ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 1927
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
Обращение к психоанализу не было простым, поскольку феминизм изначально относился к нему двойственно: 3. Фрейд подвергался критике за тезисы о зависти женщины к мужчине, об ощущении женщиной своей неполноценности, о биологическом детерминизме, с другой стороны, одновременно признавалось открытие 3. Фрейдом ранее табуированных тем сексуальности и объяснение формирования гендерной субъективности на бессознательном уровне.
Феминистская теория использовала психоанализ в поисках ответа на вопрос о глубинных причинах гендерного неравенства в обществе, пытаясь выявить те пласты бессознательного, эмоционального, сексуального, которые существуют у всех людей. Психоанализ понимался феминистками как «метод и теория, направленные на исследование того, как мы развиваем и используем наши бессознательный фантазии, и как мы конструируем и реконструируем наши прошлые ощущения в настоящем».59
В то же время психоаналитический феминизм критикуется за то, что тяготеет к универсализму, не пытается понять разницу гендера и сексуальности в разных исторических условиях, применительно к разным классам, расам и этносам. Наиболее распространенная критика психоаналитического феминизма связана с тем, что он оставляет за пределами внимания многие социально-культурные и политико-экономические основания женской субординации. Именно поэтому он часто выступал не как самостоятельная идеология, а в сочетании с другими теоретическими направления-
58 R. Tong, Feminist Thought (London: Unwin Hyman, 1989), p.178.
59 N.J. Chodorow, Feminism and Psychoanalytic Theory (Polity Press, 1989), p. 4.
693
ми, принимающими во внимание социальные, экономические, политические факторы гендерного неравенства. Психоаналитический феминизм мог бы быть значительно обогащен, если бы включал сравнение различных культурно-исторических условиях. Вместе с тем, как пишет Н. Ходоров, ограничения психоанализа еще не основания для его отвержения. Ибо в любой культуре люди имеют психику, самость, идентичность, бессознательные фантазии, способы реконструкции прошлого в настоящем.
На женское движение 70-х годов оказывали влияние все вышеперечисленные идеологии. В результате сложилось два основных направления борьбы за изменение положения женщины — реформаторское и радикальное, причем как между собой, так и внутри каждого существовали теоретические дебаты и взаимная критика.
Группы либеральной направленности стремились работать на законодательном уровне, привлекать самых разных сторонников, и потому находились в противоречии с сектором малых групп, чья идеология имела более радикальный и ограничительный характер. В различии идеологий крылись конфликты женского движения. Либералы были слишком консервативными для радикалов. Для марксистских групп — все остальные были буржуазными, для радикальной идеологии другие группы считались либо чрезмерно левыми, либо находившимися под влиянием мужчин. Практически всегда проблемой была степень радикализма организации (идеологии и вытекающей из нее тактики), проблема «идеологической» чистоты организации и ограничения репертуара действий.
Эти проблемы лежали в основе расколов организаций, создания фракций движения. Разные организации придерживались разной тактики и стратегии действия, имели разную структуру, мотивацию, арену борьбы и типы лидерства. В 70-80-е годы идеологические конфликты, усиление контрдвижения, с одной стороны, и распространение феминистских идей (в широком смысле) — с другой, привели женское движение в большинстве европейских стран и Америке к спаду. Идеология, которая может служить мобилизующим ресурсом, в 80-х годах оказала на движение демобилизующий эффект.
694
4. Влияние движения на политику
Женское движение, по мнению его исследователей, оказало существенное влияние на политическую систему. Отмечаются три основных направления влияния на политику: 1) идеи движения абсорбируются обществом, 2) лидеры движения кооптируются в политику, 3) бывшие маргинальные группы (женщины) добиваются политического участия и политического влияния.60При этом разные ветви и организации движения имеют разные зоны влияния, одни — прямые, другие — косвенные. Либеральное движение воздействовало на политическую власть, радикальное изменяло сознание и поведение женщин, а впоследствии и мужчин.
Новое женское движение повлияло на программы практически всех партий в западных странах. Наиболее сильный отклик был получен от левых партий, которые восприняли идеи движения практически полностью. Многие центристские партии включили вопросы, поднятые движением, в свою деятельность и стали решать их через политические институты. Большинство партий провозгласили в своих документах равенство мужчин и женщин. В некоторых случаях партии вносили свои коррективы и использовали феминистские требования в своих целях (так произошло, например, в случае итальянского референдума по проблемам абортов61). Кроме того в большинстве стран были созданы новые государственные институты, занимающиеся проблемами женщин (комитеты равного статуса, комиссии равных возможностей, министерства по делам женщин и пр.), во многих университетах были институционализированы феминистские центры и женские (гендерные) исследования.
