ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 1993
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей
Исследований в рамках подхода мобилизации ресурсов и политических процессов, позволяющих судить о различиях политических систем, оказывающих влияние на структуру политических возможностей женского движения, довольно мало.28 Первая причина: в период подъема движение воспринималось как общемировое, акцент делался на сходстве в разных странах. Другая причина: ориентация исследований на те страны, где женское движение имело особенно сильный размах и влияние (в первую очередь — на США), а также — на американскую, английскую и французскую теоретические традиции в тех странах, где свои культурные и интеллектуальные традиции были слабыми.29
Среди политических возможностей движения в теории политического процесса выделяются степень открытости/закрытости системы, стабильность/нестабильность политических альянсов, наличие/отсутствие связей и поддерживающих групп, расколы внутри элиты и ее отношение к протесту, способность правительства осуществлять политику.30Рассмотрим, как работает данная модель в интерпретации женского движения.
В исследовании женского движения в США и Европе Кат-ценштайн и Мюллер (М. KatzensteinandС.Mueller)31определяющими считаются партийная система, роль в ней социалисти-
28 Сравнительные аспекты движения исследовались: S. Bergman, ibid.; J. Chafetz and A. Dworkin, ibid., D. Dahlerup, ibid., J. Gelb, ibid; M.F. Katzenstein and C.M. Mueller, eds., The Women's Movement of the United States and Western Europe (Philadelphia: Temple Univ. Press, 1987); D. Rucht, «The Impact of National Contexts on Social Movement Structures: A Cross-Movement and Cross-National Comparasion», in D. McAdam et al, ed., Comparative Perspectives on Social Movements (Cambridge Univ. Press, 1996), pp. 185-205.
29 Например, в Италии, см. В. Beccalli, «The Modern Women's Movement in Italy», New Left Review. 1994. 204: 93.
30 Tarrow, ibid.
31 Katzenstein and Mueller, ibid.
675
ческих и коммунистических партий (женское движение больше поддерживают там, где более активны социалисты) и политическая культура. По мнению Д. Рухта,32структура женского движения определена возможностями контекста. По мнению Дж. Гелб,33на различия влияют степень плюралистичности системы; сила профсоюзов, партий, групп интересов; роль судов; распространенность левой идеологии. Она описывает три модели действия движения в зависимости от разных политических возможностей: модель группы давления американского женского движения, модель идеологического левого феминизма в Великобритании и модель государственного равенства (государственного феминизма) в Швеции. Рассмотрим эти модели, а также пример движения в католической Европе.
Одной из особенностей коллективных действий женского движения является сочетание двух видов действий: действия на политической арене (лоббирование) и действия сети групп роста (развития) сознания. В наиболее общем виде коллективные действия могут быть определены как совместные действия людей для достижения своих интересов, например такие, как митинги в целях демонстрации поддержки своего дела. Для коллективного действия необходимы общие интересы, мобилизация, контроль за ресурсами и возможности. Наиболее успешные коллективные действия описываются Ч. Тилли как развивающиеся от организации — к мобилизации — к пониманию общих интересов и к достижению конкретных возможностей действовать коллективно.34
Социальные движения в этой интерпретации являются средством мобилизации групповых ресурсов в том случае, когда у людей нет институциональных средств для выражения своих интересов или когда их потребности репрессированы. То, насколько люди могут выражать свои интересы в условиях существую-
32 D. Rucht, «The Impact of National Contexts on Social Movement Structures: A Cross-Movement and Cross-National Comparasion», in D. McAdam et al, ed., Comparative Perspectives on Social Movements (Cambridge Univ. Press, 1996), pp. 185-205.
33 J. Gelb, ibid.; J. Gelb and M.L. Palley, Women and Public Policies (Princeton: Princeton Univ. Press, 1982).
34 Ch. Tilly, From Mobilization to Revolution (Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1978), pp. 7-10.
676
щей системы, определяет способы их действия, вплоть до открытой конфронтации с политическими властями и насилия. Типичные модели коллективных действий и протестов различаются в зависимости от исторического, культурного контекста, от особенностей движения.
