Файл: Введение в гендерные исследования_Жеребкина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 1982

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Фонда Дж. Д. И к. Т. Макартуров в рамках проекта хцги «Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего ссср»

Ihtik.Lib.Ru

9 Гендерная проблематика в психологии

1. Возникновение и развитие женских исследований

2. Возникновение и развитие гендерных исследований

Степень магистра искусств по программе «Гендер, литература и современность» (одновременно со степенью по английскому языку)

Феминистская теория 90-х годов:

2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности

3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер

3. Женская сексуальность в феминистской теории

1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ

4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма

1. Новое женское движение

2. Женщины в традиционной политической теории

3. Феминистская методология в политической теории

4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории

5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма

6. Политические требования феминизма

7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы

1. Пол и политика: постановка проблемы

2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма

3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер

4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер

5. Значение и проблематичность аргументации «конкретной морали» в феминистской политической теории Шейлы Бенхабиб

6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе

1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика

2. Теоретические основания

3. Основные положения

2) Задачи конструктивистского анализа

4. Заключение

1. Феминистская критика социологической эпистемологии

1) Понятие феминистской эпистемологии

2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания

3) Субъект познания: феминистские интерпретации

4) Объект познания: феминистские интерпретации

5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации

2. Альтернативные эпистемологии

1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии

3) Феминистский позиционный подход

5) Постмодернистская феминистская эпистемология

3. Методы феминистского исследования

4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений

3. Феминистский подход к интерпретации

1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования

2. Проблема выбора метода

1) Партийность, ангажированность и «частичная идентификация» как методологические стратегии: проблемы и противоречия

2) «Взгляд снизу»

3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»

4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей

3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы

4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях

1) Биографическое исследование

4) Анализ и интерпретация изображений

6) Психоаналитическая интерпретация текста

9) Анализ языка тела

5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии

1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли

2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики

3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики

4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики

5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины

1. Введение: гендерная методология в истории

2. «Ее история»: рождение исторической феминологии

3. Что такое историческая феминология?

4. Чего достигла историческая феминология?

5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории

6. От «истории женщин» к «гендерной истории»

7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»

8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»

9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов

1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии

2. Пол (гендер) и мозг человека

3. Гендерные различия в когнитивной сфере

4. Тендер и эмоции

5. Гендерные роли

6. Гендерная идентификация

7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки

8. Феминистская психология

9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии

70 Гапова е., Усманова а. Предисловие // Антология гендерной теории / Сост. Гапова е., Усманова а. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-11.

71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.

72 Синельников а. Паника. Террор. Кризис. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования. 1998, №1. С. 211-227.

1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения

2. Фрейдовская теория гендера

3. Феминистская критика Фрейда

4. «Жак Лакан: феминистское введение»

1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности

5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления

1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа

1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии

2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид

3. Тезис «знание-власть» в антропологии

4. Основные положения феминистского проекта в антропологии

5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер

6. Феминистская критика антропологии

1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии

2. Гендерная проблематика в античной философии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля

3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья

4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации

2) Кант о различии мужского и женского разума

5. «Эпоха чувственности». Метафизическое оборачивание: новая концепция женского в философии романтизма

6. Женское/телесное в философии Ницше

7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского

8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса

2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм

3. Культурология и/или «культурные исследования»

4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях

6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций

2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре

7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии

2. Женщины и искусство: политики репрезентации

1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства

2. Основные положения феминистской

3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики

4. Основные темы феминистской критики искусства

5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»?

6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации

7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма

2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма

3. Основные концепции и направления

4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований

1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии

2. Возникновение феминистской лингвистики

3. Теоретические основы феминистской лингвистики

4. Основные течения в феминистской лингвистике

5. Грамматическая категория рода и проблема референции

6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики

8. Теория двух культур д. Таннен

9. Феминистское планирование и

10. Значение феминистской лингвистики для языкознания

1. Введение: понятие феминистской литературной критики

2. Понятие женской литературы

2) Женско-центрированная литература: «время невинности»

3. Понятие «женского чтения»

1) Основные положения теории «женского чтения»

2) Критика теорий «женского чтения»