Многие лидеры женского движения стали членами левых и зеленых партий, заняли руководящие посты в профсоюзах, в женских комитетах. Однако вопрос кооптирования лидеров движения в систему политических институтов достаточно проблематичен для движения. В ряде случаев он может быть расценен как успех, но нередко кооптация ослабляет движение и противоречит его принципам (особенно — принципу неучастия, распространенному в радикальной ветви движения), приводит к дерадикализации и спаду протестного потенциала.
60 D. Dahlerup, «Introduction», p. 16.
61 Pisciotta, ibid.
695
Важной целью женского движения было изменение структуры власти в обществе, изменение положения женщины. Хотя большинство феминисток и сегодня указывают на многочисленные проблемы и факты дискриминации, реально положение и политическая активность женщин изменились на Западе столь сильно, что можно говорить о новом «гендерном контракте».62 Женщины активно участвуют в различных социальных движениях, в женских организациях и институтах; женское политическое представительство резко возросло в 80-е годы, особенно в Скандинавских странах, где женщины получили до одной трети мест в парламенте.63
Женское движение в Европе и Америке, пережив подъем в 70-х годах, существенно повлияло на осмысление гендерных ролей и гендерной идентичности, на изменение гендерной политики на государственном уровне и поведения на повседневном уровне, на создание новых субкультур и областей исследований. Женское движение стало когнитивной базой гендерных и женских исследований, его потребности в объяснении и изменении гендерного порядка стали условиями бурного развития феминистской теории. Движение изменило гендерные контракты в обществе, повлияло на гендерную систему в целом. Оно сделало легитимной постановку вопросов гендерных деприваций и дискриминаций на разных уровнях — политическом, теоретическом, повседневном. Оно способствовало легитимизации разнообразных гендерных идентичностей и сексуальностей, привлекло внимание общества к «новым» социальным проблемам и способствовало хотя бы частичному их решению.
62 Гендерная система — совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающая идеи, формальные и неформальные правила и нормы, определяемые местом и положением полов в конкретном обществе. Гендерная система представляет собой совокупность «гендерных контрактов». В западном обществе под влиянием женского движения гендерный контракт «домохозяйки» и «кормильца» сменяется на контракты «равного статуса» (Здравомыслова Е. и Темкина А. Введение. Социальная конструкция тендера и тендерная система в России // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Труды ЦНСИ. Вып.4. СПб.: 1996, С. 7).
63 Е. Haavio-Mannila, et al., eds., Unfinished Democracy. Women in Nordic Politics (Oxford: Pergamon Press, 1985).5. Заключение. Влияние женского движения второй волны на социальные изменения
Об авторах
Елена Гапова — кандидат филологических наук, доцент, директор Центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университета (Минск); редактор книги Антология гендерной теории (2000) (с Альмирой Усмановой), автор статей по посткоммунистическим гендерным политикам.
Елена Горошко — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Харьковского национального политехнического университета, сотрудница ХЦГИ, автор статей, посвященных проблемам взаимоотношения языка, пола и гендера.
Елена Здравомыслова — кандидат социологических наук, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, координатор исследований в Центре независимых социологических исследований (СПб), автор книги Парадигмы западной социологии общественных движений (1993), редактор книг Хрестоматия феминистских текстов (2000) (с Анной Темкиной) и гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период (1996) (с Анной Темкиной).
Сергей Жеребкин — кандидат философских наук, заведующий харьковским отделением кафедры философии НАН Украины, директор издательской программы ХЦГИ, автор книги Метафизика как жанр (Киев, 1996) (с Ириной Жеребкиной), статей по гендерным стереотипам в культуре.
Ирина Жеребкина — кандидат философских наук, заведующая лабораторией гендерных исследований в Харьковском национальном университете, директор ХЦГИ, главный редактор журнала гендерные исследования, автор книг: Страсть: женское тело и сексуальность в России (в печати), «Прочти мое желание...»: постмодернизм, психоанализ, феминизм (2000), Женское политическое бессознательное (1997), Метафизика как жанр (1996) (с Сергеем Жеребкиным), редактор книг: «Феминизм под любым другим именем» в Украине: женщины репрезентируют самих себя (2000), Femina Postsovietica. Украинская женщина в
697
переходный период: от социальных движений к политике (1999),Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках (1998),Теория и история феминизма (1996).
Елена Иванова — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии психологического факультета Харьковского национального университета, сотрудница ХЦГИ, автор статей по гендерным особенностям памяти и правам женщин.