Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 7901

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Гипотеза главных типов тестов «по аспекту объекта» может быть представлена следующим образом:

тесты

┌───┴──┐

способности практические

┌─────┴────┐

рутинные творческие (проективные)

┌─────┴────┐

педагогические психологические

┌──┴──┐

эрудиции интеллекта

Практические тесты проверяют умение делать, решать практические задачи, а остальные проверяют способности. Рутинные тесты измеряют состояние духовного мира человека, а творческие – его задатки. Педагогические тесты проверяют развитие способности в процессе обучения. Психологические тесты проверяют состояние психики – темперамент и т.п. Проблематичной остается проблема определения убежденности человека. Тесты эрудиции проверяют память, знания, а интеллектуальные - умение мыслить, т.е. оперировать понятиями по строго заданным процедурам (умножение, сложение, построение соритов и кладограмм и т.п.).

Несколько иначе можно так различать тесты с точки зрения измеряемых ими аспектов духовного мира людей:

физиологию психику эрудицию интеллект креативность

Требуются основательные соображения для различения этих аспектов духовного потенциала людей, что не является делом тестологов. Физиологические тесты широко применяют давно, например, детектор лжи. Психологическими тестами измеряют и темперамент, и характер, и возможность создания семьи, и многое другое. Творческий потенциал интеллекта (креативность) измеряют множеством форм тестов [11]. Тесты эрудиции проверяют знания (просвещенность), в том числе популярными сейчас телевизионными шоу. Легко проверяется уровень математического интеллекта с помощью выполнения упражнений и решения задач. И только философский интеллект, то есть способность понимать качество объекта, остается нерешенной проблемой в виду господства филодоксии. Такие тесты считают невозможными (не действительными, т.е. не имеющими права на существование).

Упорядочивая тесты по типу того, как они измеряют, выделим следующие их формы:

Тесты на основе свободного ответа. Простой их формой могут стать все математические и иные примеры и задачи. Они являются сами по себе достаточными для тестирования. Превращение их в тесты не составляет никакой проблемы. Записывайте их на отдельные листы, давайте контрольные листки и составляйте эталоны для проверки. Пусть обучаемые пишут численные ответы в пустых клеточках контрольных листков, а педагог их сличит с эталоном и измерить уровень выполнения задания. Конечно, можно давать и несколько вариантов ответа к каждому тесту с тем, чтобы студент указал - какой из них соответствует решению примера, задачи. Дело вкуса, но первый, по моему мнению, предпочтительнее – он исключает подсказку. Такие тесты широко использует центр тестирования министерства. К таким тестам отнесем и «контрольные диктанты». Например.


Тема: Свободный рынок

  1. Когда начал возникать рынок (рыночная экономика)?

[10-12 т. л. назад].

  1. Назовите два свойства товара? [полезность, цена].

  2. Какой посредник (всеобщий эквивалент) является деньгами? [золото].

  3. Когда возникли деньги? [7 т.л. назад].

  4. Когда возникли монеты? [7 век до новой эры].

  5. Когда закончилась демонетизация золота? [1971 году].

  6. Нарисуйте график спроса.

  7. Нарисуйте график равновесия свободного рынка.

  8. Нарисуйте график потребительского равновесия на рынке.

  9. Нарисуйте на графике кривые Энгеля.

В таком случае раздают чистые листочки бумаги, студенты пишут на них свои фамилии, но не пишут вопросов, а пишут только ответы. Затем в быстром темпе диктуют вопросы, контролируя по некоторым студентам скорость их записи. Сразу же собирают листки, а дома проверяют число правильных ответов и записывают в учетную ведомость. Такие тесты легко превратить в тесты соответствия.

Более сложная их форма предполагает программирование вопросов, дополнительную их детализацию по сравнению с современными положениями учебных программ. Их основой выступают подготовленные контрольные алгоритмы, составленные из последовательности сравнительно простых вопросов, предусматривающих стандартизированные ответы. В таком случае имеет место косвенное программирование свободного ответа посредством программирования вопросов. Известны две формы таких тестов. В одном случае дают устный ответ, «занимающий каждый не более одной минуты» и оцениваемый одновременно преподавателем и другим опрашиваемым студентом. В другом случае сту­дент дает письменный ответ и сопоставляет его сам с эталоном или ответ оценивает преподаватель.

