Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8232

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология





Культура

┌─────┴────┐

тела души (духа)

Физическая духовная (характер)

┌─────┴────┐

Воля сознание

┌─────┴────┐

Нравственность менталитет

┌─────┴────┐

Эрудиция интеллект

Воспитание призвано развивать все культурные способности народа, делая все большую его долю личностями. В связи с этим надо измерять изменения в результате воспитания всех названных аспектов людей. Но для этого следует четко осмысливать суть и содержание каждого из них и то, как можно качественно поднять каждую из данных способностей людей вообще, в том числе и с помощью обучения. К сожалению, в таком подходе мало общепризнанного и существенны различия в их трактовке.

Качество обучения - новая, модная постановка проблемы. И она истинна в целом, вне зависимости от возможных её интерпретаций. Её понимание зависит от:

  • состояния науки или уровня ее теоретизации (она различна в разных предметах),

  • психики, характера педагогов,

  • способов организации учета труда педагогов,

  • возможностей обстоятельств – богатства или бедности вуза, обучаемых и т.п.,

  • господствующих тенденций: сейчас студенты потеряли мотивы к учебе, мало читают.,

  • степени самопознания ими (в какой мере порядок обучения заставляет их прибегать к самостоятельному поиску идей и развитию способности) и т.п.

Уже написаны горы книг о сути качества обучения. И такие книги продолжают писать. Раз не удовлетворяет всё их множество, то они все недостаточны. И можно предположить в качестве факта бессмысленность новых работ на данную тему. Надо сначала попытаться выяснить условие плодотворного объяснения проблемы. Таковым, по моему мнению, является теоретизации всех наук, в том числе и педагогических, с помощью возможностей технологии философствования. На основе такого подхода и нужно конкретнее понять проблему качества обучения, а также возможный вклад тестирования в ее решение.

«Качество обучения» - всего лишь новое название давно известной педагогической проблемы. Ранее ее называли «чему учить». И современная проблема «качества обучения» во многом сводиться к проблеме определения чему учить. И как бы наивным не считали проблему иные авторитеты, по широко распространенному мнению она является главной.

Примечателен упоминаемый М.Б. Челышковой факт. «Итогом многолетних дискуссий стал вывод о том, что дать однозначное определение понятия «качество образования» просто невозможно» [235. с. 420]. А отсюда вытекает иллюзорность следующего её вывода: «Опыт зарубежных стран говорит о том, что реформирование систем образования принципиально невозможно без реформирования системы оценки и контроля качества образования» [235. с. 428]. Как тесты поднимут качество того, что невозможно определить?


Воспитание должно развивать все черты людей – и тела и души. Их важно осознавать всё это как проблему качества обучения или подготовки людей [см. 76].

Классическая педагогика обеспечила общественный прогресс и остается базой общественного развития. В то же время уже давно высказаны мнения о том, что требуется новый скачок педагогической науки. И, по моему мнению, он может состоять в теоретизации педагогических науки, систематизации педагогических дисциплин. Все необходимое для решения проблемы имеется в общественном сознании и требует уточнения основных понятий педагогики.

Что такое обучение? Как можно понять качество обучения, если не понять его собственной сути? Условием эффективного решения данной проблемы может быть только рассмотрение обучения как элемента воспитания. В целом, важно выяснить единство разных подходов к учебе:

  • Что такое обучение? (высшая форма воспитания);

  • Чему учить? (Труду, эрудиции, интеллекту, способностям);

  • Как учить (в том числе ТВПП и наглядность);

  • Контроль обучения;

  • Учебное тестирование.

Обучение – одна из форм идеологизации, воспитания, социализации. Ее можно понять как элемент образования и воспитания, социализации. В связи этим важно осмыслить отличие воспитания от социализации.

Социализация и воспитание. Сейчас господствует не определенность при соотнесении этих слов, и имеются всевозможные версии их трактовки:

  1. синонимы

  2. взаимно дополняют друг друга. Например, социализацией назвать специфику воспитания определенной страты людей. А воспитанием – общечеловеческое.

  3. Воспитание можно считать родовым понятием биологии (оно имеется у развитых животных), а социализацией – воспитание людей.

  4. Словом «социализация» назвать (в широком смысле слова) все, а воспитанием назвать только научение наставников (т.е. деятельность нянь, дядек и т.п. «воспитателей» в узком смысле слова).

Социализация людей происходит посредством воспитания. Адекватной основой воспитания может быть только истинное понимание его форм: воспитание, наставление, просвещение, образование, обучение. В литературе имеются самые разные соотнесения названных слов, настоящий разброд в их трактовке. В то же время в педагогической литературе широко распространен подход, который следует признать истинным. Для его утверждения в качестве монистичного при интерпретации данных понятий необходима только небольшая логико-диалектическая обработка их содержания. Соотнесение главных понятий можно показать соритом:

воспитание образование обучение.

