ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 1470
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 10. Кредитование юридических лиц
Глава 11. Организация отдельных видов кредита
1.1. Представление о сущности банка с позиции его исторического развития
1.2. Современные представления о сущности банка
1.3. Банк как элемент банковской системы
1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком
1.5. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
Глава 2. Правовые основы банковской деятельности
2.1. Структура современного банковского законодательства
2.2. Эволюция банковского законодательства в россии
2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года
2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства
Глава I. Общие положения (ст. 1-8).
2.5. Законодательные основы деятельности современного банка
2.6. Обеспечение безопасности банков
2.8. Взаимоотношения банка с клиентами
3.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика
3.2. Понятие и структура собственного капитала банка
3.3. Оценка достаточности собственного капитала банка
3.4. Привлеченные средства коммерческого банка
Глава 4. Структура и качество активов банка
4.1. Состав и структура активов
Глава 5. Доходы и прибыль коммерческого банка
5.1. Доходы коммерческого банка
5.2. Расходы коммерческого банка
5.4. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка
5.5. Формирование и использование прибыли коммерческого банка
5.6. Оценка уровня прибыли коммерческого банка
Глава 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
6.1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
6.2. Российская практика оценки ликвидности коммерческих банков
6.3. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков
Глава 7. Банковская отчетность
7.1. Значение и виды банковской отчетности
7.2. Баланс банка и принципы его построения
7.3. Текущая бухгалтерская отчетность
7.4. Годовая бухгалтерская отчетность
7.5. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках
РазделIii. Услуги и операции коммерческого банка Глава 8. Пассивные операции банков
8.1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков
8.2. Депозитные и внедепозитные операции
Глава 9. Система оценки кредитоспособности клиентов банка
9.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента
9.2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий
9.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка
9.2.2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика
9.2.3. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
9.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента
9.3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий
9.4. Оценка кредитоспособности физического лица
Глава 10. Кредитование юридических лиц
10.1. Фундаментальные элементы системы кредитования
10.2. Субъекты кредитования и виды кредитов
10.4. Особенности современной системы кредитования
10.7. Общие организационно-экономические основы кредитования
10.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов
10.7.2. Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
10.7.3. Процедура выдачи кредита
10.7.4. Порядок погашения ссуды
Глава 11. Организация отдельных видов кредита
11.1. Современные способы кредитования
11.2. Кредит по овердрафту и контокорренту
11.4. Организация потребительского кредита (кредитование физических лиц)
11.7. Консорциальные (синдицированные) кредиты
Глава 12. Содержание кредитного договора банка с клиентом
12.1. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентом
12.2. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора
12.3. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом
Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита
13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита
13.2. Залог и залоговый механизм
13.3. Уступка требований (цессия) и передача права собственности
13.4. Гарантии и поручительства
Глава 14. Организация платежного оборота и межбанковские корреспондентские отношения
14.1. Основы платежного оборота
14.2. Платежная система и ее элементы
14.3. Принципы организации безналичных расчетов
14.4. Расчеты в нефинансовом секторе (в народном хозяйстве)
14.5. Расчеты в финансовом секторе (между банками)
Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков
15.1. История возникновения и развития лизинга
15.2. Сущность лизинговой сделки
15.3. Основные элементы лизинговой операции
15.4. Классификация видов лизинга и лизинговых операций
15.5. Организация и техника лизинговых операций
15.6. Содержание лизингового договора
Глава 16. Операции коммерческих банков с ценными бумагами
16.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
16.2. Выпуск банком собственных ценных бумаг
16.3. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами
Глава 17. Валютные операции коммерческих банков
17.1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
17.2. Экономические основы валютных операций коммерческих банков россии
17.3. Классификациям понятие валютных операций коммерческих банков россии
17.4. Валютные риски и методы их регулирования
17.5. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков
Глава 18. Прочие операции коммерческих банков
18.1. Классификация и общая характеристика прочих операций коммерческих банков
18.2. Правовые основы развития прочих операций коммерческих банков
18.3. Организация прочих операций коммерческих банков
Глава 19. Новые банковские продукты и услуги
19.1. Пластиковые карты. Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике
19.2. Банкомат как элемент электронной системы платежей
19.3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях
19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте
19.6. Форфейтинговые операции банков
19.7. Опционы, фьючерсы, свопы
Глава 20. Банковский процент и процентные начисления
20.1. Банковский процент и механизм его использования
20.2. Процентный риск, методы его оценки и управления
20.3. Процентные ставки и методы начисления процентов
Раздел III услуги и операции коммерческого банка....211
Глава 8 Пассивные операции банков.213
Глава 9 Система оценки кредитоспособности клиентов банка..,...222
12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом
В соответствии с Федеральным законом РФ "О банках и банковской деятельности РФ" кредитные сделки банка с клиентами осуществляются на основе заключения между ними кредитных договоров.
