Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8189

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

При подготовке базы данных для СУБД определения должны быть краткими. Они не исчерпывают всех свойств отражаемых объектов. Если такое определение категории не понятно, то надо обратиться к другим справочникам, учебным пособиям, терминологическим стандартам и, прежде всего, к лежащей в его основе концепции экономического строя общества.

Определения категорий составлены не только с целью обучения, но и контроля изучения. В связи с этим были предпочтены те версии определений, которые уменьшают их тавтологичность, т.е. исключают из определений однокоренные слова, содержащиеся в имени категории.

Совершенствование определений категорий предполагает логико-диалектическую обработку их на основе теории экономической науки. Для этого надо овладеть философствованием в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления. Иллюстрацией возможностей такого применения ее, и направлений работы над категориями может быть трактовка понятия “коллектив”. Сегодня нет адекватной возможностям и потребностям трактовки данного понятия, несмотря на то, что А. Макаренко уделил этому вопросу много внимания и внес важный вклад в понимание сущности коллективной организации людей. Сегодня коллективами могут назвать любое сборище людей. Необходимо философски детерминировать трактовку данного понятия, что на основе диалектического мышления предполагает соотнесение понятий “толпа”, “группа”, “коллектив”.







Толпа

┌─────┴────┐

сборище группа

┌─────┴────┐

мафия коллектив

Толпой является множество людей. В простом случае это сборище случайных людей, у которых нет общего интереса. У каждого в толпе - свои интересы. Толпой может быть и совместно работающие люди, если их не объединяют какие-либо интересы. Группой является организованная толпа, у членов которой возникают совместные интересы. Группами являются и мафии, у которых преобладают групповые интересы. Коллективом становится такая группа, у которой на первое место выходит интерес общества, но одновременно имеется и коллективный интерес, что не отрицает существования у каждого его члена личного интереса.

Для усвоения категорий необходимо систематически прорабатывать их до начала курса, в его процессе, при подготовке к экзаменам. Не нужно специально запоминать определений (зазубривать их), а следует пытаться понять объем понятий, т.е. реальные экономические явления, которые обозначены данными категориями. Предполагаем активное использование этих категорий в повседневной жизни, в учебной практике. Словарики можно просматривать в транспорте, во время отдыха на природе, во время трудовой практики и т.п.

Нельзя ограничиваться только пассивным просмотром словарей, а изредка следует их читать вслух. Нужен самоконтроль познания категорий. Для этого можно закрыть листком бумаги определения и вспоминать их, просматривая категории и уточняя свое их понимание открытием их определений. Желательны взаимные проверки - один называет категорию, а другой дает ее определение или наоборот. Наиболее рациональным средством самоконтроля являются терминологические тесты соответствия, которые легко осуществить с помощью бумажной версии и тем более на компьютере. Такой компьютерной программой является СУБД СТ. Она полезна как средство тренировки (тренинга).


Вербальные тесты. В теоретическом моделировании объекта существенно знание студентами основных типов слов. В связи с этим приходиться часто обращаться к этимологии - истории возникновения слов. По каждой науке надо отдельно называть законы, а также приводить группы слов:

Синонимы - разные слова об одном и том же

Антонимы - слова с противоположным значением

Омонимы - многозначные слова

Акронимы - слова, образованные с помощью других слов

Паронимы - слова с близким звучанием и написанием

Метонимы - образные слова

Агнонимы – слова об устаревших явлениях

В связи с этим важно постоянно акцентировать этот аспект познания представителям всех наук, особенно гуманитарных. Важно разработать и специальные тесты для тренинга, а может быть и для контроля усвоения студентами данного аспекта мировоззрения. Давно пытался продумать с этой точки зрения особую компьютерную программу. В идеале к каждому термину (категории) следует подобрать его синонимы, антонимы, паронимы и т.п. Для контроля усвоения данного аспекта теории надо разработать специальную компьютерную программу.

