Файл: Психологопедагогическое сопровождение деятельности вожатого.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 593
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КТО ТАКОЙ ВОЖАТЫЙ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Чем вожатый отличается от педагога?
Каковы условия успешной организации деятельности детей?
РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО
Каковы психологические особенности детей младшего школьного возраста?
Каковы физиологические особенности подросткового возраста?
Зачем вожатому знание физиологии подростов?
Каковы психологические особенностей подросткового возраста?
Как правильно организовать работу с подростками?
В чем особенности юношеского возраста?
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
Что такое подвижные игры и как
РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Как познакомить детей с лагерем?
Какова роль лагерных традиций и законов?
Что такое внутриотрядная рефлексия?
Лидер в детском самоуправлении: кто он?
РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ.
Какие типы конфликтов могут быть в детском лагере?
В чем заключается эффективная профилактика конфликтов?
Каковы условия конструктивного взаимодействия
Что является важным для эффективной работы с вожатым-напарником?
Каковы основные этапы разрешения конфликтов?
РАЗДЕЛ 6. РАБОТА ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
Что делать, если у вас в отряде есть такой ребенок?
Как поддерживать дисциплину в отряде?
в общении детские формы контроля, основанные на соблю- дении внешних норм и послушания взрослым, сотрудниче- ство и методы, актуализирующие стремление к социально- значимой цели, должны быть основными формами взаимоот- ношений между вожатым и его подопечными.
Кроме того, старшеклассники могут быть вашими помощни- ками в деле воспитания подрастающего поколения. Условия лагеря – великолепная возможность на основе принципа сво- боды и ответственности развивать свои способности в само- организации, в построении своего будущего, своего благопо- лучия: социального, физического и душевного.
Важные дела старшеклассников в разные периоды смены | ||
Позиция вожатого | Основные виды деятельности | Методические советы |
Организационный период смены | ||
Старший друг, заботливый, в меру строгий и требовательный Показываю себя, лагерь, людей лагеря Знакомство и взаимопонимание. Создание установки: «Мы можем сделать мир лучше» | Внутри отряда:
«Бренд отряда» (название, миссия и девиз отряда) Вне отряда: 1. Участие в сборе знакомства (представление отряда) | Дела должны быть общественно- направленными Предусмотрите ролевое распределение обязанностей Сформируйте временные творческие объединения по подготовке дел: 1. Инициативная группа (поддерживайте инициативу детей, не давите эрудицией и авторитетом); |
Продолжение табл.
| |
Вызовите интерес к себе и к другим |
Основной период смены | ||
Консультант- инструктор, сотрудник: «Давайте попробуем вместе» Основной вид деятельности вожатого: рядом с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел | Интенсивное общение в группах. Участие в общих делах лагеря. Коллективные творческие дела, огоньки, квесты, диспуты, круглые столы, брифинги, интеллектуальные бои, КВН, проектная деятельность | Дела должны быть ориентированы на базовые потребности старшеклассников (жажда самовыражения, самопознания и саморазвития) |
Делегирую полномочия в организации отрядных дел. Поддерживаю инициативу | Игры: спортивные деловые, ролевые, розыгрыши, ассоциативные Мозговой штурм, конкурс идей и др. | Организуйте встречу с детьми из младших отрядов, побуждайте заботиться о других |
Продолжение табл.
Итоговый период смены | ||
Старший друг, заботливый и понимающий, | Общение в небольших группах и парах | Дела по-прежнему должны быть ориентированы |
готовый к задушевной беседе, даю почувствовать теплоту и заботу, не боюсь быть добрым, чуть-чуть мудрым | Индивидуальное творчество, экспериментальная деятельность Игры: спортивные, деловые, ролевые Поэтические вечера, вечера авторской песни, конкурс газет и рассказов | на базовые потребности старшеклассников Устраивайте тихие вечера с задушевными беседами. Обратите сознание детей на себя, свой внутренний мир. Проведите упражнения на познание себя |
РАЗДЕЛ 3. ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Итак, дорогой друг, теперь ты знаешь, что, начиная любое дело с детьми, необходимо опираться на их возрастные осо- бенности и психологическую структуру деятельности.
В чем заключается технология проведения мероприятий в соответствии с логикой смены?
