Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 864

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АЗЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Давайте начнем с самого простого

Раздел II. Финансы и финансовая система РФ

2.1. Сущность и функции финансов

2.2. Финансовая система РФ

2.3. Бюджетная система РФ

2.4. Налогообложение

2.5. Финансовый контроль

Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

3.1. Деньги и денежное обращение

3.2. Закон денежного обращения

3.3. Понятие и элементы денежной системы

3.4. Инфляция Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен.Дефляция связана с падением уровня цен. Для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и, в конечном счете, к стагнации в экономике страны, г. е. к экономическому кризису.Непредсказуемая инфляция может оказаться благоприятной для бизнеса. Неся потери во время инфляции, продавцы получают дополнительные доходы на нее. За время, проходящее между заказом товаров и их фактической продажей, цены возрастают, принося дополнительную прибыль продавцу,Инвестирование капитала требует учета процессов инфляции и дефляции.Наиболее общее, традиционное определение инфляции, данное нами выше – нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. 3.4.1. Понятие и причины инфляции При инфляции деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. к товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по–прежнему рассматриваются как всеобщий эквивалент, как деньги.Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком–то отдельном товарном рынке, – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его "классической" форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен.Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия также не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций.Во–первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования "печатного станка", это приводит к росту массы денег в обращении. Вспомним количественное уравнение обмена MV=PQ и связь между ростом показателей М и Р станет вполне очевидной.Во–вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно–опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия, рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.В–третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.В–четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивает опасность "импортируемой" инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с "импортируемой" инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.В–пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики. 3.4.2. Показатели инфляции. Азы финансовой статистики Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation) (π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:π = {(Pt – Pt-1)/ Pt-1}*100% где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.Простой пример:В России в 2019-м году средний уровень розничных цен на сыр сложился на уровне 382 рубля/кг, по итогам 2020 года оказалось, цены повысились и составили в среднем 437 рублей/кг. Каков уровень инфляции по данному продукту?π = {(437 – 382)/ 382}*100% = (55/382) *100% =0,1439*100% = 14,39%

Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

4.1. Российские формы безналичных расчетов

4.2. Средства валютного обмена

4.3. Кассовые операции юридических лиц

Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

5.1. Сущность и виды кредита

5.2. Кредитная система РФ

5.3. Финансовый рынок

5.4. Финансы банков

5.5. Государственный кредит

Раздел VI. Страхование

6.5. Сущность и виды страховой деятельности

6.6. Платежи во внебюджетные фонды

Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ

6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.4. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ

6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.

8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

8.5. РИСК, ДОХОД И ДОХОДНОСТЬ

8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ

8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА

Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. Валютная система РФ

9.2. Международные кредитные отношения

ЛИТЕРАТУРА

взамен получает необходимую ему консалтинговую, тренинговую, маркетинговую помощь. Собственно это метод ухода от антимонопольного законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 3.02.94 г. создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд является некоммерческой государственной организацией и осуществляет свою деятельность совместно с Госкомитетом РФ по высшему образованию и Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Он образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере, что предполагает создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др., поощрение конкуренции в научно-технической сфере.

Источниками формирования средств Фонда являются бюджетные ассигнования в размере 0,5% средств, предусматривающихся ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц; иные поступления от деятельности фонда. Поскольку Фонд не является коммерческой организацией, он не ставит своей задачей извлечения прибыли от проводимой деятельности.

Всё вышесказанное в полной мере относится и к потребительской кооперации.


Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ


Любое предприятие, желающее увеличить прибыль, должно планировать свою деятельность. В процессе планирования производственной и коммерческой деятельности предприятию требуется эффективная обратная связь, в частности – получение количественных данных о результатах работы фирмы, контроль состояния имущества, капитала и прибыли. Следовательно, финансовой деятельностью предприятия необходимо управлять.

Управление бизнес-процесами на предприятии – это осуществление процесса их перестройки с целью повышения эффективности деятельности организации. Управление бизнес-процессами многогранно. Можно управлять эффективностью использования ресурсов. Можно внедрять новые более прогрессивные технологии работ. Можно управлять знаниями исполнителей. Можно управлять процессами коммуникации между людьми, участвующими в бизнес-процессе и т.д.

Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Совершенно очевидно, что это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент базируется на трех основных концепциях:

  • текущей стоимости,

  • предпринимательского риска,

  • потока денежных средств.

Все три концепции взаимосвязаны между собой, так как они – взаимодополняющие идеи.

Финансовый менеджмент – это эффективное управление ресурсами предприятия различных форм собственности. Основные направления финансового менеджмента:

1) планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятия – разработка финансовых планов – прогнозов объема производства и реализации продукции;



2) определение оптимального темпа роста объема реализации продукции, определение структуры привлекаемых средств, способы инвестирования;

3) координация финансовой деятельности предприятия со всеми ее; службами, филиалами;

4) проведение крупных операций на финансовом рынке по привлечению дополнительных капиталов, а также реализации собственных акций.