При завершении работы над данным материалом воспользовался СУБД СТ для этих целей – составил упрощенную программу для акцентирования синонимии, антонимии, паронимии. С помощью словарей набрана программа «Вербальных тестов» - синонимы, антонимы, паронимы. Каждому слову противопоставлен или антоним или синоним или пароним. Буквами к каждому слову (а), (с), (п) указан тип соотнесения с основным словом. Может быть рациональнее снять эти буквы в задании? Это надо проверить экспериментально.

Аналогично составлены база данных СУБД СТ для изучения слов английского языка, а можно и жаргона экономической науки.

На мой взгляд, для иностранных студентов важно составлять такие словари, скажем русско-китайский. Они помогли бы ускорить усвоение категорий по каждой науке как опережающее условие слушания лекций и т.д.

Последовательность 5 ступеней трудности слов – основа поэтапного их усвоения при изучении иностранными студентами курса. Сначала они должны усвоить базовые слова, затем последующие. Их можно обособить и выпечатать как словари (см. сложность, устанавливая ее каждый раз на требующемся уровне). Но все это предполагает опережающее распределение слов на эти уровни. Естественно, что у педагогов могут быть разные мнения на этот счет и требуется время на отыскание оптимального их деления по сложности.

Альтернативой доктринальным тестам могут стать терминологические тесты соответствия. Их можно использовать в форме бумажных и компьютерных тестов. Мой опыт подтверждает такую их важность в качестве средства обучения. В 1990-е годы на основе терминологических тестов соответствия разрабатывал потемные тестовые задания для студентов. Их надо бы давать студентам в форме методического пособия для самоконтроля, тренинга. Они рациональны и при наличии компьютерной СУБД СТ с заданиями. Их следует обновлять, и размножать для студентов. Их разновидностью был «Банк тестов для тренинга». В 1994 году размножал типографски такое методическое пособие студентам (100 экземпляров, 92 страницы) с разбивкой 1000 категорий на 5 групп категорий по 200 заданий в каждой из них в зависимости от их сложности (как это предусмотрено в СУБД). Например,


«Реализация товаров за деньги:

1. кредит 2. тариф 3. банкрот 4. бартер 5. продажа»

Терминологические тесты соответствия подтверждают необходимость обособления проблемы обучения терминам каждой науки. Тестирование свидетельствует о том, что без предоставления студентам словарей и без ориентации их на изучение словарей, они во много раз хуже знают термины.



4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Следует различать формы тестов:

Компьютерные тесты

┌─────────────┼─────────────────┐

Индивидуальные «оболочки» СУБДы

Первые делают индивидуально. В них нельзя разделить компьютерные продукты и предметные программы. Вторые разрабатывают программисты как «оболочки», которые предметники наполняют своим содержанием. В таком случае в компьютерах заложены конкретные тесты. Третьи – СУБД. В них нет опережающе составленных педагогом тестовых заданий. СУБД генерирует тестовые задания автоматически каждый раз заново по предусмотренной программе.

Естественно многообразие тестовых заданий. СУБД не отвергает иных типов тестов. Надо знать «нишу» каждого типа тестов. Здесь речь идет только о СУБД «Системное тестирование».

Не встречал аналогов СУБД с автоматическим генерированием тестовых заданий для овладения терминами науки. В таком случае не нужно знать технологии тестирования, на что требуется уйма времени. Не нужно время и на разработку самих тестов. СУБД может быть использована в любых науках, особенно гуманитарных, общественных, экономических. В таком случае достаточно составить «базу данных» - словарь науки и ввести его в СУБД. СУБД СТ 4.1 автоматически генерирует 5 типов тестов каждый раз заново.

База данных для СУБД – словари. Они кажутся непосвященным элементарным элементом педагогической практики. Но в них, по моему мнению, и состоит главная трудность. Современный разброд в науке не позволяет составить однозначный словарь, которым бы пользовались все. И не видится возможности преодолеть разногласия педагогов по поводу используемых ими слов. Тем не менее, такая возможность существует. Качество терминологии зависит от качества науки. Теоретизация науки повышает однозначность ее категорий, а ключом к ней служит только технология философствования.

С последней четверти ХХ века общество не мыслимо без компьютеров. Старшему поколению нужно преодолевать компьютерную боязнь, которая широко распространена, по крайней мере, среди гуманитариев. Надо начинать постепенно осваивать их. Студенты обычно уже освоили их и часто являются помощниками, консультантами педагогов в этом деле.

Сложность техники


Необходимость умений пользования ею

Возможно разное использование компьютеров в педагогическом процессе. В простом случае педагог может ничего не знать ни о тестах, ни о компьютерах, а составить словарь и дать специалистам по компьютерам. Они все быстро сделают вместо предметника. В таком же порядке можно уточнять данные словари СУБД СТ 4.1. В более сложном случае, педагог сам пользуется компьютером, не зная того, что в нем происходит. Именно так все мы используем современную технику, скажем, телевизоры. Надо уметь поставить СУБД СТ. 4.1 в компьютер, настроить ее и т.п. Для этого нужны специальные умения, но не очень большие. Развитие этого опыта требует овладения специальными программами, скажем НЕРО для записи СУБД СТ. 4.1 на компакт-диск и т.п. Это предполагает освоение главных терминов компьютерных наук – «директории» (папки), файлы, «рабочий стол», «ярлыки», курсоры и т.п.


Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Одним из средств овладения лексикой науки являются словари каждой науки (тезаурусы). Их составляют по всем учебным курсам. Особенно они важны в гуманитарных науках. Мне понравилась идея одного университета США, в котором имеется специальная книга-тезаурус лексики по всем специальностям. Такие тезаурусы нужны по каждой специальности. И их нетрудно составить силами педагогов, ведущих эти курсы. Эти словари и должны стать базой данных для СУБД СТ.

В начале курса надо обеспечить студентов такими словарями. Студенты их должны систематически прорабатывать. Их много и в них много противоречий. К тому же мало студентов, которые способны заставить себя делать это систематически. Иное дело компьютерное тестирование, которого студенты не могут избежать.

СУБД СТ. 4.1 выполняет функцию не только контроля, но и обучения, показывая правильный ответ по многим тестам.

СУБД СТ. 4.1 работает только при инсталляции на жесткий диск. Он автоматически генерирует 5 типов тестов на основе базы данных – словаря. Словарь легко изменять – дополнять новыми словами, исключать, уточнять определения и т.п. Это можно делать, только указав пароль и получив на это допуск.

В настоящее время в СУБД СТ.4.1 дана первая версия словарей по основным гуманитарным наукам: экономике, философии, социологии, политологии, педагогике, психологии и др. Над ней надо работать всем гуманитариям. Успешность такой работы во многом зависит от опережающего овладения технологией мышления, философствования и теоретизации всех наук. Пользование студентами СУБД СТ. 4.1 не вызывает затруднений. Для педагогов нужны дополнительные рекомендации. Особенно для тех, кто не владеет компьютером.

Рекомендации

Технология установки СУБД СТ. 4.1 зависит от используемой версии Виндоус, в ней возможны версии осуществления этих операций.

1. Установить СУБД-4.1 на новый компьютер. Вставить компакт диск в дисковод. Открыть «Мой компьютер» и найти ярлык дисковода с установленным компакт-диском и нажать его. Появиться слово Install. Раскрыть его и нажать setup.exe. При этом выполнять процедуру, предусмотренную компьютером. Когда появиться - «изменить папку» (Change Folder), то указать путь или место, где установить, например – открыть диск Д и вверху написать имя папки. Затем продолжить установку программы. В данном диалоге в одном месте в качестве кнопки использован дисплей монитора.