Тесты на основе ответа

┌─────────┴───────┐

свободного программированного

┌────┴────┐ ┌────┴────┐

Устного письменного с готовыми эталона для

оценки ответов

┌──────┴────────┐

Ответами элементами

ответов (конструктивные)

┌────┴────┐ ┌────┴────┐

Альтернативные выборочные кодируемые составляемые

цифрами словами

┌────┴────┐

Одноэлементная многоэлементная

выборка ┌────┴────┐

Аккордная последовательная

Множественная перекрестная

Выборка выборка

В качестве таких тестов могут быть использованы все задачи, упражнения, примеры и т.п. всех точных наук, в том числе математики, физики, технических.


Тесты

┌─────┴────┐

свободного ответа закрытые

┌─────┴────┐

краткие развернутые

Тесты свободного ответа (или открытые тесты) не имеют готового ответа. Они бывают двух видов. Первый вид предполагает написание краткого, однозначного ответа, который компьютер сопоставить с имеющимся эталоном и определить его адекватность вопросу. Имеется и иной тип свободного теста, который предполагает развернутый ответ и который может оценить только человек. Такие тексты порой используют на экзаменах, в том числе ЕГЭ.

Тесты на основе программированного ответа многообразны. Такие тесты обычно состоят из трех элементов: вопросов, ответов, эталонов. В зависимости от способов их построения можно выделить ряд их групп.

Тесты

┌───────────────┼─────────┐

Ориентировочные исполнительные комбинированные

┌───┴────┐ ┌───┼────────┐

Синонимические опознавательные конструктивные репродуктивные ситуационные

Ориентировочные формы тестов позволяют контролировать знания обучаемых. Исполнительные формы тестов измеряют знания и их использование, т.е. умение и навыки, а комбинированные формы тестов - и то и другое одновременно. Более конкретные формы тестов различают тем, что и как они измеряют. Синонимические и опознавательные формы тестов измеряют усвоение знаний через их пассивное проявление. Конструктивные формы тестов измеряют активные формы знаний, которые обучаемый воспроизводит, а не только угадывает в контексте. При этом имеются различия между формами тестов по трудности. Репродуктивные тесты измеряют более высокий уровень использования знаний, когда возникает самостоятельность мышления и возможность синтезировать определенное представление на основе различных элементов знаний. Ситуационные формы измеряют самый сложный способ использования знаний.

Ориентировочные формы тестов строят на основе выборочного ответа. Выборочные формы тестов не однозначны по своим возможностям. Выделяют несколько их форм в зависимости от их содержания.

Выборочный ответ

┌────────────┼─────────────┐

простой выбор выбор или сличение сличение

Дидактические возможности этих форм выборочного ответа различны.

Синонимические тесты являются простейшей формой контрольных алгоритмов. Возможны несколько их форм: подбор синонимов к выделенному в тексте или предложении слову или словосочетанию, отбор нескольких синонимических слов, подбор антонимов, паронимов или слов другого языка и т.д.

Синонимические тесты применяют в обучении иностранным языкам в качестве обычных упражнений. В гуманитарных науках вполне правомерно использовать синонимические тесты, хо­тя объем таких заданий не может быть большим. На основе таких форм тестов, возможно, выявить знание категорий обучаемыми. Возможности этого можно видеть на следующих примерах:


Тратта = переводной вексель

Благосостояние = уровень жизни

Экономический кризис = промышленный цикл

Подобные тесты можно строить и иначе, используя в качестве основы методологию: обозначение определенных явлений в качестве содержания других или исходного и основного и т.д. Например, стоимость (сущность) - меновая стоимость (форма), заработная плата (форма) - стоимость рабочей силы (сущность). Или: последовательность "товар – деньги - капитал", в которой каждое предыдущее из них выступает исходной, а последующее – основной, превращенной формой. Синонимические тесты реализуют в целом на основе выборочных конструкций. Те же самые задачи контроля могут быть решены и на основе тестов соответствия.

