Файл: Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей рекомендовано гоу впо Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 690

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1 СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В ПОДМЫШЕЧНОЙ ОБЛАСТИ (В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА)

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА ПАЦИЕНТА

ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

ОДИН ЭТАП РУЧНЫМ СПОСОБОМ

ГЛАВА 3 ПРИЕМ ПАЦИЕНТА

ГЛАВА 5 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА

ГЛАВА 6 КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА

ГЛАВА 7 МЕТОДЫ ПРОСТЕЙШЕЙ ФИЗИОТЕРАПИИ. ГИРУДОТЕРАПИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ГОРЧИЧНИКОВ

ПОСТАНОВКА БАНОК

ПОСТАНОВКА ПИЯВОК (ГИРУДОТЕРАПИЯ)

ЗАКАПЫВАНИЕ В НОС СОСУДОСУЖИВАЮЩИХ КАПЕЛЬ

КАРМАННОГО ИНГАЛЯТОРА

ДЕЙСТВИЕМ

НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ИЗ АМПУЛЫ

РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ

ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИКОЖНОИ ИНЪЕКЦИИ

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДКОЖНОЙ ИНЪЕКЦИИ

ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИМЫШЕЧНОЙ ИНЪЕКЦИИ

ВЫПОЛНЕНИЕ ВНУТРИВЕННОЙ ИНЪЕКЦИИ

ЗАПОЛНЕНИЕ ИНФУЗИОННОЙ СИСТЕМЫ

ПРОВЕДЕНИЕ ИНФУЗИИ

КАЛОПРИЕМНИК

ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ КЛИЗМА

СИФОННАЯ КЛИЗМА

КЛИЗМА МАСЛЯНАЯ ПОСЛАБЛЯЮЩАЯ

КЛИЗМА ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ ПОСЛАБЛЯЮЩАЯ

ЛЕКАРСТВЕННАЯ МИКРОКЛИЗМА

КАПЕЛЬНАЯ КЛИЗМА

ПОСТАНОВКА ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ

АДГЕЗИВНОГО (КЛЕЯЩЕГОСЯ) КАЛОПРИЕМНИКА

ГЛАВА 10 КАТЕТЕРИЗАЦИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ

ЖЕНЩИНЫ РЕЗИНОВЫМ КАТЕТЕРОМ

МУЖЧИНЫ РЕЗИНОВЫМ КАТЕТЕРОМ

ПОСТАНОВКА И ФИКСАЦИЯ ПОСТОЯННОГО КАТЕТЕРА

ПРОМЫВАНИЕ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ

ГЛАВА 11 ПУНКЦИИ

УЧАСТИЕ МЕДСЕСТРЫ В ПРОВЕДЕНИИ ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПУНКЦИИ

ПУНКЦИИ

СТЕРНАЛЬНОЙ ПУНКЦИИ

АБДОМИНАЛЬНОЙ ПУНКЦИИ

ИССЛЕДОВАНИЯ

МИКРОБИОЛОГИИ»

ПРАВИЛА ЗАБОРА МАТЕРИАЛА

МОКРОТЫ

СБОР КАЛА

МАЗОК ИЗ ЗЕВА

МАЗОК ИЗ НОСА

ЗАБОР КРОВИ ИЗ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ ВЕНЫ

ВЗЯТИЕ КРОВИ ИЗ ВЕНЫ В ВАКУУМНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ

СБОР МОКРОТЫ НА КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

СБОР МОКРОТЫ НА БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

СБОР МОКРОТЫ НА ОПУХОЛЕВЫЕ КЛЕТКИ (АТИПИЧНЫЕ) Цель: диагностическая. Показания: подозрение на злокачественное заболевание легких. Оснащение: чистая сухая емкость, бланки направлений. Этапы Обоснование I. Подготовка к процедуре 1. Подготовку к процедуре осуществлять накануне вечером Учет особенностей процедуры 2. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес Установление контакта с пациентом 3. Объяснить пациенту цель и суть проведения предстоящей процедуры (если он с нею не знаком), особенности подготовки к ней. Пациент должен сделать следующее: вечером, накануне исследования перед сном тщательно почистить зубы; утром после сна натощак тщательно прополоскать рот кипяченой водой; сделать несколько глубоких вдохов; открыть крышку плевательницы, откашляться и собрать мокроту в чистую сухую емкость; закрыть крышку и быстро отдать емкость медсестре Психологическая подготовка к манипуляции (гигиена ротовой полости предохраняет от попадания микроорганизмов ротовой полости в мокроту) 4. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мокроты Контроль сформированного уровня знаний и умений 5. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры (нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение) Обеспечение информированности пациента 6. Получить согласие пациента на проведение процедуры Соблюдение прав пациента 7. Обеспечить пациента емкостью для сбора мокроты. При необходимости дать ему письменную инструкцию Обеспечение условий для проведения исследования П. Выполнение процедуры 1. Проконтролировать действия пациента по сбору мокроты на исследование Обеспечение сбора материала 2. Доставить плевательницу с материалом в клиническую лабораторию на исследование как можно быстрее (атипичные клетки быстро разрушаются) Обеспечение условий для проведения исследования III. Окончание процедуры 1. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента. Подклеить полученные результаты исследования в документацию Обеспечение преемственности сестринского ухода ВЗЯТИЕ КАЛА ДЛЯ КОПРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Цель: диагностическая. Показания: заболевания желудочно-кишечного тракта. Оснащение: чистая сухая стеклянная емкость от 30 до 100 мл, шпатель, перчатки, направление.

