Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 7922

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

Рене Декарт

Люди познают действительность инстинктивно, интуитивно, интеллектуально. Основой их познания бывают разные средства:

знаки слова термины категории.

(вокализация - вербализация - терминация - категоризация)

Чувственное познание мира людьми происходит посредством формирования образов, представлений. Жесты, позы, телодвижения, звуки и т.п. используют для названия идей. Оно является исходным и сохраняет свое значение в течение всей жизни индивидов. В то же время оно недостаточно для современной жизни людей. На его основе возникло отражение мира людьми на основе мышления.

Основными именами являются слова. Люди познают некоторые объекты без знания обозначающих их слов. Обозначение имен объектов называют вербализацией [180.17]. При объяснении объектов используют слова повседневной жизни, значение которых детерминировано здравым рассудком, повседневным представлением об объектах. Восприятие простых слов не нуждается в специальных пособиях. Последние нужны для познания обыденных слов тем, кто изучает объект на неродном языке. В таком случае рациональнее просто увидеть объект, который назван данным словом с тем, чтобы осознать значение слова.

Рациональное обучение проходит три стадии:

Обучение

┌──────────────┼─────────────────┐

концептуальное теоретическое- интеллектуальное

Здесь раскрыто значение концептуального познания на примере изучения общей (фундаментальной) теории экономики или политэкономии (как ее называли ранее).

Концептуальное познание - предварительное, опережающее овладение словами, терминами, категориями с помощью словаря и тестов. Оно создает самую общую, начальную ступень представления об объекте в целом, которую проходят в первую очередь.

Системная пропедевтика ведет к постепенному осмыслению всех элементов. Она должна стать средством воспитания, образования и обучения всех людей. Пока этого нет. В связи с этим любой претендент на развитие своих интеллектуальных способностей должен начинать с освоения минимума категорий, объясняющего ему главные элементы процесса познания и обеспечивающие осуществление начального этапа лозунга «Познай себя». Любое познание объекта начинается с освоения слов.

Для этого следует систематически прорабатывать (не зубрить) словари с тем, чтобы вжиться в содержание этих понятий. Они относительны, и поэтому надо использовать многие словари, помня, что в них нет всей истины в каждом конкретном случае. Более плодотворно использовать компьютерные тесты.

Концептуальное познание представляет собой освоение понятий, посредством которого осознают в целом объект. Это исходная и базовая, перманентная ступень познания. На ее основе познают теории, написанные с помощью данных понятий. Высшей формой познания является развитие способности мыслить и строить теории с помощью понятий.


Идеи образы представления понятия

Чувственное познание мира людьми происходит посредством возникновения у них подсознательных идей и сознательных образов объектов. Оно имеет громадное значение в течение жизни каждого индивида. В то же время оно недостаточно для современной жизни людей. На его основе возникает соображение, а затем мышление, которое ведет к формированию понятий объектов. Понятия объектов представляют высший продукт мозга, высшего продукта материи [см. 119.29.149]. Понятия сохраняют преемственность со своими предшественниками - идеями и образами, представлениями, отличаясь от них дискретностью, определенностью, детерминированностью. Понятия возникают по мере перехода к теоретическому познанию. Они характеризуются тремя признаками - именем, содержанием и объемом.

Понятия

┌─────┴────┐

имена значения

┌─────┴────┐

содержание объем

Имена понятий представляют обозначающие их знаки, слова, термины, категории. У понятия обычно одно имя, но может быть и несколько имен (синонимов). Одним и тем же именем могут называть и различные понятия (омоним). В связи с этим, помимо значения слов, надо знать их смысл, т.е. то, что имеется в виду при его употреблении в данном контексте. Смысл понятий раскрывают содержанием - совокупностью мыслимых свойств отражаемого объекта. Объем понятий - множество отображаемых им реальных объектов.


Понятие

┌───────────────────┼───────────────────────┐

содержание название (имя) объем



= дерево =






Между именем, содержанием и объемом понятий могут быть противоречия. Содержание и объем понятий устанавливают с помощью определений и, главным образом, на основе теорий объектов.

Имена идей, образов и понятий бывают различными. Жесты, позы, звуки и слова - основные формы имен идей, образов и понятий. Главными из них являются слова, термины и категории.