8.1.1. Концепции финансового менеджмента


Концепция текущей стоимости по экономическому содержанию выражает деловую активность предприятия – приращение капитала. Предприниматель вкладывает свой первоначальный капитал в дело, от которого он рассчитывает получить новый капитал. Предприниматель рассчитывает, что, получая новый капитал, через определенный период должен возместить ранее инвестированный капитал и получить долю приращения капитала – прибыль.

Ежедневно на предприятии совершаются хозяйственные операции по купле-продаже товара, услуг или инвестиционных средств. Возникает проблема определить насколько целесообразно совершать эти операции. Будут ли они эффективны?

Определить эффективность указанных операций представляется возможным путем анализа информации, содержащейся в бухгалтерском учете. Следовательно, возникает противоречие между сроками и денежными оценками авансированных затрат и экономической эффективности. По данным учета, возможно, определить насколько выгодно было для предприятия совершать хозяйственные операции, но повлиять на ход событий, изыскать от них упущенную выгоду уже невозможно.

Финансовый менеджер должен подыскать, просчитать инвестиции или осуществлять операции по купле-продаже товара такие, чтобы появилась возможность не только компенсировать рост инфляции, но и получить с возможного капитала больше, нежели просто банковские проценты, увеличить прибыль на вложенный капитал.

В таком ходе событий заинтересованы предприниматели, ссудодатели, предприятия-поставщики, держатели акций предприятия, акционеры и другие инвесторы предприятия.

Вкладывая свой капитал; предприниматели, как правило, подвергаются риску: увеличат ли они свою прибыль или понесут убыток.

Концепция предпринимательского риска вытекает из концепции стоимости, так как объективность текущей опенки по прогнозам экономических выгод зависит от того, насколько точно составлен прогноз.


Итак, как оценить степень риска? Множество специалистов могут дать различные советы по любому аспекту вложения денег и риска. При этом важно учитывать свободу выбора. Никто не сможет заставить нас положить деньги в сберегательный банк или вложить их в какое-нибудь сомнительное предприятие. Право решать, что делать с деньгами имеет только предприниматель.

Объективность оценки текущей стоимости по прогнозным величинам экономических выгод зависит от того, насколько точно дан прогноз. Основываясь на статистических измерениях, колебли-мости, прогноз ожидаемых экономических выгод, как правило, дается не в виде однозначной величины, а в виде примерной оценки текущей стоимости.

Диверсификация активов предприятия обычно указывает лишь на то, что предприниматель наряду с принципом капитала в инвестиции руководствуются принципом предосторожности. Получение большего приращения инвестированных средств связано с большей степенью риска. Чем более точно финансовый менеджер предугадает в своих решениях возможный ход событий, тем меньше уровень предпринимательского риска.

Для того чтобы оценить степень риска и сопоставить ее с суммой ожидаемых доходов, инвестору понадобится специальная информация, основанная на фактических данных. Затем необходимо подумать, как прошлые события можно экстраполировать в будущее.

Все, что происходит сегодня, является результатом целой цепи событий и важно знать:

• какая информация вам нужна;

• где ее можно найти;

• как ее анализировать и интерпретировать.

Основное содержание третьей базовой концепции финансового менеджмента – концепция потоков денежной наличности – составляет разработку политики предприятия в области привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержание их в определенном качественном состоянии. Финансовый менеджер должен знать какое количество денежных средств необходимо для погашения обязательств, выплаты дивидендов, когда будет получен избыток денежной наличности, на какой промежуток времени фирма будет испытывать дефицит наличных средств.

Коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требование соизмерения размеров вложенного в "производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначаются термином "инпут-аутпут" (input-output).


Главная цель финансовой деятельности – решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.

Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Совершенно очевидно, что это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием.





Субъект управления (управляющее звено)







Объект управления (управляемое звено)



8.1.2. Функции финансового менеджмента.


ФУНКЦИИ субъекта управления:

  • Планирование, прогнозирование,

  • Организация,

  • Руководство,

  • Координация,

  • Контроль,

  • Анализ.

1) Планирование – различают стратегическое, перспективное, текущее планирование.

Стратегическое планирование – процесс определения долгосрочных целей фирмы и конечной цели производства (срок плана более 5 лет) перспективное планирование– определяют тактические задачи в условиях гибкой финансовой политики (от 1 года до 3 лет); текущее планирование – (срок до 1 года) определение ближайших целей и методов их достижения с учетом общей стратегии финансов. Конкретный инструмент осуществления этой функции– составление бизнес-плана

2) Организация – процесс создания такой структуры фирмы, которая дает возможность отдельным людям работать вместе для достижения конечных целей производства

Вице-президент по финансам – финансовый менеджер высшего уровня, принимающий стратегические решения

Главный казначей и контролер – финансовые менеджеры среднего звена. Именно они принимают текущие решения

3) Руководство – непосредственное воздействие менеджера на персонал с целью выполнения указаний именно тем образом, которым необходимо.