Установить ярлык. Для этого войти в «Мой компьютер» и найти папку СУБД СТ. 4.1. Нажать на нее правой кнопкой один раз и появиться меню – найти в нем позицию «создать ярлык». Когда он появиться, то перенести его на «Рабочий стол» компьютера (так называют экран) Для этого уменьшить «окно» «Мой компьютер», «свернув» его.


2. Записать диск. Для этого надо иметь компьютер с записывающим дисководом и программой НЕРО. Знать порядок пользования НЕРО. Купить болванки компакт-дисков. Простая запись - войти в НЕРО и перенести для записи из папки СУБД СТ. 4.1, раскрыв ее, файл Install. Затем прожечь запись. Если же вы изменяли словари, то надо поступить так: зайти в программу СУБД/словарь/экспорт и выполнить эту команду. Затем выйти из программы и войти в программу НЕРО для записи компакт-диска. Перенести для записи на компакт-диск из папки СУБД СТ. 4.1 файл Install и файлы из папки ЭКСПОРТ (для этого ее надо раскрыть, у этих файлов в обозначении написано expo, обратите внимание на время их записи). Затем «прожечь» запись. При установлении таких программ надо поступить, как и в первом случае. Затем импортировать словарь в СУБД СТ тем или иным способом. Скажем, «мой компьютер»/СУБД на диске/ее файл экспорт/раскрыть/выделить словари и нажать правую кнопку на мышке, а затем из меню выбрать команду «копирование». Затем выйти из СУБД СТ компакт-диска и зайти в СУБД СТ на винчестере и открыть папку СУБД/экспорт и нажать кнопку «Вставить». Или: войти в программу СУБД/словарь/импорт и нажать импорт, а затем указать адрес компакт диска, скажем G:/, нажать кнопку.

Использование

При нажатии ярлыка СУБД СТ появляется первый кадр. В нем надо написать фамилию пользователя, а в качестве пароля любое число (скажем двузначное). И нажать вход. При вхождении в СУБД в качестве администратора здесь надо написать слово пользователя и пароль - число на месте пароля.

В зависимости от настройки СУБД СТ следующим кадром будет или нет заставка. Её выключить внизу кнопкой «Выход». Затем вход в основное меню СУБД.

Основные позиции меню СУБД СТ. 4.1 вверху: тесты, результаты тестирования, перерегистрация, словарь, настройка, выход.


«Тесты». Нажать позицию. Ниже появиться название тестов, которые надо пройти в любой последовательности в диалоговом режиме. Выбранный тест нажать.

Надо указать соответствие термина и определения. При ошибке СУБД СТ показывает правильный ответ по первым двум тестам. Ниже картинка экрана при прямом тесте (указано вверху слева)

Служебная информация внизу экрана: «Выберите соответствующее понятию определение (двойным кликом)». Иначе: зачерните определение и нажмите кнопку ответ. Здесь же окончание теста. Еще ниже даны названия тестов, правильный или нет последний ответ, количество заданных вопросов и количество правильных ответов, время тестирования.

На следующей странице картинка «обратного теста».

Картинка «альтернативного теста». Ниже две кнопки – соответствует и не соответствует.


Картинка теста «свободный ответ». Вверху дано определение, а ниже надо напечатать категорию.

Картинка теста соответствия.


Тест соответствия следует выполнять так: нажатием кнопки мышки зачернить определение и затем подобрать ему соответствующую категорию (термин или слово) справа. При необходимости надо просмотреть все их, передвигая ползунок с помощью мыши. При выборе термина надо установить на него курсор и дважды нажать мышку (клик). В таком случае это слово переноситься в колонку слева от определения. Так проделать со всеми определениями. Если ошиблись, то исправьте, зачернив снова определение и нажав на новую категорию. По окончании нажать кнопку «проверить ответ» и красным цветом будут указаны ошибочные ответы. Затем нажать кнопку рядом и выйти из теста. Зайдите в позицию «Результаты тестирования» главного меню СУБД.