Файл: Войтов ТЕСТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 8163

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕСТОЛОГИЯ

гуманитариям

Т еоретическое алгоритмизация программирование

Моделирование  контроля  контроля

Объекта

Методы обучения

традиционные  новые

Рутинные методы

Ситуационные формы активного обучения. Общее представле­ние о них дано в работе Смолкина А.М. [207].

Ситуации

Конкретные игровые

Обсуждение обсуждение результата

Тесты: добро или зло? А ножи, машины, самолеты и т.п.? Смотря на то, как и для чего их используют! Неумелое использование техники ведет к гибели не только обслуживающего персонала. Технику можно превратить и в оружие – самолетом уничтожить дом и т.п. Аналогично и тесты. В руках зла – они зло, в руках дурака – они опасны. И только гуманный, добропорядочный, истинный педагог использует их как орудие добра – помогает обучаемым усваивать материал. Поэтому ошибочно следующее категорическое утверждение Н.Ф. Ефремовой: «Тестовый контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем» [80]. На самом же деле все может быть наоборот. Тесты всё более становятся главным идеологическим средством манкрутизации людей, манипулирования их сознанием, зомбирования. В таких условиях надо иметь очень развитые интеллектуальные способности для того, чтобы жить с раздвоенным сознанием – для себя одно, а для других – иное. Тестами навязывают часто ложные идеи гуманитарных наук – псевдоидеологию.

2.2.2. История педагогического тестирования

Тестирование

2.3.10. Процедура экзаменационного контроля

В школьной практике

Задания

Контролирующие устройства

2.5. СИСТЕМАТИКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тратта = переводной вексель

Контроль успешности познания

Слабые  сильные

Список 1

Список 2

Список 1

Список 2

Определяйте значение слов

4.2. СУБД «СИСТЕМНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

Сложность техники

Необходимость умений пользования ею

Назначение СУБД-4.1

Исходным и конечным пунктом любого познания следует считать овладение словами науки. Это - общепризнанная в педагогике первая ступень познания науки.

Использование

Проблемы

Проблема словарика

Текущая аттестация

Дисциплина на занятиях

Качество прямой связи в обучении. Обратная связь зависит от прямой связи. И главные проблемы тестирования, как элемента обратной связи, лежат в состоянии прямой связи при обучении. А поэтому нужно специально проанализировать состояние прямой связи, адекватность понимания чему и как учить студентов и т.п.

Фундаментальность образования. Что это такое? Многие гордятся таким образованием в нашей стране. Но его сейчас усиленно уничтожают. Для осмысления всего этого и важно понять его суть и направления его развития с тем, чтобы не допустить его уничтожения сейчас. Как можно увеличить фундаментальность образования?

Тестирование тестов. Уже давно осмыслена проблема тестирования тестов, но пока не найдено надежного метода решения данной проблемы [11,с.344]. Сведение проблемы к математическому, статистическому измерению валидности убедительно только для дилетантствующих простаков. Игрой в цифирь не скрыть проблем истинности научных идей. Истинность знаний зависит от уровня теоретизации науки, что оправдывает математическое и статистическое измерение качества тестов. Поэтому и хочется задать сакраментальный вопрос: «Как протестировать ситуацию, которая представляет собой «Отсутствие всякого присутствия»?

Завлекательность и трудность учебы. Об этом писал Ключевский и это важнейшая идея проблемы ТВПП. Т.Ф. Кораблева [см. 108] допускает рост завлекательности учебного процесса. Это широко распространенная мысль, обычно проявляющаяся в идеях перехода к игровым методам обучения. В учебе, несомненно, важна завлекательность, игры, но только до определенной степени. Преходя её, учеба теряет смысл тем, что не выполняет главной своей функции – не приучает к труду, т. е. не развивает тех способностей, без которых труда не бывает.

Отметка  оценка  балы  рейтингкредит

Актуальность

Учись учиться

Учитесь мыслить

Кризис педагогики

Уровни владения иностранным языком

Читать или говорить?

Чему учить?

Приятная работа

Как учить язык?

Учить не слова, а фразы

Полузнание опаснее незнания

ПОБЕЖДАЙТЕ САМОГО СЕБЯ

УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКИ ТРЕНИРУЙТЕСЬ НА ЯЗЫКЕ

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ УСЛОВИЙ

Идея представление  понятие  предмет науки  онтология

I. Формулировка заданий (вопросов) имеет определяющее значение при разработке тестов. Задания могут быть различными: утвердительными, вопросительными, отрицательными, вопросительно-негативными, утвердительными при наличии вопросительных слов и т.д. Типы вопросов могут быть различными по содержанию: определение основных категорий, содержание категорий, законов, формулировка и применение основных законов, задачи без сложных и со сложными вычи­слениями, графическое представление соотнесений категорий и законов, логические задачи, элементы выводов т.д.

