Файл: Рабочая программа по изобразительному искусству и декоративноприкладному искусству для 57классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Тема: «Декоративное искусство в современном мире» (8ч).

Тема: «Связь времен в народном искусстве» (10ч).

Тема: «Декор – человек, общество, время» (8ч).

Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка.» (8ч).

Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт.» (8 ч).

Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет.» (10ч).

Тема: «Человек и пространство. Пейзаж.» (8ч).

Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека.» (8ч).

Тема: «Поэзия повседневности.» (8ч).

Тема: «Великие темы жизни.» (10ч).

Тема: «Реальность жизни и художественный образ.» (8ч).

Тематическое планирование 5 класс (35ч)

Тематическое планирование 7 класс (35ч)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик получит возможность научиться:

Ученик сможет владеть компетенциями:

6 класс

Ученик получит возможность научиться:

Ученик сможет владеть компетенциями:

7 класс

Ученик получит возможность научиться:

Ученик сможет владеть компетенциями:

Требования к уровню подготовки обучающихся

Инструментарий для оценивания результатов обученности

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование (ТСО)

Дидактические материалы

Ресурсы

Электроннная библиотека

Образовательные ресурсы в помощь учителю ИЗО

Материалы по истории искусств

Учебно-методические материалы для учителя ИЗО

Список литературы

Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка.» (8ч).


Изобразительное искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные (общие основы и разное назначение в жизни людей). Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка (зарисовка, набросок с натуры, учебный рисунок). Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения, тональная шкала.

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и их выразительные свойства.

Изучение свойств цвета: понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета», цветовые отношения. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая
композиция. Фактура в живописи, выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Тематика четверти расширяется на внеурочных занятиях в практической деятельности обучающихся:

-посещение выставки современного искусства (Лесосибиркий городской выставочный зал) (2 часа)

-пленер (зарисовки на природе мягкими графическими материалами) (1 час)

-изучение различных графических фактур и способов их получения (2 часа)

-изготовление наглядных пособий и раздаточного материала по цветоведению (2 часа)

-лепка скульптурной композиции из глины (рельеф, барельеф, круглая скульптура на каркасе) (4 часа)

Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт.» (8 ч).


Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Плоскость и объем. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Знаковость и декоративность плоского изображения. Задачи объемного изображения. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения.

Понятия «свет», «блик»,

«полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Выразительные возможности освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Композиция и образный строй в натюрморте. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема углубляется на внеурочных занятиях в практической деятельности:

-изготовление макетов сложных геометрических тел (2 часа)

-графический натюрморт –выполнение гравюры на картоне (4 часа)

-живописный натюрморт выполнение монотипии (2 часа)


Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет.» (10ч).


Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Виды портрета. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники –портретисты.

Закономерности в конструкции головы человека. Форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Подвижные части лица, мимика. Закономерности конструкции и индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения, выразительность графического материала.

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и
творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Художественное преувеличение в портрете, отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Тема четверти углубляется на внеурочных занятиях в практической деятельности:

-выполнение портрета в технике «коллаж» (2 часа)

-портрет в скульптуре лепка головы человека из глины (2 часа)

Тема: «Человек и пространство. Пейзаж.» (8ч).


Виды перспективы в изобразительном искусстве. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Элементы перспективы: плоскость картины, точка зрения, точка схода, горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов перспективные сокращения. Правила воздушной перспективы.

Организация перспективного пространства в пейзаже. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-