В таком случае каждое последующее есть более развитый, превращенный процесс предыдущего, не отрицающий самостоятельного существования предшествующих. Последующее надстраивается над предыдущим, свидетельствуя, тем самым, о сохранении с ним преемственности и о появлении нового качества у него. Социализация предполагает единство взаимодействия всех названных форм - воспитания, образования и обучения. Каждый из них может быть более конкретно раскрыт посредством системы форм воспитания. При этом весьма важно преодолеть ошибку тех, кто считает возможным обучение без воспитания: не бывает не воспитывающего (или не развивающего) обучения. Другой вопрос, что обучение может быть фактически (а сегодня часто) антигуманным, антисоциальным, безнравственным.


Воспитание

┌──┴───┐

П ассивное активное

┌─────┴────┐

научение образование

┌─────┴────┐

просвещение обучение

Воспитание – самая общая и одновременно простая категория педагогики. Ею обозначают все процессы передачи опыта жизни между поколениями в процессе взаимосодействия (П.К. Анохин). Воспитание является спецификой развитых форм жизни на земле, начиная с животных. Оно состоит в том, что в начальный период жизни каждого живого существа, предшествующие поколения особей передают опыт жизни, адаптации к окружающей среде. Воспитание особенно важно для людей. Воспитание людей – их социализация, интериоризация общественного мнения, идеологизация, индоктринация, манкрутизация и т.п.

Простейшей формой воспитания являются такие процессы, которые выполняют родители, наставники, обучая детей нравственности, поведению и т.д. На определенном этапе исторического развития ядром воспитания стало образование, которое все более обособляется в качестве передачи эрудиции новым поколениям. Когда-то к этому сводилось содержание понятия «образования» и в таком случае оно совпадало с обучением. Сохранение такой трактовки понятия «образование» является тормозом пониманию образования и обучения в качестве субординированных процессов. Уже давно образование сводится в чистом виде к просвещению. Сегодняшнее просвещение - весьма развитая сфера общественной жизни и включает в себя деятельность всех средств массовой информации, искусства, культуры.

Телевидение, радио, газеты, журналы, театры, кино и т.п. несут громадный поток информации новым поколениям и тем самым выполняют функцию просвещения и в целом образования. Просвещение – однонаправленный метод передачи информации: от источников сведений к слушателям, зрителям и т.п. Тем самым просвещение не предполагает системной обратной связи и не отрицает более развитой формы образования – обучения. Обучение есть высшая форма образования, воспитания. Оно представляет собой двусторонний процесс между учителем и учеником на всех уровнях «школьного» обучения. Ранее обучение сводилось к передаче сведений, и тем самым не было его обособление от образования. Возникновение мощных, обособленных, специальных просветительских потоков информации модифицирует технологию обучения. В таких условиях обучение все более ограничивается процессами развития интеллекта обучаемых.

Теоретическая педагогика должна строго различать объем и содержание понятий «воспитание», «образование», «обучение». Названная их последовательность должна быть макрокомпозицией педагогики. На такой основе должна развиваться система педагогических теорий, конкретизирующих позитивные знания различных способов передачи опыта жизни между поколениями.


Пассивное воспитание обстоятельствами жизни, общественной практикой - быт, улица и т.п. ежесекундно учат подрастающие поколения. Человек – результат тех обстоятельств, в которых он живет. Его воспитывают все элементы обстоятельств его жизни, прежде всего отношения с другими людьми.

Активное воспитание - целенаправленная, сознательная передача опыта жизни тем или иным образом. Оно осуществляется родителями, дошкольными учреждениями, школой, внешкольными детскими учреждениями, средними специальными и высшими учебными заведениями, культурно-просветительными учреждениями и прочими организациями. Все общество воспитывает подрастающие поколения.

В последнюю четверть ХХ века все шире использовали термин «социализация» применительно к педагогике. О чем это говорит и как надо понимать данный термин? Является ли данный термин синонимом слова «воспитания», отражая факт ошибочного понимания воспитания, или можно закрепить данное слово за особым понятием, отличным от воспитания? Нет смысла спорить о данном слове, но важно четко понимать его содержание в том или ином случае.

Научение (наставничество) - простейшая форма активного воспитания, осуществляемая родителями и близкими людьми для каждого человека. В таком случае в совместной жизни, на основе принципа «делай как я», передают опыт жизни. Оно - исходная форма воспитания, общая всем развитым формам жизни. Оно состоит в передаче опыта жизни посредством подражания в процессе совместного проживания, общения.

Научение охватывает все стороны передаваемого опыта жизни. Главной непосредственной целью воспитания детей является передача, прежде всего, нравственных, моральных устоев жизни, культуры жизни вообще. Научение происходит посредством передачи опыта жизни между родителями и детьми, между сверстниками и вообще между людьми, в том числе и в школе. Оно является единственной формой передачи опыта в младенчестве, а затем становится базой, на основе которой возникает более развитые формы воспитания.

