ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 1958
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
28 Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Отв. ред. Васильцев A.M. M., 1986; Синкжов В.Н. Российская правовая систе ма. Саратов, 1994; Российское государство и правовая система // Ред. Старилов Ю. Воронеж, 1999.
29 Клименкова Т. Д. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. Женщина, гендер, культура // Отв. ред. Хоткина З.А., Пушкарева Н.Л., Трофимова Е.И. М., 1999.
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
Людмила Попкова
7. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
Женское движение США второй половины 20 века, как одно из первых и наиболее развитых, определило основные идейные, организационные формы современного феминизма и гендерных политик западных индустриальных стран. Возникнув в середине 19 века как движение за равные права женщин с мужчинами, феминизм первой волны завершился в 1920-е годы решением своей главной задачи — предоставлением американкам избирательных прав. Спад женской активности после получения в 1920 году избирательных прав в результате принятия 19-й поправки к Конституции оставил нерешенными многие задачи обеспечения формально-юридического равенства. Начавшаяся в 1960-е годы новая волна массового женского движения, не ограничившись формально-юридическим равноправием, произвела своего рода социокультурную революцию в Америке, подорвав патриархатную систему ценностей, социальных практик и институтов. Под влиянием феминистской политики, направленной на изменение властных отношений в обществе, оказались все сферы публичной и частной жизни. Стержнем эволюции государственной гендерной политики становится пе-
636
реход от политики равных прав к обеспечению равных социальныхвозможностей для женщин и мужчин.
Пик женского движения приходится на 1960—1970-е годы, десятилетия массовых социальных потрясений, названных в американской историографии «революциями»: студенческой, афро-американской, этнической, контркультурной. «Женская революция», которую ее участницы называли «второй Американской революцией», с момента возникновения была неоднородной по типам феминистских идеологий и формам коллективных действий. Учитывая всю совокупность факторов, исследователи выделяют два основных направления: движение за права женщин (the women's rights movement) и женское освободительное движение(the women's liberation movement или Women's Lib).
Движение за права женщин, первое по времени возникновения, во многом наследовало задачи суфражизма и социального феминизма 1930-х годов. В основу программных установок умеренного крыла, как и в предшествующий период, легла идейно-политическая концепция либерального феминизма. Левое крыло женского освободительного движения, возникнув на волне молодежного протеста, имело в своем идейном арсенале широкий спектр объяснительных концепций патриархата и моделей женского освобождения. Объединяющая разные идеи радикальная парадигма ориентировала не на законодательное реформирование, а на изменение женского сознания, поведения и социокультурных практик.
Либерально-феминистское движение за права женщин в организационном плане было представлено централизованными, формальными структурами, с четко установленными правилами, программами действий. Радикальное крыло действовало на основе созданных снизу (grass-roots) небольших неформальных групп женской взаимопомощи и взаимодействия, принципиально отвергавших любую иерархию.
В силу своих идейных установок и организационных форм, первое направление оказалось наиболее влиятельным в законодательной и исполнительной структурах власти. Более того, движение за права женщин во многом имело государственные корни. Своему возникновению в середине 1960-х годов оно, в первую очередь, обязано деятельности созданной в 1961 году президентской Комиссии по статусу женщин. Пришедший к власти
637
под неолиберальными лозунгами «новых рубежей для Америки» президент Джон Кеннеди должен был выполнить свои предвыборные обещания женскому электорату. Демократическую партию волновала проблема так называемого гендерного разрыва в голосовании. Традиционно республиканцы с 1940-х годов пользовались большим предпочтением у избирательниц. Назначение Элеонор Рузвельт председателем Комиссии подчеркивало преемственность государственной политики с предшествующим этапом женского движения. Впервые после 1930-х годов активистки из тред-юнионов, предпринимательских и профессиональных женских клубов, а также сотрудники Женского бюро при Министерстве труда собрались вместе для изучения ситуации с правами женщин в послевоенной Америке. Результатом их совместного анализа стал опубликованный в 1963 году «Доклад о положении женщин», в котором документально подтверждалась дискриминация женщин в социально-экономической сфере. В том же году благодаря поддержке президента принимается первый федеральный Закон о равной оплате труда, внесенный в Конгресс по инициативе Женского бюро еще в 1945 году. Несмотря на многочисленные оговорки, закон запрещал дискриминацию при оплате труда по признаку пола, вводя обязательность принципа одинакового вознаграждения за равноценный труд мужчин и женщин. Увенчались успехом усилия довоенного «социального» крыла женского движения, отстаивающего коллективные права женщин, занятых в промышленном производстве. Закон не распространялся на «белых воротничков», служащих и административных работников. Предстояло еще девять лет напряженной борьбы и давления со стороны нового поколения феминисток, чтобы принять необходимые поправки к Закону, распространяющие принцип равноправия в оплате на все категории работающих женщин.
