Файл: Введение в гендерные исследования_Жеребкина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 1959

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Фонда Дж. Д. И к. Т. Макартуров в рамках проекта хцги «Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего ссср»

Ihtik.Lib.Ru

9 Гендерная проблематика в психологии

1. Возникновение и развитие женских исследований

2. Возникновение и развитие гендерных исследований

Степень магистра искусств по программе «Гендер, литература и современность» (одновременно со степенью по английскому языку)

Феминистская теория 90-х годов:

2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности

3) Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер

3. Женская сексуальность в феминистской теории

1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ

4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма

1. Новое женское движение

2. Женщины в традиционной политической теории

3. Феминистская методология в политической теории

4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории

5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма

6. Политические требования феминизма

7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы

1. Пол и политика: постановка проблемы

2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма

3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер

4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер

5. Значение и проблематичность аргументации «конкретной морали» в феминистской политической теории Шейлы Бенхабиб

6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе

1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика

2. Теоретические основания

3. Основные положения

2) Задачи конструктивистского анализа

4. Заключение

1. Феминистская критика социологической эпистемологии

1) Понятие феминистской эпистемологии

2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания

3) Субъект познания: феминистские интерпретации

4) Объект познания: феминистские интерпретации

5) Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации

2. Альтернативные эпистемологии

1) Женский опыт как основание феминистской эпистемологии

3) Феминистский позиционный подход

5) Постмодернистская феминистская эпистемология

3. Методы феминистского исследования

4. Заключение: значение феминистской эпистемологии для социологии гендерных отношений

3. Феминистский подход к интерпретации

1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования

2. Проблема выбора метода

1) Партийность, ангажированность и «частичная идентификация» как методологические стратегии: проблемы и противоречия

2) «Взгляд снизу»

3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости»

4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей

3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы

4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях

1) Биографическое исследование

4) Анализ и интерпретация изображений

6) Психоаналитическая интерпретация текста

9) Анализ языка тела

5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии

1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли

2. Частная сфера как объект изучения гендерной экономики

3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики

4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики

5. Заключение. Возможности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины

1. Введение: гендерная методология в истории

2. «Ее история»: рождение исторической феминологии

3. Что такое историческая феминология?

4. Чего достигла историческая феминология?

5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории

6. От «истории женщин» к «гендерной истории»

7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-»

8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма»

9. Гендерная методология в науках о прошлом: перспективы 90-х годов

1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии

2. Пол (гендер) и мозг человека

3. Гендерные различия в когнитивной сфере

4. Тендер и эмоции

5. Гендерные роли

6. Гендерная идентификация

7. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки

8. Феминистская психология

9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии

70 Гапова е., Усманова а. Предисловие // Антология гендерной теории / Сост. Гапова е., Усманова а. Минск: Пропилеи, 2000. С. 7-11.

71 Кон и.С. Мужское тело как эротический объект // Гендерные исследова ния. 1999, №3. С. 297-317.

72 Синельников а. Паника. Террор. Кризис. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования. 1998, №1. С. 211-227.

1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения

2. Фрейдовская теория гендера

3. Феминистская критика Фрейда

4. «Жак Лакан: феминистское введение»

1) Теория субъективности: символическое в формировании гендерной идентичности

5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления

1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа

1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии

2. Значение и ограничения женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид

3. Тезис «знание-власть» в антропологии

4. Основные положения феминистского проекта в антропологии

5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стратификации Джоан Хубер

6. Феминистская критика антропологии

1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии

2. Гендерная проблематика в античной философии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля

3. Мизогиния и обоснование патриархатных отношений в философии средневековья

4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации

2) Кант о различии мужского и женского разума

5. «Эпоха чувственности». Метафизическое оборачивание: новая концепция женского в философии романтизма

6. Женское/телесное в философии Ницше

7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского

8. Заключение. Особенности и значение философии феминизма для современного философского дискурса

2. Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм

3. Культурология и/или «культурные исследования»

4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендерных и культурных исследованиях

6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций

2) Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре

7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии

2. Женщины и искусство: политики репрезентации

1. Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства

2. Основные положения феминистской

3. Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики

4. Основные темы феминистской критики искусства

5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»?

