Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 865

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА

экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею. Бюджетные расходы классифицируются по определенным признакам: по роли в производстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально–культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении бюджетных средств. Основные ресурсы – примерно половина – направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети – на социально–культурные мероприятия.

Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.


Субсидии, субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными (муниципальными) предприятиями или бюджетными учреждениями, а также гражданам–предпринимателям

1. Предоставление субсидий, субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными (муниципальными) предприятиями или бюджетными учреждениями, а также гражданам–предпринимателям допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, на условиях и в порядке, особо определенном в законе о бюджете.

2. В случае предоставления субсидии или субвенции уполномоченные органы исполнительной власти осуществляют контроль за целевым их использованием.

3. Соответствующий представительный орган может дать поручение контрольному органу (Счетной палате РФ, контрольно–счетному органу субъекта РФ или муниципального образования) на осуществление проверки целевого использования получателем бюджетной субсидии или субвенции.

В бюджетах существует понятие защищенных и незащищенных статей. Эти статьи могут быть как в государственном бюджете, так и в местном бюджете.

Защищенные статьи – статьи, которые не могут быть отменены.

В Федеральном бюджете числится Финансовая академия, у которой существуют различные расходы, которые бюджет может “отложить”, кроме расходов по заработной плате (защищенная статья). Защищенные статьи могут возникать и исчезать (как прививки, вакцинация и т.п. статьи, которые могут быть не нужны вследствие отсутствия опасности). Однако есть статьи, которые ни в коем случае не могут быть ликвидированы.

Расходные статьи бюджета могут подвергаться секвестрованию, которое заключается в сокращении расходов по всем статьям в определенном долевом или процентном соотношении.

К защищенным статьям можно отнести и расходы на естественные монополии, как железная дорога, метрополитен.

2.3.2.3. Государственные доходы


Государственные доходы – часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Они делятся на:

– централизованные (Федеральные финансы);

– децентрализованные (финансы субъектов Федерации).

Государственные доходы делятся на:

а). внутренние;

б). внешние.

Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов

, которая формируется различными методами, составляет систему государственных доходов.

Виды доходов бюджетов

1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных перечислений.

2. К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве РФ.

3. К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящего в государственной или муниципальной собственности;

  • доходы, поступающие от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

  • доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов;

  • суммы штрафов, конфискаций, компенсаций, средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям;

  • лицензионные и регистрационные сборы;

другие неналоговые доходы.

Доходы федерального бюджета

В доходы федерального бюджета зачисляются:

  • собственные доходы федерального бюджета,

  • регулирующие налоговые доходы,

  • закрепленные за федеральным бюджетом полностью или в фиксированной доле.

В федеральный бюджет поступают также полностью доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности. Доходы от продажи государственной (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в федеральный бюджет в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами.

1 место – налоги, которые являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место в системе государственных доходов. Налоги – принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения функций последнего.

Признаки налогов:

принудительный характер;

безвозмездный характер;

безэквивалентность.

2 место – государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные лица).

3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное)


4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков

2 рода эмиссии:

1) нормальная ;
2) злостная (где Т – товар, М – количество денег, М – прирост денежной массы).

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, финансовых и налоговых органов РФ, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год;

функционирование судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах: финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год;

финансирование национальной обороны и обеспечения безопасности государства, осуществления конверсии оборонных отраслей промышленности;

финансирование фундаментальных исследований и содействия научно–техническому прогрессу;

финансирование федеральной инвестиционной программы;

государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственную поддержку атомной энергетики;

финансирование государственных программ ликвидации последствий аварий на ЧАЭС, НПО “Маяк” и ядерного взрыва на Семипалатинском полигоне;

ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;

содержание образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, социального обеспечения, находящихся в федеральной собственности или в ведении федеральных органов исполнительной власти;

обслуживание и погашение государственного долга РФ;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;


финансовая помощь региональным бюджетам;

проведение выборов и референдумов РФ.

Расходы совместного ведения РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы на:

–государственную поддержку промышленности, энергетики (кроме атомной) строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

обеспечение охраны окружающей природной Среды и природных ресурсов;

обеспечение предупреждения и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

развитие рыночной инфраструктуры;

обеспечение развития федеративных и национальных отношений.

Распределение и закрепление между бюджетами разного уровня расходов, перечисленных в настоящей статье, производится ежегодно или на долговременной основе по согласованию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и местных органов власти и утверждается законами о соответствующих бюджетах.

Местные финансы

Перейдем к местным финансам. Местные финансы – это финансы местных органов власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из которых имеет свой бюджет.

Местные финансы распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с теми функциями, которыми они наделены.

К компетенции местных органов власти относятся:

а) образование;

б) обеспечение внутренней безопасности;

в) здравоохранение;

г) социальное обеспечение.

Структура доходов местных органов власти:

во–первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.);

во–вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный налог);

в–третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству” скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса).