ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2024
Просмотров: 1618
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 10. Кредитование юридических лиц
Глава 11. Организация отдельных видов кредита
1.1. Представление о сущности банка с позиции его исторического развития
1.2. Современные представления о сущности банка
1.3. Банк как элемент банковской системы
1.4. Организационные основы построения аппарата управления банком
1.5. Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
Глава 2. Правовые основы банковской деятельности
2.1. Структура современного банковского законодательства
2.2. Эволюция банковского законодательства в россии
2.3. Особенности первых банковских законов 1990 года
2.4. Основная характеристика современного банковского законодательства
Глава I. Общие положения (ст. 1-8).
2.5. Законодательные основы деятельности современного банка
2.6. Обеспечение безопасности банков
2.8. Взаимоотношения банка с клиентами
3.1. Ресурсы коммерческого банка: их структура и характеристика
3.2. Понятие и структура собственного капитала банка
3.3. Оценка достаточности собственного капитала банка
3.4. Привлеченные средства коммерческого банка
Глава 4. Структура и качество активов банка
4.1. Состав и структура активов
Глава 5. Доходы и прибыль коммерческого банка
5.1. Доходы коммерческого банка
5.2. Расходы коммерческого банка
5.4. Оценка уровня доходов и расходов коммерческого банка
5.5. Формирование и использование прибыли коммерческого банка
5.6. Оценка уровня прибыли коммерческого банка
Глава 6. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
6.1. Понятие и факторы, определяющие ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
6.2. Российская практика оценки ликвидности коммерческих банков
6.3. Зарубежный опыт оценки ликвидности коммерческих банков
Глава 7. Банковская отчетность
7.1. Значение и виды банковской отчетности
7.2. Баланс банка и принципы его построения
7.3. Текущая бухгалтерская отчетность
7.4. Годовая бухгалтерская отчетность
7.5. Проблемы перехода на международные принципы учета в банках
РазделIii. Услуги и операции коммерческого банка Глава 8. Пассивные операции банков
8.1. Структура и общая характеристика пассивных операций банков
8.2. Депозитные и внедепозитные операции
Глава 9. Система оценки кредитоспособности клиентов банка
9.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента
9.2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий
9.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка
9.2.2. Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика
9.2.3. Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
9.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента
9.3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий
9.4. Оценка кредитоспособности физического лица
Глава 10. Кредитование юридических лиц
10.1. Фундаментальные элементы системы кредитования
10.2. Субъекты кредитования и виды кредитов
10.4. Особенности современной системы кредитования
10.7. Общие организационно-экономические основы кредитования
10.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов
10.7.2. Кредитная документация, представляемая банку на начальном и последующих этапах кредитования
10.7.3. Процедура выдачи кредита
10.7.4. Порядок погашения ссуды
Глава 11. Организация отдельных видов кредита
11.1. Современные способы кредитования
11.2. Кредит по овердрафту и контокорренту
11.4. Организация потребительского кредита (кредитование физических лиц)
11.7. Консорциальные (синдицированные) кредиты
Глава 12. Содержание кредитного договора банка с клиентом
12.1. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентом
12.2. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора
12.3. Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
12.4. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентом
Глава 13. Формы обеспечения возвратности кредита
13.1. Понятие формы обеспечения возвратности кредита
13.2. Залог и залоговый механизм
13.3. Уступка требований (цессия) и передача права собственности
13.4. Гарантии и поручительства
Глава 14. Организация платежного оборота и межбанковские корреспондентские отношения
14.1. Основы платежного оборота
14.2. Платежная система и ее элементы
14.3. Принципы организации безналичных расчетов
14.4. Расчеты в нефинансовом секторе (в народном хозяйстве)
14.5. Расчеты в финансовом секторе (между банками)
Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков
15.1. История возникновения и развития лизинга
15.2. Сущность лизинговой сделки
15.3. Основные элементы лизинговой операции
15.4. Классификация видов лизинга и лизинговых операций
15.5. Организация и техника лизинговых операций
15.6. Содержание лизингового договора
Глава 16. Операции коммерческих банков с ценными бумагами
16.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
16.2. Выпуск банком собственных ценных бумаг
16.3. Инвестиционные операции коммерческих банков с ценными бумагами
Глава 17. Валютные операции коммерческих банков
17.1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
17.2. Экономические основы валютных операций коммерческих банков россии
17.3. Классификациям понятие валютных операций коммерческих банков россии
17.4. Валютные риски и методы их регулирования
