Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 865
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально–культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении бюджетных средств. Основные ресурсы – примерно половина – направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети – на социально–культурные мероприятия.
Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.
Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.
Субсидии, субвенции юридическим лицам, которые не являются государственными (муниципальными) предприятиями или бюджетными учреждениями, а также гражданам–предпринимателям
1. Предоставление субсидий, субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными (муниципальными) предприятиями или бюджетными учреждениями, а также гражданам–предпринимателям допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, на условиях и в порядке, особо определенном в законе о бюджете.
2. В случае предоставления субсидии или субвенции уполномоченные органы исполнительной власти осуществляют контроль за целевым их использованием.
3. Соответствующий представительный орган может дать поручение контрольному органу (Счетной палате РФ, контрольно–счетному органу субъекта РФ или муниципального образования) на осуществление проверки целевого использования получателем бюджетной субсидии или субвенции.
В бюджетах существует понятие защищенных и незащищенных статей. Эти статьи могут быть как в государственном бюджете, так и в местном бюджете.
Защищенные статьи – статьи, которые не могут быть отменены.
В Федеральном бюджете числится Финансовая академия, у которой существуют различные расходы, которые бюджет может “отложить”, кроме расходов по заработной плате (защищенная статья). Защищенные статьи могут возникать и исчезать (как прививки, вакцинация и т.п. статьи, которые могут быть не нужны вследствие отсутствия опасности). Однако есть статьи, которые ни в коем случае не могут быть ликвидированы.
Расходные статьи бюджета могут подвергаться секвестрованию, которое заключается в сокращении расходов по всем статьям в определенном долевом или процентном соотношении.
К защищенным статьям можно отнести и расходы на естественные монополии, как железная дорога, метрополитен.
2.3.2.3. Государственные доходы
Государственные доходы – часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Они делятся на:
– централизованные (Федеральные финансы);
– децентрализованные (финансы субъектов Федерации).
Государственные доходы делятся на:
а). внутренние;
б). внешние.
Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов
, которая формируется различными методами, составляет систему государственных доходов.
Виды доходов бюджетов
1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных перечислений.
2. К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве РФ.
3. К неналоговым доходам относятся:
-
доходы от использования имущества, находящего в государственной или муниципальной собственности; -
доходы, поступающие от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; -
доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов; -
суммы штрафов, конфискаций, компенсаций, средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям; -
лицензионные и регистрационные сборы;
другие неналоговые доходы.
Доходы федерального бюджета
В доходы федерального бюджета зачисляются:
-
собственные доходы федерального бюджета, -
регулирующие налоговые доходы, -
закрепленные за федеральным бюджетом полностью или в фиксированной доле.
В федеральный бюджет поступают также полностью доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности. Доходы от продажи государственной (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в федеральный бюджет в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами.
1 место – налоги, которые являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место в системе государственных доходов. Налоги – принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения функций последнего.
Признаки налогов:
принудительный характер;
безвозмездный характер;
безэквивалентность.
2 место – государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные лица).
3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное)
4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков
2 рода эмиссии:
1) нормальная ;
2) злостная (где Т – товар, М – количество денег, М – прирост денежной массы).
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, финансовых и налоговых органов РФ, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год;
функционирование судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах: финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год;
финансирование национальной обороны и обеспечения безопасности государства, осуществления конверсии оборонных отраслей промышленности;
финансирование фундаментальных исследований и содействия научно–техническому прогрессу;
финансирование федеральной инвестиционной программы;
государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
государственную поддержку атомной энергетики;
финансирование государственных программ ликвидации последствий аварий на ЧАЭС, НПО “Маяк” и ядерного взрыва на Семипалатинском полигоне;
ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;
содержание образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, социального обеспечения, находящихся в федеральной собственности или в ведении федеральных органов исполнительной власти;
обслуживание и погашение государственного долга РФ;
пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
финансовая помощь региональным бюджетам;
проведение выборов и референдумов РФ.
Расходы совместного ведения РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления
Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы на:
–государственную поддержку промышленности, энергетики (кроме атомной) строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства;
обеспечение правоохранительной деятельности;
обеспечение противопожарной безопасности;
обеспечение охраны окружающей природной Среды и природных ресурсов;
обеспечение предупреждения и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
развитие рыночной инфраструктуры;
обеспечение развития федеративных и национальных отношений.
Распределение и закрепление между бюджетами разного уровня расходов, перечисленных в настоящей статье, производится ежегодно или на долговременной основе по согласованию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и местных органов власти и утверждается законами о соответствующих бюджетах.
Местные финансы
Перейдем к местным финансам. Местные финансы – это финансы местных органов власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из которых имеет свой бюджет.
Местные финансы распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с теми функциями, которыми они наделены.
К компетенции местных органов власти относятся:
а) образование;
б) обеспечение внутренней безопасности;
в) здравоохранение;
г) социальное обеспечение.
Структура доходов местных органов власти:
во–первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.);
во–вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный налог);
в–третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству” скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса).