ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 8108
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Т еоретическое алгоритмизация программирование
Моделирование контроля контроля
Ситуационные формы активного обучения. Общее представление о них дано в работе Смолкина А.М. [207].
Обсуждение обсуждение результата
2.2.2. История педагогического тестирования
2.3.10. Процедура экзаменационного контроля
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»
Необходимость умений пользования ею
Отметка оценка балы рейтингкредит
Уровни владения иностранным языком
СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ
Философски испорченный менталитет базируется на ошибочной трактовке закона отрицания отрицания. Обычно полагают необходимым уничтожение исходных форм бытия вместо их сохранения в качестве пережиточных форм. На эту тему у меня много написано в самоучителе мышления. Рьяные философские недоучки часто претворяют принцип «отрицания отрицания» в практику и усугубляют проблему. В связи с этим нужно иметь в виду тот факт, что пережитки представляют собой сохранение исходных форм бытия объектов. Применимо это и к тестам.
Тестирование происходит, прежде всего, на бумажной основе. Исследователи неоднократно отмечали рациональность использования бумажных контролирующих средств в преподавании. Последние не уступают широко распространенным техническим средствам контроля по дидактическим возможностям и к тому же значительно дешевле их. Поэтому рациональнее начинать тестирование на основе бумажных программ и затем подбирать технические средства контроля с учетом всего комплекса факторов, т.е. их наличия, доступности дидактических возможностей и т.д.
В.С. Аванесов считает нежелательным использование бумажных тестов в виду их непроизводительности [2, с. 81]. Мой опыт свидетельствует об обратном. При определенных условиях они производительнее компьютерных тестов, что не отрицает большей прогрессивности последних. Даже сейчас нет возможности повсеместного использования компьютерных тестов на практических занятиях, а бумажные тесты можно применять на каждом из них. При этом затраты труда на проверку тестов ничтожны (время на сопоставление двух рядов по 20 чисел) и никак не усложняют ход семинара, особенно при проверке тестов в меру их завершения студентами. Разброс времени выполнения тестов студентами существенен, и в его течении можно проверить сдаваемые тесты. Особенно полезно это при публичной их проверке под контролем студентов. В таком случае педагогический эффект максимален.
Тесты
┌───┴──┐
Бумажные технические
┌───┴──┐
Просто компьютерные
Компьютерное тестирование в определенных случаях включает в себя использование бумажных тестовых заданий. Не должно быть нигилизма к бумажным тестам. На основе такого подхода необходимо содержательнее (конкретнее) раскрыть многообразие бумажных тестов.
Тесты
┌──┴─┐
Бумажные технические
┌─────┴────┐
Одноразового пользования многоразового пользования
┌───┴──┐
вместе с контрольным на основе компьютера
листком
Следует иметь в виду многообразие бумажных тестов. Они могут быть бланками с вопросами и ответами, на которых непосредственно помечают ответы. В таком случае для каждого студента надо готовить особый бланк. Обычно же используют два листка – задание и контрольный листок. Задание используют многократно, а контрольный листок однократно. Бывают и такие бумажные задания, восприняв которые надо ввести ответ в компьютер.
В компьютерных тестах информацию считывают с монитора и посредством клавиатуры и мышки вводят ответы.
Бумажные тесты
┌─────┴────┐
одноразовые многоразовые
┌─────┴────┐
субъективная техническая
проверка проверка
педагогом ┌─────┴────┐
просто компьютерная
(бланковые)
Бывают такие бумажные тестовые задания, которые может проверять только педагог с помощью своей памяти. Бывает и техническая проверка сопоставлением с эталоном. В компьютерной версии проверку делает компьютер. Так организованы ЕГЭ. Компьютер готовит индивидуальные бланковые задания, с которыми работают контролируемые. Затем они их сдают, их сканируют и вводят в память компьютера для проверки и т.п.
При многоразовых бумажных тестах не нужно каждый раз готовить листок задания. Но возникает проблема сохранения конфиденциальности эталона, изменения места верного ответа в их последовательности. Фактически речь идет о том, что в таком случае надо готовить несколько комплектов одного и того же содержательного задания, различающихся шифровкой правильных ответов.
Между контролирующими устройствами, тестами и методикой тестирования существует тесная взаимосвязь. Поэтому выбор контролирующего устройства ограничивает используемые формы тестов и регламентирует методику тестирования. При освоении тестирования надо начинать с бумажных программ, поскольку их дидактические возможности самые широкие и поскольку такие тесты нетрудно приспособить к имеющимся техническим средствам контроля. Последующее объяснение методики разработки контролирующих программ исходит из предположения об их реализации с помощью простейших листков бумаги.
