаптированные ( «Солнышко», «Хумана-3» )

3) адаптированные ( «Малыш», «Малютка», «Беба», «Нан» )

4) специальные :

а. Терапевтические ( «Хумана ХЛ» )

б. Диетические ( «Прегестемил», «Алфаре» )

В. По возрасту, в котором используются :

1) стартовые :

а. Для недоношенных ( «Хумана 0», «Алпрем» )


б. Для новорожденных, рожденных в срок ( «Малютка», «Хумана 1» )

2) продолжающиеся ( «Хумана 2», «Малыш» )

С. По технологии приготовления :

1) сладкие ( «Малыш», «Беба», «Нан» )

2) кислые ( кефир, биолакт )

3) сухие ( «Малыш», «Бона», «Нан» )

4) жидкие ( «Тутели», «Биолакт» )

Д. По источнику белка :

1) из коровьего молока ( «Малыш», «Беба» )

2) соевые ( «Нутрисоя», «Пресоял», «Алсой» )

3) из мяса ( редко используются для кормления детей первого года жизни )

Е. По композиционному составу :

1) безлактозные или с низким содержанием лактозы ( «О-лак», «Ал-110» )

2) обезжиренные ( «Хумана ХЛ», «Прегестемил» )

3) с повышенным содержанием жиров ( «Энпит жировой» )

4) с повышенным содержанием белков ( «Энпит белковый» )

5) с повышенным содержанием витаминов, микроэлементов ( «Алфарэ», «Беба-2» )

Адаптированная молочная смесь (АМС) – пищевой продукт в жидкой или порошкообразной форме, изготовленный на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенный для использования качестве заменителя женского молока и максимально приближенный к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии. Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным и международным стандартам для адаптированных молочных смесей. Существует современная классификация детских адаптированных молочных смесей. В основном это касается деления смесей в зависимости от возраста детей на «начальные» (от 0 до 6 мес.), «последующие» (от 6 до 12 месяцев) и для детей от 0 до 12 месяцев.

Особое внимание уделяется «начальным» смесям, состав которых максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ детей первого полугодия жизни. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня белка в современных молочных продуктах с целью его количественного приближения к женскому молоку. Так, в большинстве «начальных» смесей количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный уровень 1,2 г/100 мл соотношение сывороточных белков и казеина составляет 60:40, 50:50, в отдельных смесях 70:30. почти все современные смеси содержат таурин, α-лактальбумин, а некоторые – нуклеотиды.