ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 1986
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
1. Введение: гендерная методология в истории
Вопрос о том, как писать историю, какие «инструменты» более пригодны для проникновения в помыслы людей, живших задолго до нас, — всегда волновал тех, кто занимался реконструкцией прошлого. Сейчас этот вопрос вдвойне актуален, поскольку падение влияния научных школ (в частности, марксистской) заставляет историков не только переоценивать старые теории, но и искать релевантные методы исследования в других гуманитарных науках. Новые аналитические подходы и веяния в социологии, психологии, лингвистике и философии позволили историкам задуматься над перспективами и возможностями ген-дерной методологии в своей области. Она предполагает не толькоэкспертизу социально-исторических явлений с учетом фактора пола, но иизучение опосредованной отношениями полов социальной действительности, ее изменений в пространстве и во времени. Как и гендерная социология, психология, юриспруденция и иные аналогичные направления развития гуманитарного знания, гендерный подход в науках о прошлом опровергает удобный миф о биологической предопределенности поступков человека, о том, что «биологического» в нем больше, чем социального или что оно значимее социального. Гендерная методология в истории позволяет аргументированно" опровергнуть эссенциализм (англ.essential — обязательно существующий, непременный) — идею о том, что есть что-то «данное» (Богом, Природой) и потому существовавшее извечно и не могущее быть
278
измененным в будущем, поскольку позволяет проследить, как складывалась эта «данность».1
гендерная методология в науках о прошлом формировалась в течение трех последних десятилетий. Ее рождение было бы невозможно без исторической феминологии, а также ряда новых (модернистских и структуралистских) и новейших (постмодернистских и постструктуралистских) концепций.
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
гендерная концепция в гуманитарном знании берет свое начало в событиях конца 60-х годов. Ее рождение было подготовлено во-первых, молодежными движениями конца 1960-х гг., знаменитой «студенческой революцией 1968 г.», поставившей под сомнение всю систему ценностей и ориентиров старшего поколения. Не только научное сообщество, но и социум как таковой оказались восприимчивыми к новым идеям. Во-вторых, немалую роль сыграла сопровождавшая эти молодежные движения сексуальная революция, позволившая открыто говорить о проблемах пола и открывшая для обсуждения в средствах массовой информации (а не только в научной литературе) ряд ранее табуированных тем (скажем, вопрос о сексуальной удовлетворенности женщины в браке или о толерантности к трансвестизму и операциям по смене пола).2 В-третьих, важным фактором оказалось оживление феминизма — так называемая «вторая волна» его. Феминистки первой волны — то есть те, кто создавал первые женские организации во второй половине XIX - начале XX в. — выступали за равенство прав с мужчинами (на получение образования, на участие в политической жизни,
1 R. Hubbard, M. S. Henifin, B. Fried, eds., Biological Women, the Convenient Myth (Cambridge, 1982).
2 Отметим попутно, что сексуальная революция, бесспорно, дала больше имен но женщинам: изменение взглядов на сексуальность было связно с рево люцией в области контрацепции, с появлением гормональных таблеток — впервые в истории вопрос «рожать или не рожать», от кого рожать и как часто стал решаться женщиной, а мужчины лишились сильнейшего рыча га своей власти.
279
на равную оплату труда и т. п.). Однако надежды либерального феминизма на решение женского вопроса только в социальном аспекте оказались призрачными. Женщины начала 60-х практически повсеместно добились избирательных прав,3могли получать образование и работать — но эти права во многом только усложнили положение женщин: женщины окончательно вышли за пределы своего дома, вступили в мир мужской культуры и мужской деятельности и были вынуждены принять условия мужской игры, конкуренции. Поэтому феминистки второй волны — начала 60-х — поставили вопрос оравенстве возможностей реализовывать права, возможно, уже прописанные в законах. Они поставили проблему необходимости глубинных преобразований культуры — во имя изменения модели отношений, основанных на господстве и подчинении, поставили проблему свободной, автономной женской личности, потребовали уже не просто дать женщинам право избирать политиков, но — впустить «второй пол» во властные структуры.4
Взлет феминизма оказал огромное воздействие на интеллектуальную сферу во всех странах мира: немалое число ученых избрало объектом своих изысканий женщину — в семье и на производстве, в системах права и образования, в науке и политике, в литературе и искусстве.5В итоге родилась новая дисциплина.6За рубежом она получила наименованиеwomen's studies («женские исследования» или «исследования женщин»), а в постсоветском научном дискурсе стала фигурировать под именемсоциальной феминологии.7 Новое научное направление быстро и
3 Женщины 60-х требовали — уже не просто дать им право избирать политиков, но — впустить женщин во властные структуры; именно поэтому в 60-е годы стал популярен лозунг «Демократия без женщин — не демократия».
1 Один из лозунгов революции 1968 года был: «Если женщина имеет право на половину рая, то она имеет право и на половину власти на земле!».
5 Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С. 153.
6 Пушкарева Н. Л. Кому он нужен, этот «тендер»? // Социальная история. 1998/1999. М., 1999. С. 35-62.
7 «Социальная феминология — это междисциплинарная отрасль научного знания, которая изучает совокупность проблем, связанных с социально- экономическим и политическим положением женщины в обществе, эво люцию ее социального статуса и функциональных ролей» (Хасбулато ва О. А., отв. ред. Социальная феминология. Иваново, 1998. С. 4.)
280
доказательно заявило о своей интегративности и показало связанные с нею перспективы.8
3. Что такое историческая феминология?
