Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 7904

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Можно утверждать существование таких знаний по всем наукам, которые не могут быть остаточными. В частности таковым следует считать тезаурус основных наук. Его можно ограничить только обязательными терминами и считать знание их не остаточными. Для этого надо давать студентам тезаурус в начале вуза и спрашивать в конце.

При профессиональном образовании в его конце дают специальные знания, которые нужны с первых дней работы. Их не следует считать остаточными. И их надо проверять строго. Конечно, если только 1\3 студентов идет работать по избранным ими профессиям, то только им это важно.

Можно ли превратить ЦТПО во внешний контролирующий орган для каждого вуза? Может ли он обеспечить прием экзаменов у всех студентов всех вузов? Сомнительно. В связи с этим его роль функциональная. И чем она ограничиться, пока не известно. Но в таком случае возникает необходимость внутривузовского, внешнего, объективного контроля студентов.

Л. Г. Ламанова [227 с 103] отмечает давно назревшую необходимость в создании внутривузовской службы педагогического тестирования. Её необходимость вытекает из современных проблем организации учебного процесса. В моем вузе так оценивает проблему ректор: «У нас студент работает мало. Коллеги, студент в нашем университете работает недопустимо мало… надо загрузить втрое по сравнению с тем, что он имеет сейчас» [см. 209,с. 57]. «Студенты на занятия ходят плохо и не случайно, а мы стараемся этого не замечать…. Системы, заставляющей студента учиться каждый день, нет. Она не работает» [см., 209, с. 59].

«Террорестичный менталитет» студентов растет по мере коммерциализации экономики, т.е. их склонность насильственно отстаивать свою ориентацию на безделье, на неуважительное отношение во всем остальным и т. п. Это было и ранее, а сейчас становится нормой. И многие педагоги сталкиваются с таким поведением студентов.

Внутривузовские центры компьютерного

внешнего тестирования по гуманитарным наукам

Самым простым и доступным способом следует считать создание внутривузовских центров внешнего контроля (ВЦВК). ВЦВК не должны исключать традиционной практики контроля, как и иных новых направлений решения данной проблемы. По такому направлению идут многие вузы. Пока не встречал обобщения такой практики в вузах, но её факты описывают в вузах довольно часто. Она может быть различной. Эти центры должны измерять текущие, а не остаточные знания студентов.

В 1970-е годы в вузах были распространены лаборатории тестирования. На их основе стали создавать центры внутривузовского независимого тестового контроля.

В.М. Кадневский показал возникновение центров тестирования во многих ведущих вузах страны, и то, как они ведут эту работу. Возникли и специальные кафедры по обучению профессии тестологов, [см. 94, с. 402]. И рискуют те вузы, которые не идут данным путем.


ВЦВК должны стать инициаторами широкого применения тестов при обучении студентов. Для этого они должны:

  1. комплектоваться из специально подготовленных людей, тем или иным способом освоивших теорию и методику тестирования.

  2. изучать и обобщать опыт тестирования во всем мире, а не только в стране.

  3. Знать практику применения тестов в своем вузе.

  4. обучать педагогов своего вуза тестированию, сделать эти знания нормой всех педагогов.

  5. стать центром независимого, объективного, внешнего, тестового измерения все большей доли контрольных функций при изучении всех наук студентами.

  6. стать основой всех начинаний типа рейтинговых систем и т.п.

Прагматический подход к становлению ВЦВК предполагает выполнение ими практических функций с самого начала. Они должна начинать с простейших работ и постепенно расширять их по мере накопления опыта, подготовки КИМов, компьютерных средств и т.п. В частности, основой такого внедрения ВЦВК может быть СУБД СТ.

