ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 1925
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
3 Mary Norton, ed., Major Problems in American Women's History. Documents and Essays (Lexington: D.C. Health and Company, 1989), p. 420.
642
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
Для решения первой задачи необходимо было добиться, во-первых, принятия специального антидискриминационного законодательства, во-вторых, запрета штатам и судам всех инстанций использовать половые различия для конструирования правовых норм. Первым шагом на пути реформирования законодательной системы стало принятие в 1964 году федерального Закона о гражданских правах. Законопроект, внесенный в Конгресс под давлением организаций черных американцев, встречал сильнейшую оппозицию со стороны расистски настроенных сенаторов-южан. Поэтому феминистская поправка к законопроекту, дополняющая Раздел VIIо запрете дискриминации при найме на работу не только по признаку «расы», но и по признаку «пола», была поддержана сторонниками сегрегации с целью провалить билль. К такому «радикализму» Сенат, по их мнению, был не готов. Тем не менее после трех месяцев дебатов закон был принят и с этого времени РазделVIIстал основным инструментом политической стратегии либерально-феминистских групп. Ориентируясь на реформирование существующей властной системы, они действовали испытанными традиционными для политической культуры США методами — представление судебных исков и лоббирование законопроектов в Конгрессе и легислатурах штатов.
Закон о гражданских правах 1964 года и созданная для его проведения в жизнь Комиссия равных возможностей в сфере занятости дали возможность активисткам НОЖ использовать наряду с законодательной исполнительную власть. Своей приоритетной задачей на первом этапе они считали ликвидацию всех юридических барьеров на пути полноценного участия в экономической сфере. Наметившаяся в годы войны тенденция увеличения числа женщин, занятых в производстве, не сопровождалась отменой дискриминационной практики. Более того, по опросам общественного мнения, большинство работающих женщин в начале 1960-х годов не осознавало и не признавало факта дискриминации. Молодые женщины среднего класса, получив высшее образование, следовали «естественному предназ-
643
начению» и не претендовали на профессиональную карьеру. Другие, работающие в силу материальных обстоятельств, соглашались со своим низким статусом, испытывая подчас чувство вины за «не свое место». Пропагандистская кампания НОЖ привела к тому, что уже к концу 1960-х годов Комиссия по равным возможностям оказалась завалена десятком тысяч заявлений о возбуждении судебных исков против работодателей на основании нарушения Раздела VIIЗакона о гражданских правах. НОЖ и Женская лига справедливых действий в середине 1960-х годов сосредоточили усилия на внедрении в повседневные практики занятости норм антидискриминационного законодательства. К началу 1970-х годов сотни высших учебных заведений, частных и государственных компаний должны были отвечать перед судом на обвинения в нарушении Закона 1964 года, предъявленные Женской лигой от лица конкретных женщин. В итоге судебных разбирательств они оказывались вынуждены платить денежные иски по возмещению материального и морального ущерба, одновременно принимая или восстанавливая на работу женщин. Этой же участи подверглись издательства газет, публикующих сексистские объявления о приеме на работу.4В ходе этой активности становилось ясно, что общая антидискриминационная правовая норма является недостаточно эффективной, необходимо формирование законодательной базы по обеспечению равенства возможностей для женщин.
Помимо запрета прямой дискриминации женщин на основании судебного преследования и наказания виновных, перед либеральными организациями стояла задача принятия специальных законов, обеспечивающих одинаковый доступ к профессиональным и экономическим ресурсам. Многочисленные законодательные оговорки и неформальные практики фактически лишали женщин возможностей продвинуться в публичной сфере. Получение кредитов в банке, разрешения на строительство и аренду жилья, открытие собственного бизнеса, доступ в престижные университетские профессиональные школы и факультеты — все это требовало реформирования. Как в большинстве стран, замужней американке требовалось, например, пись-
4 Nancy McGleon, Karen O'Connor, Women, Politics and American Society (Prentice Hall, New York: Simon and Schuster, 1998), pp. 120-124.
644
менное разрешение от мужа на открытие собственного счета в банке. В высших медицинских школах, школах бизнеса и права женщины в конце 1960-х годов составляли от 5 до 8% студентов. В Гарварде в 1970 году среди 483 преподавателей гуманитарных и естественных факультетов не было ни одной женщины.5
Используя тактику лоббирования, НОЖ сумела добиться впечатляющих результатов — законы о равенстве в жилищном строительстве; о равенстве женщин в образовании; о равных возможностях при кредитовании; поправка к закону о профессиональном образовании, о налоговой реформе; о равенстве пенсионного обеспечения, а также решения Верховного Суда США сформировали нормативную базу для радикального изменения социально-политического статуса американок к началу 1980-х годов. Десять лет женской политической активности привели к увеличению количества высокооплачиваемых наемных работников — юристов, врачей, менеджеров — в структурах женской занятости. Реформированное законодательство содержало четко сформулированные положения, в которых указывалось, что использование полового признака в качестве обоснования для ущемления или ограничения прав при экономической деятельности и получении образования является незаконным и подлежит судебному преследованию.
