Файл: Ирина Дмитриевна Сердюкова основы финансовой грамотности энциклопедия эрудита учебное пособие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 893
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Давайте начнем с самого простого
Раздел II. Финансы и финансовая система РФ
2.1. Сущность и функции финансов
Раздел III. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
3.1. Деньги и денежное обращение
3.2. Закон денежного обращения
3.3. Понятие и элементы денежной системы
Раздел IV. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
4.1. Российские формы безналичных расчетов
4.2. Средства валютного обмена
4.3. Кассовые операции юридических лиц
Раздел V. КРЕДИТ И КРЕДИТНО–БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
6.5. Сущность и виды страховой деятельности
6.6. Платежи во внебюджетные фонды
Раздел VI. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
6.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
6.2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
6.3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
6.6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ДРУГИЕ ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
6.8. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ
6.9. СПЕЦИФИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Раздел VIII. ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
8.1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
8.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ФИНАНСОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
8.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ.
8.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
8.6. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТАХ
8.7. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
8.8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.9. АНАЛИЗ ЦЕНЫ И СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА
Раздел IХ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
в–четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на дотациях).
Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской губернии).
2.3.2.4 Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
I. Лучший вариант. РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюджет (Сальдо = 0)).
II. РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (“Д – Р = +” – положительное сальдо (профицит)).
III. РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (дефицит).
Качество самого дефицита может быть различным:
а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества;
б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово – кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное – эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Последнее время дефицит стал носить хронический характер.
Методы снижения бюджетного дефицита:
1. расходы = const, доходы растут;
2. доходы = const, расходы падают;
3. доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).
Как профинансировать остаток дефицита? Финансирование дефицита – где взять дополнительные деньги для покрытия бюджетного дефицита.
Пути финансирования бюджетного дефицита:
1) Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально – экономические последствия.
2) Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т.п., у которых имеются свободные “лишние” денежные средства. Сейчас наиболее практикуемый метод.
3) Иностранные займы. Например, МВФ.
4) Использование национального богатства.
Увеличение ставок налогов не является методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.
Принципы построения бюджета.
-
Принцип полноты учета бюджетных доходов и доходов государственных целевых фондов; -
Принцип сбалансированности бюджета; -
Принцип утверждения бюджета до начала очередного бюджетного года; -
Принцип ограничения дефицита бюджета и внешних заимствований -
Принцип эффективности и экономности; -
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1) бюджетный дефицит – зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
2) баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
3) величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1–3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению;
4) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота
, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;
5) для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом. Перечисленные принципы должны обязательно реализоваться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.
В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, – способствовали сокращению государственных расходов.
Сюда относятся:
– изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
– ее широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
– более широкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;
– снижение военных расходов;
– сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
– запрещение Центральному Банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
С помощью иностранного капитала решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а, значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволяет стабилизировать финансовое положение, способствует ее возвращению на путь социально – экономического развития и процветания.
Бюджетная сбалансированность.
Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти.
Достижение вертикальной сбалансированности – I этап общей сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности – II этап горизонтального выравнивания, которое осуществляется с помощью трансфертов.
Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которую получают регионы, где доход на одного человека ниже среднего по РФ.
2.3.2.5. Бюджетный процесс
Бюджетный процесс – деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется следующими законами: Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы республик. Для составления необходимо 18 месяцев.
Сроки действия бюджетов:
Россия: 1 января – 31 декабря
США:1 октября – 30 сентября
Англия:1 апреля – 31 марта
Пакистан:21 марта – 20 марта.
Рассмотрим бюджетный процесс в России. На основании указа Президента правительство начинает разработку бюджета.
Этап 1 – анализируются основные положения в социально – экономической сфере; определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, после чего рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета (3 месяца).
Этап 2 – территориальные органы государственного управления ведут проработку и согласование контрольных цифр.
Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и в Парламент через Президента (2 месяца). С этим посланием Президент должен выступить в Парламенте.
Разделы послания:
1) основные показатели социально – экономического развития;
2) сводный финансовый план;
3) основные направления бюджетной политики;
4) баланс доходов;
5) проект бюджета;
6) оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет.
После выступления комиссии и комитеты осуществляют постатейное рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета выносится на рассмотрение Федерального собрания: Государственной думы (450 чел.) и Совет Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в Государственной думе, если она одобряет (256 чел. “за”), то проект передается в Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение определенного срока. Бюджет может быть не утвержден, если какую – либо республику “обидели”. Допустим. что бюджет утвержден и в Совете Федерации, далее он идет к президенту, который его подписывает. После подписи Президента бюджет становится Законом.
Если бюджет не утвержден в Совете Федерации (если не проголосовали “за” как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90 чел.), то происходит балансировка, следовательно, проект направляется в сослагательную комиссию, где представлено несколько сторон:
– Минфин (те, кто составил план);
– Государственная дума (которая проголосовала “за”);
– Совет Федерации (который проголосовал “против”);
– Президент.
После утряски происходит переголосование в Совете Федерации.
Если этот проект не утверждает Президент (как правило, несоответствие Конституции), то он кладет на него вето. Тогда закон отправляется в Государственную думу и Совет Федерации. Первая может преодолеть своим полномочием вето (2/3 от 450 чел = 300 чел. “за”).
В процессе исполнения бюджета могли возникать ситуации, когда он не исполняется, тогда прибегают к экстраординарным мерам:
– секвестирование (сокращение расходов);
– финансирование защищенных и нефинансирование незащищенных статей.
После исполнения бюджета проводится собрание, на котором утверждается отчет об использовании бюджета (отчет утверждается практически автоматически).
Системы кассового исполнения бюджета
I система – банковская. Все денежные потоки, которые должны идти сверху вниз и наоборот (из народного хозяйства в бюджет и наоборот) могут идти через банки, именуемые уполномоченными. Смысл – правительство уполномочивает определенные банки осуществлять переводы, расчеты и т.п. операции.
II система – казначейская. Минфин может не доверять банкам, а создать свои органы на местах для прохождения бюджетной связи. Раньше эта организация называлась Госбанк СССР, теперь Центробанк РФ.
III система – смешанная
Последняя процедура бюджетного процесса – утверждение исполненного бюджета. Она осуществляется тогда, когда министр финансов выступает с утверждением нового бюджета.