При бумажном тестировании элементами его выступают:
- карточки с программами,
- контрольные карточки
- эталоны.
Карточки с программами передают при контроле обучаемым одновременно с контрольными карточками. В контрольные карточки обучаемые записывают ответы. В конце контроля они возвращают карточки преподавателю для проверки. Контрольные карточки проверяют с помощью эталонов и затем информируют обучаемых о результатах проверки.
Технические средства контроля. Во второй половине ХХ века был бум многообразия технических контролирующих устройств. Называли существование 1000 их форм. Их сложность была различной. В целом, их простые формы оказались тупиковой ветвью развития. Может быть, сохраняются некоторые их формы в практике, но не они являются главными. Поэтому их не рассматриваем здесь.
Каждое контролирующее устройство имеет инструкцию, в которой показано, как ее следует использовать. Поэтому нет ни возможности, ни необходимости пересказывать их здесь. В случае выбора контролирующего устройства надо самым тщательным образом изучить его инструкцию и попытаться выяснить дидактические возможности, особенно недостатки.
Компьютерное тестирование. Когда компьютеры стали использовать для тестирования, то стало ясно, что они являются единственной адекватной технической возможностью реализации тестирования. Только они могут полностью удовлетворить требования эффективного тестирования. Опыт применения компьютеров для тестирования вполне подтверждает названный вывод. Задача педагогов - осваивать компьютерное тестирование.
Главной задачей тестирования следует считать системное развитие практики измерений уровня подготовленности обучаемых при сохранении всех исходных (существующих) форм и предпочтительного развития компьютерного тестирования.
2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Основным новым активным методом преподавания в настоящее время следует считать контрольные алгоритмы (тесты). Поэтому необходимо первоначально освоить их, имея в виду, что все последующие средства обучения легче познавать на их основе. Поэтому не рассматриваем более сложных средств активизации познавательного процесса в преподавании, а ограничиваемся только тестами.
Началом рационального познания любого объекта является упорядочение его форм. Важно это и для понимания тестов. Поэтому следует, прежде всего, выявить многообразие тестов и гипотезы их упорядочения. Такой подход предполагает опережающую установку о возможности систематики тестов, как и любого иного объекта. В связи с этим важно иметь в виду и то, что имеются оппоненты такого подхода. В частности, мнение авторитетного среди гуманитариев учебного заведения - кафедры философии ИПК МГУ.
«Перейдем теперь непосредственно к тестам. Типология их никем до сих пор не разработана, во всяком случае в нашей литературе. Да её, видимо, и не должно быть» [140. 344]. Данная идея примечательна. Во-первых, их мнение свидетельствует, прежде всего, о некомпетентности авторов по данной проблеме. Не только сейчас, но и 10 лет назад, когда были написаны эти строки, существовали разные подходы к упорядочению тестов. Во-вторых, их мнение показывает, главным образом, непонимание философами функции философии для понимания сущности систематики вообще. Об этом говорит их нигилизм по данному вопросу. Среди философов широко распространено убеждение в том, что тесты не применимы при обучении философии. В то же время существует много фактов разработки тестов философами, что естественно, рационально и, в целом, плодотворно [например, см. 29; 20; 110].
Тестологи многообразно упорядочивают тесты и называют предлагаемые упорядочения различно. В связи с этим замечу: в литературе господствует разброд мнений о сути систематики вообще. В то же время философия однозначно различает формы упорядочения. Их эволюционный ряд (сорит):
упорядочение группировка типизация классификация систематикакладистика.
За разъяснением обратитесь к биологии. В ней можно узнать тот факт, что высшей, практичной формой систематики является кладизм (кладистика). Он то и нужен для систематики тестов (как и всего прочего).
Систематика – высшая форма упорядочения. Систематика – это классификация на основе развития объектов. Примечательно, что основные тестологи стихийно дают систематику тестов, упорядочивая их по сложности.
В.С. Аванесов выделяет такие типы тестов:
-
Гомогенные – по одной науке
-
Гетерогенные – по нескольким наукам
-
Интегративные – по многим наукам
-
Адаптивные – последующие задания зависят от ответа на предшествующие задания
Первые из них измеряют знания одной дисциплины, гетерогенные – двух. Специфика интегративных тестов не очень ясна – можно видеть их содержание в измерении знаний об объекте, полученных на основе всех источников информации. Адаптивные тесты – задания, в которых предъявляют следующие задания в зависимости от характера ответа на предыдущие. Естественно, что нормой сейчас являются первые тесты, а другие – возможное будущее.
