Файл: Рабочая программа по изобразительному искусству и декоративноприкладному искусству для 57классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Тема: «Декоративное искусство в современном мире» (8ч).

Тема: «Связь времен в народном искусстве» (10ч).

Тема: «Декор – человек, общество, время» (8ч).

Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка.» (8ч).

Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт.» (8 ч).

Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет.» (10ч).

Тема: «Человек и пространство. Пейзаж.» (8ч).

Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека.» (8ч).

Тема: «Поэзия повседневности.» (8ч).

Тема: «Великие темы жизни.» (10ч).

Тема: «Реальность жизни и художественный образ.» (8ч).

Тематическое планирование 5 класс (35ч)

Тематическое планирование 7 класс (35ч)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик получит возможность научиться:

Ученик сможет владеть компетенциями:

6 класс

Ученик получит возможность научиться:

Ученик сможет владеть компетенциями:

7 класс

Ученик получит возможность научиться:

Ученик сможет владеть компетенциями:

Требования к уровню подготовки обучающихся

Инструментарий для оценивания результатов обученности

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование (ТСО)

Дидактические материалы

Ресурсы

Электроннная библиотека

Образовательные ресурсы в помощь учителю ИЗО

Материалы по истории искусств

Учебно-методические материалы для учителя ИЗО

Список литературы


-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в разнообразных ресурсах;

-диалогический подход к освоению произведений искусства;

-понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

в трудовой сфере:

-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности.





  1. класс

Содержание учебного курса


Первый год основной школы посвящѐн изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для учащихся практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Программа ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Реализация программы предполагает знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаѐт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности и в процессе изучения способствует формированию у учащихся способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи для формирования культуры быта народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.


Тема: «Древние корни народного искусства» (8ч).


Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство как уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве, идею вечного развития и обновления природы. Знакомство с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-хранитель, птица, солнечные знаки), с устройством крестьянского дома как основы осознания мироустройства, освоение языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с конструкцией и декором предметов народного быта, значении функционального и декоративного в повседневных предметах народного быта. Деревянное зодчество Енисейского района.

Тема углубленно изучается во внеурочной деятельности учащихся:

-вышивка элементов народных узоров в технике «крест» (4 часа)

-выполнение орнаментальной композиции в народных традициях в технике «лоскутная пластика» (2 часа)

-лепка посуды в народных традициях из соленого теста с использование разнообразных элементов декорирования (тиснение, рельеф) (2 часа)

Тема: «Декоративное искусство в современном мире» (8ч).


Русский народный костюм: связь Природа-Человек. Народные праздничные обряды. Народные праздники, связь с Природой, миропорядком и миропониманием русского человека. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета и образа в народной

одежде. Традиционные праздники Енисейского района.

Тема углубляется во внеурочной деятельности учащихся:

-изготовление макета-куклы в традиционном народном костюме (4 часа)

-изготовление народной тряпичной куклы в соответствии с традициями русской культуры (4 часа)

Тема: «Связь времен в народном искусстве» (10ч).


Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. Включение учащихся в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). Знакомство с народной глиняной игрушкой (Филимоновской, Дымковской, Каргопольской), отражение в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Изучение народной керамики, отражающей разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; органическое единство формы и декора; орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; главные отличительные элементы. Художественные промыслы Енисейского района.

Тема расширяется во внеурочной деятельности учащихся:

-знакомство с народной глиняной игрушкой (лепка игрушки из глины для росписи) (2 часа)

-знакомство с искусством Жостовской росписи (создание формы из папье-маше для последующей росписи) (2 часа)

-знакомство с декоративными народными изделиями из мочала (изготовление игрушки из ниток или
шпагата) (2 часа)

Тема: «Декор человек, общество, время» (8ч).


Роль декоративных искусств в жизни общества, в различии людей по специальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Многообразие форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Социальная функция искусства, его роль в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Социальная роль современного декоративного искусства. Общественно-символическое значение знаков-отличий. Знакомство с образом художественной культуры древнего Египта, Древней Греции. Декоративно-знаковая, социальная роль костюма, образное, стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами, символическим характером языка герба как отличительного знака, его составными частями, символическое значение изобразительных

элементов и цвета в искусстве геральдики, символы и эмблемы в современном обществе. Особенности геральдики Красноярского края. Музеи
декоративно-прикладного искусства Красноярского края.

Тема расширяется на внеурочных занятиях:

-роспись декоративного панно в технике «холодный батик» с использованием традиционных народных элементов (2 часа)

-изготовление декоративной вазы из подручных материалов с использованием традиционных русских орнаментов (4 часа)

-изготовление панно-витража (4 часа)
  1. класс


Обучение изобразительному искусству в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Обучащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.