Вслед за федеральной Комиссией по статусу женщин формируются Комиссии штатов, их активность позволила ввести женские проблемы в область легитимных публичных дебатов еще до возникновения нового женского движения. Комиссии смогли объединить вокруг себя женщин, стремящихся изменить ситуацию. На ежегодные конференции Комиссий штатов помимо участников собиралось все большее количество добровольцев, озабоченных статусом женщин в американском обществе.
638
2. Влияние книги Бетти Фридан Загадка женственности на развитие женского движения в Америке
В 1963 году одновременно с докладом президентской Комиссии в Америке появляется книга, оказавшая влияние на умы миллионов американских женщин. Загадка женственности1 журналистки Бетти Фридан, ставшая мировым бестселлером и классическим текстом либерального феминизма, взорвала атмосферу «потребительского рая» образованных американок из среднего класса. Многочисленные женские журналы, реклама, телевидение убеждали, что именно в конце 1950-х годов представительницы среднего класса смогли добиться «женской американской мечты»: преуспевающий и заботливый муж, здоровые дети, дом в пригороде, автомобиль, красивая одежда, которую можно демонстрировать на вечеринках и благотворительных собраниях. Их неблагополучную жизнь омрачало лишь внутреннее неудовлетворение, причины которого они не могли сформулировать ни популярным психоаналитикам, ни мужу, ни самим себе.
Бетти Фридан сумела определить причины разочарований и недовольства, осознала проблему, не имевшую названия. Стремясь исполнить предписываемое обществом «истинное», «природное предназначение» матери, жены и хозяйки дома, американские женщины отказывались от карьеры и участия в социальной, политической жизни общества. Ориентируясь на мистические образы «настоящей женственности», они превращались в инфантильные, зависимые существа, лишенные представления о своих возможностях. Неназванная проблема оказывалась драмой женской идентичности, подавления и утраты интеллекта, профессиональных и социальных интересов. Добровольно следуя устоявшимся гендерным стереотипам, женщины оказывались, по определению Бетти Фридан, в «уютном концлагере». В годы второй мировой войны шесть миллионов женщин пришло в разные сферы производства. Девушки из средних слоев, увидев для себя новые перспективы, стремились получить выс-
1 Фридан Б. Загадка женственности. М.: «Прогресс», 1994.
639
шее образование. Но послевоенная ситуация «консервативного согласия» требовала не только отказа от инноваций «нового курса» Ф. Рузвельта, но и «восстановления традиционных порядков». В Америке пятидесятых уже исчезли красочные военные плакаты с девушками, призывающими своих подруг помочь стране и занять рабочие места мужчин, ушедших на фронт. Более того, от тех, кто «занял эти места», теперь требовали вернуться к «домашнему очагу». Патриархальная гендерная идеология, как называла это Б. Фридан, приучала жалеть «невротичных, неженственных», несчастных женщин, которые хотят стать поэтами, физиками, президентами». Оказалось, что американкам, обладающим истиной женственностью, не нужна профессиональная карьера, высшее образование, политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись «старомодные» феминистки 19 века.