Основные имена понятий

┌──────────┼───────────┐

слова термины категории

Слова. Люди познают многие объекты без знания обозначающих их слов. Обозначение объектов словами называют вербализацией. При объяснении объектов используют многие слова повседневной жизни, значение которых детерминировано здравым смыслом, повседневным представлением о называемых объектах. Восприятие простых слов не нуждается в специальных пособиях. Последние нужны для познания обыденных слов тем, кто изучает объект на неродном языке. В таком случае порой рациональнее просто увидеть объект, который назван данным словом с тем, чтобы осознать значение слова.

Овладение словами начинается в детстве и продолжается всю жизнь. До полутора лет ребенок усваивает в среднем от 30 до 100 слов, к концу второго года употребляет до 300 слов, а к концу третьего года - до 1500 слов [187. с. 129]. Семилетний ребенок знает 3000 слов [214], а всего школьник овладевает в среднем 20 тысячами слов. Ребенок за день выучивает 10 слов [73]. Особенно активно происходит овладение словами в процессе обучения, составляя его основу. “Главное средство всякого обучения есть “слово”...” [241. 30].


Мизология мизантропия

Ненависть к слову (логике, науке) лежит в основе ненависти к людям - эта идея была высказана еще Сократом и акцентируется многими достойными людьми современности.

Сократ осознал недостаточность понимания людьми обыденных слов. В связи с этим он постоянно ставил перед ними вопрос «Что это?» к каждому явлению. Как ни парадоксально, но и сегодня даже профессионалы не знают истинного значения большого числа слов.

Словарь первобытного человека составлял всего 200 слов [24]. Крестьянин в 45-50 лет использует активно 2.5 тысячи слов, а знает 5 тысяч слов [214]. Сложные профессии исследователей требуют знания десятков тысяч слов, что всегда значительно меньше всего объема словаря развитых языков, достигающего ста тысяч слов.

Научное познание нуждается в языке, представляющем систему слов и правил оперирования ими. Развитие способности научного познания предполагает овладение словами, терминами и категориями, а также приемами мысленного моделирования на их основе объектов.

Большинство населения (70%) знает точное содержание только 30% используемых ими слов, а поэтому часто взаимное непонимание людей. Неточное знание значения слов исследователями ведет к полемикам, заблуждениям. Никакой науки невозможно без адекватного словарного запаса исследователя.

Термины представляют общенаучные слова, имеющие более строгое значение по сравнению со словами повседневного языка. При изучении всех объектов необходимо пользоваться многими терминами. Значение терминов обычно устанавливают на основе словарей, справочников, учебников и т.п. Обычное слово, как правило, многозначно (омоним), а терминирование слов предполагает уменьшение их многозначности. Одно и то же слово может быть и простым словом в повседневной жизни и термином науки. При этом формулируют более строго определение слов, т.е. раскрывают содержание и объем обозначаемого им понятия. Тем не менее, многие термины остаются многозначными и имеют разное значение. Ограничение значения термина обычно происходит на основе контекста. Тем не менее не всегда это происходит достаточно определенно, требует затрат труда при обучении и т.п.

Категории представляют более высокий уровень обозначений понятий объектов. С древности в трактовке категорий нет однозначного смысла, что свидетельствует об относительности науки и нерешенных ею проблемах. До настоящего времени сохраняется трактовка категорий в том смысле, который утвердил Аристотель. Аристотель называл категориями предельные, исходные, не определяемые понятия (первопонятия). Число таких категорий было ограничено Аристотелем десятью. Их смысл устанавливают не через общие понятия, а объяснением соответствующих аспектов действительности на основе менее общих понятий. Пределом обобщения является категория, т.е. наиболее общее понятие, для которого уже не существует рода.


Категории имеют важное для науки значение. В современной науке их много и, можно предполагать, что их число и значение будет расти со временем. Для их выявления необходимо логически и диалектически обрабатывать трактовки объектов и находить такие “предельно широкие понятия” [119.18.149], которые нельзя определить как все остальные. Пока это недостижимая цель, хотя ее можно решить с помощью построения соритов, кладограмм.

Традиционно категориями называют основные, специфические термины каждой науки. Это более широкая трактовка смысла категорий. Категории могут быть и словосочетаниями, для которых важен не только набор, но и последовательность используемых слов.

