Файл: Введение в гендерные исследования_Жеребкина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 2021

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Фонда Дж. Д. И к. Т. Макартуров в рамках проекта хцги «Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего ссср»

Ihtik.Lib.Ru

9 Гендерная проблематика в психологии

1. Возникновение и развитие женских исследований

2. Возникновение и развитие гендерных исследований

Степень магистра искусств по программе «Гендер, литература и современность» (одновременно со степенью по английскому языку)

Феминистская теория 90-х годов:

2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности

3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер

3. Женская сексуальность в феминистской теории

1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ

4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма

1. Новое женское движение

2. Женщины в традиционной политической теории

3. Феминистская методология в политической теории

4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории

5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма

6. Политические требования феминизма

7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы

1. Пол и политика: постановка проблемы

2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма

3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер

4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер

5. Значение и проблематичность аргументации «конкретной морали» в феминистской политической теории Шейлы Бенхабиб

6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе

1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика

2. Теоретические основания

3. Основные положения

2) Задачи конструктивистского анализа

4. Заключение

1. Феминистская критика социологической эпистемологии

1) Понятие феминистской эпистемологии

2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания

3) Субъект познания: феминистские интерпретации

4) Объект познания: феминистские интерпретации

5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации

2. Альтернативные эпистемологии

1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии

3) Феминистский позиционный подход

5) Постмодернистская феминистская эпистемология

3. Методы феминистского исследования

4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений

3. Феминистский подход к интерпретации

1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования

2. Проблема выбора метода

1) Партийность, ангажированность и «частичная идентификация» как методологические стратегии: проблемы и противоречия

2) «Взгляд снизу»

3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»

4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей

3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы

4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях

1) Биографическое исследование

4) Анализ и интерпретация изображений

6) Психоаналитическая интерпретация текста

9) Анализ языка тела

5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии

1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли

2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики

3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики

4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики

5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины

1. Введение: гендерная методология в истории

2. «Ее история»: рождение исторической феминологии

3. Что такое историческая феминология?

4. Чего достигла историческая феминология?

5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории

6. От «истории женщин» к «гендерной истории»

7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»

8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»

9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов

1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии

2. Пол (гендер) и мозг человека

3. Гендерные различия в когнитивной сфере

4. Тендер и эмоции

5. Гендерные роли

6. Гендерная идентификация

7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки

8. Феминистская психология

9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии

70 Гапова е., Усманова а. Предисловие // Антология гендерной теории / Сост. Гапова е., Усманова а. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-11.

71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.

72 Синельников а. Паника. Террор. Кризис. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования. 1998, №1. С. 211-227.

1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения

2. Фрейдовская теория гендера

3. Феминистская критика Фрейда

4. «Жак Лакан: феминистское введение»

1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности

5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления

1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа

1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии

2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид

3. Тезис «знание-власть» в антропологии

4. Основные положения феминистского проекта в антропологии

5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер

6. Феминистская критика антропологии

1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии

2. Гендерная проблематика в античной философии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля

3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья

4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации

2) Кант о различии мужского и женского разума

5. «Эпоха чувственности». Метафизическое оборачивание: новая концепция женского в философии романтизма

6. Женское/телесное в философии Ницше

7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского

8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса

2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм

3. Культурология и/или «культурные исследования»

4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях

6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций

2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре

7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии

2. Женщины и искусство: политики репрезентации

1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства

2. Основные положения феминистской

3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики

4. Основные темы феминистской критики искусства

5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»?

6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации

7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма

2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма

3. Основные концепции и направления

4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований

1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии

2. Возникновение феминистской лингвистики

3. Теоретические основы феминистской лингвистики

4. Основные течения в феминистской лингвистике

5. Грамматическая категория рода и проблема референции

6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики

8. Теория двух культур д. Таннен

9. Феминистское планирование и

10. Значение феминистской лингвистики для языкознания

1. Введение: понятие феминистской литературной критики

2. Понятие женской литературы

2) Женско-центрированная литература: «время невинности»

3. Понятие «женского чтения»

1) Основные положения теории «женского чтения»

2) Критика теорий «женского чтения»

4. Понятие «женского письма»

1) Основные положения теории «женского письма»

5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»