По всем гуманитарным наукам можно начать экспериментировать внешний, независимый, объективный, стандартизированный, компьютерный, тестовый контроль на основе СУБД СТ. Его можно вводить поэтапно для отдельных категорий студентов, затем - для многих их категорий или для всех. Например, сделать такое тестирование обязательным для:

  1. случаев конфронтации студентов и педагогов вообще или по поводу оценки на экзамене;

  2. при пересдаче экзамена студентами в следующем семестре («хвостисты»)

  3. при существенной доле пропусков занятий студентами и плохой их текущей аттестации. В таком случае администрация института направляет данного студента сначала пройти такой контроль. Это могло бы быть существенным стимулом для студентов и облегчило бы судьбу педагогов;

  4. Всех студентов, которые изъявят желание пройти его и убедиться в объективности усвоения ими курса

  5. Сделать его обязательным для тех групп, в которых экспериментируется система рейтинга

  6. Для всех студентов. Например, в день экзамена до традиционного экзамена педагога или после него провести тестирование с помощью СУБД СТ, затем сопоставить уровень знаний на основе традиционного и тестового контроля.

  7. В последующем, все педагоги должны проводить экзамен сами с использованием СУБД СТ

В начале учебного года надо принять решение по такому порядку, довести его до сведения администрации институтов, педагогов и студентов. Привлечь гуманитарные кафедры к уточнение базы данных СУБД СТ – словарей их наук.

В таком случае выделить один компьютерный класс ВЦ, доверить это делать педагогу и обеспечить участие в этом лаборантов данных классов как технических работников. Компьютеры класса должны быть в единой системе, с центральным монитором, за которым сидит педагог за «стеклянной» стенкой – его студенты не должны видеть. К нему на компьютер должны поступать результаты тестирования, здесь же на принтере печататься справка о пройденном тестировании, которую выдают на руки студентов для деканатов. В таком случае у каждого студента должно быть направление института и большая его фотография как допуск для его идентификации (чтобы не подменяли его другие студенты). Эту функцию могут выполнить и современные студенческие карты


Можно дифференцировать способ такой проверки – платно или бесплатно. При уважительной причине – бесплатно, а не уважительной – платно. В таком случае на ВЦ надо установить способ оплаты пользованием компьютера, а педагогу платить как за индивидуальную консультацию, сократив в некоторой мере эти часы всем педагогам.

В развитых странах престижно как можно больше предлагать разнообразных курсов по выбору. Надо начать развивать эту практику, предлагая курсы и УМК по ним для самостоятельного их изучения студентами. Их ядром должны быть монографии. Например, изданные мной общие теории денег и техники вполне могут выполнить такую функцию. Контроль усвоения этих курсов проводить с помощью СУБД СТ, а также и других КТП.




5.6. ЧАСТНАЯ ПРОБЛЕМА


Тестирование не обязательно находится в прямой связи с уровнем усвоения учебной дисциплины. Связь этих двух факторов может быть и обратной. Данный факт можно проанализировать на разных учебных дисциплинах, в том числе и той, которая является моей профессией. Но рациональнее воспользоваться проблемой обучения языку, прежде всего иностранному.

Тесты по иностранным языкам входят в содержание централизованного тестирования. Тесты по английскому языку содержательны. Владея двумя иностранными языками на уровне пользователя (разговорная речь по одному и умение читать по другому), всю жизнь ими интересуюсь и пытаюсь уяснить для себя лингвистический парадокс. Дети овладевают родным языком за год-два и говорят на родном языке в 3.5 года. А когда они подрастают, то их учат иностранным языкам годами и чаще всего бес толку. Почему? Или они тупеют, или их учат не так как надо?

Лингвистические тесты проверяют знание разных аспектов языка - слов, грамматики и т.п. И на их основе хорошо могут выглядеть и контролируемые и контролирующие субъекты, и учебные заведения. Ну и что? Они ведь не проверяют главного – способность устной речи, без чего нет владения иностранным языком. Тестируемый может говорить на иностранном языке, обычно же он не говорит на иностранном языке. А без умения говорить нет владения иностранным языком. Плохое знание иностранных языков студентами свидетельствует об ущербности дидактики обучения иностранным языкам. Она ориентирует на овладение словами и грамматикой, но не устной речью. Она – ориентирована на тех обучаемых, кто не хочет владеть иностранным языком. Она дезориентирует обучаемых, направляя их усилия в иную сторону от главного направления изучения языка. И тесты служат прикрытию непонимания главной проблемы всей когортой педагогов, которые так учат иностранным языкам. В таком случае тесты оказываются злом и для обучаемых и для общества. Попытайтесь и вы определиться по данному вопросу на основе следующих моих мыслей, сформулированных за многие годы… Убежден, в том что всем педагогам надо знать хотя бы один иностранный язык, а поэтому полезно задуматься об этом и узнать иные мнения по сравнению с их собственными. Главным же здесь считаю эти мысли как основу для суждений о том что и как надо тестировать.


Наставление по изучению

иностранных языков

Дан­ный ма­те­ри­ал пер­во­на­ча­ль­но был на­пи­сан в юно­ше­стве как средс­тво по­ни­ма­ния то­го, как са­мо­му учить язык. В юности работал с иностранцами на английском и французском языках. И всю жизнь про­ра­ба­ты­ваю на ан­глийс­ком и фран­цузс­ком языках мно­го фи­ло­софс­ких и эко­но­ми­че­ских книг. В свя­зи с этим об­нов­лял вре­ме­на­ми преж­ние свои идеи по дан­но­му во­про­су. И сейчас уделяю данному вопросу внимание, учи­ты­вая воз­рос­шую по­треб­ность во владении иностранными язы­ками, приоритетность этой грамотности на современном этапе во­об­ще. Излагаемые идеи не яв­ля­ют­ся ис­ти­ной в по­след­ней инс­тан­ции. Они постоянно уточняются.

Актуальность

Ин­тер­на­ци­она­ли­за­ция и ин­те­гра­ция ми­ро­вой ци­ви­ли­за­ции на со­вре­мен­ном эта­пе тре­бу­ет ка­че­ствен­но­го рос­та вла­де­ния об­ще­ми­ро­вы­ми язы­ка­ми в ка­че­стве средс­тва об­щения.

   Се­го­дня в ми­ре су­ще­ству­ет при­мер­но 2500 ино­стран­ных язы­ков. Из них то­ль­ко 225 яв­ля­ют­ся пи­сь­мен­ны­ми. Ес­те­ствен­но они все важ­ны для тех или иных це­лей. Здесь ве­ду речь об изу­че­нии об­ще­ми­ро­вых языков, ко­то­рые яв­ля­ют­ся средс­тва­ми меж­ду­на­род­но­го об­ще­ния. К ним от­но­сят­ся ме­нее 10 языков.    

Со­вре­мен­ная пе­да­го­ги­ка не пре­одо­ле­ва­ет рас­ту­щий раз­рыв во вла­де­нии ино­стран­ны­ми язы­ка­ми и по­треб­но­стя­ми в них. Рас­тет раз­рыв по­треб­но­сти вла­де­ния ино­стран­ны­ми язы­ка­ми и уров­нем фак­ти­че­ско­го вла­де­ния ими эли­той об­щес­тва, не го­во­ря уже о на­роде.  


   

  По­треб­но­сти вла­де­ния ино­стран­ными

│     

    уро­вень вла­де­ния ино­стран­ными

│  

└─────────────────────────────────────

В корне ошибочно широко распространенное мнение о том, что изучить иностранный язык трудно, что для этого требуются особые способности. Владение многими людьми нашей страны 2-3 вто­ры­ми язы­ка­ми показывает ошибочность такого мнения. Этот факт опро­вер­га­ет не­об­хо­ди­мость осо­бых спо­соб­но­стей для изу­че­ния дру­гих язы­ков. Ве­ли­кий пе­да­гог Я. Ко­менс­кий от­ме­чал лег­кость усвое­ния язы­ка в прак­ти­че­ской жиз­ни и бес­плод­ность, тру­до­ем­кость шко­ль­но­го обу­че­ния ему. Он от­ме­чал и при­чи­ну это­го: «По­доб­ная не­про­из­во­ди­те­ль­ная тра­та вре­ме­ни и тру­дов мо­жет про­ис­хо­дить не ина­че, как вследс­твие не­пра­ви­ль­но­го ме­то­да». Да­лее он при­во­дил мне­ния Э. Лю­би­на о том, что та­кой ме­тод вве­ден «в шко­лу ка­ким-то злым и за­вис­тли­вым ге­ни­ем, вра­гом че­ло­ве­че­ско­го ро­да». (Я. Ко­менс­кий. Ве­ли­кая ди­дак­ти­ка. Гла­ва Х1, параграф 7)

Лю­бой нор­ма­ль­ный че­ло­век мо­жет овла­деть ино­стран­ным язы­ком. Усло­ви­ем это­му сле­ду­ет счи­тать зна­ние ме­то­ди­ки изу­че­ния ино­стран­но­го языка.      