Сфера применимости каждого типа вопросов еще не выявлена, а поэтому умение их задавать представляет скорее искусство, чем науку.

Вопросы не должны быть длинными: максимальным числом слов в вопросе считают 15. Вопрос должен удерживаться в голове обучаемого в течение всего времени анализа конструктивной единицы теста (вопрос + ответ). Вопросы обычно должны быть читабельными с одной, а не несколькими основами (однозначный). В отдельных случаях вопросы составляют с двумя основами (двузначные). Задания начинают обычно со слов: укажите, найдите, перечислите, определите, отберите и т.д. Задания (вопросы) могут быть только рациональными, хотя и "провокационными". Вопросы обычно бывают прямыми, а могут быть и "скрытыми". Систематика вопросов представлена схемой.




Задания

┌─────┴────┐

Указания вопросы

┌─────┴────┐

Общего плана содержательные

┌─────┴────┐

Прямые скрытые

┌─────┴────┐

Однозначныемногозначные


2. Формулировка ответов происходит на основе тех же требований, что и вопросов: читабельность, лаконичность, краткость (5-6 слов). На каждый вопрос может быть от I до 7 ответов. Большое число ответов затрудняет их сопоставление, анализ. В отдельных тестах может быть один, а иногда и более 7 (при разделительных, аккордных типах тестов).

Вопросы и ответы формулируют для реализации следующих задач:

- идентификации ответа, удовлетворяющего или нет указанным в вопросе условиям;

- определение полноты (несколько правильных, но не полных ответов);

- выбора существенного свойства объекта;

- разделения причин и их следствий; разделения сходных понятий;

- выделения причин и их следствий;

- классификации,

- соотнесения к правилу;

- перестановка и пропуск после­довательных элементов;

- альтернативного выбора;

  • комбинаторики; установления однозначного и многозначного соответствия.

Выборочный принцип построения опознавательных тестов имеет положительное значение при соблюдении ряда условий. Поэтому его критика часто не обоснована. В то же время необ­ходимо осознавать способы построения ответов и их значение по соотнесению с вопросами. Опыт использования выборочного метода показывает, что его ограничения могут быть в значительной степени сняты при методически правильном его применении.


При соотнесении вопроса и ответа можно выделить ряд ответов: балластные и целесообразные, ложные и истинные, неадекватные и адекватные, неправильные и правильные. Их системное соотнесение представлено гипотезой:

Ответы

┌─────┴────┐

Нелепые целесообразные

┌─────┴────┐

Ложные истинные

┌─────┴────┐

Неадекватные адекватные

┌─────┴────┐

Неправильные правильные

┌─────┴────┐

Слабые сильные

┌─────┴────┐

Неполные полные


Нелепыми следует считать такие ответы, которые не соответствуют действительности, не включены в учения каких-либо научных школ. Поскольку при чтении тестов имеет место непроизвольное запоминание, то следует свести к минимуму и, по возможности, к нулю "нелепые" ответы, которые не являются знанием вообще.

Целесообразными следует считать такие положения ответов, которые включены в учения каких-либо доктрин науки, даже если они и не соответствуют действительности. Скажем, поня­тие «Несси» является ложным отражением действительности, но оно существует в фантастике. Поэтому научное понима­ние мира предполагает знание этого понятия.

Ложная форма целесообразных ответов в преподавании имеет место в том случае, когда положения входят в состав противостоящих доктрин и, по существу, искажают представление об объекте. Современные программы ориентируют на знание различных парадигм. Непроизвольное запоминание концепций не имеет отрицательного значения, а является одной из целей обучения. Их применение служит для указания научного понимания мира. Поэтому включение всех положений в тесты целесообразно, но должно происходить в соответствии с определенной мерой. Необходимо минимизировать долю таких ответов в тестах.

Адекватные действительности положения также по-разному могут быть соотнесены с содержанием вопросов. Они могут быть не относящимися к вопросу и относящимися. Первые обычно считают неправильными, а вторые - правильными. Понятие правильные и неправильные ответы в опознавательных тестах соотносительно вопросу. Правильный ответ в тестах означает то, что ответ соответствует вопросу, а неправильный ответ - не соответствует вопросу. Правильным может быть по существу ложное положение, а неправильным может быть и истинное положение. Все это зависит от постановки вопроса. Несомненно, тесты следует так строить, чтобы правильным было обычно адекватное понимание мира с точки зрения автора. «Слово «правильный» не является удачным, поскольку в кадре может быть несколько правильных ответов, а выбрать требуется один из них или даже неправильный» [106]. Правильным ответом может быть и ложное знание. Например, задание "укажите неправильное определение религии" предполагает отбор ложного ответа. В таком случае не­правильным будет указание истинного положения. В заданиях следует различать ответы, "соответствующие" и не соответствующие" вопросу.