4. Понятие «женского письма»

1) Основные положения теории «женского письма»

5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»

6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

1. «Кризис маскулинности» и мужские движения

2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности

1) Биолого-эволюционный подход

4) От мужских ролей к гендерным идентичностям

3. Маскулинность как история

4. Заключение

1. Права женщин в контексте прав человека

2. Право женщин на жизнь, здоровье,

3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути

4. Права женщин в экономической и социальной сферах

5. Политические права женщин

6. Заключение

Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности

3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша

4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша

5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша

6. Проблема сексуальности и

1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика

2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции

3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения

7. Значение темы насилия для теории и

1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша

8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»

9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша

10. Заключение: значение женского

2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей

3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии

4. Влияние движения на политику

Об авторах

Директор издательства:

Главный редактор:

«Алетейя»:

Для получения книг почтой заказы направляйте по адресу:

199034: Санкт-Петербург,

191866, Санкт-Петербург,

1. Возникновение и развитие женских исследований

Связь женских исследований с новыми социальными движениями. Термин «гендерные исследования»(gender studies) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований(women's studies) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований(feminist studies).

Женские исследования как академическая дисциплина уходят корнями в феминизм первой волны, в феминистскую критику традиционной науки и высшего образования, которая стала особенно влиятельной после опубликования в 1949 году книги Симоны де Бовуар Второй пол. Ряд курсов по вопросам роли женщин в истории и литературе существовал и ранее, правда, они были разрозненными и единичными; таким образом, вплоть

18

до начала 1970-х годов женские исследования не фигурировали под таким именем в университетах и колледжах США.

Несмотря на продолжающиеся теоретические споры о том, считать ли женские исследования прямым или косвенным следствием женского движения, а также непрекращающуюся теоретическую дискуссию о характере связи академического феминизма и практики женского движения, факт остается фактом: первые курсы женских исследований в высшей школе США были организованы непосредственно под влиянием женских движений 1960-1970-х годов. Теоретический анализ в то время считался важнейшим условием социальных изменений (что, кстати, было характерно для эмпирической американской социологии в целом), а исследование угнетения женщин ассоциировалось с поиском политических и социальных возможностей преодоления неравенства в патриархальных и капиталистических обществах. Тесная связь теории и практики была главным принципом развития данной академической дисциплины в США, а политический характер знания, в том числе — и особенно — феминистского, казался не только совершенно очевидным, но и необходимым.


Женские исследования в США возникли, во-первых, одновременно с этническими (ethnic studies) и черными(black studies) исследованиями в ответ на растущую критику в адрес консерватизма и дискриминационных политик в академии, и, во-вторых, как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщин и других маргинализованных групп в обществе. В эти годы женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за свои гражданские и экономические права. Утверждая, что «личное есть политическое», феминистки начали открыто обсуждать то, о чем раньше говорилось лишь шепотом — например, сексуальность, изнасилование, сексуальное насилие в форме инцеста и домашнее насилие. Для феминисток было ясно, что все эти проблемы неразрывно связаны между собой, и чтобы достичь свободы для женщин, необходима борьба по каждому отдельному вопросу.

Академические, социальные и политические цели феминистского освободительного движения развивались бок о бок с освободительными движениями чернокожих, американских индейцев и сексуальных меньшинств, движениями за гражданские, студенческие права и антивоенными выступлениями. Все эти

19

социальные группы, имеющие представителей в академическом сообществе и вне его, убедительно доказывали, что их культурные практики, жизненный опыт и представления о социальном мире очень важны для понимания, развития и трансформации современного общества. Эти движения, получившие название политик идентичности, способствовали институциализации программ женских и гендерных исследований, а также программ изучения расы и сексуальности в американских университетах. Кроме того, деятельность этих движений привела к увеличению числа женщин и представителей меньшинств в различных академических сферах.

Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960-х-1970-е годы) — создание новой академической дисциплины женских исследований(women's studies). Первая программа женских исследований была открыта в 1969/70 учебном году в университете Сан-Диего. В тот год в университетах США в целом насчитывалось лишь 17 лекционных курсов о женщинах. Однако к 1980 году число таких курсов выросло до 20 тысяч, а количество программ, или специальностей, существующих в рамках традиционных или новых самостоятельных кафедр и факультетов, уже равнялось 350.

Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических социальных и гуманитарных дисциплин — в основном, в литературе, истории, философии, социологии и психологии. Преподавание многочисленных и разнообразных курсов было начато официальным и неофициальным образом, в различных условиях, часто по настоянию студентов. Первые феминистские требования, предъявляемые к университетам, были связаны с «внесением» женщин в учебные планы, учебники, издательские каталоги. Также были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе несправедливо забытые труды женщин, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин и гендера. Многие из новых курсов были включены в учебные планы существующих специальностей,и только в нескольких колледжах и университетах получили развитие самостоятельные программы женских исследований.


Тезис «добавить женщину» в традиционные социальные и гуманитарные дисциплины возник из осознания того факта, что женщины на протяжении долгого развития культуры обычно

20

исключались из публичного дискурса и ассоциировались с домашней сферой, семьей и «женской работой». Кроме того, из-за того, что женщин редко обучали грамоте, имеется очень мало документальных источников о жизни наших праматерей. В результате история культуры состоит в основном из мужских имен, которые и изучаются традиционным гуманитарным или социальным знанием. Например, по сравнению с большим числом художников-мужчин, лишь немногие женщины участвовали в создании произведений искусства и архитектуры — того, что традиционно изучается историками искусства. Многие женщины, которые выражали себя в творчестве, делали это посредством музыки, танца, вышивки, ткачества и ковроткачества, плетения, вязания, лоскутного шитья — а ведь все эти формы являются хрупкими, эфемерными и анонимными. Отсюда слабая представленность женщин в мире мужского художественного истэблишмента, то есть среди тех, чьи картины висят в музеях, а книги публикуются.1Женщины редко играли решающую роль в промышленности или доминантных религиях, продолжая оставаться исключенными из сферы такого лидерства и сегодня.

В то же время вскоре стало ясно, что подход «добавить женщину» в социальное знание оказался недостаточным, поскольку ни одна из традиционных дисциплин не была в состоянии предоставить полноценное понимание жизни женщин. В результате в течение 1970-х годов многими университетскими преподавателями и учеными была осознана необходимость более целенаправленного развития самостоятельных программ женских исследований, которые бы целостным образом изучали жизнь женщин на основе так называемого «женского опыта», а не универсального мужского.

Данное переосмысление привело к оформлению женских исследований в вид университетских программ (факультетов, центров, кафедр или специальностей), где можно получить знания о мире и людях с разнообразных междисциплинарных и феминистских позиций, а главное — с женской точки зрения. Именно это отличало программы женских исследований от факультетов социологии, психологии, философии, экономики или

1 «Introduction to Women's Studies», Women's Realities, Women's Choices. An Introduction to Women's Studies by Humter College Women's Studies Collective (New York, Oxford: Oxford University Press, 1983), p. 8.

21

истории. До недавнего времени как женщины, так и мужчины смотрели на мир с мужской перспективы, поскольку все теории о людях, нашей природе и нашем поведении были созданы учеными-мужчинами. Когда собственный опыт женщин помещается в центр познавательного процесса, это позволяет ставить новые аналитические вопросы, развивать оригинальные теории и вносить существенный вклад в понимание нас самих и нашего мира.


К первой стадии развития женских исследований в США относится также и создание в 1977 году Национальной ассоциации женских исследований, основной целью которой было поддержка, распространение и развитие новых университетских программ по женским исследованиям. Ассоциация начала проводить ежегодные конференции, публиковать журнал, проводить мониторинг программ и рассылать информацию по университетам США.

Надо отметить, что финансовая поддержка женских исследований со стороны общего бюджета университетов в ту пору была очень слабой. Например, в университете Нью-Мехико, где программа женских исследований начала свое существование в 1972 году, год спустя университетом было выделено всего 150 долларов, из которых две трети было выплачено в качестве гранта аспирантке, работавшей в качестве помощника координатора, а одна треть предназначалась на расходные материалы.

