ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 1970
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
3) Феминистский позиционный подход
В рамках позиционного подхода утверждается, что объективное знание может быть получено на основе общего женского опыта, т. е. опыта дискриминации, опыта страдания и опыта сопротивления. Классиками данного направления в 80-е годы являлись Сандра Хардинг, Дороти Смит, Нэнси Хартсок. Они полагают, что преимущества женской позиции(feminist standpoint — угла зрения) связаны с проблематизацией женской идентичности. В духе марксизма они утверждают, что социальная позиция угнетенного создает возможности для истинного знания: «пролетарская» наука — истинна, «буржуазная» — ложна, но обе они представляют классовые позиции. Осмысление женского опыта происходит по аналогии с осмыслением опыта пролетариата.
26 Пример — исследование роли женщин в жизни великий людей, распространившиеся в России в последнее время, напр., Дубинский М. Женщины в жизни великих и знаменитых людей. Минск, Беларусь, 1996.
188
В соответствии с этой логикой, женщина-исследователь обладает рядом преимуществ. Знание, полученное через опыт страдания и сопротивления, признается аутентичным. Положение женщин создает возможность проблематизировать те сферы жизни и практики, которые оказались упущенными, не замеченными, не артикулированными основным руслом мужской социальной науки.
Для получения истинного знания исследователи должны признать роль «классового» интереса, позиции исследователя и обратиться к (1) опыту женщины как к опыту «чувствующего субъекта»; к (2) опыту «новой женщины», протестующей против старого гендерного порядка.
Какие конкретно возможности открывает «женская позиция» («женский угол зрения»)? Ответы на этот вопрос предоставляет феминистская психология и социология.
В рамках позиционного подхода утверждается, что женщина мыслит в категориях отношений, ее деятельность является чувственной, конкретной. Вслед за американской исследовательницей женской психологии Кэрол Гиллиган27феминистки противопоставляют «абстрактной маскулинности»(abstract masculinity) «фемининность, ориентированную на отношения»(relational femininity). Предметом исследований женщин становятся особые опыты и практики, которые не попадают в сферу мужского интереса в науке — эмоции, страдания, сексуальность; в социальных исследованиях реабилитируется приватная сфера и повседневный опыт как предмет анализа. Женская деятельность относится к чувствующей и чувствительной практике, к жизнеобеспечению, воспитанию и обыденной жизни — к особым предметам социальной науки.28Маскулинная рационализация не в состоянии понять опыт женщин, связанный с детьми, это можно сделать только через включение в сферу исследования эмоционального опыта отношений заботы.29
27 Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестома тия феминистских текстов / Под ред. Здравомысловой Е., Темкиной А. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000. С. 166-187.
28 Об этом пишет, например, Хартсок: N. Hartsock, «The Feminist Standpoint: Developing the Ground for a Specifically Feminist Historical Materialism», in Sandra Harding, ed., Feminism and Methodology (Milton Keynes: Open University Press, 1987), pp. 157-181.
189
Кроме того, опыт участия в женском движении дает возможность осмыслить перспективы социальных изменений. Критическая позиция (участие в женском движении) делает видимой несправедливость гендерной стратификации, умалчивающей и обесценивающей женский опыт.
Инакость исследовательской стратегии женщин иллюстрируется противопоставлением с мужским исследованием. Женское исследование уподобляется ремеслу (craft), ручной работе. Мужское исследование сравнивается с производством(industry), массовой продукцией. В исследовательской работе женщин метафорами исследования становятся «рука, интеллект и сердце»,30утверждают феминистские исследовательницы.31гендерные различия обнаруживаются в интерпретации познающего, познаваемого и процесса познания как единства «физического, умственного и эмоционального». Преимущества женской перспективы в процессе познания обсуждалось в связи со спецификой знания, приобретаемого участницами женского движения. Был сформулирован идеал возможного феминистского исследования, которое построено на основании специфической исследовательской стратегии. Очевидно, что позиционный подход исходит из определенияженщины как субъекта познания определенного типа.
Данное эпистемологическое направление было подвергнуто критике по двум основаниям. Во-первых, ссылаясь на сходство в положении женщин, оно игнорирует различия между женщинами (на что указали, в частности, цветные феминистки). Во-вторых, критике подверглось положение о том, что все женщины одинаково угнетены и потому на основании анализа их опыта может возникать истинное объективное знание.
29 J. Flax, «Political Philosophy and the Patriarchal Unconscious: A psychoanalytic Perspective on Epistemology and Metaphysics», in Sandra Harding and M. Hintikka, eds., Discovering Reality: Feminist Perspectives on Epistemology, Metaphysics, Methodology and Philosophy of Science (Dordrecht, Holland: Riedel Publishing Co, 1983).
30 H. Rose, «Hand, Brain and Heart: A Feminist Epistemology for the Natural Sciences», Sings: Journal of Women in Culture and Society, 1983, 9(1).
31 О способности женщин через вчувствование создать иную культуру писали и представители основного направления социальной теории, в частности, Георг Зиммель в очерке «Женская культура»: Зиммель Г. Женская куль тура. // Зиммель Г. Избранное. Москва: Юрист, 1996. Т.2. С. 234-265.
