Файл: Введение в гендерные исследования_Жеребкина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 1959

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Фонда Дж. Д. И к. Т. Макартуров в рамках проекта хцги «Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего ссср»

Ihtik.Lib.Ru

9 Гендерная проблематика в психологии

1. Возникновение и развитие женских исследований

2. Возникновение и развитие гендерных исследований

Степень магистра искусств по программе «Гендер, литература и современность» (одновременно со степенью по английскому языку)

Феминистская теория 90-х годов:

2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности

3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер

3. Женская сексуальность в феминистской теории

1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ

4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма

1. Новое женское движение

2. Женщины в традиционной политической теории

3. Феминистская методология в политической теории

4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории

5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма

6. Политические требования феминизма

7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы

1. Пол и политика: постановка проблемы

2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма

3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер

4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер

5. Значение и проблематичность аргументации «конкретной морали» в феминистской политической теории Шейлы Бенхабиб

6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе

1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика

2. Теоретические основания

3. Основные положения

2) Задачи конструктивистского анализа

4. Заключение

1. Феминистская критика социологической эпистемологии

1) Понятие феминистской эпистемологии

2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания

3) Субъект познания: феминистские интерпретации

4) Объект познания: феминистские интерпретации

5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации

2. Альтернативные эпистемологии

1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии

3) Феминистский позиционный подход

5) Постмодернистская феминистская эпистемология

3. Методы феминистского исследования

4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений

3. Феминистский подход к интерпретации

1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования

2. Проблема выбора метода

1) Партийность, ангажированность и «частичная идентификация» как методологические стратегии: проблемы и противоречия

2) «Взгляд снизу»

3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»

4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей

3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы

4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях

1) Биографическое исследование

4) Анализ и интерпретация изображений

6) Психоаналитическая интерпретация текста

9) Анализ языка тела

5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии

1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли

2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики

3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики

4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики

5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины

1. Введение: гендерная методология в истории

2. «Ее история»: рождение исторической феминологии

3. Что такое историческая феминология?

4. Чего достигла историческая феминология?

5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории

6. От «истории женщин» к «гендерной истории»

7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»

8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»

9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов

1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии

2. Пол (гендер) и мозг человека

3. Гендерные различия в когнитивной сфере

4. Тендер и эмоции

5. Гендерные роли

6. Гендерная идентификация

7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки

8. Феминистская психология

9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии

70 Гапова е., Усманова а. Предисловие // Антология гендерной теории / Сост. Гапова е., Усманова а. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-11.

71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.

72 Синельников а. Паника. Террор. Кризис. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования. 1998, №1. С. 211-227.

1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения

2. Фрейдовская теория гендера

3. Феминистская критика Фрейда

4. «Жак Лакан: феминистское введение»

1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности

5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления

1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа

1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии

2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид

3. Тезис «знание-власть» в антропологии

4. Основные положения феминистского проекта в антропологии

5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер

6. Феминистская критика антропологии

1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии

2. Гендерная проблематика в античной философии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля

3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья

4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации

2) Кант о различии мужского и женского разума

5. «Эпоха чувственности». Метафизическое оборачивание: новая концепция женского в философии романтизма

6. Женское/телесное в философии Ницше

7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского

8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса

2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм

3. Культурология и/или «культурные исследования»

4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях

6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций

2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре

7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии

2. Женщины и искусство: политики репрезентации

1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства

2. Основные положения феминистской

3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики

4. Основные темы феминистской критики искусства

5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»?

6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации

7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма

2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма

3. Основные концепции и направления

4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований

1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии

2. Возникновение феминистской лингвистики

3. Теоретические основы феминистской лингвистики

4. Основные течения в феминистской лингвистике

5. Грамматическая категория рода и проблема референции

6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики

8. Теория двух культур д. Таннен

9. Феминистское планирование и

10. Значение феминистской лингвистики для языкознания

1. Введение: понятие феминистской литературной критики

2. Понятие женской литературы

2) Женско-центрированная литература: «время невинности»

3. Понятие «женского чтения»

1) Основные положения теории «женского чтения»

2) Критика теорий «женского чтения»

4. Понятие «женского письма»

1) Основные положения теории «женского письма»

5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»