Развертывание тактики судебной борьбы и лоббирования законов о равноправии потребовало от либерального крыла решения новой задачи — усиления во всех ветвях власти представительства женщин. В 1971 году Бетти Фридан, Глория Стайнем, Белла Абцуг основали Национальное женское политическое собрание с целью обеспечения политического влияния женщин в обеих партиях и выдвижения своих представителей в Конгресс. Собрание помогало мобилизовать избирательные ресурсы женщинам, вступавшим в борьбу за высокие посты. В 1972 году для претворения феминистских принципов в законодательство создается Женское лобби. Старейшие женские организации Америки, Лига женщин-избирательниц, религиозные и профессиональные женские объединения, Американская женская университетская ассоциация, пожертвовав статусом «добропорядочных», открыто объявили о своей феминистской ориентации.
5 Women's Realities, Women's Choices. An Introduction to Women's Studies (Oxford: Oxford University Press, 1983), p. 521.
645
Своим главным политическим достижением объединенные Женское лобби, НОЖ и Национальное политическое собрание считали принятие Конгрессом Поправки о равных правах (ПРП). Начиная с 1920-х годов сторонники либерального феминизма были убеждены, что без принятия специальной поправки к Конституции США невозможно утверждение системы гендерного равноправия. Введение категории «пола» в конституционную норму, определяющую права и свободы граждан, должно было обеспечить правовую базу для реформирования всех политических институтов. «Равенство прав на основе законов не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола»6— в этой редакции текст ПРП находилась на рассмотрении Конгресса со времен второй мировой войны. Под напором объединенных усилий либеральных организаций Конгресс принимал ПРП весной 1972 года. В том же году легислатуры 22 штатов одобрили ее принятие. В установленный Конгрессом срок в 10 лет оставалось получить поддержку еще 16 штатов из необходимых для ее ратификации 2/3 штатов. НОЖ организовывала многочисленные кампании по всей стране для оказания давления на законодательные органы штатов. Массовые акции, марши, петиции, сбор подписей, пикеты давали основание надеяться на победу. В 1971 году на Национальной женской конференции в Хьюстоне принятие ПРП определялось как приоритетная задача движения за права женщин.
К концу 1960-х годов одновременно с достижениями обнаруживается ограниченность либерально-классического феминизма, направленного на реформирование исключительно политико-правового пространства.
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
Параллельно в этот период начинает оформляться вторая, радикальная ветвь американского феминизма — «освободительное движение». Это течение вырастало постепенно из движения
6 Langley Winston and Vivian Fox, eds., Women's Rights in the United States. A Documentary History (Westport, Conn: Greenwood Press, 1994), p. 291.
646
«новых левых», одновременно являясь реакцией и протестом на студенческую революцию. С начала 1960-х годов студентки с энтузиазмом принимали участие в университетских выступлениях, в сидячих забастовках, маршах протеста против сегрегации на Юге, в антивоенных митингах-диспутах против войны во Вьетнаме. Но постепенно они начинают испытывать неудовлетворение отводимой им ролью в молодежном движении. Разочарование было связано с процессом осознания своей полной отстраненности от руководства и принятия решений в ново-левых неформальных группах и организациях. «Новое левое» движение было первым в истории Соединенных Штатов массовым выступлением молодых людей из среднего класса против институтов и ценностей западной демократии. Критика и идейный нигилизм новых радикалов касались всей системы ценностей и институтов «прогнившей индустриальной цивилизации». При этом оказалось, что подвергнув сомнению политические идеалы «стопроцентного американизма», бросив вызов буржуазной «американской мечте», «новые левые», как и «старые», не подвергли сомнению ценности и практику патриархата. Требования эгалитарной демократии и «демократии участия» не распространяются на систему гендерных отношений. Соратницы по движению, отважившиеся отойти от уготованной роли канцелярских и кухонных помощниц и поставить на повестку дня молодежных собраний проблему равных прав женщин, встречали грубые насмешки, издевательства и полное неприятие. Лидер влиятельной радикальной организации Студенческого координационного комитета ненасильственных действий прославился на всю страну своей «шутливой» реакцией на вопрос о положении женщин. «Единственное положение женщин в нашей политической организации, — публично заявил он, — это распростертое».7Выходящие в знак протеста из студенческих групп женщины формируют собственные сообщества и организации. Их новой концепцией становится лозунг «Личное является политическим». Декларация «освободительного крыла» создавала основу для коллективных стратегий и действий, отличных от практик либерального феминизма. Основной формой