А.Н. Майоров дает наиболее многообразное упорядочение тестов на основе разных подходов. В главном же он следует за систематикой их В.С. Аванесовым. Они рассматривают следующую последовательность тестовых заданий:
Задания
┌──────────┼───────┬────────┐
Выбора открытые соответствия последовательности
На мой взгляд, систематика этих заданий может быть следующей:
Тесты
┌─────┴────┐
Открытые закрытые
┌─────┴────┐
отбора установления
┌─────┴────┐
Соответствия последовательности
Открытые тесты не содержат никакого ответа и обучаемый должен сам его определить. Такими «тестовыми заданиями» являются используемые педагогами упражнения, примеры, задачи и т.п. Поэтому их легче всего превращать в тесты. Дайте их обучаемым на отдельных карточках, и пусть они напишут ответ, который педагог соотнесет с эталоном. Если же к таким заданиям дать версии ответов, то они переходят во множество «закрытых» тестовых заданий.
Деление закрытых тестовых заданий происходит в зависимости от типа подготовленных «ответов». Если среди них имеются неправильные ответы, то это выбор (отбор). При этом конкретизация упорядочения данного типа тестовых заданий зависит от числа предложенных ответов и числа неправильных и правильных элементов:
Один ответ и надо определить правилен он или нет (альтернативный тест)
Один правильный ответ и один ложный, два ложных, три и т.п.
Правильных ответов более одного - два, три и т.п. (множественный выбор)
Последние два типа тестов не содержат неправильных ответов - все предложенные элементы ответов правильны. В них надо только установить их соотнесение или определить их последовательность.
Задания на установление правильной последовательности можно считать наиболее развитым типом тестов. В.С. Аванесов выделяет такие формы последовательностей:
-
событий
-
действий
-
процессов
-
умственных действий
Каждый из них является предпочтительным в тех или иных науках. Скажем, последовательность исторических событий важнее всего для исторических наук. Последовательность технологических действий и процессов - для технических наук. Приведенные тестологами такие тесты убедительны.
В настоящее время недостаточен массив тестов последовательности. Громадные возможности для его роста открывает технология философствования. Для понимания важности таких заданий необходимо воспринять технологию философствования с тем, чтобы понять важность рядов (соритов), последовательностей в науке, в том числе и при мышлении. На основе такой техники тестирования можно проверять начальную стадию процессов мышления, в частности эволюционных рядов, соритов вообще.
Конкретнее систематика тестов должна показать все их многообразие. Существует порядка 30 их форм. Их строят различно и различны их дидактические возможности. Некоторые из них осуществимы только на основе компьютеров. Наиболее широко распространено использование примерно десяти форм тестов.
Более сложные формы тестов измеряют более высокий уровень освоения человеком предмета. Измерительные возможности некоторых форм тестов близки или между ними нет различий по степени сложности.
Сейчас наблюдается опрощение тестовых заданий – ограничение использованием несколькими их формами, главным образом, простой выборкой. В частности, это практика для составления тестов для ЕГЭ. Это опасно дискредитацией тестирования, поскольку педагоги более всего критикуют эти тесты. Нет систематики всех тестов в виду:
-
Неспособности философствовать;
-
отсутствия адекватного описания их форм в настоящее время;
-
ограниченности практики тестирования каждым энтузиастом.
Первоочередная задача тестологии – систематика тестовых заданий. Для этого надо выявить основные их типы, дать им одинаковые обозначения, упорядочить и сделать их общеизвестными. Пока эта задача не решена.
При систематике тестов необходимо построить единую их систему, которая включила бы разные их формы. Основанием систематики тестов могут быть их критерии:
Тесты контролируют
┌──┴──┐
Что как
┌──┴──┐
Уровень аспект
информации объекта
С точки зрения «уровня информации об объекте» можно различать, в частности:
-
Вербальные тесты проверяют знание обозначений, символов, знаков и т.п. Особое значение среди них имеет знание основных типов слов: синонимов, антонимов, паронимов, акронимов, метонимов, агнонимов, топонимов и т.п.
-
Концептуальные тесты проверяют знание свойств понятий, отображающих объекты: случайные, конституирующие, фундаментальные, специфические и т.п.;
-
Интеллектуальные: противопоставление сущности и явления, причин и следствий, рода и вида и т.п.
-
Идейные – содержание теорий по существу
-
Убежденности