ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2024
Просмотров: 1985
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
9 Гендерная проблематика в психологии
1. Возникновение и развитие женских исследований
2. Возникновение и развитие гендерных исследований
Феминистская теория 90-х годов:
2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер
3. Женская сексуальность в феминистской теории
1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ
4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
2. Женщины в традиционной политической теории
3. Феминистская методология в политической теории
4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории
5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма
6. Политические требования феминизма
7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
1. Пол и политика: постановка проблемы
3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер
4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе
1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика
2) Задачи конструктивистского анализа
1. Феминистская критика социологической эпистемологии
1) Понятие феминистской эпистемологии
2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания
3) Субъект познания: феминистские интерпретации
4) Объект познания: феминистские интерпретации
5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
2. Альтернативные эпистемологии
1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
3) Феминистский позиционный подход
5) Постмодернистская феминистская эпистемология
3. Методы феминистского исследования
4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений
3. Феминистский подход к интерпретации
1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования
3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»
4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей
3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы
4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях
1) Биографическое исследование
4) Анализ и интерпретация изображений
6) Психоаналитическая интерпретация текста
5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики
3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики
5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины
1. Введение: гендерная методология в истории
2. «Ее история»: рождение исторической феминологии
3. Что такое историческая феминология?
4. Чего достигла историческая феминология?
5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории
6. От «истории женщин» к «гендерной истории»
7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»
8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»
9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии
2. Пол (гендер) и мозг человека
3. Гендерные различия в когнитивной сфере
7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.
1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
3. Феминистская критика Фрейда
4. «Жак Лакан: феминистское введение»
1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности
5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления
1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид
3. Тезис «знание-власть» в антропологии
4. Основные положения феминистского проекта в антропологии
5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер
6. Феминистская критика антропологии
1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии
3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья
4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации
2) Кант о различии мужского и женского разума
6. Женское/телесное в философии Ницше
7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса
2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
3. Культурология и/или «культурные исследования»
4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»
5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях
6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций
2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
2. Женщины и искусство: политики репрезентации
1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства
2. Основные положения феминистской
3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
4. Основные темы феминистской критики искусства
6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации
7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства
1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма
2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
3. Основные концепции и направления
4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
2. Возникновение феминистской лингвистики
3. Теоретические основы феминистской лингвистики
4. Основные течения в феминистской лингвистике
5. Грамматическая категория рода и проблема референции
6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
8. Теория двух культур д. Таннен
9. Феминистское планирование и
10. Значение феминистской лингвистики для языкознания
1. Введение: понятие феминистской литературной критики
2) Женско-центрированная литература: «время невинности»
1) Основные положения теории «женского чтения»
2) Критика теорий «женского чтения»
1) Основные положения теории «женского письма»
5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»
6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения
2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности
1) Биолого-эволюционный подход
4) От мужских ролей к гендерным идентичностям
1. Права женщин в контексте прав человека
2. Право женщин на жизнь, здоровье,
3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути
4. Права женщин в экономической и социальной сферах
Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности
3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша
4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша
5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
7. Значение темы насилия для теории и
1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша
8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»
9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша
10. Заключение: значение женского
3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии
4. Влияние движения на политику
7 Эванс С. Рожденная для свободы. История американских женщин. М.: «Прогресс», 1993. С.288.
647
их деятельности стали создаваемые неформальные небольшие дискуссионные группы «роста самосознания» («conscious-raising»). Осознание персональной женской депривации и личного опыта как политической проблемы и как социальной модели неравенства женщин как группы неизбежно вело, по мнению организаторов, к формированию коллективной идентичности и новой солидарной активности. «Личный опыт и личные переживания дают основания говорить об общей проблеме угнетения всех женщин, — говорилось в Манифесте «Красных чулок», влиятельной радикальной группы из Нью-Йорка. — Мужское доминирование — это старейшая форма господства и эксплуатации женщин. Рост самосознания — это не психотерапия, это развитие солидарного классового сознания женщин. Наша цель — освобождение от всех видов подавления женской личности».8
Феминистки нового радикального направления начинали свою активность с придуманной ими тактики спонтанных «прямых, целенаправленных действий». Они экспериментировали со всевозможными внешними театрализованными мероприятиями, ориентированными на расшатывание системы гендерных культурных норм, стереотипов и ценностей. В 1968 году в Атлантик-Сити во время конкурса «Мисс Америка» они собрали толпы зрителей и репортеров. За пределами здания, где проходило популярное шоу, студентки короновали живую овцу, публично побросав дамские журналы и предметы женского туалета в мусорные баки. Подобные акции по символическому разрушению «оков естественного предназначения» вливались в более мощный поток поиска новых форм групповой активности на уровне местных сообществ. Отсутствие формальных структурно-организационных рамок «освободительной ветви движения» содействовало проявлению любой женской инициативы снизу. То, что справедливо оценивалось исследователями как слабость всего движения, в то же время обеспечило масштабы и динамику радикальных изменений.9Любая женщина или женская группа могла начать деятельность на уровне местной общины, города или штата.