В среде историков на появление women's studies откликнулись прежде всего — как это было и с другими гуманитарными науками — ученые-женщины. Свою задачу они увидели в том, чтобы оживить женскую тему в изучении прошлого, «вернуть женщин истории»,9 «вписать» их в нее и тем самым «дополнить» прежнюю картину или даже «переписать»10 в соответствии с выявленными фактами. Таким образом, возникшая в конце 70-х - начале 80-хх годов историческая феминология или «история женщин» призвана была осуществить компенсаторную функцию («женской истории» ранее не существовало и возникла необходимость компенсировать этот пробел), комплементарную (иначе говоря — дополняющую), а также реэвалюи-рующую (то есть переоценивающую и пересматривающую: если «мужская» история не есть всеобщая, то история женщин в известной степени должна была «пересмотреть» устоявшиеся оценки исторических событий и акцентировку их11). Если приверженцы феминистской теории из среды философов и социологов изучают опосредованную полом социальную действительность и считают работу по выработке своих теорий происходящей на наших глазах, действующей, текущей в прямом смысле слова, то феминистки и феминисты, изучающие прошлое, ставят иную задачу. Они исследуют изменения этой опосредованной полом действительности «в пространстве» и «во времени» (то есть
8 Носителями нового знания и пропагандистами новой дисциплины в на шей стране стали не столичные, а провинциальные ученые. См.: Молевич Е.Ф., отв. ред. Социальная феминология. Межвузовский сбор ник научных статей. Самара, 1997.
9 R. Bridenthal, С. Koonz, eds., Becoming Visible: Women in European History (Boston, 1977).
10 S. J. Kleinberg, ed.,Rewrittig Women's History (Berg, 1988).
11 G. Lerner, «Welchen Platz nehmen Frauen in der Geschichte ein? Alte Defini tionen und neue Aufgaben», in E. List, H. Studer, eds., Denkverhaltnisse. Femi nismus und Kritik. Frankfurt, 1989, p. 350.
281
с учетом географической, этно-культурной и хронологической составляющей). Таким образом мы можем определить предмет дисциплины, именуемой «исторической феминологией».
Историческая феминология изучает изменения опосредованной женским полом действительности «в пространстве» и «во времени» (то есть с учетом географической, этно-культурной и хронологической составляющей). Можно сказать и проще: предмет исторической феминологии — это «женщины в истории», это история изменений их социального статуса и функциональных ролей, а также — и это очень важно — это «женская история», то есть история глазами женщин, написанная с позиций женского опыта.12
Восстанавливая «историческую справедливость в отношении женщин», феминологи убеждали, что «безмолвными» и «незаметными» статистками мировой истории женщины стали не сами по себе, а благодаря их современникам-мужчинам. Об этом впервые откровенно написала в своей статье «Женщина на вершине» американская феминистка, профессор-медиевист Прин-стонского университета Натали Земон Дэвис.13Именно мужчины, полагала она, в силу предопределенности взглядов системой ценностей, в которых главными являются карьера, самореализация в политике и в военном деле, «не пускали» женщин на убористые столбцы летописей и хроник, практически «забывали» о них при составлении правовых кодексов и намеренно отодвигали их на второй план при создании композиций книжных ми-
12 Если воспользоваться сравнениями и тезаурусом Макса Вебера, то пред мет исторической феминологии можно определить и более образно. Раз витие цивилизации, по мнению М. Вебера, было ничем иным как *раскол добыванием мира*, высвобождением его из-под власти природно-родовых начал, освященных авторитетом церкви. Частью этого «расколдовывания мира» было, с его точки зрения, и «расколдовывание» отношений между полами, их «очеловечивание», превращение в отношения взаимной ответ ственности, что — в свою очередь — невозможно без становления женской личности, ее эмансипации. Иными словами, изучая историческую фемино- логию, мы пускаемся в увлекательный путь «расколдовывания» отноше ний между мужчинами и женщинами в разные исторические эпохи, отно шений, которые заданы, на первый взгляд, самим Богом, Провидением, «ес тественным» (казалось бы!) делением всего одушевленного на два пола.
13 N. Z. Davis, «Women on Top», in N. Z. Davis, ed., Society and Culture in Early Modern France (London, 1975).
282
ниатюр, икон и фресок. «Делая видимыми» представительниц прекрасного пола во все исторические эпохи, исследовательни-цы-феминологи «подняли» темы женского участия в политической борьбе и структурах власти, в религиозных движениях и церковных объединениях, а через анализ женского домашнего труда — в экономической жизни общества, показали их роль в интеллектуальных трансформациях социума — в том числе и особенно в рождении идеологии феминизма в 16-17 вв.14
Чтобы отличить «женскую историю» от описания прошлого в общепринятом ключе, было предложено ввести новый термин в дополнение к привычному «history» (его прочитывали как«his story», «его история», «история мужчины»). Неологизм«herstory» («her story», «ее история», «история женщины») должен был исправить положение.15Несмотря на то, что этот термин не прижился, а также на то, что мировое научное сообщество отнеслось к возникновению женской истории (или исторической феминологии) с большой долей скепсиса, авторам работ по «истории женщин» удалось доказать, что их подход имеет право на существование.16Итогом огромной интеллектуальной работы ученых разных стран стала шеститомнаяИстория женщин на Западе, выпущенная в свет под наблюдением и общей редакцией ведущих специалистов по социальной истории —