"Текстовый тест" применяют в ряде дисциплин. Подобранный комплект оригинальных или специально написанных текстов размером в полстраницы используют в качестве основы. К каждому такому тексту дают выборочные или конструктивные программы, с помощью которых обучаемый характеризует содержание текста. Он может указать степень усвоения текста (скажем на английском языке), к какому виду мировоззрений относится содержание текста, каковы его недостатки, как раскрыты законы и т.д.

«Тесты по первоисточникам» представляют определенную форму текстовых тестов. В таком случае к рекомендуемому первоисточнику составляют контрольную программу для выяснения проработки его обучаемым.

Комбинированные тесты состоят из различных форм. В зависимости от назначения они могут включать несколько опознавательных, репродуктивных, конструктивных, контрольных алгоритмов, расположенных в порядке возрастания сложности объекта измерения.

Тесты упорядочивают также по их сложности в зависимости от широты информации, необходимой для ответа на вопрос. Их можно располагать по возрастающей сложности в следующей последовательности по числу разделов, достаточных для ответа на вопрос: одной темы, одного раздела, нескольких предметов. Внутри каждого такого уровня также различают сложность трех уровней: на уровне знакомства, на уровне знаний-копий, на уровне умений.

***

Определение объема программ тестов предполагает выявление основных их элементов. При этом встречается ряд затруднений и некоторые их формы несопоставимы. У синонимических тестов в качестве измеряемой величины может быть число пропущенных (выделенных) категорий, у альтернативных - число положений, которые необходимо оценить, у опознавательных - число конструкций, состоящих из вопроса и ответов.

Совокупность исходных элементов тестов составляет карточку, в которую может быть включено от одного до многих элементов. В свою очередь карточки обычно вариативны - от одной до многих. Совокупность карточек составляет программу по теме, а совокупность последних представляет программу по всему курсу («банк тестов»).


Структурные единицы тестов

┌──────┼──────┐

Элементы карточки программы

┌─────┼───────┐

По теме по разделу по курсу

Тесты могут быть в определенной мере взаимопревращены. Например, одно и то же положение может служить основой для составления синонимического, альтернативного, выборочного и т.д. теста. Эта их взаимопревращаемость облегчает построение системы тестов. Однако это пока перспектива тестовых заданий.

Важно строить и фасетные типы заданий. Их специфику и преимущества показывают тестологи.







2.6. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

Особенностью использования контролирующих устройств является алгоритмизация контроля - разработка контрольных заданий (или КИМ) на основе определенных правил.

Контроль успешности познания

┌─────┴────┐

традиционный программированный

┌─────┴────┐

обособленный элемент обучающих

программ, деловых игр

Алгоритмизация контроля, то есть составление тестовых заданий или программированных контрольных заданий, является исходным для тестирования и программированного обучения. Без алгоритмизации контроля не может быть тестирования, в том числе и компьютеризации. В связи с этим требуются большие затраты труда на овладение всеми формами контрольных алгоритмов.

В преподавании каждой науки не используют всех известных форм тестов. Наиболее широко используют десяток форм тестов. Следует, прежде всего, изучить те формы тестов, которые в той или иной мере практически опробованы в преподавании. Основные формы используемых тестов в преподавании относятся к трем группам.

Контрольные задания

┌──────────────┼───────────────┐

С готовыми ответами с готовыми элементами ответов без ответов

(выборочные тесты) (конструктивные тесты) (репродуктивные тесты)

А. Тесты с готовыми ответами. Их можно считать основной формой программированного контроля. У них имеется готовый ответ или имеются готовые элементы ответа. Их называют также «отборочными», «выборочными», «избирательными», «закрытыми». Эти тесты наиболее широко распространены и бывают нескольких форм. Их строят посредством формулирования вопроса и возможных ответов или элементов ответа (вопрос + ответ). Предложенные вопросы сопровождают подобранными заранее ответами, из которых следует выбрать один или несколько ответов в качестве свидетельства наличия, по крайней мере, пассивных знаний по данному вопросу. Возможны различные методы конструирования вопросов и ответов, разработки карточек, способов предъявления контрольных программ обучаемым.

Узловыми вопросами разработки данной группы тестов можно считать: формулировку заданий (вопросов), формулировку ответов, способы построения карточек, способы представления карточек, выбор структуры карточек, эталоны.