190
4) Социально-конструктивистская эпистемология
Основной тезис социально-конструктивисткого подхода заключается в том, что социальный мир конструируется в процессе повседневных взаимодействий. Мир не существует сам по себе, а предстает в совокупности взаимодействий, интерпретируемых действующими лицами (Бергер, Лукман, Гоффман, Гарфин-кель). Феминистские теоретики распространили основные тезисы социального конструктивизма на анализ процесса «создания гендера» в повседневных взаимодействиях.32
В отличие от позиционизма конструктивисты утверждают, что не существует особой феминисткой науки и универсального знания, поскольку любая наука, любое знание — контекстуально и является продуктом опыта. Знание — это когнитивная практика, в каждой конкретной ситуации нужно анализировать, кто изучал, что, когда и почему. Сторонники данного подхода отрицают возможность проведения бесстрастного исследования, полагая, что локализированный опыт и соответствующие ему чувства находятся в центре производства всего социального знания. Под сомнение ставится уместность обсуждения единого опыта женщин. Основой знания считается множественные опыты женщин, находящихсяв разных позициях. Специфические социальные и культурно-исторические контексты порождают представления о власти и господстве, располагая разные группы в иерархическом порядке и приписывая им либо доминирующие, либо вторичные статусы.
Различия положения американской гетеросексуальной женщины среднего класса с высшим образованием и, например, неграмотной африканки настолько велики, что становится невозможным или, по меньшей мере, неэвристичным говорить об их общности, об их принадлежности к единой категории «женщина». Социальные и политические контексты принципиальны для интерпретации конкретных женских опытов и конкретных отношений иерархии и подчинения.
Таким образом, феминистская эпистемология должна исходить из фрагментированности опытов и позиций женщин в зависимости от возрастных, сексуальных, расовых, политических
32 Уэст К. и Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Вып. 1 / Под ред. Клецина А. СПб.: СПб. филиал ИН РАН, 1997. С. 94-124; Лорбер Дж. Пол как социальная категория // THESIS. 1993. N 6. С. 127-136.
191
и др. характеристик. На пересечении данных характеристик формируются локализованные групповые опыты, которые форматируют знание. Отказываясь от единой и неделимой категории женщины, сторонники данного подхода фокусируют внимание на конкретных опытах — например, на опытах неграмотных африканок, женах военнослужащих или солдатских матерей. Трудно найти общее между этими опытами, но внутри каждой из категорий существует интерсубъективный опыт, объединяющий группу.
Задачей феминистского исследования, таки образом, становится реконструкция гендерных отношений в разных контекстах, создаваемая из множества локализованных рассказов и систем репрезентаций.
Контекст, в котором находится исследователь(ница), также становится предметом обсуждения. В идеале феминистское исследование должно включать рефлексию перспективы, создающей линзы, через которые социолог смотрит на мир, на объект исследования. Культурные установки и верования влияют на результаты, если они неотрефлексированы — они сами становятся результатом, выдаваемым за объективную истину. Напротив, рефлексивность знания повышает его релевантность. Феминистки включают в процесс исследования собственные «интеллектуальные биографии», которые помогают понять, как влияет на исследование позиция авторов, получаемое знание рассматривается как частичное, конкретное, контекстуальное.
Конструктивисткая эпистемология подвергается критике как релятивистская. Во-первых, тезис о различии опыта женщин, принадлежащих к разным социально-культурным группам, подрывает исходное феминистское положение об универсальном мужском господстве и тем самым лишает теоретических оснований политическую борьбу. Во-вторых, локализированное знание не может претендовать на статус научного, оно не всегда проверяемо, критерии верификации — надежность, устойчивость, воспроизводимость данных — далеко не всегда уместны в такой методологии.
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
Четвертый вариант альтернативной эпистемологии вписывается в рамки постмодернизма (Фуко, Деррида, Бодрийяр). Такая эпистемология отрицает идею нейтральных «фактов», суще-
192
ствующих независимо от теории. Получаемое знание порождено ценностями и интересами познающего. Любое знание (в т.ч. социологическое) представляет собой культурное производство власти, поэтому любые претензии на объективную истину беспочвенны. Как утверждает представительница феминистского постмодернизма Джудит Батлер, субъект познания является одновременно субъектом действия, «субъект выстроен властью... и такой субъект никогда не выстраивается полностью, но подвергается ее воздействию и производится снова и снова».33
Дискурс, который является структурой познания, определяет, какие идеи могут быть выражены, а какие — отвергаются или табуируются. Дискурс устанавливает «режим истины», определяя объект анализа, то есть то, что подлежит осмыслению, и арсенал инструментов познания. В таком случае истинным объявляется то, чему дискурс разрешает быть истинным.
Данная логика обсуждения отношений между познаваемым и познающим подрывает эпистемологические основания получения объективного знания. Постмодернистская эпистемология исходит из признания неразделенности знания и власти: не только субъект, изучающий объект, сконструирован, но сконструировано и само «изучающее познание». Как только знание признается истинным, оно становится императивом власти или «руководством к действию». Однако, отрицая истинность знания, постмодернистские философы лишаются основания утверждать, что феминистское знание «лучше» и «истиннее» другого. Все, что оно может сделать — это представлять альтернативный взгляд, подвергать сомнению, вопрошать и бросать вызов. Деконструкция34категорий гендерного порядка становится главной задачей феминистского исследования. Этой позиции придерживаются такие авторы, как Джудит Батлер, Люси Иригарэ, Элен Сиксу, Юлия Кристева. Одновременно феминистские авторы стараются найти основания для нового политического действия, так как
33 Батлер Д. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «пост модернизме» // Гендерные исследования. 1999, N 3. С. 99.
34 «Любое определение деконструкции априори неправильно: оно останови ло бы беспрерывный процесс. Однако в контексте оно может быть замене но или определено другими словами — письмо, след, различение, приложе ние, гимен, фармакон, грань, почин - их список открыт» (Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 95).