17.5. Финансовые инструменты как метод страхования валютных рисков
Глава 18. Прочие операции коммерческих банков
18.1. Классификация и общая характеристика прочих операций коммерческих банков
18.2. Правовые основы развития прочих операций коммерческих банков
18.3. Организация прочих операций коммерческих банков
Глава 19. Новые банковские продукты и услуги
19.1. Пластиковые карты. Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике
19.2. Банкомат как элемент электронной системы платежей
19.3. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях
19.4. "Home banking" - банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте
19.6. Форфейтинговые операции банков
19.7. Опционы, фьючерсы, свопы
Глава 20. Банковский процент и процентные начисления
20.1. Банковский процент и механизм его использования
20.2. Процентный риск, методы его оценки и управления
20.3. Процентные ставки и методы начисления процентов
Раздел III услуги и операции коммерческого банка....211
Глава 8 Пассивные операции банков.213
Глава 9 Система оценки кредитоспособности клиентов банка..,...222
===453===
рисков наибольшую опасность представляет крах крупного банка. Передовыми российскими банками (Сбербанком РФ, Автобанком и др.) разработаны методики, позволяющие эффективно прогнозировать и контролировать состояние и динамику ликвидности в целом по банку (с учетом ликвидности филиалов) на базе управления корсчетами.
Решение различных правовых, технических, экономических и организационных проблем управления межбанковскими платежными рисками позволит минимизировать последние, облегчить расчеты, сократить общий уровень остатков средств банков на корсчетах в РКЦ и направить высвободившиеся средства на рынки: ценных бумаг, валютные, межбанковских кредитов, а значит, способствовать дальнейшему развитию этих рынков, повысить рентабельность банков и эффективность проведения денежно-кредитной политики.
===454===
Глава 15. Лизинговые операции коммерческих банков
15.1. История возникновения и развития лизинга
Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже начали осваивать российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике.
Феномен лизинга уже к началу 80-х гг. определился не как простая долгосрочная аренда, а как новая, нетрадиционная, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы. Лизинговая операция способствует сотрудничеству и взаимодействию банковских структур с деловыми кругами по финансированию производства, что так необходимо сегодня российской экономике.
Лизинговый бизнес представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности. При активном внедрении лизинг в силу присущих ему возможностей может стать мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки российской экономики, насыщения рынка высококачественными товарами. Эффективность лизинговых сделок, достигаемая в результате их применения в хозяйственной практике, состоит в активизации инвестиционного процесса, улучшении финансового состояния предприятий-лизингополучателей, повышении конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса.
Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности", написанном около 350 г. до новой эры. В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания "чугунные ценности" возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономический лексикон термина "лизинг" (от анг. leasing -сдавать в наем) связывают с операциями телефонной компании "Белл", руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией "Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн" и, таким образом, США стали
===455===
родиной нового вида бизнеса, в частности, банковского. К середине 60-х гг. лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд долл., а к концу 80-х гг. они превысили 110 млрд долл., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.
В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название "финансово-лизинговые общества". Они стали обеспечивать производителям сбыт продукции путем передачи ее в аренду, а также финансирование сделок и разделение связанных с ними рисков.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50-х - начале 60-х гг., однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того, как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами.
Например, первая французская лизинговая компания "Локафранс" была создана в 1982 г., а четыре года спустя их насчитывалось уже свыше 30. В 1987 г. в стране было 56 лизинговых компаний с годовым объемом контрактов около 57 млрд франков, специализирующихся на операциях с движимым имуществом (в основном машинами, оборудованием, транспортными средствами), а также 94 лизинговые компании, специализирующиеся на операциях с недвижимостью, сооружениями и помещениями производственного назначения. Указанные компании сыграли большую роль в экономическом развитии более отсталых районов страны. Французское государство поощряет деятельность компаний, рассматривая ее как часть региональной политики. Стимулирование деятельности лизинговых компаний происходит путем частичного освобождения от налога, создания специальных фондов, предназначенных для компенсации возможных потерь и т.д. Наиболее крупными лизинговыми компаниями Франции являются "Локафранс", "Огибай", "Локабай", "Софимобай", "Слиминико" и др.
