Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 864
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Постановлением Правительства РФ от 3.02.94 г. создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд является некоммерческой государственной организацией и осуществляет свою деятельность совместно с Госкомитетом РФ по высшему образованию и Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Он образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере, что предполагает создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др., поощрение конкуренции в научно-технической сфере.
Источниками формирования средств Фонда являются бюджетные ассигнования в размере 0,5% средств, предусматривающихся ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц; иные поступления от деятельности фонда. Поскольку Фонд не является коммерческой организацией, он не ставит своей задачей извлечения прибыли от проводимой деятельности.
Всё вышесказанное в полной мере относится и к потребительской кооперации.
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Любое предприятие, желающее увеличить прибыль, должно планировать свою деятельность. В процессе планирования производственной и коммерческой деятельности предприятию требуется эффективная обратная связь, в частности – получение количественных данных о результатах работы фирмы, контроль состояния имущества, капитала и прибыли. Следовательно, финансовой деятельностью предприятия необходимо управлять.
Управление бизнес-процесами на предприятии – это осуществление процесса их перестройки с целью повышения эффективности деятельности организации. Управление бизнес-процессами многогранно. Можно управлять эффективностью использования ресурсов. Можно внедрять новые более прогрессивные технологии работ. Можно управлять знаниями исполнителей. Можно управлять процессами коммуникации между людьми, участвующими в бизнес-процессе и т.д.
Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Совершенно очевидно, что это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием.
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.
Финансовый менеджмент базируется на трех основных концепциях:
-
текущей стоимости, -
предпринимательского риска, -
потока денежных средств.
Все три концепции взаимосвязаны между собой, так как они – взаимодополняющие идеи.
Финансовый менеджмент – это эффективное управление ресурсами предприятия различных форм собственности. Основные направления финансового менеджмента:
1) планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятия – разработка финансовых планов – прогнозов объема производства и реализации продукции;
2) определение оптимального темпа роста объема реализации продукции, определение структуры привлекаемых средств, способы инвестирования;
3) координация финансовой деятельности предприятия со всеми ее; службами, филиалами;
4) проведение крупных операций на финансовом рынке по привлечению дополнительных капиталов, а также реализации собственных акций.
8.1.1. Концепции финансового менеджмента
Концепция текущей стоимости по экономическому содержанию выражает деловую активность предприятия – приращение капитала. Предприниматель вкладывает свой первоначальный капитал в дело, от которого он рассчитывает получить новый капитал. Предприниматель рассчитывает, что, получая новый капитал, через определенный период должен возместить ранее инвестированный капитал и получить долю приращения капитала – прибыль.
Ежедневно на предприятии совершаются хозяйственные операции по купле-продаже товара, услуг или инвестиционных средств. Возникает проблема определить насколько целесообразно совершать эти операции. Будут ли они эффективны?
Определить эффективность указанных операций представляется возможным путем анализа информации, содержащейся в бухгалтерском учете. Следовательно, возникает противоречие между сроками и денежными оценками авансированных затрат и экономической эффективности. По данным учета, возможно, определить насколько выгодно было для предприятия совершать хозяйственные операции, но повлиять на ход событий, изыскать от них упущенную выгоду уже невозможно.
Финансовый менеджер должен подыскать, просчитать инвестиции или осуществлять операции по купле-продаже товара такие, чтобы появилась возможность не только компенсировать рост инфляции, но и получить с возможного капитала больше, нежели просто банковские проценты, увеличить прибыль на вложенный капитал.
В таком ходе событий заинтересованы предприниматели, ссудодатели, предприятия-поставщики, держатели акций предприятия, акционеры и другие инвесторы предприятия.
Вкладывая свой капитал; предприниматели, как правило, подвергаются риску: увеличат ли они свою прибыль или понесут убыток.
Концепция предпринимательского риска вытекает из концепции стоимости, так как объективность текущей опенки по прогнозам экономических выгод зависит от того, насколько точно составлен прогноз.
Итак, как оценить степень риска? Множество специалистов могут дать различные советы по любому аспекту вложения денег и риска. При этом важно учитывать свободу выбора. Никто не сможет заставить нас положить деньги в сберегательный банк или вложить их в какое-нибудь сомнительное предприятие. Право решать, что делать с деньгами имеет только предприниматель.
Объективность оценки текущей стоимости по прогнозным величинам экономических выгод зависит от того, насколько точно дан прогноз. Основываясь на статистических измерениях, колебли-мости, прогноз ожидаемых экономических выгод, как правило, дается не в виде однозначной величины, а в виде примерной оценки текущей стоимости.
Диверсификация активов предприятия обычно указывает лишь на то, что предприниматель наряду с принципом капитала в инвестиции руководствуются принципом предосторожности. Получение большего приращения инвестированных средств связано с большей степенью риска. Чем более точно финансовый менеджер предугадает в своих решениях возможный ход событий, тем меньше уровень предпринимательского риска.
Для того чтобы оценить степень риска и сопоставить ее с суммой ожидаемых доходов, инвестору понадобится специальная информация, основанная на фактических данных. Затем необходимо подумать, как прошлые события можно экстраполировать в будущее.
Все, что происходит сегодня, является результатом целой цепи событий и важно знать:
• какая информация вам нужна;
• где ее можно найти;
• как ее анализировать и интерпретировать.
Основное содержание третьей базовой концепции финансового менеджмента – концепция потоков денежной наличности – составляет разработку политики предприятия в области привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержание их в определенном качественном состоянии. Финансовый менеджер должен знать какое количество денежных средств необходимо для погашения обязательств, выплаты дивидендов, когда будет получен избыток денежной наличности, на какой промежуток времени фирма будет испытывать дефицит наличных средств.
Коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требование соизмерения размеров вложенного в "производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначаются термином "инпут-аутпут" (input-output).
Главная цель финансовой деятельности – решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.
Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Совершенно очевидно, что это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием.
| Субъект управления (управляющее звено) | |
| | |
Объект управления (управляемое звено) | |
8.1.2. Функции финансового менеджмента.
ФУНКЦИИ субъекта управления:
-
Планирование, прогнозирование, -
Организация, -
Руководство, -
Координация, -
Контроль, -
Анализ.
1) Планирование – различают стратегическое, перспективное, текущее планирование.
Стратегическое планирование – процесс определения долгосрочных целей фирмы и конечной цели производства (срок плана более 5 лет) перспективное планирование– определяют тактические задачи в условиях гибкой финансовой политики (от 1 года до 3 лет); текущее планирование – (срок до 1 года) определение ближайших целей и методов их достижения с учетом общей стратегии финансов. Конкретный инструмент осуществления этой функции– составление бизнес-плана
2) Организация – процесс создания такой структуры фирмы, которая дает возможность отдельным людям работать вместе для достижения конечных целей производства
Вице-президент по финансам – финансовый менеджер высшего уровня, принимающий стратегические решения
Главный казначей и контролер – финансовые менеджеры среднего звена. Именно они принимают текущие решения
3) Руководство – непосредственное воздействие менеджера на персонал с целью выполнения указаний именно тем образом, которым необходимо.