8 Mary Norton, ed., Major Problems in American Women's History. Documents and Essays (Lexington: D.C. Heath and Company, 1989), p. 400.
9 Jo Freeman, The Politics of Women's Liberation. A Case Study of an Emerging Social Movement and its Relation to the Policy Process (New York: Daving Mc Kay Company, Inc., 1975).
648
В многочисленных группах «роста сознания» и «повышения личностной самооценки» их участницы по-новому осмысливали хорошо известную дискуссию «сходство — различие». В радикальном течении женское различие, противостоящее пониманиюравенства как одинаковости, перестает быть ругательным термином. По инициативе женских групп формируются альтернативные женские «контркультурные» социальные институты и практики. С конца 1960-х годов появляются феминистские издания, книжные магазины, кафе, детские сады, женские клиники и центры женского здоровья и планирования семьи, кризисные центры для женщин, подвергшихся сексуальному и домашнему насилию. По своему размаху «освободительное» женское движение к середине 1970-х годов начинает превосходить масштабы антивоенных и молодежных выступлений.
Феминистский вызов становится ведущей темой средств массовой информации. Движение за права женщин не вызывало такого резонанса. Реформизм женских либеральных организаций 1960-х годов в целом вписывался в рамки демократической системы США, в то время как радикализм освободительных групп грозил разрушением многовековых социокультурных ценностей, институтов и политик. В 1971 году известная журналистка Глория Стайнем начинает выпускать журнал «Ms». Само название журнала акцентировало одно из популярных направлений культурной борьбы. Вместо сексистских языковых норм «Miss» или «Mrs», указывающих на семейный статус, новая нейтральная норма «Ms» была направлена на освобождение женского сознания. Огромная популярность феминистского издания демонстрировала значимость и успешность начавшейся «революции». Глория Стайнем становится одним из лидеров нового движения. Признанная звезда журналистики, чей портрет в качестве фотомодели красовался на глянцевых обложках журналов мод 1950-х годов, впервые поднимает в своем журнале шокирующие массовое общественное сознание темы: женская сексуальность, контроль над собственным телом и репро-дуктивностью, сексуальное насилие против женщин. В пуританской Америке более чем в какой-либо другой стране введение подобных проблем в публичный дискурс представлялось подрывом фундаментальных моральных устоев и крушением двухсотлетней цивилизации.
649
6. Проблема сексуальности и
репродуктивных прав в теории и практике женского движения США
1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика
В 1970 году выходит книга Сексуальная политика10 одной из известных активисток «освободительных» групп Кейт Миллетт, которая первой дала расширительное применение термина «политика» по отношению к сексуальности, телу, эмоциям и многим другим социокультурным сферам, известным до этого как индивидуальная, «личная жизнь». Американский радикальный феминизм отвергал классически либеральную дихотомию публичной и частной жизни. Последняя, в их теоретических построениях, потеряла статус автономности, отдельности от публичных властных институтов. Название книги Миллетт стало ключевым понятием в исследовании социальной реальности радикальным течением. «Деспотизм патриархата, — писала Миллетт, — предписывающего нам темперамент и роли, не вызывает у нас вопроса о правомерности подобной регламентации. Не рождают в нас серьезного вопроса и взаимоисключающие, противоречивые полярные качества, подводимые под категории «мужественности» и «женственности»... Если говорить об организации подчинения, то патриархат как правящая идеология не имеет себе равных; наверное, ни одна система никогда не имела столь полного контроля над своими субъектами».11
Как и в популярных «ново-левых» концепциях сексуальной революции, основным орудием подавления личности у Миллетт выступает семья, как «подразделение правительства патри-архатного государства, которое управляет своими гражданами через глав семей». Здесь радикальный феминизм вступал в сложные и противоречивые отношения с начавшейся в рамках молодежного движения 1960-х годов сексуальной революции. Одним из объективных факторов по изменению сексуальных норм, установок и поведения стало, как известно, появление противо-
10 Kate Millett, Sexual Politics (New York: Avon Books, 1970).
11 Миллет К. Теория сексуальной политики // Феминизм и гендерные ис следования. Тверь, 1999. С. 126.
650
зачаточных таблеток, дававшее женщинам возможность контролировать свою судьбу. Студенческий вызов пуританской морали, заключаемый в рамки социально-политического протеста (лозунг хиппи — «любовь, а не война»), также мог служить женскому сексуальному освобождению. Прокреативный императив, двойная мораль и викторианские предписания добропорядочности уже не довлели над женским поведением. Более того, участницы молодежных групп, битников и коммун хиппи, получившие право на выражение своих сексуальных устремлений и чувств, не только могли, но и должны были демонстрировать разрыв с конвенциональным сексуальным поведением и приверженность новым, «радикальным» формам «свободной» или групповой любви. Очередное разочарование молодых женщин оказалось связанным с тем, что отмена морально-религиозных запретов не связывалась при этом с эмансипацией женской личности. Будучи по преимуществу объектом мужского сексуального желания, они не получали права собственного взгляда и голоса. Незыблемость гендерной иерархии и патриархатных институтов в идеологической системе левых студенческих организаций неизбежно привели к формированию собственного феминистского понимания сексуальных политик, направленных на женское освобождение.