6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

1. «Кризис маскулинности» и мужские движения

2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности

1) Биолого-эволюционный подход

4) От мужских ролей к гендерным идентичностям

3. Маскулинность как история

4. Заключение

1. Права женщин в контексте прав человека

2. Право женщин на жизнь, здоровье,

3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути

4. Права женщин в экономической и социальной сферах

5. Политические права женщин

6. Заключение

Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности

3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша

4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша

5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша

6. Проблема сексуальности и

1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика

2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции

3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения

7. Значение темы насилия для теории и

1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша

8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»

9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша

10. Заключение: значение женского

2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей

3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии

4. Влияние движения на политику

Об авторах

Директор издательства:

Главный редактор:

«Алетейя»:

Для получения книг почтой заказы направляйте по адресу:

199034: Санкт-Петербург,

191866, Санкт-Петербург,

355

физический орган, а атрибут власти, недоступной во всей своей полноте ни мужчинам, ни женщинам, ибо лакановский фаллос — это символическое замещение желания и нехватки.12Пенис превращается в фаллос тогда, когда прекращает выполнять анатомическую функцию и начинает играть символическую роль означающего на уровне желания — объекта бессознательной фантазии. При этом фаллос является означающим, по отношению к которому определяется как мужская, так и женская идентичность.

Итак, сексуальность Лакан также рассматривает как символический феномен — как трансцендентальное означающее, символизируемое в понятии фаллоса. Сексуальная дифференциация есть не что иное, как цепь гендерных символических различений, в которой пол определяется через место, занятое в этой бесконечной цепи символического означивания, а не как биологический пол. Символом желания у Лакана, как уже было отмечено, является фаллос как основное означающее в культуре; и только относительно фаллоса определяется феномен гендерно маркированной субъективности.

2) Женская субъективность как сексуальность

Именно внутри гетерогенной структуры символического Лакан ставит вопрос о женской сексуальности, спецификой которой является тот факт, что женщина способна найти свое означаемое только в каком-то Другом: ее имя — это всегда имя ее символического Отца, символического фаллоса, без имени которого она оказывается неназванной, отсутствующей, неспособной найти свою идентичность. Отсюда знаменитое лакановское «женщина не существует». В то же время одновременно Лакан развивает амбивалентную схему, по которой женщина может не только зависеть от Другого, но и занимать его место, будучи объектом мужской фантазии, ибо сама фантазия ка>с феномен возможна только через константу женского. Однако и в этом случае определяемая через фантазматическое место, женщина, по словам Лакана, также не существует, проблематизируя тем самым феномен женского в культуре.

12 Jacques Lacan, «The Meaning of the Phallus», Feminine Sexuality..., pp. 74-85.

356

Поскольку сексуальность определяется на символическом уровне, то именно в этой топологии Лакан определяет женскую сексуальность через понятие «маскарада». Операция маскарада как постоянной смены идентификационных позиций осуществляется женщиной по отношению к мужскому знаку. Лакан подробно рассматривает эту процедуру в работе Значение фаллоса, где фаллос трактуется как трансцендентальное означающее. Маскарадное тело женщины по отношению к мужскому фаллосу как знаку — это тело желания, при этом понятие маскарада не закрепляется исключительно за женским полом: оно универсально по отношению к обоим полам как одна и та же — «женская» — позиция желания в отношении к трансцендентальному означающему. Лакан по этому поводу перефразирует знаменитое выражение Фрейда «анатомия — это судьба»: анатомия — это не судьба, а только различные фигуры символического маскарада идентификаций.


В то же время в статье «Бог и женская jouissance. Любовное письмо»13Лакан выдвигает тезис о том, что женское наслаж-деяие/jouissance может быть связана не с фаллосом (Другим или Богом), но находится «по ту сторону фаллоса». Другими словами, Лакан, в отличие от Фрейда, признает существование женской сексуальности не только в терминах мужской или как дополнение к мужской, но как автономную нефаллическую сексуальность: женскоеjouissance (наслаждение) является знаком ее сопротивления Другому, но в то же время неартикулируема и непознаваема в традиционных терминах. Поэтому кроме того, что она не-фаллическая, о женской сексуальности, считает Лакан, ничего не может быть сказано. Лакан приводит свой знаменитый, подвергшийся позже феминистской критике пример статуи Святой Терезы скульптора Бернини, которая, на его взгляд, наглядно демонстрирует главный лакановский тезис о женской сексуальности — «чувствую, но не понимаю»: женщина не может знать и не может понять, что такое ее субъективность, она способна, как Святая Тереза, только интенсивно переживать собственную сексуальность. И в этом смысле Лакан также повторяет свой знаменитый тезис, что «женщина не существует».