Модель группы давления. Политика в США менее корпора-тивисткая по сравнению с Европой, профсоюзы менее значимы в политическом смысле и менее привержены социалистическим взглядам, суды ориентируются на защиту индивидуальных прав граждан. Политическая система США децентрализована, плюралистична, открыта для образования групп давления, партии играют в ней меньшую по сравнению с Европой роль, что определило лицо женского движения и способы его коллективного действия.
В США женское движение в целом действовало как группа давления, его протестные действия имели ограниченный характер. Национальная организация женщин проводила митинги в 70-х годах, марши и демонстрации привлекали внимание общественности, мобилизовывали сторонников. Одной из наиболее крупных акций было ралли «Женская забастовка за равенство». Акция имела общенациональный характер, объединяя разрозненные организации движения в целях решения проблем абортов, равных возможностей образования и работы.
Однако другие каналы доступа в политическую систему открывались без особых трудностей, поэтому необходимость в массовых коллективных действиях была ограничена в 70-е годы. Причина относительно легкого достижения доступа к политическим рычагам управления в США объясняется как следствие открытости политической системы, наличия лобби в Конгрессе, законодательной помощи членов Конгресса, а также тем, что женщины составляют большинство населения, поэтому многие политики ожидали массовой поддержки решения женских вопросов.35В 80-е годы, однако, демонстрации собирали большое число сторонников, что было связано с ростом климата консерватизма в стране. Некоторые небольшие группы предлагали стратегию гражданского неповиновения.36
35 Gelb and Palley, ibid., p. 53.
36 Ryan, ibid., pp. 76-77.
677
Другой формой действия женского движения была судебная борьба, которая, однако, также не достигала такого размаха, как, например, в движении за гражданские права, поскольку пол (в отличие от расы) не был определен законодательно. Поэтому не столько дела подавались в суды, сколько велась образовательная и разъяснительная работа в этом направлении, воздействуя на рост сознания.
Лоббирование явилось одной из важнейших форм действия женского движения, особенно в США. Представление законодательных проектов, экспертиза, переговоры с членами Конгресса стало повседневной деятельностью для большинства феминистских групп. Получение информации, комментарии предлагаемых законодательных изменений — превратилось в распространенный вид деятельности женского движения.
Среди других форм действия женского движения была подготовка и образование лидеров (семинары, лекции по широкому кругу феминистских вопросов), поиск денежных ресурсов. Важной сферой деятельности женского движения является создание коалиций с другими движениями для решения совместных целей (поиска денег, оказания влияния на законодателей по общим вопросам). Для движений такого типа, как упоминалось выше, существенным являлись личные связи, в том числе — между разными движениями. Различные группы проводили совместные собрания, ралли, конференции.
Таким образом, женское движение в США, в условиях открытой политической системы с относительно слабыми партиями и профсоюзами, действует преимущественно как группа давления.
Модель левого идеологически ориентированного феминизма. В Великобритании политическая система более традиционна и централизованна по сравнению с США, более изолирована от общественных движений. Политика действует на основе неокорпоративизма, больших групп давления на основании экономических интересов. Партии являются важными субъектами в решении политических вопросов, однако они не подвержены такому влиянию групп давления, как в США. Суды в Британии считают себя больше выразителями интересов государства, чем индивидуальных прав, что сильно отличает их от американской системы. Такие особенности политической системы существенно ограничили возможности женского движения. В сравнитель-
678
ных исследованиях указывается, что культурная составляющая возможностей в Британии (распространенность традиционных ценностей, уровень образования и пр.) неблагоприятна для
движения.37
В результате влияние движения на политику не было значительным; закрытость политических структур ограничила возможности лоббирования, группам воздействия не хватало ресурсов, поддержки. Женское движение в Британии страдало от недостатка ресурсов, возможностей экспертизы, от отсутствия доступа в министерства и другие управленческие структуры. Левый феминизм настаивал на идеологической целостности и отказывался сотрудничать с другими группами. Феминистская политика в таком случае принимала децентрализованную форму, не получая значительного политического представительства и не добиваясь ощутимых результатов. Этой модели присущи фрагментация и идеологический энтузиазм.