Твой первый шаг и твоя главная функция – побудить ребен- ка к деятельности, превратив его потребность (например, желание быть сильным или авторитетным в группе) в мотив, побуждающий его достигать цели. Для этого тебе нужно со- риентироваться в ситуации: узнать, что любят дети, как при- выкли проводить свое свободное время, занимаются ли они спортом, как относятся к режиму дня и питанию. В этом тебе помогут методы и приемы актуализирующие (активизирую- щие, оживляющие) потребности детей, превращающие по- требность в мотив.
К примеру, если вы поставили свей целью приобщение детейкздоровомуобразужизни,по возможности, устрой- те встречи с интересными людьми (военнослужащими, спор- тсменами, космонавтами, артистами и др.), просмотр с по- следующим обсуждением видеороликов о здоровом образе жизни, о причинах страданий людей от болезней. Викторины с младшими школьниками позволят и вожатому, и детям вы- яснить, что они знают, а что не знают о здоровье, диспуты со старшеклассниками – понять, почему так важно быть
здоро- вым, что здоровье – это дар, который необходимо сохранять и преумножать. Теперь, когда ребенок психологически готов к действию, переходи ко второму шагу
Твой второй шаг и твоя вторая функция – помочь ребенку са- мому поставить цель как образ желаемого результата. В нашем примере выше – выстроить об- раз здоровья. Пусть ребенок сделает коллаж своего буду- щего, расскажет о своей мечте,
сочинит сказку. И, наконец, помоги ему формализовать его цель, поставить конкретные задачи. К примеру, «Я хочу стать космонавтом, для этого мне нужно быть здоровым. Чтобы быть здоровым, я должен ежедневно делать зарядку, зани- маться спортом, соблюдать режим дня и правильно питать- ся». Если дети сами определили данные ориентиры, у вас не будет необходимости в методах принуждения детей к со- блюдению режимных моментов в организационный период смены.
Третий шаг – помоги ребенку, здесь и сейчас, принять реше- ние – действовать, определить самостоятельно свою роле- вую позицию в этом конкретном деле. Только помни, дорогой друг, что в этом процессе ты лишь помощник. Ребенок должен принять решение сам. Иначе ты столкнешься с сопротивле- нием, так как у ребенка не будет энергии для движения к цели.
Шаг четвертый и твоя функция на этом этапе – помощь ре- бенку в реализации его личной программы действий. Твоя функция здесь регулирующая. Ты можешь различными прие- мами и методами помочь детям не соскользнуть с цели, удер- живая их внимание на стратегической задаче.
Проводи с ними подвижные и деловые игры, конкурсы, дис- путы, ток-шоу, соревнования, клубы по интересам, органи- зуй проектную деятельность.
Можно, например, разработать проекты «Мое здоровье в моих руках», «В здоровом теле – здоровый дух», «Мы, природа и наше здоровье» и др.
Шаг пятый – твоя главная функция на этом этапе диагности- ческая. Помни, что в конце каждого дела необходимо не толь- ко подвести итоги совместной работы, но и выявить факто- ры, которые способствовали успеху, развитию у детей таких качеств, как решительности, целеустремленности, смелости, ответственности, дисциплинированности, настойчивости.
Определи, изменился ли их стиль поведения, смогли ли они преодолеть некоторые трудности в общении друг с другом.
На этом этапе тебе помогут квесты, эстафеты, спартаки- ады, а также методы, побуждающие детей к рефлексии: мини-рассказы о своих достижениях и трудностях (к при- меру: «Как я шел к цели», «Мои внутренние враги на пути к здоровью» и т.п.), приемы «Стена откровений», «Поляна идей» и др.
Методика незаконченных предложений детям особенно нра- виться, она организует их рефлексию в нужном для получения информации направлении:
-
В этом деле мне больше всего понравилось..., а не понра- вилось...; -
Я с большим удовольствием принимал (а) участие в…;
-
Я бы не рекомендовала проводить такие мероприятия, как...; -
В моем вожатом мне нравится…, но хотелось бы, чтобы они....
В конце смены можно провести конкурс мини-рассказов на тему: «Какой для меня была эта смена?» или конкурс газет по итогам смены, организовать огоньки с веселыми заданиями, шутками, играми.
Предложите детям придумать подарки и призы друг другу и тем, кто особо в чем-то отличился. В результате вы сможете увидеть насколько значимыми для детей были