В Италии первая лизинговая компания была создана в 1963 г., однако наиболее быстрый рост операций по аренде произошел позднее - в 70-80-е гг. Особенностью Италии является наличие большого количества учреждений аренды.
Во второй половине 80-х гг. в стране насчитывалось около двух тысяч лизинговых компаний, большая часть которых относилась к числу мелких и средних. Среди них выделялись 50 наиболее крупных лизинговых
===456===
компаний, являющихся членами национальной ассоциации "Ассима". В этот период на долю десяти наиболее крупных итальянских лизинговых фирм приходилось 80% объема всех операций. Лизинговые компании страны - "Локафит", "Итализ", Тентролизинг" "Савализинг", "Ло-кат" предоставляли услуги более чем 30 тыс, предприятий.
С начала 60-х гг. лизинговый бизнес получил свое развитие и на азиатском континенте.
В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике "США - Западная Европа - Япония". В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или являются их дочерними обществами.
Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления "пакета услуг", включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название КОМПЛЕКСНОГО ЛИЗИНГА.
Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных. По оценкам экспертов, к началу 1988 г. на условиях лизинга реализовывалось основных фондов на 250 млрд долл., в то время как в 1979 г. - только на 50 млрд долл.
В 90-х гг. в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование на долю лизинга приходилось: в США - 25-30%; в Англии, Франции, Швеции, Испании- 13-17; Италии, Голландии - 12-14; Австрии, Дании, Норвегии - 8-10; в Японии- 8-10%. В Японии объем лизинговых сделок за 1980-1988 гг. увеличился в 6 раз, а ежегодный прирост лизинговых операций составляет 25-30%.
Вместе с тем европейский рынок лизинга, несмотря на его быстрое развитие, по темпам несколько уступает США, Азиатско-Тихоокеанскому региону и Австралии.
В Австралии почти 33% общих промышленных капитальных вложений производится на основе лизинга. В США большая часть ЭВМ, полиграфического и энергетического оборудования приобретается на условиях лизинга. Для подъемно-транспортного оборудования доля последнего составляет 58%, для пассажирских самолетов и станков - 50%. Наибольшее применение лизинг получил в отраслях с быстроменяющейся технологией и вычислительной техники, а также в автомобилестроении, производстве средств связи, электронном оборудовании и т.п.
Для современного периода характерно создание международных лизинговых институтов. Так, объединение европейских лизинговых обществ (штаб-квартира в Брюсселе) охватывает общества и союзы 17 европейских государств.
В ряде государств правительственные органы используют лизинг как особую форму поддержки малого бизнеса. Например, в Японии специально создана система органов, обеспечивающая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям. В частности, в учрежденной в 1966 г. системе лизингооборудования принимают участие в качестве кредиторов национальное и префектурные правительства.
===457===
В России лизинг до недавнего времени применялся лишь в международный торговле и в сравнительно небольших объемах. Вместе с тем обследование предприятий и организаций показало, что большая часть потребителей испытывает необходимость в привлечении машин, оборудования и другой техники на условиях аренды.
В настоящее время можно говорить о сформировавшейся в основном инфраструктуре лизингового рынка России. Имеется правовая база, регламентирующая осуществление лизинговых операций. В Российской Федерации действуют несколько законодательных и нормативных документов, регулирующих лизинговую деятельность. Однако до сих пор нет единого универсального закона по лизингу.
По способу образования и характеру выполняемых операций российские лизинговые компании можно объединить в три группы. К первойотносятся компании, созданные иностранными банками, действующими на территории Российской Федерации. Такие компании, как правило, входят в состав финансово-промышленных групп, и их деятельность направлена на обслуживание системных клиентов (Интеррос-лизинг, РГ-лизинг, Балтийский лизинг, Инком-Лизинг и др.).
Вторую группусоставляют муниципальные лизинговые компании, создаваемые при участии местных органов власти. Их основной задачей является реализация социально значимых, перспективных для конкретного региона лизинговых проектов. К ним можно отнести Московскую лизинговую компанию, фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.
В третью группувходят лизинговые компании, работающие в структуре крупных промышленных и других коммерческих предприятий. Целью образования и деятельности таких компаний является реализация лизинговых проектов в интересах материнских компаний и оптимизация процесса налогового планирования. К ним относятся Лизинг-уголь, Лукойл-лизинг, Аэрофрахт и др.