Файл: Рабочая программа по изобразительному искусству и декоративноприкладному искусству для 57классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Тема: «Декоративное искусство в современном мире» (8ч).
Тема: «Связь времен в народном искусстве» (10ч).
Тема: «Декор – человек, общество, время» (8ч).
Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка.» (8ч).
Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт.» (8 ч).
Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет.» (10ч).
Тема: «Человек и пространство. Пейзаж.» (8ч).
Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека.» (8ч).
Тема: «Поэзия повседневности.» (8ч).
Тема: «Великие темы жизни.» (10ч).
Тема: «Реальность жизни и художественный образ.» (8ч).
Тематическое планирование 5 класс (35ч)
Тематическое планирование 7 класс (35ч)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик получит возможность научиться:
Ученик сможет владеть компетенциями:
Ученик получит возможность научиться:
Ученик сможет владеть компетенциями:
Ученик получит возможность научиться:
Ученик сможет владеть компетенциями:
Требования к уровню подготовки обучающихся
Инструментарий для оценивания результатов обученности
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Образовательные ресурсы в помощь учителю ИЗО
-восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
-умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в разнообразных ресурсах;
-диалогический подход к освоению произведений искусства;
-понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
-применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности.
-
класс
Содержание учебного курса
Первый год основной школы посвящѐн изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для учащихся практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Программа ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Реализация программы предполагает знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаѐт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности и в процессе изучения способствует формированию у учащихся способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи для формирования культуры быта народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Тема: «Древние корни народного искусства» (8ч).
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство как уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве, идею вечного развития и обновления природы. Знакомство с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-хранитель, птица, солнечные знаки), с устройством крестьянского дома как основы осознания мироустройства, освоение языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с конструкцией и декором предметов народного быта, значении функционального и декоративного в повседневных предметах народного быта. Деревянное зодчество Енисейского района.
Тема углубленно изучается во внеурочной деятельности учащихся:
-вышивка элементов народных узоров в технике «крест» (4 часа)
-выполнение орнаментальной композиции в народных традициях в технике «лоскутная пластика» (2 часа)
-лепка посуды в народных традициях из соленого теста с использование разнообразных элементов декорирования (тиснение, рельеф) (2 часа)
Тема: «Декоративное искусство в современном мире» (8ч).
Русский народный костюм: связь Природа-Человек. Народные праздничные обряды. Народные праздники, связь с Природой, миропорядком и миропониманием русского человека. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета и образа в народной
одежде. Традиционные праздники Енисейского района.
Тема углубляется во внеурочной деятельности учащихся:
-изготовление макета-куклы в традиционном народном костюме (4 часа)
-изготовление народной тряпичной куклы в соответствии с традициями русской культуры (4 часа)
Тема: «Связь времен в народном искусстве» (10ч).
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. Включение учащихся в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). Знакомство с народной глиняной игрушкой (Филимоновской, Дымковской, Каргопольской), отражение в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Изучение народной керамики, отражающей разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; органическое единство формы и декора; орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; главные отличительные элементы. Художественные промыслы Енисейского района.
Тема расширяется во внеурочной деятельности учащихся:
-знакомство с народной глиняной игрушкой (лепка игрушки из глины для росписи) (2 часа)
-знакомство с искусством Жостовской росписи (создание формы из папье-маше для последующей росписи) (2 часа)
-знакомство с декоративными народными изделиями из мочала (изготовление игрушки из ниток или
шпагата) (2 часа)
Тема: «Декор – человек, общество, время» (8ч).
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различии людей по специальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Многообразие форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Социальная функция искусства, его роль в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Социальная роль современного декоративного искусства. Общественно-символическое значение знаков-отличий. Знакомство с образом художественной культуры древнего Египта, Древней Греции. Декоративно-знаковая, социальная роль костюма, образное, стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами, символическим характером языка герба как отличительного знака, его составными частями, символическое значение изобразительных
элементов и цвета в искусстве геральдики, символы и эмблемы в современном обществе. Особенности геральдики Красноярского края. Музеи
декоративно-прикладного искусства Красноярского края.
Тема расширяется на внеурочных занятиях:
-роспись декоративного панно в технике «холодный батик» с использованием традиционных народных элементов (2 часа)
-изготовление декоративной вазы из подручных материалов с использованием традиционных русских орнаментов (4 часа)
-изготовление панно-витража (4 часа)
-
класс
Обучение изобразительному искусству в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Обучащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.