После выхода в свет своей книги сама Фридан, как и многие американки, начинает интересоваться деятельностью Комиссий по статусу женщин. На третьей ежегодной национальной конференции Комиссий штатов часть активисток попробовала радикализовать правительственную деятельность, заявив о необходимости принятия специальных законов, ликвидирующих барьеры к полноправному участию женщин в общественной сфере. Разочарованные нежеланием чиновников прислушаться к их требованиям, делегаты собрались в гостиничном номере Бетти Фридан и приняли решение о создании собственной неправительственной организации, которую назвали Национальной организацией женщин (НОЖ). Ее президентом стала Бетти Фридан. В 1966 году, к концу года своего основания, НОЖ насчитывала 300 активисток, через десять лет их уже было 156 тысяч. Вслед за этой организацией, ставшей самой влиятельной политической силой, возникли не менее известные Женская лига справедливых действий, Национальное женское политическое собрание и множество других групп, влившихся в движение за права женщин.
640
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
Либеральная концепция «естественных прав» определяла программные требования новых организаций 1960-х годов. Речь шла о предоставлении женщинам в полном объеме индивидуальных прав, которыми располагают граждане мужского пола. Для этого, по мнению идеологов либерального феминизма, требовалось в первую очередь добиться от законодательной власти отказа от существовавших с 19 века двух базовых правовых доктрин Соединенных Штатов. Концепция «равного, но раздельного обращения с лицами противоположного пола» и принцип «дифференцированного гражданства» допускали законодательно установленные ограничения прав женщин на основании юридического признания их «особой, отличной от мужчины социальной роли».2
Необходимость изменения американской правовой системы была поставлена в центр общественно-политических дебатов Америки 1950-х годов движением черных американцев против сегрегации в южных штатах США. Ограничение гражданских прав по признаку расы, так же как и пола, обосновывалось принятой в конце 19 века Верховным Судом США упомянутой выше доктриной «равного, но раздельного обращения». Поскольку внутренняя политика США регулируется в первую очередь законодательством штатов, и только затем федеральными законами, то Верховному Суду принадлежит верховная власть в обосновании соответствия американского законодательства принципам и статьям Конституции. В силу традиций прецедентного права решения Суда приобретают силу закона. На протяжении 19-20 веков в ответ на многочисленные иски сторонников расового и женского равноправия Верховный Суд отказывался признавать дискриминацию по признаку расы и пола в законодательной практике США.
Юридически «дискриминация» определялась как «неодинаковое обращение с лицами, находящимися в одинаковом положении». Женщины и мужчины очевидно находились в нео-
2 Doroty Stetson, Women's Rights in the USA Policy Debates and Gender Roles (Belmont, California: Brooks/ Cole Publishing Company, 1991), pp. 14-18.
641
динаковом статусе в соответствии с правовой доктриной. Женщинам «природой» предписывалась особая и единственная социальная роль матери и хозяйки дома, поэтому ограничение ее прав в публичной сфере, по определениям Верховного Суда, не противоречило принципам и статьям Конституции. гендерное неравенство закрепляла и концепция «дифференцированного гражданства», ограничивающая «гражданские обязанности женщин» их «влиянием на мужчин в качестве жен и матерей». Для американского национального самосознания, ядром которого являлась идея свободы и равенства, правовое обоснование ограничения прав какой-либо группы населения имело особо важное значение. Патриархатные нормы должны быть облечены в «демократическую» упаковку. Поэтому либеральные феминистки первоначально сосредоточили свои усилия на достижении двух взаимосвязанных целей: с одной стороны, исключение категорий «пола, половых различий и особой роли женщин» из юриспруденции, а с другой стороны, наоборот включение категории «пола» в Конституцию США как принципиальной основы гендерного равенства. Следуя формальной логике классического либерализма, они определяли гендерное равенство как сходство и одинаковость индивидуальных прав мужчин и женщин. Соответственно, всякое обращение в юридических документах к «различию мужчин и женщин», по их убеждению, закрепляло утвердившуюся гражданскую, публичную неполноценность женщин, оставляя им место в частной сфере деятельности. «До тех пор пока закон будет разделять граждан по половому признаку, — говорилось в «Декларации целей НОЖ», — женщины будут испытывать дискриминацию на основании устаревших социальных стереотипов. Пришло время покончить с утверждениями относительно особой природы женщин, которые препятствуют достижению равенства возможностей и свободы выбора женщин».3Сам термин «различие» оказался исключенным из политической риторики НОЖ и других либеральных организаций на целое десятилетие.