Особенностью женского движения в Британии выступают его действия внутри партий и профсоюзов. Однако эти действия не были высоко результативными (за исключение совместного с Лейбористской партией влияния на политику в области абортов). Фокус внимания большинства британских феминистских групп был сосредоточен на изменении стиля жизни. С конца 60-х годов возникли многочисленные группы (кризисные центры, клиники, группы черных женщин, группы женщин определенных профессий). В целом женское движение в Великобритании оказалось более успешным в своей повседневной деятельности по развитию сознания, чем на уровне политической системы.
Модель государственного феминизма. В Швеции, в условиях, когда политическая система представляет собой модель консенсуса, инкорпорируя интересы и активность граждан, политика государственного равенства в отношении женщин (государственный феминизм) сочетается с отсутствием организованного женского движения. Политическая система Швеции характеризуется низким уровнем конфликтов и оппозиций, способностью к консенсусам, к парламентским решениям. Интересы отдельных групп широко представлены в комиссиях и различных государственных органах. Кроме участия в голосовании, в стра-
37 Gelb, ibid., pp. 19, 25-26.
679
не не наблюдается высокого уровня политической активности граждан, общество высоко институционализировано, пространство для внепарламентской деятельности ограничено. Культурные же возможности в Швеции очень высоки, приверженность традиционным взглядам незначительна.
Поскольку в Швеции отсутствовало сильное женское движение, борьба за освобождение происходила главным образом в партиях и политических институтах, альтернативные структуры и группы роста сознания не рассматривались как значимые субъекты политики.
Женщины активны в политических партиях и, отчасти, в профсоюзах. Государство кооптирует женщин и женские вопросы в политику даже без специального давления со стороны движения. Схожая ситуация государственного феминизма существует и в Финляндии.
Движение одной проблемы. Приведем еще один пример движения, которое развивалось в иной структуре политических возможностей — там, где особое значение оказывала культурная составляющая. В Италии протестные действия приняли широкий размах; но женское движение, сражаясь с католической церковью и правящей Христианско-Демократической партией было движением «одной проблемы» — права на аборт. В Италии всегда существовало две влиятельные политические силы: левые, с одной стороны, и католическая церковь, с другой. Традиции протестной деятельности в Италии сильны, политическая система конфликтна, гендерные ценности достаточно консервативны. Женское движение не могло рассчитывать на доступ в политические институты, одновременно оно не доверяло традиционной политике и могло получить поддержку только с одной, левой, стороны политического спектра. Поэтому движение имело возможность воздействовать на политику, только мобилизовав серьезную поддержку и организуя крупномасштабные манифестации. Тесные связи с левым движением, с Коммунистической партией, профсоюзами послужили базой для развития итальянского женского движения в общем про-тестном цикле 70-х годов.38
Массовым женское движение в Италии стало, когда был поднят вопрос об абортах: была развернута дискуссия, в кото-
38 Beccalli, ibid.
680
рую включились католическая церковь, законодатели, теологи, левые партии. Демонстрации принимали все более массовые масштабы, число участников выросло с 30 тысяч в 1975 году до 50 тысяч в 1977. После проведения референдумов в 1978 году был принят новый закон. Практически все партии оказались вовлеченными в проблему абортов, однако дебаты по этому поводу не стали феминистскими, движение не было абсорбировано парламентом, после чего многие женщины отказались участвовать в невосприимчивой к их требованиям политике, и движение пошло на спад.39В целом феминизм в Италии не завоевал таких позиций, как в Северной Европе, однако сильно повлиял на изменения культурного контекста.