Особенностью современной практики использования кредитных договоров в России является в целом их однотипный характер, незначительная конкретизация условий кредитования, небольшой набор обязательств заемщика. Однотипность кредитных договоров обусловлена предоставлением коммерческими банками клиентам главным образом краткосрочных кредитов на их текущие нужды, причем в виде разовых ссуд. В результате банки используют ограниченный кредитный инструментарий, который фиксируется в кредитных договорах.
Кредитные договоры невелики по объему, они занимают примерно 2-3 страницы. В сокращенном виде представлены существенные условия кредитного договора сумма, срок, цель, процентные ставки, порядок начисления и уплаты процентов, порядок предоставления и погашения ссуды, способы гарантирования возврата, обязательства сторон срок действия договора, основные реквизиты сторон, подписи, заверенные печатями. При этом цель кредита формулируется в общем виде, "на текущие нужды" или "на пополнение оборотных средств". Неконкретность целевого направления ссуды создает сложности в составлении технико-экономического обоснования, оценке источников возврата, кредита, снижает его эффективность.
Главным недостатком современной российской практики использования кредитных договоров является ихформализм,о чем свидетельствует значительный объем пролонгированных и просроченных ссуд. В экономическом плане кредитные договоры не содержат действенных
===334===
мер по предотвращению просрочки платежа по основному долгу и процентам за кредит; в правовом отношении кредитные договоры зачастую не позволяют обеспечить возврат выданных ссуд.
Основной причиной экономической слабости кредитных договоров является низкий уровень консультационной и аналитической работы банка в период рассмотрения кредитной заявки.
Большинство клиентов, обращающихся в банк с просьбой получить ссуду, нуждается в консультациях на предмет выяснения различий в видах ссуд, исходя из объекта и метода кредитования необходимы также тщательный анализ характера бизнеса заемщика, прочность связей с поставщиками и покупателями, финансовое состояние и перспективы поступления денежной выручки, состояние учета и отчетности. Без проведения тщательного и глубокого анализа моральных и деловых качеств заемщика, его кредитоспособности даже краткосрочный кредит подвержен высокому риску невозврата.
Обязательность наличия в банках процедуры рассмотрения кредитной заявки, в том числе с выходом на места, является необходимой предпосылкой правомерности заключения кредитного договора.
Кроме того, глубокое изучение не только кредитуемой сделки, но и клиента в целом позволяет в зарубежных странах конкретизировать его обязательства применительно к факторам кредитного риска. Именно поэтому раздел кредитного договора, посвященный обязательствам клиента, содержит конкретные экономические и правовые условия, направленные на обеспечение возврата каждой ссуды.
В дальнейшем (практически сразу после выдачи ссуды) банк осуществляет текущий контроль и за ходом кредитуемой сделки, и за финансовым состоянием клиента в целом, что предусмотрено в кредитных договорах. В содержании кредитных договоров, заключаемых российскими банками, в большинстве случаев отсутствует механизм мониторинга финансового состояния заемщика, контроля за соблюдением заемщиком условий кредитного договора.
Слабая аналитическая работа банка на стадии рассмотрения кредитной заявки клиента обусловливает недействительность правовой формы кредитного договора. Даже при обращении в суд исполнить договор оказывается нелегко, поскольку либо невозможно разыскать заемщика, с которым заключен договор, либо отсутствуют реальные источники погашения основного долга и причитающихся процентов.
Многие кредитные договоры небрежно оформлены, в ряде случаев подписывают их лица, не уполномоченные на это; печати, которыми скреплены подписи, несоответствуют названию заемщика; в тексте имеются подчистки и помарки, не оговоренные сторонами.
В последние годы зачастую в российской практике кредитные договоры дополняются кредитными соглашениями, которые вносят некоторые коррективы в ранее оговоренные сторонами условия кредитной сделки. Как правило, эти изменения касаются продления сроков погашения ссуд и, как следствие, - изменения уровня процентной ставки и способов обеспечения возвратности кредитов.
===335===
Некоторые изменения условий кредитного договора (например, пролонгация кредита на срок, превышающий первоначально установленный срок) в соответствии с действующими нормативными документами Банка России, рассматриваются как ухудшение качества данного кредита, сопровождаемого увеличением суммы резерва на покрытие кредитного риска.
Указанное принципиально важное экономическое последствие изменения условий кредитных договоров должно стимулировать банки более тщательно подходить к определению первоначального срока погашения ссуды, а также к сроку ее пролонгации.