13 Jacques Lacan, «God and the Jouissance of The Woman. A Love Letter», Feminine Sexuality..., pp. 137-148.

357

Таким образом, сущность женщины, по мнению Лакана, может быть только функцией предела, по ту сторону которого невозможно традиционное знание: при попытке понять женскую субъективность мужчина наталкивается только на собственные фантазии и фантазматические представления, утверждает Лакан. Итак, Лакан, с одной стороны, проблематизирует традици-онную/патриархатную топологию мужского и женского в культуре, однако, с другой стороны, его главным выводом является вывод о невозможности традиционного дискурсивного знания о структуре женской субъективности: основной стратегией в отношении женского признается стратегия переживаниявместо знания.


5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления

1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа

Теория Жака Лакана оказала огромное влияние на развитие феминистского психоанализа, в частности, на развитие концепции желания как основной структуры женской субъективности в постлакановском психоанализе. Элизабет Гросс в книге Жак Лакан. Феминистское введение (1990) формулирует основные выводы о влиянии Лакана на феминистскую теорию:14

  1. Критика Лаканом картезианского cogito и универсального субъекта, а также проблематизация субъекта как естественного образования. Вместо традиционных представлений о субъективности он предложил теорию социо-лингвистического генезиса субъективности, которая рассматривает маскулинную и фемининную субъективность как социальный и исторический эффект и функцию, а не как эффект и функцию биологически предданного и детерминированного.

  2. Лакан способствовал легитимации дискурса сексуальности внутри современного академического дискурса. Кроме того, Лакан вообще поставил проблему сексуальности в центр всех моделей социального и психического функционирования. Быть

14 Elizabeth Grosz, Jacques Lacan. A Feminist Introduction..., pp. 188-192.

358

субъектом, по Лакану, значит занимать сексуализированную позицию, идентифицируясь с теми атрибутами, которые социально предписаны мужскому или женскому полу.

3. Теория Лакана указала на центральное место систем значения или сигнификации для структуры субъективности и структуры социального порядка в целом — то есть тот факт, что именно дискурсивный порядок конституирует социокультурную действительность, а не наоборот.

В то же время феминистские постлакановские теоретики признают, что Лакан вывел понятие женского за пределы истории и реальности, за что в первую очередь подвергся феминистской критике. Кроме того, в концепции Лакана, по мнению феминистских критиков, структура значения и символический порядок фиксируются по отношению к трансцендентальному означающему, которое обозначается символом «фаллос». Именно оно гарантирует патриархатную дихотомию на уровне символического порядка реальности: другими словами, фаллос означает контроль и власть над желанием на уровне символического порядка. Поэтому лакановскую концепцию культурного означивания феминистские исследовательницы называют фалло-центризмом, а лакановскую трактовку ценностей культуры связывают с традиционными ценностями власти. И хотя феминистски ориентированные ученицы Лакана в постановке вопроса о сексуальности используют лакановские определения данного феномена — через параметр символического — тем не менее их следующим шагом в отношении проблемы сексуальности было признание связи между сексуальностью и властью, когда сексуальность определяется через особые манипулятивные стратегии власти по отношению к субъекту (женскому или мужскому).


Отсюда изменение основной задачи постлакановского феминистского психоанализа по сравнению с теорией женской субъективности Лакана. Если Лакан структуру женского обозначает как гносеологическую и логическую структуру предела, за которым ничего, кроме наших меняющихся фантазматических представлений о женском, нет (знаменитый лакановский тезис «женщина не существует»), то феминистские исследовательницы стремятся вопреки лакановским формулировкам (хотя и с помощью его методологии) разработать топологию именно женской субъективности в ее уникальном отличии от мужской и предлагают, поэтому, множество стратегий такой разра-

359

ботки в терминах концепции женского желания. Основной теоретический тезис состоит в отказе признать роль женского как исключительно пассивную (объекта мужского желания, в терминологии Лакана). Напротив, в противовес Лакану, постулируется активность женской субъективности и желания: женщина, утверждают феминистские психоаналитики, также подвержена процедуре субъективизации, а не исключена из нее. Основное отличие женского типа субъективизации состоит в том, что она осуществляется вне сферы «фаллической экономии символической кастрации». Символом женской субъективизации является лакановское понятиеjouissance — женское желание, не нуждающееся в опосредующей фигуре Другого. Поэтому в целом отношение в постлакановском феминистском психоанализе к учителю — Жаку Лакану — достаточно неоднозначно: с одной стороны, используется лакановская методология анализа, с другой стороны, реализуетсянефаллическое (если использовать терминологию американского феминистского психоаналитика и философа Джейн Гэллоп) отношение к его теоретическому и текстовому наследию.