Заслугой освободительного крыла становится перенесение дебатов о сексуальности из религиозно-нравственного в социально-политический контекст. Сексуальность как исторический конструкт, связанный с системой социальных отношений, из сферы индивидуальной, частной жизни таким образом переходит в публичный дискурс, становясь центром общественных дебатов 1970-х годов.
Сексуальность и деторождение в пуританской Америке были призваны оставаться исключительно в приватной сфере. Изменения здесь происходили медленно. До войны, в рамках кампании «контроля за рождаемостью», активистки женского движения поставили вопрос о необходимости медицинского просвещения женщин и мужчин. За «постановку вопроса» многие из них расплачивались тюремным заключением. Только специальным решением Верховного суда в 1936 году распространение информации о средствах контроля за рождаемостью перестало классифицироваться как «непристойная» и незаконная деятельность». Но понадобилось еще 30 лет, прежде чем в 1960-е годы женатые
651
пары во всех штатах США смогли легально приобретать контрацептивы.12В этом контексте становится понятной ожесточенность борьбы, которую пришлось вести женским организациям за право репродуктивного выбора. Контроль над процессом репродукции приобрел решающую роль в определении путей и способов женского освобождения. В итоге эта проблема, включавшая в качестве центрального требование легализации абортов, расколола Америку на два враждебных лагеря на последующие десятилетия.
2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции
Теоретическое обоснование радикальной позиции было дано в вышедшей в 1970 году и сразу ставшей знаменитой книге Суламифь Файерстоун Диалектика пола: доводы для феминистской революции.13 В этой работе двадцатипятилетняя активистка «ново-левого» движения и организатор «освободительных» групп Файерстоун предлагала новое объяснение причин тотального угнетения женщин: она определяла патриархат через контроль мужчин над репродуктивными функциями женщин. Поскольку именно рождение и воспитание детей делает женщину зависимой от мужчины в плане материального существования и выживания, то становилось очевидным, по мнению Файерстоун, что биологические различия формируют отношения власти и подчинения. Она предлагала простой, но утопический рецепт решения проблем, предопределенный эйфорией экономического роста и научно-технической революцией 1950-1960-х годов. Новые биотехнологии искусственной репродуктивности были призваны освободить женщин от мужского контроля и доминирования. Несмотря на то, что позитивный проект, как и исходные теоретические посылки Файерстоун, были подвергнуты впоследствии феминистской критике, критическая часть и постановка проблем в книге, ставшей классическим текстом по теории феминизма, сыграли значительную социальную роль в ради-
12 John D'Emilio and Emil Freedman, Intimate Matters. A History of Sexuality in America (New York: Harper and Row, 1989), p. 25.
13 Shulamith Firestone, The Dialectic of Sex: The Case for Feminist Revolution (New York: William Morrow, 1970).
652
кализации женской «повестки дня» не только в США, но и в других странах.
3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения
Центральное место в движенческой активности по реформированию репродуктивных практик заняла кампания за предоставление американкам права на аборт. Кампания с самого начала объединяла оба крыла движения. Подходившие к обоснованию справедливости этого требования с разных идейно-теоретических позиций, формальные и неформальные группы смогли, с одной стороны, организовать успешное давление на политическую элиту, с другой, переломить к концу 1960-х годов общественное мнение с свою сторону. Дискуссия по репродуктивной политике американского государства была начата задолго до возникновения второй волны. Но именно феминистская мысль сформулировала проблему в рамках идей автономии, самоопределения и прав женской личности. Легализация аборта, отстаиваемая феминистками под лозунгом «право на выбор», обеспечивала, в первую очередь, независимость и свободу в сексуальных отношениях. Для либералов это означало расширение правового пространства равенства естественных прав. Для радикального крыла «репродуктивная свобода, — говорила в одном из публичных выступлений Глория Стайнем, — это не просто один из аспектов проблемы угнетения — это и есть сама проблема. Она будет долго оставаться в центре феминистской борьбы, т. к. контроль над женским телом, как средством репродукции, есть основа патриархата».14Звучный лозунг на обложке журнала «Ms» определял пафос кампании: «Если бы мужчины могли беременеть, право на аборт считалось бы священным». «Праву на выбор»(pro-choice) консервативная оппозиция противопоставила защиту «права на жизнь» (pro-life), демонизируя своих противниц как убийц детей в глазах религиозного большинства. Упорная борьба завершилась победой феминисток. В 1973 году Верховный суд в деле «Роу против Уэйда» поддержал судебный иск Джейн Роу о признании неконституционным закона штата