Выдача и погашение кредита, предоставляемого при недостатке средств на расчетном (текущем) счете (овердрафт), как правило, регулируются не кредитным договором, а договором банковского счета (на расчетно-кассовое обслуживание) либо дополнительным соглашением к нему.
===336===
Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита
13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита
ВОЗВРАТНОСТЬ КРЕДИТА представляет собой основополагающее свойство кредитных отношений, отличающее их от других видов экономических отношений, что на практике находит свое выражение в определенном механизме. Этот механизм базируется, с одной стороны, на экономических процессах, лежащих в основе возвратного движения кредита, с другой - на правовых отношениях кредитора и заемщика, вытекающих из их места в кредитной сделке.
Экономическую основу возврата кредита составляют кругооборот и оборот фондов участников воспроизводственного процесса, а также законы функционирования кредита. Однако наличие объективной экономической основы возврата кредита не означает автоматизм этого процесса. Только целенаправленное управление движением ссуженной стоимости позволяет обеспечить ее сохранность, эквивалентность отдаваемой взаймы и возвращаемой стоимости.
Поскольку в кредитной сделке участвуют два субъекта — кредитор и заемщик, механизм организации возврата кредита учитывает место каждого из них в осуществлении этого процесса.
Кредитор, предоставляя кредит, выступает организатором кредитного процесса, защищая свои интересы. Исходя из объективной экономической основы кредитор выбирает такие сферы вложения заемных средств, количественные параметры ссуды, методы ее погашения, условия кредитной сделки, при которых создавались бы предпосылки для своевременного и полного возврата отданной взаймы стоимости. Однако обратное движение указанной стоимости зависит от кредитоспособности заемщика, использующего ее в своем обороте, от общей экономической конъюнктуры денежного рынка.
Кредитная сделка предполагает возникновение обязательства ссудополучателя вернуть соответствующий долг. Конкретная практика показывает, что наличие обязательства (в разных формах) еще не означает гарантии и своевременного возврата. Возникновение инфляционных процессов в экономике может вызывать обесценение суммы предоставленной ссуды, а ухудшение финансового состояния заемщика -нарушение сроков возврата кредита. Поэтому международной опыт деятельности банков выработал механизм организации возврата кредита, включающий: а) порядок погашения конкретной ссуды за счет
===337===
выручки (дохода); б) юридическое закрепление ее порядка погашения в кредитном договоре; в) использование разнообразных форм обеспечения полноты и своевременности обратного движения ссуженной стоимости.
Под формой обеспечения возвратности кредита следует понимать конкретный источник погашения имеющегося долга, юридическое оформление права кредитора на его использование, организацию контроля банка за достаточностью и приемлемостью данного источника.
Если механизм погашения ссуды за счет выручки (дохода) и его закрепление в кредитных договорах являются основной предпосылкой возврата кредита, то определение форм обеспечения возврата представляет собой гарантию этого возврата. Такая гарантия нужна при высокой степени риска просрочки платежа.
Таким образом, в банковской практике источники погашения ссуд подразделяются на первичные и вторичные.Первичным источником является выручка от реализации продукции, оказания услуг или доход, поступающий физическому лицу.
Зарубежные банкиры считают своим "золотым" правиломпри рассмотрении возможности заключения кредитной сделки ориентироваться прежде всего на первичный источник. Поэтому в процессе изучения кредитной заявки основное внимание уделяется анализу денежных потоков клиента, перспективам развития отрасли и бизнеса данного клиента, состоянию отношений клиента с поставщиками и покупателями. Если у банка возникают сомнения относительно перспектив поступления ссудополучателю выручки (дохода), кредитная сделка не состоится.
Реальной гарантией возврата кредита является выручка (доход) лишь у финансово устойчивых предприятий. К ним относятся: предприятия, имеющие высокий уровень рентабельности и высокую обеспеченность собственным капиталом. У таких предприятий происходит не только систематический приток денежных средств, но и прирост денежных средств в части образования прибыли, а также пополнения собственного капитала.
Для финансово устойчивых предприятий, являющихся первоклассными клиентами банка, юридическое закрепление в кредитном договоре погашения ссуд за счет поступающей выручки представляется впол-не достаточной. В этом случае складываются сугубо доверительные отношения между банком и заемщиком, предполагающие выполнение заемщиком своих обязательств по погашению ссуд без предоставления каких-либо дополнительных гарантий.
Чаще на практике складывается ситуация, когда возникает определенный риск своевременного поступления выручки. Факторы риска могут быть связаны как с процессом производства или реализацией ценностей, так и состоянием расчетов с покупателями, изменением конъюнктуры рынка, сезонными колебаниями и т.д.