Учись учиться

Имеется много фактов, показывающих как надо и как не надо учить язык. В частности следующий факт. «Эта замечательная женщина, которая в Сибири так изучила французский и немецкий языки, что она может читать, не умея, однако, говорить, так как она не знает, как слова произносятся…» (Архив русской революции. Москва, Современник 1991. с 136).

В по­ру мо­ей юнос­ти не ока­за­лось у ме­ня со­вет­чи­ка по изу­че­нию ино­стран­но­го язы­ка. Я по­те­рял мно­го вре­ме­ни зря – бегло читал по-немецки и не мог связать двух слов на нем. Пе­да­го­ги ино­стран­ных язы­ков ока­за­лись не луч­ши­ми со­вет­чи­ка­ми. Си­ту­ация с тех пор не из­ме­ни­лась: мно­гие пе­да­го­ги ино­стран­ных язы­ков при­де­ржи­ва­ют­ся преж­них по­зи­ций, что и сле­ду­ет при­знать глав­ной при­чи­ной огра­ни­чен­но­го зна­ния ино­стран­ных язы­ков эли­той об­щества.     

У ме­ня нет же­ла­ния об­ви­нять пе­да­го­гов ино­стран­но­го язы­ка в сла­бом вла­де­нии ино­стран­ны­ми язы­ка­ми мно­гих их уче­ни­ков. Тем бо­лее что они по­мог­ли мне осво­ить ино­стран­ные язы­ки. В то же вре­мя на­до уметь смот­реть прав­де в гла­за: уй­му вре­ме­ни и сил лю­ди тра­тят на изу­че­ние ино­стран­ных язы­ков и в це­лом не­до­ста­точ­но пло­до­твор­но. В чем при­чи­на? Или обу­ча­емые не спо­соб­ны овла­деть язы­ка­ми или учи­те­ля не так учат? Я при­де­ржи­ва­юсь по­след­не­го мне­ния. Не­дав­нее про­слу­ши­ва­ние ав­то­ри­те­та пе­да­го­ги­ки ино­стран­но­го язы­ка убе­ди­ло ме­ня окон­ча­те­ль­но в том, что со­вре­мен­ная пе­да­го­ги­ка (ме­то­ди­ка, ди­дак­ти­ка) по­вин­на в сла­бом зна­нии лю­дь­ми ино­стран­ных язы­ков. И бес­смыс­лен­но надеяться на то, что пе­да­го­ги ино­стран­ных язы­ков пой­мут или при­зна­ют данный факт, из­ме­нят си­ту­ацию.

Необходимо строго обособить два типа студентов. Первые учатся без интереса, у них нет мотива к учебе. Они не понимают необходимости образования и т. п. Их надо оставить в покое и не тратить время на них. Надо помочь тем студентам, которые хотят учиться, понимают необходимость и т. п. Им надо только подсказать плодотворную технологию освоения языка.

Ес­ли че­ло­век не тру­до­лю­бив, ес­ли ему труд­нее за­ста­вить се­бя ре­гу­ляр­но за­ни­ма­ть­ся чем ре­гу­ляр­но не за­ни­ма­ть­ся (от­ды­хать), то ему не сле­ду­ет бра­ть­ся за изу­че­ние ино­стран­но­го язы­ка, как и по­сту­пать в выс­шее учеб­ное за­ве­де­ние. В то же вре­мя ес­ли у не­го име­ет­ся по­ни­ма­ние не­об­хо­ди­мо­сти все­го это­го для не­го, то эта ра­бо­та мо­жет стать важ­ным средс­твом са­мо­вос­пи­тания.  

«Спа­се­ние уто­па­ющих, де­ло рук са­мих уто­па­ющих».

Не за­ни­ма­ясь обу­че­ни­ем ино­стран­ным язы­кам, хо­чу по­де­ли­ть­ся сво­ими со­об­ра­же­ни­ями в ме­ру вла­де­ния ими.