6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации

7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма

2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма

3. Основные концепции и направления

4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований

1. Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии

2. Возникновение феминистской лингвистики

3. Теоретические основы феминистской лингвистики

4. Основные течения в феминистской лингвистике

5. Грамматическая категория рода и проблема референции

6. «Дискурсивное направление» феминистской лингвистики

8. Теория двух культур д. Таннен

9. Феминистское планирование и

10. Значение феминистской лингвистики для языкознания

1. Введение: понятие феминистской литературной критики

2. Понятие женской литературы

2) Женско-центрированная литература: «время невинности»

3. Понятие «женского чтения»

1) Основные положения теории «женского чтения»

2) Критика теорий «женского чтения»

4. Понятие «женского письма»

1) Основные положения теории «женского письма»

5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта»

6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

1. «Кризис маскулинности» и мужские движения

2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности

1) Биолого-эволюционный подход

4) От мужских ролей к гендерным идентичностям

3. Маскулинность как история

4. Заключение

1. Права женщин в контексте прав человека

2. Право женщин на жизнь, здоровье,

3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути

4. Права женщин в экономической и социальной сферах

5. Политические права женщин

6. Заключение

Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

1. Введение. Новое женское движение в сша и его разновидности

3. Либеральная концепция феминизма в женском движении сша

4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в сша

5. Концепция радикального феминизма в женском движении сша

6. Проблема сексуальности и

1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика

2) Суламифь Файерстоун, Диалектика пола: доводы для феминистской революции

3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения

7. Значение темы насилия для теории и

1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в сша

8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму»

9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении сша

10. Заключение: значение женского

2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей

3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии

4. Влияние движения на политику

Об авторах

Директор издательства:

Главный редактор:

«Алетейя»:

Для получения книг почтой заказы направляйте по адресу:

199034: Санкт-Петербург,

191866, Санкт-Петербург,

6. Феминистская критика антропологии

1) Критика эволюционных теорий в антропологии

Постепенно эволюционные теории стали все менее удовлетворять антропологов. Во-первых, они исходят из идеи истории как развития от первобытного состояния к индустриальному. Однако «так как все общества существуют в одном историчес-

384

ком потоке и имели равное количество времени для изменений,

такой подход не логичен и неявно осуждает «менее развитых».22 Во-вторых, нет доказательств того, что развитие человечества и смена формаций шли именно в той последовательности, как принято представлять. В-третьих, кросс-культурные сравнения статуса женщин невозможны в принципе, т. к. предполагают наложение западной системы культурных координат на общества, построенные по абсолютно другим принципам, а потому не поддающиеся описанию в терминах западной науки. Пока что мы только можем, отвергая обвинения в эссенциализме, с некоторой степенью уверенности полагать, что во всех культурах женщины рожают, вскармливают грудью и занимаются воспитанием детей23 и что нам не известно ни одно общество, в котором женщины обладали бы властью над мужчинами в публичной сфере.

На основе этой аргументации феминистская критика признает, что критерии определения статуса женщин, которые использует в своей практике ООН — статистика по сравнительному потреблению и расходу калорий мужчинами и женщинами, насилию в отношении женщин и государственной политике по улучшению их положения — являются очень приблизительными и зависят от методов сбора данных и желания зачастую скрыть положение дел. Исследователи, работающие над тематикой «женщины и развитие», полагают, что политика, которую выстраивает на основании этих данных Всемирный банк и Международный валютный фонд, вызывает разрушение тех традиционных систем (землепользования, наследования, ирригации и т. п.), в которых женщины могут обладать властью, и формирует новую капиталистическую стратификацию, в которой они ее теряют.

2) Антиструктуралистская тенденция в антропологии и критика проблемы власти

Антиструктуралистская тенденция в антропологии связана с попытками рассказать культурную историю «снизу», дав

22 Michaela di Leonardo, ed., «Introduction», Gender at the Crossroads of Knowledge: Feminist Anthropology in the Postmodern Era (University of California Press, 1991), p. 15.


23 Michelle Rosaldo, «The Use and Abuse of Anthropology: Reflections on Feminism and Cross-Cultural Understanding», Signs: Journal of Women in Culture and Society, v.5 (3), pp. 389-417.

385

слово ее ранее «немым» (для западного общества) участникам. Обретя голос, они порождают текст, и мир как текст становится основным объектом этнографического анализа. Но даже в этом случае нарратив, устная история, научный доклад, история болезни, роман, поэма, газета, рекламное объявление, прогноз погоды и уголовный кодекс могут оставаться более или менее убедительной «литературой», а отношения между текстами повторять отношения власти/подчинения между теми, кто их порождает. Как можно представить после Фуко, «канонические» тексты западной цивилизации признаны таковыми теми, кто определял, что такое канон, и посредством власти сделал эти каноны « всемирными ».