Ниже мы рассмотрим некоторые из наиболее известных феминистских психоаналитических проектов, представляющих различные стратегии интерпретации женской субъективности «по ту сторону» концепций женского своего авторитетного учителя Жака Лакана.

2) Основные концепции феминистского психоанализа Джулиет Митчелл, Психоанализ и феминизм: Фрейд, Райх, Лейнг и женщины (1974).15 Основная задача книги — интерпретация долгой истории классического психоанализа с феминистской точки зрения. В качестве ведущей используется лакановская методология интерпретации женского, применяемая, однако, критическим образом — с целью осмысления феноменов женской вторичности в культуре. Два основных тезиса этой знаменитой книги — это а) тезис о пользе психоанализа для феминистской критики и б) тезис о символической природе сексуальности, обязанный своим происхождением Лакану. Митчелл критикует традиционное неприятие феминистскими


15 Juliet Mitchell, Psychoanalysis and Feminism: Freud, Reich, Laing and Women (New York: Vintage Books, 1974).

360

теоретиками психоаналитических концепций (например, Кейт Миллетт), так как, по словам Митчелл, «психоанализ — это не рекомендация для патриархатного общества, но анализ его».16 Другими словами, одним из ведущих тезисов книги становится тезис о том, что именно психоанализ помогает осмыслить действие репрессивных механизмов патриархата в отношении женщин и женского. Кроме того, в книге большое внимание уделяется критике популярной в это время социобиологии, сводящей первичные характеристики человека к его биологическуму полу. В этом смысле Митчелл безусловно разделяет лакановский тезис о том, что гендерная идентичность с самого начала формируется как символическая конструкция.

Кроме подчеркивания роли символического в идентификационных практиках, Митчелл настаивает также на невозможности апроприировать, доместифицировать или рационально использовать фрейдово бессознательное (как это пытались осуществить, по ее мнению, Райх и Лейнг,17которым, наравне с Фрейдом, также посвящены большие разделы митчелловской книги), именно с ним связывая феномен женского в современной культуре. Основным понятием, которое позволяет пересмотреть традиционный психоанализ, является, по мнению Митчелл, понятие сексуальности какпсихосексуальности.18 Содержательно этот термин означает систему сознательных и бессознательных человеческих фантазий и типов активности, которые производят удовольствие по ту сторону удовлетворения простых биологических потребностей, возникают из разных источников, ища удовлетворения разными путями и используя для удовольствия совершенно различные объекты.19Основным репрезентативным парадоксом психосексуальности, который аналогичен парадоксу «женского», является, по мнению Митчелл, то, что в ее структуру включены такие бессознательные желания, которые не могут быть полностью удовлетворены и которые в то же время не могут быть подавлены. Позже такой тип сексуальности и желания получит в феминистском психоанализе определение

16 Ibidem, p. xiii.

17 Ibidem, p. xv.

18 Ibidem, pp. 16-23.

19 Ibidem, p. 2.

361

jouissance feminine и станет ассоциироваться со структурой женской субъективности как таковой20.

Джулиет Митчелл и Жаклин Роуз, Женская сексуальность: Жак Лакан и Ecole Freudienne (1982).21 Вводные тексты Джулиет Митчелл и Жаклин Роуз к подборке работ Жака Лакана, посвященных проблеме женской сексуальности (1982), представляют собой уже не столько апроприацию лакановского психоанализа феминистской методологией, сколько его критику с феминистской точки зрения. Основная критика направлена против лакановского понятия трансцендентального означающего, символизируемого в понятии фаллоса как основного означающего в культуре, а также против концепции желания как желания фаллоса. Феминистские исследовательницы называют эту концепциюфаллоцентризмом: ведь в таком случае феномен женского опять трактуется исключительно в терминах «нехватки» по сравнению с мужской (фаллической) дискурсивной нормой.22Поэтому Жаклин Роуз в более поздней книгеСексуальность в аспекте видения (1986)23во введении «Феминизм и психическое» предлагает рассматривать, например, символическую конструкцию фаллоса как принципиально плюральную, не ограниченную показателями индивидуальной психосексуальной организации. Кроме того, оба «Введения» представляют собой попытку построения концепций женской субъективности и желания вне фаллического означающего.