Истинность ответа зависит от многих обстоятельств, в том числе и от перечисленных ответов. Например, при задании "Укажите наиболее развитую форму монополий" можно указать разный набор форм монополий. Один набор - картели, синдикаты, тресты, концерны и в другой - добавить еще "конгломераты". В первом случае правильный ответ будет в указании "концернов", а во втором случае - "конгломератов".

Правомерно применение тестов с ответами в форме схем. При этом дают или только правильные схемы, или и неполные. В первом случае дают ряд правильных схем, и задание состоит в том, чтобы выбрать относящуюся к вопросу схему. Например, из приведенных схем 2,3,4-звенных структур управления фирмами следует выбрать преобладающую в данный момент времени, перспективную, наиболее распространенную в той или иной отрасли. Допустимо использование и неполных схем, т.е. с неправильным указанием связей объектов или с пропущенными линиями на схеме.

Ответы могут представлять также беспорядочную последовательность операций, положений. Задание состоит в том, чтобы восстановить их логическую и диалектическую последовательность или отобрать из указанных истинную последовательность.

В качестве одного из практических руководств по составлению ответов на вопросы можно использовать следующие рекомендации [153].

Способы варьирования правильности утверждений:

  1. Включение в ответ лишних компонентов.

  2. Пропуск отдельных компонентов утверждений.

  3. Замена компонентов утверждений.

  4. Включение правильных, но менее существенных утверждений.

  1. Включение типичных ошибок.

  2. Предложение ответов, не доведенных до конца.

  3. Включение нетипичных малозаметных ошибок.

  4. Выдача списком полного естественного состава условий.

  5. Изменение соотнесений компонента ответа с компонентами вопросов.

  1. Включение сходных понятий.

  1. Изменение логического порядка элементов.
    Основные принципы формирования ответов:

  1. Идентификация (ответ удовлетворяет или не удовлетворяет условиям).

  2. Полноты (несколько правильных, но неточных, найти

полный).

  1. Выборы существенного.

  2. Разделение причин и следствий.

  3. Разделение сходных понятий.

6. Выделение частного из общего.

  1. Классификация.

  2. Соотнесение правилу.

  3. Перестановки и пропуски последовательности элементов.

Методы предъявления ответов могут быть различными.

Способы предъявления ответов

┌─────┴────┐

Одновременно с вопросом отдельно от вопроса

┌─────┴────┐

Сразу постепенно

┌──┴──┐ ┌───┴──┐

Все один два три и т.п.

По гуманитарным наукам не рациональны тестовые задания с выбором ответов. Но это не означает невозможности их использования, особенно в форме терминологических тестов соответствия.


Альтернативные тесты. Альтернативные тесты являются простейшей формой тестов с готовыми ответами. В таком случае необходимо альтернативно оценить положение в качестве верного или ошибочного. Отсюда альтернативность их обозначения. Альтернативными тесами часто называют простую выборку с двумя ответами, из которых надо выбрать один. Альтернативные тесты строятся следующим образом. Составляют список положений, из которых надо указать верные. В таком случае ко всему списку задают вначале вопрос: "Верно ли, что ...?" «Империализм есть фаза развития капитализма». Таких положений может быть на одну или две страницы.

Разновидностью альтернативных тестов можно считать такие, когда положения даны не в утвердительной, а в вопросительной форме таким образом, чтобы ответ мог быть односложным: «Да» или «Нет». Например, элементом простого альтернативного теста может быть положение "Труд имеет стоимость". Студент должен указать ошибочность этого положения. Это положение можно переформулировать в вопрос: «Имеет ли труд стоимость?» Ответом на него будет: "Нет". Аналогично: «Являются ли деньги превращенной формой товара?» Ответ: "Да". Такую конструкцию тестов используют некоторые философы, и легко построить аналогичные контрольные алгоритмы по любой науке.

"Выборка" ответов, как сущность данного типа тестов, не является однозначной и проявляется во многих формах.

Выборка

┌─────┴────┐

Одного ответа много ответов

┌─────┴────┐

В любой последовательности в строго определенной

(«аккордная») последовательности

(последовательная)

Простая выборка. При простой выборке имеется вопрос и несколько ответов. При этом "правильный" (т.е. соответствующий вопросу) ответ один. В таком случае надо найти правильный ответ и указать его тем или иным образом. Это наиболее распространённые формы тестов по всем наукам.