6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

1. «Кризис маскулинности» и мужские движения

2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности

1) Биолого-эволюционный подход

4) От мужских ролей к гендерным идентичностям

3. Маскулинность как история

4. Заключение

1. Права женщин в контексте прав человека

2. Право женщин на жизнь, здоровье,

3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути

4. Права женщин в экономической и социальной сферах

5. Политические права женщин

6. Заключение

Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности

3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша

4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша

5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша

6. Проблема сексуальности и

1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика

2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции

3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения

7. Значение темы насилия для теории и

1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша

8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»

9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша

10. Заключение: значение женского

2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей

3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии

4. Влияние движения на политику

Об авторах

Директор издательства:

Главный редактор:

«Алетейя»:

Для получения книг почтой заказы направляйте по адресу:

199034: Санкт-Петербург,

191866, Санкт-Петербург,

14 «Женщины в эпоху Реформации и Контрреформации были одновременно и освобождены, и закрепощены... С точки зрения закрепления стереоти пов, касающихся поведения женщин, возможности выбора модели поведе ния, — они были ограничены. С точки же зрения новых условий для духовной самореализации в условиях сильнейших идеологических потря сений они получили свободу, не меньшую, чем мужчины» (Women in Reformation and Counter-Reformation Europe. Public and Private Worlds, in Sh. Marshall, ed. (Bloomington and Indianopolis, 1989), p. 207) Подробнее о возникновении идеологии феминизма в XVI-XVII вв. см.: Пушкарева Н.Л. Женщины России и Европы на пороге Нового времени. М., 1996. С. 20-21; Репина Л.П. Указ. соч. С. 180-181; М. Wiesner, Women and Gender in Early Modern Europe. Cambridge, 1993 и О. Hufton, The Prospect Before Her: a History of Women in Western Europe 1500-1800 (London, 1995).

15 A. Davin, «Redressing the Balance or Transforming the Art? The British Experience», in S.J. Kleinberg, ed.,Rewrittig Women's History (Berg, 1988).

16 D. Ryley, Am I That Name? Feminism and the Cathegory of 'Women' in History (London, 1988); J.W. Scott, «The Problem of Invisibility», in S.J. Kleinberg, ed. (Berg, 1988), pp. 5-30.

283

Натали 3. Дэвис, Жоржа Дюби, Мишель Перро, Арлетты Фарж и др.17В 1989 году, наXVIIКонгрессе исторических наук приверженцы истории женщин создали свою научную ассоциацию — Международную ассоциацию для исследований женской истории.


4. Чего достигла историческая феминология?

Историческая феминология выполнила свою главную задачу — вернула женщин истории. На Западе упомянутое «возвращение» выразилось в появлении специальных глав в разделах учебников, где рассказывалось о выдающихся женщинах, равно как о социальном положении представительниц разных социальных слоев, их правах и моделях повседневной жизни. Историческая феминология была официально признана как особое направление специализации на факультетах (подобно медиевистике, модернистике, источниковедению, свое место в университетах Европы и США заняли и women's studies).

Историко-феминологические исследования доказали, что полученное ранее «единое и полное» знание о прошлом таковым не является, потому что в нем, по сути, почти отсутствуют женщины — ведь они имели во все эпохи свое мировидение и свою систему ценностей, отличную от мужской. Чтобы сделать женщин «видимыми», феминологам пришлось прибегнуть к изучению «женского опыта» — понятия, введенного психологами и социологами и прочно прижившегося в исторической фе-минологии. Это позволило выделить его модификации в разных культурах и расширило представления о духовной культуре прошлого в целом.18

Необычайно важным и для западной, и для отечественной науки 70-х годов стал вывод о существовании в доиндустриаль-ных обществах двух соединяющихся сфер или доменов существования — сферы господства Мужчины (политика, диплома-

17 Histoire des femmes en Occident. Sous la direction de N. Z. Davis, G. Duby, A. Farge. M. Perrot. V. I-VI. Paris, 1985-1991.

18 J. Scott, «The Evidence of Experience»,Critical Inquiry. 1991, V. 17, N 4, pp. 773-797.

284

тия, военное дело) и господства Женщины (дом, семья, домохозяйство). Феминологи доказали, что сферы эти были не «сепаратными», а «соединяющимися» и равно значимыми для функционирования доиндустриального и раннеиндустриального общества как целостного организма.19

Историческая феминология ввела новое измерение в социально-экономическую историю, родив такие темы как «феминизация бедности», «феминностьбезработицы», «политическая экономия домашней работы», «история женского труда», заставив признать категорию «пол» одним из структурообразующих экономических принципов.