Научение – содержание самого простого воспитания, которое обычно обеспечивают родители и в целом народ («народная педагогика»). Народная педагогика во многом сводится к научению. Оно – факт и стабильно. У него имеются и достоинства и недостатки. Не везет тем детям, которые рождаются у бедных родителей и т.п. Пауперизация общества - 1.5 млрд. людей в мире живет на доход до 1 доллара в день (нищие, а половина из них голодает), а 50% - до 2 долларов в день (бедные). В результате невежество, пьянство, сквернословие и т.п. калечат судьбы людей. В таком случае истинна украинская присказка: «почему он бедный, потому, что дурной, а почему он дурной, потому что бедный».

Образование  - превращенная форма научения, более развитая форма воспитания. Оно последовательно развивает передачу опыта жизни посредством специально организованной системы общения - трудового, информационного, культурного, спортивного и т.п. В простом виде образование проявляется посредством просвещения детей. Его ведут представители всех форм искусства, писатели, журналисты и многие другие. Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, видеотехника, компьютеры и многое другое являются средством просвещения. СМИ – главное орудие просвещения. Особое значение имеет реклама. Главной целью просвещения является развитие эрудиции, посредством которой добиваются должной нравственности и мировоззрения. Просвещение не ориентировано на конкретных людей.


Образование можно считать сугубо общественной формой воспитания, не существующей у животных. В простом случае оно состоит в передаче знаний тем или иным образом. Оно состоит обычно в однократной передаче сведений между поколениями. Сегодня это главная функция СМИ. Читая, слушая, видя и т.п., человек перенимает опыт (первую форму науки) жизни общества и в той или иной мере использует его в личной жизни. Сейчас возникли и различные специальные формы такого образования - манипуляция сознанием, манкрутизация, индоктринация и т.п. В любом случае кто-то все это делает, а каждый человек оказывается пассивным субъектом, воспринимающим информацию, и на ее основе адаптируется к обстановке.

Обучение – наиболее развитая форма воспитания, образования, просвещения. Обучение часто называют словом «образование», что следует считать ошибкой. Обучение есть система двух связей – прямой и обратной. Оно всегда предполагает личное взаимодействие обучающих и обучаемых, руководство обучающим (педагогом) процессом обучения обучаемых (студентов). В связи с этим и следует осознать первоначально обучение как единство двух связей - прямой и обратной и место в них контроля.

Обучение, в отличие от менее развитых форм воспитания, 1) проводится профессионалами, 2) как единство прямых и обратных связей, 3) призвано развить все способности людей, 4) все более становится самообучением при превращении учителей в менеджеров учебного процесса.

Обучение представляет собой основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками под руководством специалистов данного дела - педагогов всех форм. Обучение происходит в процессе взаимного общения подрастающего поколения со специально подготовленными обществом людьми - профессионалами: учителями, преподавателями, педагогами. Оно имеет место в школе и во внешкольной жизни, охватывая большое число прямых и обратных связей в процессе передачи опыта жизни.

Обеспечивая более эффективную форму передачи опыта жизни между поколениями, обучение не отвергает необходимости своих предшественников. Каждый из них выполняет свою функцию в общей системе воспитания. Главной непосредственной целью обучения следует признать развитие интеллекта - способностей мыслить или мыслительной технологии. Последнее акцентировали, видимо, все мыслители прошлого, в частности И. Кант: "Не мыслям надобно учить, а мыслить".

Резюмируя сказанное, выделим три главных воспитателя новых поколений: наставничество родителей, просветительство СМИ и обучение школ (называя так все организационные формы взаимодействия педагога и обучаемого с начальной школы и до послевузовского обучения). Между ними имеются прямые и обратные, непосредственные и опосредованные взаимодействия. Первоначально только родители воспитывали, затем добавились СМИ и, наконец, - школы. И воспитание есть результат идеологизации субъектов этими тремя частями общества. Между ними имеются противоречия и противодействия. Родители могут быть реакционерами (не пускать детей в школу). Соответственно, реакционными могут быть и другие элементы системы воспитания обществом индивидов. Сейчас СМИ стали главным реакционером и ведут к убийству подрастающих поколений своим развращающим воздействием, особенно рекламой. И очень трудно противостоять этой реакционной роли СМИ, их развращающему воздействию на подрастающее поколение. Это возможно сегодня или только самым бедным или самым богатым слоям общества. И уже совсем самоубийственно для общества возникновение реакционной школы. Именно последнее происходит в нашей стране в виду ряда обстоятельств [например, см. 217]. Хочется верить в то, что здоровые силы общества не допустят убийства школы как средства обучения, образования и воспитания. В крайнем случае, проблема будет в том, чтобы создавать альтернативные школы, которые не зависят от главного политического органа в стране – правительства. По этому пути идет создание элитных школ.