Критика науки и кризис эпистемологии в значительной мере питаются размышлениями о феноменологии производства антропологического знания в контексте проблемы власти, то есть ситуации взаимодействия господина и раба. Исследователь-этнограф, пытаясь представить скрупулезную картину жизни далекого племени, создает убедительную для (обычно) западной аудитории «литературу» на тему о культурных различиях. Сюда можно отнести раскрутку популярной в последние годы темы траффика — вывоза женщин для секс-торговли, где конструируется образ Центральной и Восточной Европы как третьего мира, куда части западных политиков удобно отнести ее в контексте глобального дискурса о власти.

Заслуга феминистской и антирасистской волны заключается в расширении канона, в легитимизации текстов, созданных «другими», а также в изменении представлений о том, кто является производителем «знания».

3) Феминистская антропология на современном этапе: гендерное неравенство в условиях глобализации

Сосредоточившись на текстах, постмодернистский проект в антропологии заменил анализ социальный жизни анализом дискурса и сместил внимание с власти к «политике ее репрезентации».24Выводы об отсутствии определенных выводов и принципиальной невозможности сравнения культур порождены про-

24 Sheila Benhabib, «On Contemporary Feminist Theory», Dissent, 1989 (Summer), p. 370.

386

тиворечивым интеллектуальным контекстом последних десятилетий: вера в прогресс и науку сосуществует с представлением о ее культурной сконструированности в ответ на западный социальный заказ и изменяющиеся представления об «истине». Согласно концепции Мишеля Фуко, знание, истина, научно обоснованные выводы — результат научного дискурса, который и устанавливает различие между знанием и незнанием. Именно для этого нужны социально сконструированные институты (школы, клиники, лаборатории, государственное управление этими институтами и т. п.).


Естественные науки и технология фундаментальным образом «трансформировали антропологию путем трансформации объектов ее анализа»,25т. е. как самой социальной реальности, так и способов ее репрезентации. Медицина и микротехнологии, дав возможность человеку заглянуть внутрь собственного тела и увидеть не только внутренние органы, но даже клетку; изменили понятие «себя»: мы, каждый из нас более не являемся отдельными и конечными (если были такими когда-то вообще).26 Медицинская антропология, которая ранее сосредотачивалась на изучении «этномедицины», в том числе этногинекологии (методов лечения, которые традиционно применялись в различных культурах, а также представлений о том, какие причины вызывают различные заболевания, например, бесплодие) обратилась к рассмотрению восприятия новых медицинских и особенно репродуктивных технологий в западном обществе. Сборник 1991 года Гендер на перекрестках знания: феминистская антропология в эпоху постмодерна включает работу Рейны Рэпп «Моральные пионеры: женщины, мужчины и эмбрионы на передовом крае репродуктивной технологии»,27построенную на анализе частично структурированных интервью с женщинами, которым было рекомендовано пройти процедуру амнеоцентоза (взятия околоплодной жидкости для определения наличия генетических отклонений у плода). Работ, посвященных восприятию

25 Henrietta Moore, ed., The Changing Nature of Anthropological Knowledge, p. 7.

26 Там же. С. 8.

27 Rayna Rapp, «Moral Pioneers: Women, Men and Fetuses on a Frontier of Reproductive Technology», in Michaela di Leonardo, ed., Gender at the Crossroads of Knowledge: Feminist Anthropology in the Postmodern Era (University of California Press, 1991), pp. 383-396.

387

новых методов лечения и технологий в незападных культурах, сравнительно мало, но их корпус начал расти по мере того, как СПИД был признан глобальной проблемой.

Развитие электронной коммуникации привело к изменению представлений о социальном взаимодействии как непосредственном и тем самым революционизировало понятие общества: мир маркируется сегодня как «единая деревня», в которой сформировались новые модели потребления и интимных отношений. Телевизионные мыльные оперы превратились в глобальный феномен; стал возможен и распространен секс по телефону, по интернету, с учетом тех возможностей экспериментирования с сексуальной идентичностью и отрывом от непосредственной телесности, которые они могут предоставить. В интернете появились каталоги возможных сексуальных партнеров, куда — теоретически — может быть занесен кто угодно. Практически же в этих каталогах больше женщин, чем мужчин: женская сексуальность по-прежнему является товаром в большей степени, чем мужская. В связи с рассмотрением технических достижений в поле зрения антропологии попадает поведение людей в условиях технологических катастроф, например, методы защиты от радиации, которые использовались после Чернобыля.