1. «Женская история» 'разрушила многие проявления мужского мифотворчества в социальной истории'.2? Феминологи поставили под сомнение оценку важнейших эпох и процессов в мировой истории. Данные феминисток-археологов показали, что в доклассовую эпоху именно женщины были основными добытчиками пищи (поскольку охота удовлетворяла всего 10-15% потребностей племени в пище, а собирательство было женским делом).21Феминологи, изучавшие эпоху средневековья и Нового времени, доказали: «прогрессивность» многих процессов и явлений — античной цивилизации, эпохи Ренессанса, великих буржуазных революций — выглядит таковой только в системе мужских абстракций о Добре и Счастье. «Демократическая афинская цивилизация» предполагала содержание женщин в гинекеях (женских половинах домов)... Европейский Ренессанс означал для женщин вытеснение с рынка труда, признание домашней экономики (где они властвовали) малозначимой, вспомогательной, а в области культурной — «одомашнивание» жен буржуа. Кроме того, именно на эпоху Возрождения пришлись и «охо-


19 M. J. Boxer, J. H. Quataert, eds., Connecting spheres. Women in the Western World. 1500 to the Present (New York-Oxford, 1987). Подробный анализ взаимодействия и неразрывности этих сфер см.: J. Kelly-Gagol, «Sociale Beziehungen der Geschlechter. Metodologische Implikationen einer feministischen Geschichtsschreibung», in B. Schflfer-Hegel, Mdnner, Mythos, Wissenschaft (Pfafienweiler, 1989), pp. 17-22 (esp.18).

20 Удачное и очень точное заключение В. И. Успенской. См.: Успенская В. И. Женская история и развитие феминистского сознания // Женские и тендерные исследования в Тверском государственном университете. Тверь, 2000. С. 138.

21 L. Тиttlе, Encyclopedia of Feminism (Longman, 1986), pp. 146-147.

285

та на ведьм», и самые одиозные процессы над теми, кто был обвинен в ведовстве... Да и славные буржуазные революции не торопились распространить на женщин лозунг «Свобода, равенство, братство!».

Благодаря исторической феминологии в мировой науке родились новые темы — разработанные в том числе и монографически — которые ранее просто не могли возникнуть, так как считались слишком частными: «история прислужничества и найма кормилиц», «история домашней работы», «история вынашивания детей и родовспоможения», «история подкидывания детей и отказа от них», а несколько позже и «история женского тела». Заставив заговорить дотоле молчаливых свидетельниц исторических катаклизмов, феминологи обогатили науку работами, анализирующими условия существования женщин в мужском обществе и тем самым придали новый импульс и объемность культурно-исторической антропологии. Они помогли отойти от исследования деяний (или злодеяний) великих людей, сосредоточив внимание на тех, кто «создавал фон» для первых, но остался безымянным в истории.

Исследования повседневности, ментальностей, частной жизни, сексуальности, выполненные историками-феминологами, показали ранее малоизученную сторону этих научных сюжетов — а именно как люди или «экторы» (действующие лица, от англ. actor) истории могут стать из «творцов» ее «жертвами», поскольку на протяжении столетий женщины составляли депривирован-ную часть, «униженное и оскорбленное» большинство. Историческая феминология придала иной смысл изучению истории повседневности и некоторых сюжетов исторической этнологии (истории семьи, быта), поскольку еще раз убедила в историчности разделения социальной жизни на публичную и приватную сферы.22

Феминологи французской школы, развивая исследования повседневности и частной жизни, показали, что прошлое может быть реконструировано не только по событийным вехам (основание городов, военные битвы, начало войн и мирные договоры),


22 A. Yeatman, «Gender and the Differentiation of Social Life into Public and Domestic Domains», Social Analysis. Special Issue «Gender and Social Life» , 1984, V. 15, pp. 32-50.

286

но и по вехам в истории быта и семьи — то есть той сферы, с которой женщина была связана теснее мужчины.