Аккордная выборка. При аккордной выборке имеется много "правильных" ответов. При этом неизвестно, сколько правильных ответов: ни одного, или все, или определенная их доля. Это более трудная форма тестов по сравнению с простой выборкой. Аккордная выборка также многообразна.

Аккордная выборка

┌──────────┼───────────┐

Один вопрос и два вопрос и много вопросов

Много ответов много ответов и много ответов

В простом случае она представляет вопрос и ряд ответов, из которых несколько правильных. В более сложном случае дают два вопроса к одной совокупности ответов и надо последователь­но ответить на один и другой вопрос. В более сложном случае дают много, (например, 5) вопросов и много (например, 8) ответов. При этом некоторые положения являются элементами ответа на несколько вопросов [109. 37]. Данный тип "построения задания позволяет избегать употребления неточных или неверных ответов" [там же]. Это фактически тесты соответствия. Аккордные тесты следует применять при более глубоком познании предмета. По нашему мнению, они применимы, прежде всего, при обучении профессиональных, а не общеобразовательных дисциплин. Во всех остальных случаях они чрезмерно трудны. Предпочтение этих форм тестов некоторыми препода­вателями, по нашему мнению, необоснованно. Обычно указываемые недостатки простых выборочных ответов относятся в определенной мере и к ним. Этот тип тестов легко превращается в тесты простой выборки. В таком случае из предложенных элементов получают ответ посредством скобок, объединяющих отдельные группы предложенных ответов [212].


Вопрос: ...

2

1 ответ 2 ответ 3 ответ 4 ответ

1 3

4

5

Простая и аккордная выборка взаимно превращаются и иным образом. Если надо отобрать много ответов, исключая один, то такая аккордная выборка может быть заменена простой (отрицательной) выборкой того ответа, который отбрасывают в случае аккордной выборки.

Разделительный тип их предполагает обособление комплекса положений по двум каким-либо свойствам (например, характеризующих производительные силы, и производственные отношения). Иной тип ответа предполагает отбор особенных свойств (или, наоборот, фундаментальных) из всей совокупности свойств явлений. В таком случае в вопросе вставляют слово "только". Допустимы наборы ответов, которые включают и инородные для данного объекта свойства, которые необходимо отделить от свойств данного объекта. Последовательная аккордная выборка состоит в последовательном отборе двух или более элементов [207].

В последовательной выборке, состоящей из двух частей, первая часть ответа показывает содержание ответа, а вторая - причину сущности данного явления. "В первой части учащийся выбирает непосредственный ответ на поставленный вопрос, а во второй обосновывает свой выбор: только при совпадении правильного ответа в обеих частях ему засчитывается ответ" [174. 81].

В тестах аккордной выборки уменьшается значение просто­го угадывания ответа на вопрос. В таком случае отпадает под­сказ "ищи только один правильный ответ". У обучаемого долж­ны быть более устойчивые и глубокие знания для того, чтобы выбрать правильный ответ.

Помимо содержательных ответов, в таких тестах обычно ис­пользуют ответы: не знаю, ни один ответ не соответству­ет вопросу, все верны, все неверны, да, нет, правильного отве­та нет, согласен, не согласен, ни один из указанных, правиль­ного решения не приведено, условий задачи недостаточно для ее решения, задача не имеет однозначного решения, задание сформулировано не конкретно и т.д.

Подбор вариантов ответов подчиняется также и следующим требованиям: ответы не должны быть логически контрастными, не иметь внешних информационных признаков.

При составлении аккордных тестов следует составлять их так, чтобы наборы ответов соответствовали вопросу от "0" до 100%. Например, "Укажите, что не относится к оценке империализма" и дать все положения триединой его оценки. В таком случае все 100% ответов будут соответствовать вопросу.

Оценка уровня знаний на основе аккордной выборки затруднительна и требует больших расчетов. Как подсчитывать правильность ответа? Если считать только число правильно указанных ответов, то тогда студенты укажут, не думая, все клеточки, в том числе 100% ответят на поставленные вопросы. Поэтому ошибками надо считать не только все не указанные, но и все ложно указанные ответы. Другим элементом оценки успешности является определение знаменателя - к чему относить число ошибок: к числу правильных ответов, ко всем возможным ответам, ко всем правильно указанным. Необходимы дополнительные исследования и апробации с тем, чтобы выбрать способ определения успешности ответа на аккордный тип выборки [109. 40].