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЗЯТИЕ КАЛА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА СКРЫТУЮ КРОВЬ

ВЗЯТИЕ КАЛА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ

СБОР МОЧИ НА ОБЩИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

СБОР МОЧИ НА САХАР В СУТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ

СБОР МОЧИ НА ДИАСТАЗУ

СБОР МОЧИ ПО ЗИМНИЦКОМУ

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ФИБРОЭЗОФАГОГАСТРОДУОДЕНОСКОПИИ

ГЛАВА 13 ЗОНДОВЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ

ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА ТОЛСТЫМ ЗОНДОМ

ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА ТОНКИМ ЗОНДОМ

СЕКРЕТОРНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕЛУДКА

ВНЕ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ, ПРОВОДИМАЯ ОДНИМ СПАСАТЕЛЕМ Цель: реанимировать взрослого пострадавшего.

ГЛАВА 15 ОБРАЩЕНИЕ С ТРАХЕОСТОМИЧЕСКОЙ ТРУБКОЙ УХОД ЗА ПЛАСТИКОВОЙ ТРАХЕОСТОМИЧЕСКОЙ ТРУБКОЙ С НЕСДУВАЮЩЕЙСЯ МАНЖЕТОЙ Цель: лечебная Показания: трахеотомия, первые 3—7 дней. Оснащение: стерильные: катетер, 4—6 марлевых тампона, 4—6 салфеток, перчатки, физраствор, глицерин, расширитель трахеи; электроотсос, ножницы, непромокаемая пеленка, увлажняющий крем, емкости для дезинфекции, мешки для утилизации. Противопоказания: определяет врач.

ТРАХЕОСТОМИЧЕСКОЙ ТРУБКОЙ

ЗАКАПЫВАНИЕ В НОС СОСУДОСУЖИВАЮЩИХ КАПЕЛЬ




Цель: лечебная.

Показания: по назначению врача.

Оснащение: лекарственное средство, пипетка (если у флакона нет вмонтированной пипетки), салфетки, маска.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре

1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес

Установление контакта с пациентом

2. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения предстоящей процедуры

Психологическая подготовка к манипуляции

3. Получить согласие пациента на процедуру

Соблюдение прав пациента

4. Подготовить необходимое оснащение

Обеспечение эффективного проведения процедуры

5. Вымыть и осушить руки. Надеть маску

Профилактика внутрибольничной инфекции

II. Выполнение процедуры

1. Помочь пациенту занять удобное положение сидя

Облегчение проведения процедуры

2. Попросить пациента без напряжения, с помощью салфеток, поочередно через каждую ноздрю освободить носовую

полость от слизи

Создание условий для прохождения масляных капель через носовую полость. Предупреждение инфицирования среднего

уха

3. Набрать в пипетку лекарственное средство. Попросить пациента слегка запрокинуть голову, склонить ее к правому плечу

Обеспечение правильного положения головы для введения лекарственного

средства в левую половину носа



4. Приподнять кончик носа пациента

Создание условия для попадания лекар ственного средства в носовую пол осп

5. Закапать в левую половину носа 2—3 капли лекарственного средства

Введение лекарственного средства

6. Попросить пациента прижать пальцами крыло носа к перегородке и сделать легкие вращательные движения

Создание условий для лучшего перераспре деления и всасывания лекарственно]

средства в носовой полости

7. Закапать капли во вторую ноздрю, повторив те же действия

Введение лекарственного средства

8. Поместить пипетку в лоток для использованного материала

Профилактика внутрибольничной и инфекции

9. Помочь пациенту занять удобное положение, спросить о самочувствии

Определение реакции пациента процедуру

III. Окончание процедуры

1. Погрузить пипетку в емкость с дезинфектантом. Снять маску.

Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

2. Сделать запись в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции на нее пациента

Обеспечение преемственности сестрин ского ухода


ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИМЕНЕНИЮ

КАРМАННОГО ИНГАЛЯТОРА


Цель: лечебная, учебная.

Показания: заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Оснащение: 2 карманных ингалятора: один — использованный, второй — с лекарственным веществом.

Этапы

Обоснование




I. Подготовка к процедуре

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые

Установление контакта с пациенте!




2. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения процедуры

Психологическая подготовка к щ стоящей процедуре




3. Получить согласие пациента на процедуру

Соблюдение прав пациента




4. Подготовить 2 ингалятора, убедиться в соответствии лекарственного средства назначенному врачом, проверить срок годности

Исключение ошибочного введения карственного средства




5. Вымыть и осушить руки

Профилактика внутрибольничной фекции




II. Выполнение процедуры

1. Для обучения пациента выполнению процедуры использовать ингаляционный баллончик без лекарственного препарата. Усадить пациента, но если его состояние позволяет, лучше ему находиться в положении стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее

Формирования знаний и умений.

Обеспечение эффективности проп ры







2. Снять с ингалятора защитный колпачок

Подготовка к процедуре




3. Перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его

Обеспечение эффективности процедуры




4. Попросить пациента сделать глубокий выдох

Обеспечение попадания лекарственного вещества как можно глубже в дыхательные пути




5. Попросить пациента слегка запрокинуть голову назад. Вставить мундштук ингалятора пациенту в рот. Попросить пациента плотно обхватить мундштук губами

Обеспечение лучшего доступа лекарственного вещества. Снижение потерь

средства




6. Попросить пациента сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажимая на дно баллончика, и задержать дыхание на 5—10 с

Введение лекарственного вещества в дыхательные пути. Обеспечение достижения терапевтического эффекта




7. Извлечь мундштук ингалятора изо рта пациента. Попросить пациента сделать спокойный выдох. Перевернуть баллончик и закрыть его защитным колпачком

Завершение процедуры. Обеспечение эффективного хранения




8. Проконтролировать самостоятельное выполнение процедуры пациентом с действующим ингалятором

Контроль сформированных знаний и умений




III. Окончание процедуры

1. Провести дезинфекцию мундштука использованного ингалятора. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности




2. Сделать запись в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции на нее пациента

Обеспечение преемственности сестринского ухода


ВВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТУ

СУППОЗИТОРИЯ СО СЛАБИТЕЛЬНЫМ

ДЕЙСТВИЕМ




Цель: лечебная.

Показания: назначение врача.

Оснащение: перчатки, суппозиторий, клеенка, пеленка, туалетная бумага, ширма, дезинфицирующий раствор.

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре

1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес

Установление контакта с пациентом

2. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения предстоящей процедуры

Психологическая подготовка к манипуляции

3. Получить согласие пациента на процедуру

Соблюдение прав пациента




4. Подготовить необходимое оснащение

Обеспечение эффективного проведения процедуры

5. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки

Профилактика внутрибольничной инфекции

П. Выполнение процедуры

1. Взять упаковку с суппозиториями из холодильника, прочитать название, отрезать от ленты одну свечу

Предупреждение ошибочного введения лекарственного препарата

2. Отгородить пациента ширмой (если в палате присутствуют другие пациенты)

Соблюдение прав человека

3. Помочь пациенту лечь на бок и согнуть ноги в коленях

Соблюдение правил введения лекарственного вещества

4. Вскрыть упаковку с суппозиторием. Если упаковка мягкая, то суппозиторий из оболочки не извлекать!

Предупреждение таяния свечи

5. Попросить пациента расслабиться. Развести ягодицы пациента одной рукой, а другой ввести в анальное отверстие суппозиторий, продвинув его за наружный сфинктер прямой кишки. Оболочка остается в руке медсестры

Обеспечение эффективности процедуры

6. Предложить пациенту лечь в удобное для него положение. Убрать ширму

Обеспечение физиологического комфорта.

Соблюдение правил введения суппозитория

7. Спросить пациента о самочувствии

Определение реакции пациента на процедуру

III. Окончание процедуры

1. Снять перчатки и замочить их в дезинфицирующем растворе с последующей утилизацией. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

2. Сделать запись в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции на нее пациента

Обеспечение преемственности сестринского ухода

3. Спросить пациента через несколько часов, была ли у него дефекация

Оценка эффективности процедуры

4. Сделать запись о результате

Обеспечение преемственности сестринского ухода