Вторая стадия развития женских исследований: институциализация. Ее начало можно отсчитывать с начала 1980-х годов. В этот период происходит интеграция женских исследований в высшее образование США, а также развитие так называемых «гендерно-сбалансированных учебных планов» посредством введения новых знаний о женщинах в традиционные социальные и гуманитарные дисциплины. Основной целью этого периода была общенациональная институциализация женских исследований в системе высшего образования США. В целом этот период можно назвать «мэйнстримом» женских исследований, а его усилия были направлены на приведение к общему знаменателю всей идеологии высшего образования в США.

Характерно, что этот общенациональный проект был поддержан не только бюджетом самих университетов, но и государственными и частными американскими фондами (например, фонд

22

Форда спонсировал перестройку социальных образовательных специальностей в университете Аризоны и т. п.). И хотя многие университеты не получили достаточного финансирования, именно во втором периоде своего развития женские исследования в США были институциализированы. Наиболее богатые программы открыли исследовательские институты и центры, начали издавать собственные книги и журналы, а некоторые даже приобрели статус отдельных факультетов. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин, явлений дискриминации в публичной сфере и частной жизни, гендерных предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были учреждены и специальные журналы в области женских исследований — прежде всего Feminist Studies, Women's Studies, Signs, Quest, Sex Roles, Women's Studies Newsletter. Также были опубликованы первые антологии и хрестоматии по женским исследованиям.


Вторая стадия развития женских исследований в университетах США была связана не только с переосмыслением роли женщин в жизни общества, но и с переосмыслением самого принципа традиционной, дисциплинарной организации знания. Мы знаем, что знание о людях и мире разделено на дисциплины, некоторые из которых имеют давнюю и богатую традицию (например, история и философия). Ряд других — психология, социология, экономика — начали развиваться как самостоятельные дисциплины лишь одно или два столетия назад; сегодня же существуют и совсем новые академические дисциплины, такие как, например, генетика, компьютерные науки, теория коммуникаций и т. п. Независимо от своего возраста каждая из этих дисциплин обладает относительно самостоятельным способом познания, базируется на некотором наборе исходных положений, явных и неявных установок, выраженных в форме непреложных истин и этических представлений. Эти истины, представления и предпосылки становятся для ученого руководством к действию, причем следующие из них выводы и интерпретации не являются одинаково истинными для женщин и мужчин. Они не всегда соответствуют женскому опыту и могут неверно объяснять женское поведение: фактически, это изучение мира с позиции мужчин.

В свою очередь, женские исследования фокусируются на женском опыте и стоят на таких положениях, которые могут

23

помочь воссоздать женский мир. Поэтому женские исследования — это не только дополнение и исправление традиционных наук; это еще и новая самостоятельная академическая дисциплина, которая требует от других дисциплин пересмотра их оснований и объяснительной логики. Другими словами, женские исследования — это попытка привнести фундаментальные изменения в академию посредством научного поиска. Именно в качестве новой дисциплины женские исследования не только ставят под сомнение основные методы и гипотезы традиционных наук, но и обеспечивают свежий и цельный взгляд на мир посредством междисциплинарной методологии, подвергающей сомнению сам факт разделения знания на отдельные, изолированные дисциплины и позволяющей изучить любой вопрос с разных сторон, подвергнув критике однобокое видение предмета в традиционных дисциплинах и стимулируя тем самым их развитие.

Безусловно, традиционные дисциплины (например, психология, история, антропология) исследуют не только мужчин, но и женщин. Однако в существующем научном знании мы увидим большие пробелы, заблуждения и неточности, доказывающие, как мало нам известно о половине человеческого рода — женщинах. Что, например, нам известно о женщинах в античности и средневековье? Как нам понять и узнать женщин этого периода, если мы полагаемся лишь на документальные материалы, оставленные мужчинами и о мужском опыте? Долгое время археологи разрабатывали и подтверждали теории о происхождении и развитии человека, расширяя знания об орудиях труда и нормах поведения, ассоциируемых с мужской сферой деятельности — охотой. Однако, когда антрополог-феминистка Сэлли Слокам в 1975 году спросила, чем в ту эпоху занимались женщины, то выяснилось, что у нас весьма скудные сведения о женской деятельности в доаграрных обществах.2Поэтому одной из задач женских исследований является поиск недостающей информации о женщинах прошлого и настоящего — писательниц и художниц, мыслительниц и поэтесс, тех, кто обеспечивает питание своей семье, кто занят в торговле и ремесле, простых и знатных,