Категоризация терминов представляет переход к более развитой форме понятий объектов. Она предполагает переход от учений к теориям объектов. Категории это обозначения понятий объектов на основе теории. Понятия, обозначенные категориями, детерминированы не простыми определениями, а теориями объектов. Категоризация терминов ведет к ограничению их значения тем смыслом, который соответствует данной теории. Развитие исследований предполагает обработку понятий с тем, чтобы они более соответствовали единому, теоретическому пониманию объекта. Исследователи, образно говоря, являются “каменотесами науки”, задача которых состоит в том, чтобы обтесать, обломать человеческие понятия [119.29.131] с тем, чтобы они стали элементами единой теоретической картины мира, на основе которой возникает мировоззрение индивидов. Только большое число специально обработанных общих понятий дает объяснение объекта в его полноте [119.29.252]. Тем самым происходит переход от слов к терминам и категориям, как трем уровням научного понимания объектов.

Каменные стены


из необработанного из подобранного пиленого камня





Различие слов, терминов и категорий можно показать с помощью аналогии. На постройку стен требуются камни, которые в разной мере могут соответствовать потребностям строительства стены. На основе случайно набранных камней, валунов и т.п. можно сложить стену только при дополнительной их обработке - разбивая некоторые, отбрасывая другие. При этом стена будет разнородной по величине ее составных элементов. Легче сложить стену, и она будет выглядеть эстетичной при использовании специально подобранных плоских камней. И еще качественней она будет в том случае, если на ее постройку использовать специально пиленый камень определенной формы (как кирпичи). Во всех случаях строительства стены строительный материал может быть различного качества, что и определит качество стены. Соответственно слова, термины и категории представляют три уровня осознанных идей - образы, представления и понятия соответственно. Ранее полагал, что существует три уровня понятий, а теперь думаю, что понятия - всего лишь высшая форма идей.



слова термины категории


идеи образы (представления) понятия


знания доктрины теоретическая наука


Одно и то же слово имеет разное значение для людей: для одних оно оказывается простым словом, для других оно термин, а для третьих - категория. Употребляя слова, мы не знаем, как его воспримет слушатель, а поэтому мы и не знаем всегда “как наше слово отзовется”.

Овладение словами происходит постепенно. Первоначально их воспринимают пассивно, без понимания их содержания или на основе контекстуального восприятия их значения. Затем происходит обогащение знаний содержания используемых слов и активное пользование ими. Овладение словами происходит всю жизнь в виду появления новых слов или придания нового значения традиционным словам. Основой этому служат многообразные издания - словники, словари, справочники, энциклопедии, учебные пособия, тезаурусы и т.п.

При изучении науки необходимо специально обращать внимание на восприятие, усвоение и понимание используемых слов, терминов и категорий. К сожалению, педагогика скорее игнорирует этот аспект обучения, и пока нет системы дидактических пособий, которая облегчила бы и повысила продуктивность овладения словами. Такое положение сложилось и при изучении гуманитарных, экономических наук.

Пока нет системы дидактических пособий, которая обеспечивала бы продуктивность овладения словами, терминами, категориями. Такое положение сложилось и при развитии интеллекта вообще, диалектического мышления в частности.

Терминология

┌───────┼─────────┬───────┐

словники словари глоссарии тезаурусы

Словники - списки слов, словосочетаний и т.п. Их обычно составляют филологи, лингвисты. Словари разрабатывают специалисты соответствующих наук. В них указывают не только перечни слов, но и их определения. Подготовлены различные типы словарей, в том числе дидактические, терминологические стандарты. Глоссарии - тематические, специализированные словари. Тезаурусы - систематизированные глоссарии, система слов определенных профессий.

Помогают овладевать словами, терминами и категориями различные формы учебных пособий, особенно в тех случаях, когда в тексте выделяют слова или дают их перечень по темам, разделам.

Предтечей словарей по философии можно считать словарь, приписываемый Платону. Факт его составления до нашей эры свидетельствует о понимании важности словарей для развития способностей людей.

Словники, словари, справочники, энциклопедии, как правило, рассчитаны на специалистов. Их, во-первых, недостаточно для того, чтобы обеспечить всех обучаемых. К тому же, во-вторых, они содержат много понятий, не являющихся всеобще употребительными и не столь нужных на начальных стадиях обучения. В третьих, в этих пособиях дают обычно многословное раскрытие всех основных значений слова, что делает их громоздкими и неудобными для многократной, систематической проработки.