Чтобы объяснить существование конфликтующих интересов и альтернативного жизненного опыта у женщин разных социальных категорий, феминологи ввели фактор различия полов и в традиционный социально-классовый анализ. Сторонники этого направления в исторической феминологии (зачастую, но не всегда, это были представители марксистского феминизма) доказали, что по крайней мере в доиндустриальных обществах неравенство между полами определялось отношениями собственности и именно экономические причины лежали в основе «ухудшения» или «падения» статуса женщины в Новое время,23а также сохранения этого униженного положения в последующие столетия. Марксистская основа подготовки историков способствовала, например, появлению и в России фундаментальных трудов, в которых исследовались исторически сложившиеся формы подчинения женщин и господства над ними в патриархальных структурах (в чем они выражались, как проявлялись и воспроизводились из поколения в поколение).24

В широком смысле историческая феминология, входящая составной частью в «women's studies», не просто оживила интерес к истории женского движения и суфражизма, но и реабилитировала феминизм как политику, в основе которой лежит принцип свободы выбора. Она заставила признать феминистскую идею личностного становления женщины как основы ее эмансипации и эмансипации общества от стереотипов. Благодаря новому под-

23 «Высокий статус женщины сформировался благодаря семейной экономи ке средневековья, но с началом Нового времени он потерял прежнюю ус тойчивость, хотя и сопротивлялся своему историческом поражению. По тому что только мужчины, а не женщины могли занимать должности в системе управления — а это оказывало влияние на их бизнес; только муж чины (в широком смысле) получили возможность приобретать политичес кий статус. Мужчины, а не женщины осуществляли деловые поездки, эффективно используя их результаты. И в то же время женщины, а не мужчины оказались «ответственными» за стабильный ритм семейной жизни, только женщины (а не мужчины) должны были ставить семейные обстоятельства выше деловых...» (М. С. Howell, Women, Production and Patriarchy in Late Medieval Cities (Chicago and L., 1986), pp. 174-178.


24 Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989; Цатурова М. К. Рус ское семейное право XVI-XVIII вв. М., 1991.

287

ходу к «женскому вопросу» по-новому зазвучали и «ответы» на него, поскольку в реконструкцию прошлого властно ворвались понятия, типичные для философов-экзистенциалистов: свобода воли, свобода выбора, проблемы самореализации личности и ее идентичности.

Историческая феминология показала специалистам по women'sstudies, как культура (конфессия, социальный контекст, «времена» — которые, как известно, «не выбирают, в них живут и умирают») могут воздействовать на формирование феминистского дискурса, на иерархию важности поднимаемых проблем, на их содержание. Социологи, психологи, педагоги, короче — практики «всех мастей» — получают для исследования в виде социального заказа наиболее актуальные вопросы. То, что практически по каждому из этих вопросов возможна и необходима историческая экспертиза, когда речь идет о женской половине человечества — также доказали историки-феминологи. И потому значение институциализацииwomen'shistoryоказалось значительно большим, нежели просто новый подход, новый метод реконструкции прошлого.

В конечном счете, результатом рождения исторической феминологии (как и women's studies вообще) было пробуждение социального женского самосознания, и прежде всего у самих женщин-ученых, связавших свои творческие судьбы с изучением себя самих и статуса своих предшественниц.

Однако подчеркивавшие свою «отделенность» и «несводимость» к обычной истории, историко-феминологические штудии с каждым годом становились все более кастовыми. Из «истории женщин» историческая феминология медленно превращалась в «историю подавления женщин». То и дело со страниц феминоло-гических исследований проступали мизоандринные (муженена-вистнические) настроения, «доказательства» женской исключительности, утверждения о том, что история, написанная женщиной — точнее и объективнее, чем написанная мужчиной, «так как знание угнетенного точнее и глубже знания угнетателя».25

25 S. Harding, «Is there a Feminist Method?», in S. Harding, ed., Feminism and Methodology (Milton, 1987), p, 14. Подробнее о превращении феминологии в «историю подавления женщин» см.: L. Gordon, «What's New in Women's History», in T. de Lauretis, Feminist Studies / Critical Studies (Bloomington, 1986), pp. 20-31.

288

Как ответ на подобный подход к прошлому, в мировой исторической науке появилась «история гомосексуальности», а также «история мужчин и мужественности» (историческая анд-рология),26испытавшие — как ни странно — те же трудности признания и тот же скептицизм, что и историческая феминоло-гия. Между тем, «истории отцовства», «истории мужской чести», «истории маскулинности»27доказывали убежденным феминисткам, что до последнего времени не было создано не только объективной истории женщины и истории женской культуры, но и истории культуры мужской, равно как истории мужчины.