Как медицинские, так и любые другие технологии не существуют вне социальных условий их использования. Проблема пола и новых технологий в условиях глобализации сама становится предметом социального анализа. Переконфигурация мирового пространства, ведущая к сосредоточению работ по развитию новых технологий только в «промышленно развитых частях света» (более всего в Северной Америке) в соединении с внешне гендерно нейтральной миграционной политикой и реальной удаленностью женщин от технологичных профессий, приводит к последствиям, которые не позволяют однозначно ответить на вопрос, как новые технологии влияют на статус женщин — улучшают или ухудшают его.

Согласно высказанной глобалистами точке зрения, в современном мире достаточно свободно перемещаются потоки товаров, услуг, людей и денег, а рынок труда глобален, и потребность в рабочей силе в одном месте может возмещаться за счет притока извне. Однако данная точка зрения не только фактически подразумевает существование неравенства между различными регионами планеты (почему рабочая сила и перемещается, на-

388

пример, из Юго-Восточной Азии в США), но является еще и «вне-гендерной», не учитывающей профессиональной сегрегации по признаку пола. Женщины и мужчины исторически выполняли и в значительной степени выполняют до сих пор различные виды работ (преодолеть этот барьер не удается), а потому находятся в различных сферах рынка труда. Когда-то Джоан Хубер назвала удаленность женщин от обработки металла началом их всемирно-исторического поражения; в наше время профессиональная сегрегация по признаку пола продолжает оставаться разделением на технологичные и нетехнологичные профессии. Мужчины и женщины в постсовременном мире по-прежнему обладают неравными возможностями доступа к новым технологиям и связанным с ними профессиям, и в то же время именно женщины являются необходимым «компонентом» технологического развития — подобно тому, как жены, санитарки, проститутки и работницы военных заводов необходимы для существования военной машины и милитаристской идеологии.28

Многие исследователи видят господство постмодернистского выражения в социальных науках в его связи с «культурной логикой позднего капитала»29с его социальными проблемами и противоречиями, в том числе проблемой гендерного неравенства. Одни сообщества теряют политическую волю; другие, наоборот, только начинают ее обретать,30и «прекрасный новый мир» западного «прогресса» соседствует с возрождением фундаментализма в самых экстремистских формах. Воображенные национальные сообщества (используя классическое определение Бенедикта Андерсона) и новые национальные государства, основанные на мифе общности происхождения, культуры или истории, приписывают мужчинам и женщинам разные функции в биологическом и культурном воспроизводстве нации, а также различные места и роли в политическом пространстве. Моральная антропология настаивает на ключевой роли интеллектуалов в создании «истории» как воображаемого прошлого, в изоб-


28 Cynthia Enloe, Does Khaki Become You? The Militarization of Women's Lives (London: Pluto Press, 1983), p. 17.

29 Frederic Jameson, «Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism», New Left Review, 1984, No 146, pp. 53-92.

30 Edward Said, Orientalism (New York: Random House, 1978).

389

ретении «нации», «традиции», «объективной науки». Отношения между знанием и властью, распространение знаний (в том числе через систему образования) как часть технологии власти и формирования объектов подчинения, сложная связь между идеологиями и интересами их пропагандистов — вопросы не только личного морального выбора интеллектуалов, но их необходимого присутствия в институтах, от контркультуры до академии и правительства. В начале процесса по выработке политики, основанной на «объективных научных данных» всегда стоит эксперт (в том числе антрополог), являющийся, таким образом, частью системы власти.31Отсюда задача критически мыслящего антрополога — раскрытие технологии власти в антропологии и, тем самым, ее деконструкция. Культурно сконструированный, но тем не менее реально существующий материальный мир постфеминистской эры, несмотря на прогресс и науку, не в состоянии пока что победить феминизацию бедности и обнищание целых стран и континентов, профессиональную сегрегацию, недоступность образования и медицинского обслуживания для бедных, насилие против женщин (проституцию и порнографию как его часть), гендерную цензуру в культуре, отсутствие экономически доступных услуг по присмотру за детьми, а потому продолжающееся делегирование женщин в частную сферу и следующую из этого асимметрию в обладании властью. Отсюда необходимость феминистского проекта в антропологии, начатого когда-то с тем, чтобы «понять наше положение и изменить его».32

31 Например, административное деление на республики, автономии и т. п. в бывшем СССР как часть политического проекта осуществлялось на осно вании сконструированных представлений о лингвистических, этнических, исторических общностях.

32 Michelle Rosaldo and Louise Laraphere, ed., Op.cit., p. 11.

Гендерная проблематика в философии

Сергей Жеребкин